Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ИЖС: что важно знать перед покупкой дачи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дачную амнистию продлили до 1 марта 2031 года. Это значит, что жилые и садовые дома можно оформлять упрощённо, не получая уведомление о соответствии параметров строительства. Дачная амнистия затрагивает земли с назначением ИЖС и ЛПХ (в границах населенного пункта), садовые участки и КПХ (крестьянско-фермерское хозяйство).
Расширены сведения в ЕГРН
С начала 2022 года в ЕГРН — Единый государственный реестр недвижимости — включают новые сведения:
- О кадастровых инженерах, проводящих учёт недвижимости. Теперь в справку из ЕГРН будут вписаны данные ответственного за кадастровые работы.
- Об аварийности многоквартирных домов. В выписках ЕГРН отразят, признан ли дом аварийным или непригодным для проживания, подлежащим сносу или реконструкции. Эти сведения помогут покупателям избежать сделок с проблемной недвижимостью.
При покупке загородной недвижимости люди часто сталкиваются в описаниях с аббревиатурами. Разберемся, какие понятия в них зашифрованы и почему это важно знать, чтобы выбрать дачу.
Терминология:
- ИЖС: индивидуальное жилищное строительство. Это вид разрешенного использования земельного участка. Подходит для земель под капитальное строительство. Всегда располагается в населенном пункте, СНТ или ДНП.
- ЛПХ: личное подсобное хозяйство. Вид разрешенного использования земельного участка, которые подходит для земель под сельское хозяйство.
- СНТ и ДНП: садовое некоммерческое товарищество или дачное некоммерческое партнерство. Некоммерческие организации, объединение собственников участков, чтобы управлять общим имуществом.
ВЫДАЧА РАЗРЕШЕНИЯ НА ВВОД ОБЪЕКТА ИЖС НЕ ТРЕБУЕТСЯ
Итак, последними изменениями в Градостроительный кодекс РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если для строительства или реконструкции такого объекта не требуется выдача разрешения на строительство. Однако это не означает отмену всякого согласования ввода в эксплуатацию объектов ИЖС, а, наоборот, вносит следующие изменения, которые предусматривают дополнительные согласования:
Во-первых, ФЗ N 340 предусматривает, что к объектам индивидуального жилищного строительства теперь относятся в том числе садовые и дачные дома (далее — объекты ИЖС). А это означает, что если до принятия ФЗ N 340 (прежняя редакция Градостроительного кодекса РФ) строительство садовых и дачных домов на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, вообще исключало всякое согласование с органами, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления), то начиная с 3 августа 2018 г. такое строительство должно пройти так называемую уведомительную процедуру ввода объекта в эксплуатацию. Следовательно, теперь все вновь строящиеся садовые и дачные дома должны соответствовать всем законодательно установленным параметрам строительства, в том числе и допустимости их размещения на земельном участке.
Во-вторых, из анализа рассматриваемых изменений следует, что разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию рассматриваемым Законом отменяется, но при этом вводится иная форма согласования — получение уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, ФЗ N 340 расширил субъектный состав лиц, которым теперь необходимо проходить процедуру ввода объекта ИЖС в эксплуатацию, и саму процедуру ввода объекта в эксплуатацию заменил с разрешительной на «уведомительную», по сути нисколько ее не упростив, а даже наоборот. Предусмотренный законом уведомительный порядок ввода объектов ИЖС в эксплуатацию не является уведомительным хотя бы потому, что в ответ на подачу уведомления об окончании строительства объекта ИЖС застройщик соответствующего участка должен непременно получить уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а не просто подать уведомление об окончании строительства, как при простом уведомительном порядке.
РАССМОТРЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства производят следующие действия.
Во-первых, проводят проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, установленным:
- правилами землепользования и застройки;
- документацией по планировке территории;
- обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами.
В случае если предельные параметры объектов капитального строительства изменены после дня поступления уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган также проводит соответствующую проверку указанных в уведомлении об окончании строительства параметров объекта ИЖС вышеуказанным предельным параметрам разрешенного строительства.
В случае если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, органом осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объектов указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства.
Во-вторых, проверяет путем осмотра возведенного или реконструированного объекта соответствие его внешнего облика описанию внешнего вида ИЖС, который является приложением к уведомлению о планируемом строительстве при условии, что застройщику не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта установленным параметрам и (или) недопустимости его размещения на земельном участке по основанию:
- от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта ИЖС предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям ОКС, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения;
- или от органа в области ОКН поступило уведомление о несоответствии типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта ИЖС в границах исторического поселения федерального или регионального значения.
В-третьих, проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве.
В-четвертых, проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.
В-пятых, направляет застройщику уведомление:
- о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности;
- несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Получение разрешения на строительство
Получение разрешения на строительство частного дома невозможно без градостроительного плана земельного участка. Градостроительный план выдается для того. чтобы обеспечить субъекты градостроительной деятельности информацией, которая необходима для архитектурно-строительного проектирования, любого строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка. В градостроительном плане обычно содержится информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях охранных зон, ограничениях по строительству и параметрах застройки, проходящих коммуникациях (ЛЭП, газопровод, водопровод). На чертежах обычно отражают минимальные отступы от границ участка и выделяют место, где можно начинать строительство дома, его допустимые размеры и высоту.
При оформлении документации на начало застройки или капитального ремонта необходимо учитывать, что причинами для отказа в ее выдаче могут стать неверные действия застройщика, в частности, предоставление неполного пакета документов или наличие ошибок в проекте. Приоритетными задачами местной администрации при рассмотрении вопроса о начале разрешенной реконструкции или строительства являются следующие моменты:
- проверка наличия всех необходимых бумаг;
- анализ предоставленного архитектурного проекта;
- оценка предполагаемого инженерно-технического обеспечения;
- сопоставление проектной документации с требованиями Гражданского действующего кодекса.
В отдельных случаях могут потребоваться дополнительные документы, касающиеся специфики объекта.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
- 1) обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
- 2) обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности;
- 3) обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
- 4) осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории;
- 5) участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия;
- 6) ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- 7) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов;
- 8) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам;
- 9) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- 10) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий;
- 10.1) единство требований к порядку осуществления взаимодействия субъектов градостроительных отношений, указанных в статье 5 настоящего Кодекса;
- 11) ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
- 12) возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.
На протяжении 5 лет после предоставления земли под жилищное строительство на нем необходимо построить жилой дом.
Иначе, орган местного самоуправления может изъять его в связи с неиспользованием данного участка по целевому назначению
На земле допускается строительство индивидуального дома или иного объекта.
При ведении строительных работ следует руководствоваться правовыми положениями Градостроительного Кодекса РФ.
До 04.08.2018 г. для выполнения работ надо было получить разрешение на строительство в муниципалитете. Разрешительная документация подтверждает, что проект на здание соответствует плану земельного участка и проекту межевания.
В настоящее время разрешение на строительство объекта на участке под ИЖС не требуется. Необходимо подавать уведомление о планируемом строительстве либо реконструкции объекта индивидуального строительства. К примеру, в Москве документ нужно подать в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.
В результате на сделанное уведомление, компетентный орган в течение 7 рабочих дней отвечает либо уведомлением о соответствии предполагаемого строительства, либо о его не соответствии.
Правоустанавливающая документация на ЗУ, которая является приложением к данному извещению, может запрашиваться в порядке межведомственного взаимодействия.
Разрешение на строительство
Пункт 1 определяет понятие разрешения на строительные работы. Это документ, который подтверждает соответствие проектных документов условиям градостроительного регламента, проекту межевания земли и проекту ее планировки. Разрешение позволяет начать строительные или реконструкционные работы. Если на земельный участок градостроительный регламент не действует, разрешение будет являться подтверждением соответствия проектных документов параметрам объекта капстроительства на этом участке (пункт 1.1 этой статьи).
Строительные и реставрационные работы должны выполняться исключительно после получения разрешения на строительство.
Если конкретный случай исключения не описан в этой статье, п. 2.
Согласно пункту 3, разрешение не выдается, если нет правил застройки и землепользования. Исключение составляют объекты строительства и реконструкции, имеющие федеральное значение, объекты капстроительства на территориях, на которые не действуют градостроительные регламенты (или не установлены), муниципальные объекты и т. д.
Пункт 3.1 статьи регламентирует выдачу разрешения на строительство, если земельный участок передан для всестороннего освоения территории. Разрешение может быть выдано только после образования из этого участка новых участков в соответствии с проектом межевания или планировки.
Немного о приобретении прав на землю без аукциона
А теперь немного полезной информации, которой нечасто делятся с гражданами чиновники земельных ведомств.
Существует возможность без аукциона приобрести участок земли под жилой дом или личное подсобное хозяйство на территории населенного пункта, а также под постройку садового дома.
Речь здесь идет о получении права на землю без торгов – так называемом «предварительном согласовании предоставления участка земли».
Получить такое согласование можно без посторонней помощи – для этого не потребуется юридического сопровождения, участия кадастровых специалистов или иных посреднических услуг. От заявителя потребуется только желание и немного терпения – вся манипуляции займут около 3 месяцев.
Зато, если решение будет принять в пользу заявителя, он сможет беспрепятственно приобрести землю без аукциона. Причем, этим правом потенциальный застройщик сможет воспользоваться в течение 2 лет с момента получения согласования.
Какие документы прикладываются к уведомлению
К уведомлению о строительстве ИЖС должны быть приложены (ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ):
- Правоустанавливающие документы на земельный участок. Они предоставляются по желанию застройщика. Уполномоченный орган может и сам запросить необходимые документы или сведения в Росреестре, органах МСУ и др. в порядке межведомственного взаимодействия.
- Документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика (если он подает заявление не сам).
- Заверенный перевод на русский язык документации о регистрации иностранного юрлица (если застройщик является таковым).
- Описание внешнего вида планируемого объекта ИСЖ, если он будет построен (или реконструирован) в границах территории исторического поселения федерального или регионального уровня. Описание объекта включает графическую и текстовую часть.
- Дополнительные разрешения и справки, если строительство осуществляется в зоне с особыми условиями (например, в водоохранной зоне или на территории, прилегающей к аэропорту, и др.).
Требования к строительству дома на земельном участке ИЖС
Требования к высотности дома:
- Не более 3 этажей;
- Не выше 20 метров;
Требования к помещениям в доме:
- Площадь гостиной — от 12 квадратных метров;
- Площадь спальной комнаты — от 8 квадратных метров;
- Площадь прихожей — от 1,8 квадратных метров;
- Площадь кухни — от 6 квадратных метров;
- Площадь санузла — от 1 квадратного метра;
- Высота потолков — от 2,5 метров;
- Ширина лестниц — от 0,9 метров;
- Высота подвального этажа — от 2 метров.
Требования к расположению дома:
- Деревянные дома должны располагаться на расстоянии 15 метров от соседнего дома;
- Кирпичные дома с деревянными перегородками должны располагаться на расстоянии 8 метров от соседнего дома;
- Кирпичные дома должны располагаться на расстоянии 6 метров от соседнего дома.
- Расстояние от фундамента дома до дороги — от 5 метров;
- Расстояние от дома до проезда на другие территории — от 3 метров;
- Расстояние от дома до границы будущего забора — от 3 метров;
- Дом должен располагаться на расстоянии 4 метров до подсобных строений;
- Дом должен располагаться на расстоянии 12 метров от туалета, выгребной ямы или сарая для животных;
- Дом должен располагаться на расстоянии 5 метров от бани.
Другие важные моменты:
- Дом не делим на самостоятельные объекты недвижимости;
- В доме могут находиться вспомогательные помещения для бытовых нужд;
- Гараж может размещаться внутри частного дома;
- В подвале нельзя организовывать жилые помещения.
Поэтапная выдача разрешительных документов на строительство дома
В новых изменениях Гражданского Кодекса закреплено положение о возможности выдачи разрешения на каждый последующий этап возведения здания. Это важно для застройщиков, причем понятие этапа включает в себя широкий круг строительных видов деятельности. Вначале может быть демонтаж старых капитальных строений, затем последует нулевой цикл с подвалом и фундаментными конструкциями, за ним строительство каркаса, кровли, отделочные работы.
Для выдачи разрешения на каждый конкретный этап возведения правительство определило состав работ, который приходится на начальный, промежуточный и конечный промежутки. Это касается капитального строительства и перестройки зданий и сооружений.
Следует учитывать тот факт, что не всегда является аргументированной подготовка проекта на отдельные промежутки строительных работ. Это становится целесообразным при условии, что следующий этап работ не повлияет на безопасность работ предыдущего промежутка возведения.
ИЖС и дачное строительство
Индивидуальное жилищное строительство как вид использования земли имеет много общего с дачным строительством. Например, почти идентичный правовой режим. Такая близость даже вызывает у части специалистов сомнения в обоснованности законодательного разграничения ИЖС и дачного строительства. По их мнению, то, что участки земельные под ИЖС и для дач имеют закрепленное еще с советских времен разграничение правовых режимов, на сегодняшний день потеряло всякий смысл.
Коренное различие между ИЖС и дачным строительством заключается в том, что в первом случае возведение жилого дома – это обязанность правообладателя земельного участка, тогда как возведение жилого дома на дачном участке скорее право его владельца. В данном случае законы и «понятия» не противоречат друг другу, поскольку в сознании большинства населения закрепилась парадигма, заключающаяся в том, что основное функциональное назначение дачи в отличие от индивидуального дома – место отдыха, а не постоянное жилище.
В соответствии с Земельным кодексом РФ предоставление земельных участков под жилищное строительство, в том числе ИЖС, правомерно только из состава земель населенных пунктов. Тогда как предоставление (и дальнейшее использование) дачных земельных участков правомерно не только в составе земель населенных пунктов, но и земель сельскохозяйственного назначения.