Идеальный волонтёр — какой он?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Идеальный волонтёр — какой он?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Добровольцем можно стать в любом возрасте. Правда, если ребенку еще нет 14 лет, его как волонтера должен сопровождать родитель или официальный представитель. Если юному добровольцу уже исполнилось 14, но он еще не достиг совершеннолетия, достаточно будет получить письменное разрешение от родителей или опекунов.

– Лариса Валерьевна, как вы пришли к добровольческой деятельности?

– С детства меня мама учила делать добрые дела и ничего за это не просить взамен. Она сама была для меня ярким примером доброты. И так повелось, что добро для меня – норма жизни. Я начала заниматься добровольчеством в студенческие годы, когда стали активно развиваться общественные организации. Но осознание того, что это мое призвание, пришло ко мне, когда я переехала в поселок Солнечный Сургутского района и устроилась работать в школу № 1.

– Что оказало на это влияние?

– В это время добровольчество начало развиваться еще активнее, государство стало поддерживать добровольческие инициативы и помогать в реализации социальных проектов, появилось множество объединений.

В нашей школе организовали добровольческий отряд «Волна добра». Мы с детьми собирали макулатуру, помогали пенсионерам, детям с ОВЗ и участвовали в различных мероприятиях. Этот отряд существует до сих пор и также активно работает. Потом мы создали школьный отряд Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», деятельность которого направлена на сохранение исторической памяти и заботу о ветеранах.

После появился школьный отряд Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», направление работы его связано с сохранением здоровья и популяризацией ЗОЖ.

За десять лет моей работы в школе мы с моими воспитанниками-добровольцами приняли участие в разных добровольческих проектах и мероприятиях. Несколько лет подряд выигрывали гранты на реализацию своих социальных проектов. Одно из последних наших достижений – наш отряд «Волонтеры Победы» вошел в десятку лучших по России по итогам конкурса «СуперКоманда-2022». Я занесена на Доску почета Сургутского района за личный вклад в борьбу с covid-19.

Особенности волонтёрства

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольческого труда относится скорее к XX веку, хотя его появление в XIX веке не так далеко, и в то же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как доктрина рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства, как идеал. Свободный труд свободных людей был идеалом социалистических утопистов: Святой Симон, С. Фурье рассматривали труд как удовольствие, как развитие человеческих способностей. Коммунистические идеологи К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных социальных сил работа на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и будет действительно свободной от принуждения и отчуждения.

В современной западной науке общепринята модель общества, принята и российская наука. Сегодня роль организаций гражданского общества высоко оценивается в развитых странах мира, и тогда отчетливо прослеживается тенденция государства передавать часть своих функций по социальной защите и поддержке населения организациям независимого сектора.

«Экономическое исследование добровольчества характеризуется акцентом на проблемы производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и, в частности, исследует компенсирующий характер затрат характер индивидуальных и общественных отношений. Этот подход характеризуется тем, что он воспринимает совокупность, а не отдельного субъекта трудовой деятельности.

Добровольность, самоотверженность и социальная направленность — это три основных компонента добровольного труда, которые делают его особенным. Добровольная работа мало изучена с точки зрения отечественной социологии. Существует три основные традиции изучения волонтерской деятельности. В контексте христианской традиции добровольческая деятельность рассматривается как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Добровольческая работа также рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент в построении социалистического, т.е. коммунистического, общества. Другой метод изучения волонтерства — смотреть на него сквозь призму социальной модели общества. В случае применения данного метода волонтерство определяется как основа построения гражданского общества.

  1. Великая советская энциклопедия: В 30 тонн. М.: Советская энциклопедия, 1965-1978 годы.
  2. Словарь с терминами из теории социальной работы. Медведева Е.С.М. : ТК Сфера, 2004.
  3. Тематическая лексика основных терминов и понятий социологии. М., 2003. 256 с.
  4. Бодренкова Г.И. Волонтерство // Социальная работа. 2002. № 1. С. 135-153.
  5. Косова Ю.П. Психологические особенности волонтерства // Высшее образование сегодня. 2004. № 12. С. 64.
  6. Кудринская, Л.А. Волонтерство: природа, функции, характеристики. // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.
  7. Потапенко О.В. Волонтерство как активный способ формирования гражданской ответственности студентов и их патриотизма // BHSA, 2015. С. 4.
  8. Сикорская Л.Е. Добровольная работа как школа нравственного воспитания молодежи. (по-русски) // Знания. Понимание. Способность. 2003. №4. С. 127.

Какими качествами должен обладать волонтер

Чтобы помогать ближним и природе, человек должен обладать рядом качеств.

Социальная активность. Без нее вам будет трудно по-настоящему увлечься волонтерством. Лень и апатия потянут назад, к развлечениям, друзьям, холодильнику и дивану.

Альтруизм. Кто такие волонтеры? Прежде всего — альтруисты. Это значит, что вы готовы ставить интересы других выше собственных и тратить силы и время на помощь нуждающимся.

Толерантность. Волонтеру необходимо быть толерантным по отношению к другим. Он должен помогать людям независимо от их взглядов, ценностей и суждений. Сдержанность, вежливость и понимание — все это включает в себя понятие толерантности.

Эмпатия. Прежде чем стать волонтером, убедитесь, что вы доброжелательны и чутки по отношению к пожилым людям или детям, умеете разделять их беспокойства и заботы. Эмпатия или, проще говоря, эмоциональная восприимчивость — то качество, без которого волонтеру не обойтись.

Ответственность. Волонтерство предполагает, что вы берете моральное обязательство сделать жизнь другого человека или вашего подопечного немножко лучше и комфортнее. Дорожите этой ответственностью — тогда добро вернется сторицей.

Подходит ли вам добровольчество?

Как понять, сможете ли вы быть волонтером? Ответьте на несколько вопросов.

  1. Получаете ли вы удовольствие от осознания, что дело, которым вы занимаетесь, приносит реальную пользу?
  2. Есть ли у вас возможность несколько часов в неделю посвятить деятельности, за которую вы не будете получать плату?
  3. Интересно ли вам осваивать новые навыки, работая в социально значимых проектах?
  4. Хотите ли вы познакомиться с единомышленниками в сфере ваших профессиональных или социальных интересов?
  5. Готовы ли вы получать вознаграждение за свой труд и время «по бартеру» — в виде бесплатного участия в интересных вам мероприятиях, обучения, оплаты поездок и т. п.?
  6. Интересна ли вам какая-то конкретная социальная, экологическая или культурная проблема, решение которой требует объединения усилий неравнодушных людей?
  7. Будет ли помощь животным или людям, которые находятся в трудной ситуации, ресурсом, улучшающим ваше душевное состояние?
  8. Можете ли вы иногда оказывать профессиональные услуги людям, которые не могут их оплатить?
  9. Хотите ли вы получить реальный практический опыт в интересной вам сфере деятельности?
  10. Хотите ли вы устанавливать новые социальные связи в области ваших профессиональных интересов или увлечений?

Почему люди помогают?

Согласно исследованию «Бренды и благотворительность» компании Ipsos, люди занимаются безвозмездной помощью в большей степени потому, что ищут общения с близкими по духу людьми. Поэтому популярностью пользуются совместные субботники, акции, благотворительные квартирники, забеги и другие коллективные добрые дела. Люди разных возрастов, статусов и профессий, объединенные общим делом, часто находят благодаря волонтерству новых друзей.

Читайте также:  Правила размещения пожарных извещателей

Еще один мотив — желание почувствовать себя хорошим человеком. Для многих добровольцев важно знать, что они приносят миру пользу, меняют чью-то жизнь к лучшему. Кто-то помогает, чтобы быть причастным к большому и важному делу, другие — потому что их трогают и задевают истории тех, кто нуждается в поддержке.

История движения волонтеров

Историки пишут, что идеи добровольчества наиболее ярко проявились с распространением христианского учения, которое основывается на любви к ближнему, милосердии и помощи немощным. В Византии, в дни церковных праздников, императоры выходили на главную площадь и раздавали нищим милостыню, для пожилых строились первые богадельни.

Официально называть волонтерами стали французов, англичан и испанцев в XVII—XVIII веках, которые добровольно шли на военную службу. Термин «волонтер» имеет общеиндоевропейский корень, который означает «желание» и «стремление».

В более современном и близком нам смысле слово «волонтер» стали употреблять после Первой мировой войны. Бывшие австрийские, британские, немецкие и шведские солдаты бесплатно восстанавливали разрушенные французские фермы. Так в 1920 году появилась одна из старейших волонтерских организаций — Международная гражданская служба (Service Civil International), которая занималась восстановлением европейских городов и деревень, пострадавших от войны. 1920-й официально считается годом рождения движения добровольцев.

Модель профессионально важных качеств волонтера русскоязычных программ

Под спецификой психограммы волонтера русскоязычных программ, составляемой в целях рационализации процесса профессиональной подготовки волонтеров русскоязычных программ, мы понимаем выявление профессионально важных качеств (ПВК), поддающихся развитию в ходе овладения профессиональным мастерством волонтера русскоязычных программ [1, 2, 3].

В отличие от профессиограммы, вообще, и психограммы, в частности, в модели волонтера русскоязычных программ все основные характеристики представлены во взаимосвязи и взаимозависимости в идее многоуровневой динамической системы, построенной по иерархическому принципу.

Модель формирования ПВК волонтеров русскоязычных программ содержит психологические качества, являющиеся объектом формирования, состояние которых оценивается через систему уровней: желаемого, приемлемого, критического и недопустимого. Желаемый уровень характеризуется высокой степенью сформированности ПВК по всем компонентам: эмоциональному, коммуникативному, гностическому, мотивационному, практическому и рефлексивному. Это эталонный уровень, стремление к которому максимально способствует формированию личности профессионала волонтера русскоязычных программ. Приемлемый уровень предполагает достаточную степень сформированности ПВК, для соответствия психологических особенностей личности выполняемой работе. Данный уровень, тем не менее, требует дальнейшей проработки психологических качеств, поскольку предполагает дальнейшее совершенствование в успешном осуществлении профессиональных обязанностей. Критический уровень указывает на недостаточную сформированность ПВК личности, что затрудняет выполнение профессиональных обязанностей. Недопустимый уровень характеризует слабую сформированность качеств, что существенно затрудняет выполнение профессиональных задач, более того, может пагубно сказаться на их эффективности.

Интегративность компонентов на каждом из уровней состоит в том, что проявление одних качеств на высоком уровне способствует росту уровневых показателей других качеств, благодаря единству взаимосвязей в системе ПВК волонтеров русскоязычных программ. Мониторинг уровневых показателей ПВК позволяет студенту определить направления своего развития в процессе работы над собой.

Генетический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ

Цель: Исследовать происхождение модели, процесс ее формирования и развития.

Сказанное является основанием для построения системы ПВК волонтеров русскоязычных программ в соответствии с шестикомпонентной структурой социально-психологической установки. Была разработана модель профессионально важных качеств с опорой на структуру социально-психологической установки (Э.С. Чугунова и Д.Н. Багжюнене). Согласно этому подходу, ПВК распределяются на компоненты: эмоциональный, коммуникативный, гностический, мотивационный, практический, рефлексивный. Эти компоненты соответствуют названиям компонентов структуры социальных установок. С опорой на это разделение нами осуществлен морфологический аспект анализа исследуемой проблемы [4, 5].

Морфологический аспект анализа модели профессионально важных качеств волонтеров русскоязычных программ.

Цель: выделить элементы модели, дать им характеристику.

В первый блок, связанный с эмоциональным компонентом структуры установок, входят следующие качества: эмпатия, эмоциональная устойчивость и толерантность.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1) сопереживание – переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2) сочувствие – переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

В профессиональном взаимодействии волонтера русскоязычных программ эмпатия должна сопровождаться развитой рефлексией, поскольку эмпатии свойственны замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта, слабая чувствительность к различению собственных чувств и чувств другого человека, тенденция к слиянию с эмоциональным состоянием другого и, как следствие, высокий риск эмоционального выгорания.

Эмоциональная устойчивость в деятельности волонтера русскоязычных программ имеет весьма важное значение, что объясняется повышенными эмоциональными нагрузками при взаимодействии с людьми, испытывающими дефицит общения, внимания и, чаще всего, страдающими соматическими заболеваниями.

Во второй блок, связанный с коммуникативным компонентом структуры установок на деятельность волонтера русскоязычных программ, входят следующие качества: коммуникативность, лидерство.

В третий блок, связанный с гностическим компонентом структуры установок, входят: знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ, интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления, креативность, способность к творческому применению профессионального опыта, эрудированность.

Знания, умения и навыки в основных направлениях деятельности психолога и волонтера русскоязычных программ составляют основу компетентности волонтера, определяют качественный уровень оказываемого им сопровождения.

Интеллектуальность, находчивость и гибкость мышления – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. При взаимодействии с людьми в условиях сопроводительного процесса волонтеру необходимо быстро ориентироваться в ситуации, проявлять гибкость, находить варианты решений в ситуациях неопределенности.

Креативность – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей.

Способность к творческому применению профессионального опыта – в условиях монотонности режима проживания людей, например, в геронтологическом центре – это профессионально важное качество волонтера, наряду с креативностью, особенно актуально [6]. С одной стороны, излишнее разнообразие новых или необычных впечатлений может вызвать утомление у людей, с другой, адекватная мера проявления изобретательности и находчивости, необычности решений вносит оживление в их рутинные, однообразные будни.

В четвертый блок, связанный с мотивационным компонентом структуры установок, входят: мотивация и направленность на психологическую работу с людьми, оптимистичность, гуманность, работоспособность, энергичность.

Мотивация и направленность – у волонтера русскоязычных программ должен быть интерес к работе с людьми разного возраста, в том числе психологической, различные аспекты этой деятельности, уважение к разным людям, должны быть включены в систему его идеалов, ценностей и убеждений. Например, «работая волонтером людьми, я делаю важное дело», «людям, особенно тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации необходима помощь» и т.д.

Оптимистичность – люди, переживая экзистенциальный кризис, страх смерти, могут утрачивать веру в благоприятные обстоятельства, собственные силы, усилия врачей, психологов и т.д. Именно поэтому оптимистичность выступает в ряду основных ПВК волонтера.

Работоспособность – сниженный энергетический фон, высокая утомляемость людей может вызывать ответное утомление у работающего персонала, в связи с чем, требует высокого уровня работоспособности и энергичности волонтера.

В пятый блок, связанный с практическим компонентом структуры установок, входят следующие качества: организованность, ответственность, инициативность, самостоятельность принятия решений.

Организованность – деятельность волонтера разнообразна и многоаспектна, что требует проявления организованности в процессе постановки задач, планирования действий и упорядочения их выполнения.

Инициативность — способность личности к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.

Самостоятельность принятия решений – ввиду относительно частых ситуаций неопределенности, отсутствия готовых инструкций «на все случаи», возможные во взаимодействии, деятельность волонтера русскоязычных программ требует от него творческого подхода и самостоятельности при принятии решений.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении третьего ребенка

В шестой блок, связанный с рефлексивным компонентом структуры установок, входят: способность к саморегуляции, адекватной самооценке, честность и искренность.

Способность к саморегуляции – одно из важнейших ПВК волонтера русскоязычных программ, ввиду насыщенности его деятельности психологически и эмоционально сложными ситуациями и состояниями.

1. Стремление помочь своему району или городу

Николай Кабелев пишет, что в США это один из наиболее сильных мотивационных факторов, особенно среди людей без высшего образования, которые рождаются, учатся, создают семьи и работают в одном и том же городе на протяжении всей жизни. Тут, говоря о российских реалиях, конечно, нельзя не вспомнить пирамиду Маслоу, согласно которой такие порывы появляются только после того, как в полной мере удовлетворены потребности в еде, жилье, безопасности и прочих базовых вещах, с чем часто в небольших городах проблемы.

2. Стремление делать «правильное дело», религиозные мотивы, понятие о воздаянии и справедливости

«Правильное дело» — это очень американская фраза, характерная для общества, где принцип справедливости возведен в абсолют, однако и в России для многих это ощущение – важный мотив, чтобы этим заниматься.

3. Наличие волонтеров в семье.

Родители-добровольцы, муж-спасатель – с высокой вероятностью эта деятельность захватит и других членов семьи.

4. Бегство из тяжелой семейной ситуации.

Если в семье тяжело, если не хочется находиться дома, волонтерская деятельность – один из способов на время из нее уходить. И высокий процент разводов и расставаний с партнерами в волонтерской среде говорит не только о том, что у людей, вовлеченных в эту деятельность, страдает семья, но и о том, что сюда часто приходят люди с уже имеющимися проблемами, которые только усугубляются на этом фоне.

5. Попытка заниматься полезным/любимым делом при наличии нелюбимой, но оплачиваемой работы

Далеко не все занимаются на работе тем, что им нравится. Для многих работа – это исключительно место для зарабатывания денег. Но желание делать то, к чему лежит сердце, остается нереализованным, и зачастую человек готов это делать даже бесплатно в свое свободное время. В США в добровольческую пожарную охрану часто приходят люди, мечтавшие стать пожарными, но выбравшие более выгодную в денежном отношении профессию.

6. Поиски приключений

Это тоже достаточно распространенный мотив, особенно в спасательских видах добровольчества. «Не случайно при более тщательном рассмотрении оказывается, что многие спасатели также увлекаются теми или иными экстремальными видами спорта», — пишет Николай Кабелев. Волонтерство в спасательских организациях для некоторых участников – это что-то вроде ролевой игры, ожившего компьютерного квеста, но с полезным результатом.

7. Возможность бесплатного обучения

Это мотив, который приводит в волонтерские организации тех, кто хочет овладеть навыками, которые, как они предполагают, могут им понадобиться и в их частной жизни – первая помощь, уход за лежачими больными, владение средствами навигации и так далее.

8. Попытки решить собственные психологические проблемы

К ним относятся стремление к самоутверждению, восприятие себя как значимого человека только при условии собственной нужности («комплекс спасателя»), борьба со своими страхами и проблемами (некоторые выбирают определенные сферы деятельности, пытаясь вылечить себя от клаустрофобии, брезгливости, страха смерти, немощи, болезни, высоты и т. д.), попытка преодолеть проблемы с социализацией.

9. Личный опыт столкновения с чрезвычайными ситуациями

Это частый путь в волонтерство: свой ребенок с инвалидностью, близкий человек с тяжелым заболеванием, пропавший без вести родственник и так далее. Наблюдая работу волонтеров, люди, часто даже до того момента не подозревавшие об их существовании, приходят в эту организацию и остаются в ней.

10. Попытки активно противодействовать социальной несправедливости и неэффективности государства

«Разочарование в правительстве или степени справедливости жизни не всегда выливается в отрицательный протест, а может наоборот приобретать формы активного совершения действий положительного характера с целью внести свой посильный вклад в дело решения накопившихся в обществе проблем», — пишет Николай Кабелев. Это как раз частая мотивация для нашей страны: люди перестают верить в то, что в таких ситуациях стоит рассчитывать на государство, и решают сделать что-то сами.

Когда зародилось волонтерство

Сейчас крайне сложно даже примерно определить начало зарождения такого явления, как волонтерская деятельность, ведь формально первым волонтером мог стать и человек доисторической эпохи, который инстинктивно помог собрату, еще даже не зная, что за это, по-хорошему, можно и что-нибудь попросить.

Если же отбросить формальности, то, например, в России такой вид деятельности, как оказание помощи нуждающимся на добровольной основе, глубоко уходит еще во времена работы сестер милосердия в XIX веке, и еще раньше, от периода постройки многочисленных училищ для детей-сирот и до первых войн Российской империи, жертвам которых, совершенно не требуя ничего взамен, помогали многие врачи и сестры.

А вот в США можно более точно выяснить, что массовые волонтерские движения начались после создания в Филадельфии первой бригады рабочих-пожарников, которые работали исключительно по своей доброте еще в период правления Бенджамина Франклина. После того как весть об этой бригаде распространилась по штатам, многие американцы погрузились в процесс волонтерской деятельности, как настоящие филантропы (особенно в рамках Американского Красного Креста – организации, добровольно и по собственной инициативе оказывающей услуги помощи всем нуждающимся гражданам).

Большая часть волонтеров – это добросовестные и порядочные граждане, однако и в этой сфере деятельности можно нередко встретить мошенников. Чаще всего под видом сбора средств на лечение больных детей, животных или для осуществления любой другой социально значимой деятельности эти люди обдирают доверчивых граждан и распоряжаются в дальнейшем полученными деньгами совершенно не по назначению.

Это стало огромной проблемой для всего волонтерского движения в целом, потому что подобные личности в конечном итоге подрывают доверие граждан к социальной волонтерской деятельности, хотя настоящих организаций все еще остается куда больше, чем тех, кто пытается заработать на чужом или и вовсе вымышленном горе. Лучший способ избежать подобного обмана – ни в коем случае не давать деньги попрошайкам на улице, а, раз уж хочется внести свой вклад в улучшение жизни общества, напрямую обратиться в благотворительный фонд или соответствующую организацию.

Организация волонтерской деятельности предполагает два варианта занятости: временную или на регулярной основе.

Первая подразумевает работу на сезонных или периодических мероприятиях, в пример которых можно привести спортивные чемпионаты, Олимпийские игры или иные подобные мероприятия. Также это могут быть проекты, связанные с экологией города (одним из таких видов волонтерской деятельности можно назвать уборку в парках и других общественных местах) или образованием, так как в них тоже предусмотрены временные рамки. Еще одним мотивирующим фактором помимо материального вознаграждения и возможности дать выход своему филантропному началу может стать участие волонтера во “внутренней кухне” проекта или мероприятия, в котором он осуществляет свою деятельность. Многие люди именно поэтому подаются в волонтеры: любителю гонок “Формулы-1” наверняка будет крайне интересно посмотреть, как протекают все скрытые от зрительских глаз процессы, связанные с гонками, будучи непосредственно участником мероприятия.

Как и любая другая работа, волонтерство имеет нюансы, о которых лучше знать заранее во избежание проблемных ситуаций в процессе осуществления деятельности. Вот некоторые из них:

  • Волонтерство – это занятие добровольное. Никто не может принудить человека заниматься благотворительностью против его воли (за исключениями судебных наказаний, но это совершенно отдельная тема). Волонтеры самолично выбирают, где, кому и как они хотят оказывать помощь.
  • Волонтерская деятельность проводится на бесплатной основе, в ней не предусмотрены денежные поощрения ни от государства, ни от самой благотворительной организации.
  • Волонтерство – это не про специализацию и серьезный карьерный рост. Любой желающий, внесший свою лепту в общее дело, обладает в рядах волонтеров такими же правами, как и все остальные.
  • Волонтерство является синонимом терпения и спокойствия. В работе с социально незащищенными людьми, а в особенности с пенсионерами и инвалидами, волонтеру недопустимо срываться, проявлять агрессию или любым другим способом выказывать неуважение.
Читайте также:  Как зарегистрировать ИП в 2023 году: подробная пошаговая инструкция

Примеры другой волонтерской деятельности

Общественно-полезная работа – это лишь малая часть деятельности волонтеров. Их привлекают к занятиям просветительской деятельностью как в родной, так и в других странах. Добровольцев привлекают к организации различных слетов, фестивалей и конференций. Их также привлекают к строительству социально значимых объектов. Даже при эвакуации из мест природных катаклизмов нужна помощь. Волонтеры вносят неоценимый вклад в осуществление всех подобных мероприятий.

Стоит заметить, что волонтерство – это не только идейная деятельность, но и опыт. За границей эта сфера более развита. Добровольцы часто получают возможность помогать не просто ради идеи. Они приобретают определенные знания и навыки. Такая деятельность вполне может стать для волонтера первой ступенькой к получению оплачиваемой должности в различных специализированных организациях.

Конспект открытого занятия «Кто такие волонтеры?»

Татьяна Ходжаева
Конспект открытого занятия «Кто такие волонтеры?»

Цель: сформировать представление о том кто такие волонтёры,о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении.

Задачи:

-познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;

-формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

-способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

-Продолжить формирование нравственно-этических понятий как доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество,волонтерство.

-Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в добровольческой деятельности.

-Воспитывать нравственные чувства.

-Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения, потребность совершать добрые дела.

Ход занятия:

I.Организация начала занятия.

II.Вступительная часть.

Давайте сегодня подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!

-Итак, мы начинаем наше общение!

III.Сообщение темы.

-Сегодня мы с вами будем много говорить о…., а вот о чем, вы должны будете мне сказать!

Видеоролик «Говорят дети»

-Внимательно послушайте рассуждения детей и догадайтесь, о ком идет речь.

Демонстрируется видеозапись детей,которые, дают толкование слову «волонтёр», не называя его.

1 ребенок:-Этот человек – помощник, он помогает тем, кто в этом нуждается.

Слайд с картинками про волонтеров.

-Кто догадался, о ком идёт речь? (ответы детей)

На слайде появляется слово-волонтер.

-Ребята, так кто же такой волонтёр? (Ответы детей.)

Вывод: Это человек, который бескорыстно помогает людям. Он доброволец! Волонтерский труд не оплачивается! Волонтёрство-это добровольческое движение развитое во многих странах мира.

-Так о чем мы будем говорить сегодня? (кто такие волонтёры, чем они занимаются, какие виды волонтёрства бывают).

IV. Основная часть:

-Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтёрства.

— А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (потому что мир создал нас всех разными)

— А вы хотите побольше узнать о том чем занимаются волонтеры?

-Давайте посмотрим небольшой мультфильм. (Мультфильм про волонтера «Рука помощи»)

Вопросы после просмотра:

-Кто этот мальчик? Волонтер.

-Как вы это поняли? (Он становился им постепенно, делая добрые дела)

-А вы заметили, что происходило с сердцем мальчика? (Оно наполнялось добротой)

-А каким самым главным качеством должен обладать волонтер (должен быть добрым, милосердным)

Рисование словесного портрета волонтёра.

-А сейчас давайте нарисуем словесный портрет волонтера. Каждому из вас я даю карточку, на которой напечатаны качества личности. Вы, подумайте и, отберите те, которыми можно охарактеризовать волонтёра.

милосердный лживый общительный злой вредный

заботливый справедливый отзывчивый капризный внимательный

добросовестный вежливый жизнерадостный бескорыстный терпеливый

понимающий доброжелательный честный добрый смелый

самолюбивый грубый мстительный дружелюбный настойчивый

жадный завистливый злопамятный сочувствующий трудолюбивый

-Подумали? А теперь каждый из вас встанет и скажет подходящее волонтёру качество личности, начиная словами:-Я считаю, что волонтёр должен быть ….…

-Правильно. Молодцы! Именно этими качествами должен обладать волонтёр.

-А почему вы не все карточки использовали? (п. ч. на них написаны плохие качества)

-Может быть таким волонтёр? (нет.)

Виды волонтёрства.

-Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров (ответы детей)

-А я хочу немного остановиться на спортивном волонтёрстве.

-Что дает спорт человеку? (Укрепление здоровья, сильное тело, здоровый дух, выносливость, закалку, учит терпению, настойчивости и т. д.)

-А в вашем классе кто-нибудь занимается каким-либо видом спорта, посещает спортивные секции?А в нашей школе? (Ответы детей.)

-Молодцы! Может среди вас растет будущая звезда спорта, параОлимпийский чемпион!

-В России в 2014 году в городе Сочи проходила Зимняя Олимпиада, проведению которой помогали 25 тысяч волонтеров из разных стран мира.

-Волонтеры помогали ориентироваться всем приезжим, указывали адреса гостиниц, сидели за компьютерами, обеспечивали связь, привлекались к уборке спортивных арен, работали в пищеблоках.

И даже помогали подбадривать зрителей и поддерживали наших спортсменов. Здесь важны особые качества волонтера-знание иностранного языка, поскольку в таких мероприятиях участвуют и их посещают иностранные граждане (болельщики, желание общаться с разными людьми, толерантность (терпимость).

-И сразу, вслед за основной зимней Олимпиадой, наступает время Паралимпиады.

-Главным в жизни каждого человека является физическое здоровье. Спортсменам-инвалидам очень трудно соревноваться. Но они сильны духом и это позволяет им добиваться высоких результатов. Паралимпийские виды спорта: стрельба из лука, легкая атлетика, велосипедный спорт, фехтование, выездка (конные соревнования, дзюдо, тяжелая атлетика (пауэрлифтинг, стрельба, футбол, плавание, настольный теннис, б баскетбол колясочников, регби колясочников, теннис колясочников, волейбол (сидячий, стоячий, лыжный кросс, хоккей с шайбой.

-Люди-инвалиды ограничены в своих возможностях, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, интеллекта, зрения, слуха, поэтому есть волонтеры которые оказывают помощь и поддержку людям-инвалидам. Кто-то из вас встречал таких людей? Какую помощь тебе оказывал волонтёр?

Существует еще один вид- инклюзивное волонтёрство. «Инклюзивное добровольчество-волонтеры завтрашнего дня»-опыт по вовлечению в различные добровольческие проекты молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; это те, кто сам когда-то нуждался в помощи. Инклюзивное волонтёрство используют как способ социальной адаптации людей с инвалидностью. Какую пользу обществу могут приносить лица с ограниченными возможностями здоровья (На их примере можно мотивировать молодых людей относится к своему здоровью бережно и целенаправленно развивать в себе культуру здорового образа жизни. Работа на компьютерной технике во время поисков или поздравлений, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику, проведение экскурсий, беседы в социальных сетях о здоровом образе жизни и тех ошибках, которые не стоит повторять и т. д. Любая работа может выполняться добровольцами по их мере возможности). ФИЗМИНУТКА

Знакомство с волонтёром:

-В нашем городе тоже есть волонтёры, сегодня я хочу вас с ними познакомить.

V.Рефлексия.

На стол ставится небольшой поднос со звездочками.

-Подходит к концу наше занятие.

-Возьмите каждый по звездочке и положите себе на ладошку.

-Ребята, вы сегодня узнали, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими они должны быть.

-Волонтёрский дух витал в этом классе.

-Я уверена, что в вас зажглась вот такая, пусть пока маленькая искорка волонтёрства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *