Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: составляем план внутреннего финансового аудита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основная проблема заключается в том, что ДС на предприятии находятся в непрерывном движении. Рано или поздно на успешном предприятии объем операций с денежными средствами достигает таких размеров, что аудит операций с денежными средствами становится вынужденной мерой, без которой управлять предприятием в разрезе финансово-экономической деятельности становится практически невозможно.
Аудит кассовых операций
Аналитика кассовых операций является первой частью проверки, с которой, как правило, начинает свою работу команда финансового контроля. Это обусловлено тем, что на участке работы с наличными самый высокий риск банальных краж и непреднамеренных ошибок персонала фирмы. Поэтому при подготовке проверочных мероприятий по данному блоку со стороны аудитора разрабатывается последовательная схема проверки, которая охватывает его ключевые участки:
- Аналитика состояния кассовой дисциплины;
- Анализ процессов списания ден. средств;
- Проверка денежных документов кассы;
- Анализ стандартов работы с денежными средствами;
- Проверка кассового учета.
Краткий план аудита денежных средств
Чтобы получить ожидаемый эффект от контрольных мероприятий, необходимо детально и четко рассмотреть финансовую сторону деятельности компании под разными углами, составив план аудита денежных средств:
- Проверить наличие, сохранность, условия хранения ДС предприятия в целом, а также детально рассмотреть порядок хранения наличных, ценностей, ценных бумаг и иных денежных документов денежного характера на предприятии.
- Проверка порядка и стандартов оформления денежных документов по приходным и расходным операциям с денежными средствами в наличной и безналичной форме.
- Методы хранения и ведения чековых книжек, кассовой книги и книг учета других операций.
- Оценить правильность операций по выдаче денежных средств из кассы предприятия и их внесения в кассу, предложить рациональное усовершенствование этого важного процесса.
- Провести независимую оценку лимитов, их соблюдения и рациональности выбранных размеров: избыточность или недостаточность денежных средств предприятия может сказываться на деятельности фирмы в негативном ключе.
- Проанализировать движения по открытым банковским счетам предприятия.
- Оценить весь комплекс взаимосвязанных или обособленных финансовых операций с наличными компании, включая выдачу из кассы на хозяйственные расходы, командировочные и т.д. Предложить в рамках аудита способы оптимизации этих процессов.
- Провести аналитику в области операций кассового учета, ведения кассовой книги и учета по другим ценностям. Проверить соответствие фактических значений и отраженных в учетных документах данных прошлого.
Упрощенный порядок ведения кассовых операций
Предпринимателям и представителям малого и среднего бизнеса разрешают вести учет в упрощенном формате. К примеру, они не обязаны устанавливать кассовый лимит.
Для индивидуальных предпринимателей есть отдельные послабления. Кроме освобождения от лимита, им не обязательно:
- составлять кассовые ордера;
- вести кассовую книгу.
Ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций
Налоговые инспекторы вправе убедиться, что бизнес ведет учет в соответствии с законом и отражает сведения в полной мере. Для этого они устраивают проверки, причем часто без предупреждения. Лучший способ подготовиться к ним — соблюдать кассовую дисциплину регулярно.
Если налоговики найдут нарушения, бизнес накажут:
- компании штрафуют на суммы 40-50 тысяч рублей;
- предпринимателей — на 4-5 тысяч рублей.
Налоговики уполномочены затребовать у бизнеса любые кассовые документы. Предоставить их нужно за один рабочий день, иначе бизнес снова оштрафуют:
- компании — на 5-10 тысяч рублей;
- ИП — на 1,5-3 тысячи рублей.
Пример для казенного учреждения
Актуальный образец положения о внутреннем финансовом аудите в казенном учреждении — используйте шаблон в работе.
Положение о внутреннем финансовом контроле 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет:
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен:
1.3. Целями внутреннего финансового контроля являются:
1.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние бюджетные процедуры. Основными задачами внутреннего финансового контроля в Администрации являются:
1.5. Объектами внутреннего финансового контроля являются:
2. Организация внутреннего финансового контроля 2.1. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля возлагается на главу Администрации. 2.2. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляют:
2.3. Внутренний финансовый контроль в Администрации осуществляется в следующих видах:
Предварительный контроль в Администрации осуществляют должностные лица Администрации (руководители структурных подразделений, их заместители, сотрудники правового отдела) в соответствии с должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности Администрации. К мероприятиям предварительного контроля относятся:
Текущий контроль на постоянной основе осуществляется специалистами отдела учета и отчетности. К мероприятиям текущего контроля относятся:
Последующий контроль в Администрации осуществляется:
К мероприятиям последующего контроля со стороны должностных лиц Администрации относятся:
К мероприятиям последующего контроля со стороны отдела внутреннего финансового контроля Администрации относятся:
2.4. Отдел внутреннего финансового контроля проводит плановые и внеплановые проверки. Периодичность проведения проверок:
2.5. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде заключения о проведении внутренней проверки. К нему прилагается перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. Результаты проведения последующего контроля оформляются актом и отражаются в журнале учета результатов внутреннего финансового контроля. Должностные лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют главе Администрации объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля. Отдел учета и отчетности разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц. План утверждает глава Администрации. 3. Оценка состояния системы финансового контроля 3.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля осуществляется должностными лицами Администрации, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, и рассматривается на специальных совещаниях, которые проводятся руководителями структурных подразделений (заместителями руководителей структурных подразделений) Администрации. 3.2. Оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляется начальником отдела учета и отчетности Администрации. В рамках указанных полномочий начальник отдела учета и отчетности представляет главе Администрации результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля, а в случае необходимости — разработанные предложения по их совершенствованию. 4. Оформление результатов внутреннего финансового контроля Администрации 4.1. В целях обеспечения эффективности внутреннего финансового контроля структурные подразделения, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, составляют ежеквартальную и годовую отчетность о результатах внутреннего финансового контроля. 4.2. Данные о выявленных в ходе внутреннего финансового контроля недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению отражаются:
4.3. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля подписываются начальником структурного подразделения Администрации, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляются на утверждение главе Администрации. 4.4. К отчетности прилагается пояснительная записка, в которой содержатся:
|
А это — пример плана аудиторской проверки для казенного учреждения на 2023 год.
Нарушения, которые могут быть выявлены при аудите кассовых операций
При аудиторской проверке кассовых операций могут быть выявлены следующие виды нарушений:
- излишки денежных средств в кассе или их недостача;
- несвоевременное оприходование денежных средств, поступивших в кассу;
- выдача денежных средств без соответствующей доверенности;
- выдача денег сотрудникам без оформления авансовых отчетов;
- некорректное отображение кассовых операций.
Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации в следующих случаях:
- перед тем, как составить годовую бухгалтерскую отчетность;
- при смене лица, ответственного за финансы компании;
- в случае обнаружения фактов хищения или порчи материальных ценностей;
- при передаче имущества иному лицу во владение;
- после экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
- при ликвидации или реорганизации компании.
Если привести более конкретные примеры нарушений при ведении кассовых операций, то к ним можно отнести:
- Несоблюдение сроков инвентаризации денежной наличности, установленных учетной политикой организации.
- В документах об инвентаризации содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
- Акт инвентаризации составлен без соблюдения требований законодательства.
- Инвентаризационные ведомости подписали не все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники.
- Излишки, выявленные при инвентаризации не оприходованы и направлены на увеличение дохода компании.
- В кассовой книге есть записи о выдаче сотрудникам зарплаты, но отсутствуют их подписи.
- В расходных кассовых документах не указана информация о документах, удостоверяющих личность получателя денежных средств.
- Работа с наличностью ведется при неисправном кассовом аппарате.
- Книгу кассира-операциониста в компании заполняют не должным образом.
Методика проведения аудита
- Аудит подотчетных лиц, как правило, проводится «сплошным» методом, то есть проверяются все подряд документы за соответствующий период.
- В рамках проверки аудитор сверяет сальдо счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами» с данными, содержащимися в Главной книге, а также кредитовые обороты по данному счету с дебетовыми оборотами счетов учета затрат, материальных запасов, имущества и прибыли.
- Также проверяются авансовые отчеты с приложенными к ним подтверждающими документами, списки работников, которые имеют право получать деньги, правильность оформления командировок, корректность начисления суточных и другие документы.
- Материал по теме
Новый порядок оформления подотчетных сумм. Разъяснения ЦБ РФ
К примеру, если компания выдала сотруднику под отчет 5000 рублей, аудитор будет искать эту сумму на других счетах, отражающих соответствующие расходы и покупки. В идеале все выданные средства должны полностью и корректно отразиться на других счетах или вернуться на счет 71, а оправдательные документы должны прилагаться в полном объеме и в надлежащем виде.
Нарушения, которые могут быть выявлены при аудите кассовых операций
При аудиторской проверке кассовых операций могут быть выявлены следующие виды нарушений:
- излишки денежных средств в кассе или их недостача;
- несвоевременное оприходование денежных средств, поступивших в кассу;
- выдача денежных средств без соответствующей доверенности;
- выдача денег сотрудникам без оформления авансовых отчетов;
- некорректное отображение кассовых операций.
Кроме того, одним из наиболее частных нарушений является непроведение инвентаризации в следующих случаях:
- перед тем, как составить годовую бухгалтерскую отчетность;
- при смене лица, ответственного за финансы компании;
- в случае обнаружения фактов хищения или порчи материальных ценностей;
- при передаче имущества иному лицу во владение;
- после экстремальных ситуаций (пожар, авария, стихийное бедствие и др.);
- при ликвидации или реорганизации компании.
Если привести более конкретные примеры нарушений при ведении кассовых операций, то к ним можно отнести:
- Несоблюдение сроков инвентаризации денежной наличности, установленных учетной политикой организации.
- В документах об инвентаризации содержатся помарки, ошибки, неточности или незаполненные строки.
- Акт инвентаризации составлен без соблюдения требований законодательства.
- Инвентаризационные ведомости подписали не все члены комиссии и материально-ответственные сотрудники.
- Излишки, выявленные при инвентаризации не оприходованы и направлены на увеличение дохода компании.
- В кассовой книге есть записи о выдаче сотрудникам зарплаты, но отсутствуют их подписи.
- В расходных кассовых документах не указана информация о документах, удостоверяющих личность получателя денежных средств.
- Работа с наличностью ведется при неисправном кассовом аппарате.
- Книгу кассира-операциониста в компании заполняют не должным образом.
Ответственность за проведение
Любая компания несет определенную ответственность за осуществление контроля внутри компании. Аудитор же должен удостовериться в том, что данная система контроля работает исправно и без нарушений.Задачами руководителя компании будут являться:
- Оборудование кассы должным образом, а также обеспечение сохранности денежных средств как при хранении внутри компании, так и в случае транспортировки в банк.
- Обеспечить наличие кассовой книги (при этом должна быть только одна книга).
- Следить за тем, что бы в кассе хранились только денежные средства компании, а не личные ценности и деньги сотрудников.
- Осуществлять прием наличности только с применением ККТ.
Что проверяется при аудите кассовых операций | Особенности проверки |
Первичная документация | Вся первичка должна быть заполнена должным образом и содержать необходимые подписи. Наличие исправлений в документах не допускается. |
Правильность оприходования денежных средств | С этой целью проводится сверка сумм из корешков пробитых чеков, банковских выписок и т.д. Если какая-либо сумма будет пропущена, то это будет считаться грубым нарушением. |
Соблюдение лимитов при расчетах наличными | При проведении сделок купли-продажи запрещено принимать наличными денежные средства в суммах, превышающих установленный законодательством лимит. Если такая необходимость есть, то операция должна проводиться через банк. |
Инкассация наличных | Компании и предприниматели вправе сдавать денежные средства через инкассаторские службы. В этом случае денежные средства будут защищены. При оформлении каждой сумке должна составляться денежная ведомость. |
Источники информации для проверки
Состав первичных кассовых документов, с одной стороны, очень узок — это приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга. С другой стороны, кассовые операции связаны практически со всеми остальными разделами учета, например с продажами, расчетами с подотчетными лицами, с поставщиками и т.д. Следовательно, при проверке необходимо сопоставлять кассовые документы с прочими.
Основными документами, которые необходимо изучить при проверке кассовых операций, являются: кассовая книга; отчеты кассира; приходные кассовые ордера; расходные кассовые ордера; журнал (книга) регистрации приходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации расходных кассовых ордеров; журнал (книга) регистрации выданных доверенностей; журнал (книга) регистрации депонентов; журнал (книга) регистрации платежных (расчетно-платежных) ведомостей; оправдательные документы к кассовым документам; авансовые отчеты.
Многочисленные и разнообразные операции движения денежных средств в кассе предприятия отражаются в следующих регистрах синтетического учета и отчетности:
- главной книге;
- журнале-ордере № 1 и ведомости № 1 (для журнально-ордерной формы счетоводства);
- регистрах синтетического учета кассовых операций по счету 50 (при иных формах счетоводства);
- бухгалтерском балансе (ф. № 1, строка 261);
- отчете о движении денежных средств (ф. № 4).
Аудит операций с денежными средствами: проблематика и задачи
Основная проблема заключается в том, что ДС на предприятии находятся в непрерывном движении. Рано или поздно на успешном предприятии объем операций с денежными средствами достигает таких размеров, что аудит операций с денежными средствами становится вынужденной мерой, без которой управлять предприятием в разрезе финансово-экономической деятельности становится практически невозможно.
Актуальность использования этого инструмента в управлении предприятием нарастает соразмерно тому, как увеличивается объем денежных средств предприятия, которые используются в ежедневной экономической деятельности. То есть абсолютно понятно, что фирме, у которой десять проводок в месяц, аудит денежных средств не нужен.
Но для экономически активных компаний в какой-то момент становится очевидным факт, что без квалифицированного аудита денежных средств невозможно составить финансовую документацию или мнение об актуальном состоянии бухгалтерской отчетности этого самого предприятия.
Добавим к этому, что объем денежного движения в рамках успешного предприятия постоянно увеличивается, и его практически невозможно контролировать постфактум. Поэтому сегодня сложно представить успешные предприятия с большим количеством денежных средств, которые бы не использовали инструменты аудита денежных средств в управлении финансами систематически. Разовыми проверками едва ли можно решить хоть какие-то сложности, поэтому, как было отмечено в начале данной статьи, только систематические мероприятия денежного аудита, включающие проверки правильности учета денежных средств и их эквивалентов, могут помочь управленческой команде предприятия решить важнейшую задачу в области финансового менеджмента компании.
Новое и изменения в аудите с 2022 и 2023 года
Ранее любым фондам (за исключением международных) законодательство не оставляло другого пути, как заказывать аудит годовой отчетности. В соответствии с последними изменениями с 2021 года проведение аудита необязательно также для (п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ в новой редакции):
- государственных внебюджетные фонды, специализированных организаций управления целевым капиталом;
- иных фондов, у которых в году перед отчетным поступило имущества (включая деньги) 3 млн руб. и менее.
Остальным НКО необходимо заказывать и проводить аудит.
Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?
Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.
Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.
«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:
- существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
- новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
- размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
- принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.
Список использованной литературы
1. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2004.- 583с.
2. Наринский А.С., Гаджиев Н.Г. Контроль в условиях рыночной экономики. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 176с.
3. Камышанов П.И. Знакомьтесь: аудит (организация и методика проверок). М.: информационно-внедренческий центр «Маргетинг», 1994 – 78с.
4. Кочинев Ю.Ю., под ред. к. э. н. проф. Н.Л. Вещуновой Аудит. – СПБ. : Питер, 2002. – 304 с.: ил.- (Серия 2Бухгалтеру и аудитору»).
5. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2000 – 352с. – (серия «Высшее образование»).
6. А.В. Газарян, руководитель департамента аудита ЗАО “МКД”, Г.В. Соболева, доцент СПбГУ “Планирование аудита годовой отчетности”, журнал “Бухгалтерский учет” № 7, 2005г.
7. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: пер. с англ.; гл. ред. серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 560 с.: ил. – (Серия по бухгалтерскому учету и аудиту).
Новые правила проверок ККТ в 2023 году
Налоговая анонсировала проект Программы профилактики причинения вреда в сфере применения касс на 2023 год. Это документ, в котором инспекция рассказывает о новых правилах применения контрольно-кассовой техники, которые планируется ввести с января 2023 года.
Проект сделали открытым — мнения владельцев бизнеса собирали до 1 ноября 2022 года. Каждый налогоплательщик мог отправить в ФНС электронное письмо с комментариями и предложениями по поводу новых регламентов работы с онлайн-кассой.
Проект восприняли в целом положительно, поэтому новые поправки в Налоговый кодекс уже готовы. Они вступают в силу с 1 января 2023.
Отменяется мораторий на проверку кассовых аппаратов. Начиная с января налоговый инспектор может проверять компании, а точнее то, как в этих компаниях работают с онлайн-кассами. Проверка может начаться как по инициативе налоговой службы, так и в результате сообщения о нарушениях правил работы с кассой. Например, покупателю не выдали чек, и он может обратиться в налоговую — инспектор придет с проверкой.
За невыдачу чека штрафуют всего на 2000 рублей. А вот если кассовый аппарат не отправляет электронный чек оператору фискальных данных, штрафы будут выше — до 10 000 рублей.
Самые крупные штрафы грозят предпринимателям, которые нарушают правила работы с маркированными товарами.