ЗА КАКИЕ ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ККТ ШТРАФУЮТ НАЛОГОВИКИ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЗА КАКИЕ ОШИБКИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ККТ ШТРАФУЮТ НАЛОГОВИКИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Контрольные мероприятия включают в себя проверку документов, контрольную закупку, наблюдение за деятельностью, выездное обследование ККМ. Предупреждать о внеплановых проверках налоговые инспекторы не будут.

Ответственность за нарушение правил применения ККТ

Бизнесу необходимо отслеживать правильное и своевременное проведение кассовых операций по онлайн-кассе. Проверять кассовые чеки ККТ, все ли платежи проходят по кассе и в случае сбоя техники ККМ вовремя формировать чеки коррекции. За несоблюдение требований применения онлайн-кассы налоговая служба будет применять санкции.

Применение онлайн кассы, не соответствующей законодательным требованиям и нарушение порядка регистрации кассовой техники ККМ в ФНС грозит следующим штрафом:

  • для ИП и должностных лиц — 1500—3000 рублей;
  • для предприятий — 5000—10000 рублей.

Непредставление документов на технику ККМ по запросу налоговых органов влечёт штраф:

  • для ИП и должностных лиц — 1500—3000 рублей;
  • для компаний — 5000—10000 рублей.

Невыдача чека онлайн кассы или его электронный вид (по запросу покупателя):

  • штраф за непробитый чек ИП и должностных лиц — 2000 рублей;
  • для организаций — 10 000 рублей.

Ответственность за нарушения, выявленные в ходе кассового аудита

В ходе проверки аудитор может установить ряд нарушений, имеющих место при проведении кассовых операций, и степень их существенности, отражающей аудиторский риск (уверенность проверяющего в собственных выводах). Типичные недочеты, которые могут быть выявлены аудиторской проверкой, могут относиться к нескольким сферам кассовых операций.

Общие документальные несоответствия:

  • неправильное заполнение унифицированных форм «первички»;
  • несоответствие документации правилам бухучета;
  • отсутствие необходимых реквизитов;
  • подделка или нехватка подписей на первичной документации.

Проблемы с хранением денежных средств:

  • недостаточное обеспечение сохранности при перемещении наличности в банк и из банка, при выдаче зарплаты и др.;
  • отсутствие сейфа, несгораемого шкафа для хранения остатков наличности;
  • несоблюдение правил хранения ключей от хранилищ для денег;
  • незаключение страхового полиса на кассу;
  • нарушение лимита по остаткам денежных средств на конкретные даты.

Нарушения, связанные с выручкой:

  • выручка не полностью оприходована;
  • наличность из кассы расходуется неправомерно;
  • расхождения записей в кассовой книге и в «первичке»;
  • подотчетные суммы закрыты некорректно.

Нарушения кассовой дисциплины:

  • недостаток первичной документации или ее отсутствие;
  • неправильное оформление кассовой документации;
  • неверное отражение в учетных регистрах операций по кассе;
  • математические ошибки в исчислении остатков и оборотов средств;
  • ошибочные корреспонденции счетов;
  • недостаток или излишек денежных средств в кассе;
  • неоприходование средств, поступивших в кассу;
  • неправомерное или излишнее списание кассовых средств;
  • присвоение, хищение денежных средств;
  • расчеты помимо кассы;
  • неправильность или несвоевременность регистрации ККТ.

Подотчетные деньги — это деньги, которые выдаются подотчетным лицам (работникам) на командировки, представительские расходы и хозяйственные нужды.

Для выдачи денег формируется расходный кассовый ордер (РКО) на основании письменного заявления подотчётного лица, составленного в произвольной форме. В заявлении указывается сумма, срок, на который выдаются деньги, дата и подпись руководителя.

В течение трех рабочих дней после окончания срока, на который выдавались подотчётные деньги, или выхода на работу сотрудник обязан предъявить бухгалтеру (при его отсутствии — руководителю) авансовый отчёт вместе с документами, подтверждающими произведённые расходы (чеки ККМ, товарные чеки и т.д.).

Если сотрудник потратил личные деньги, то ему необходимо их компенсировать, в этом случае также пишется заявление.

Если у сотрудника остались на руках подотчетные деньги, то он возвращает их обратно в кассу. Оформляется ПКО.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: нельзя выдавать работнику наличные деньги в подотчёт, если он уже имеет непогашенную задолженность по ранее полученной подотчётной сумме денег. То есть работник вначале должен отчитаться по ранее полученным деньгам и только потом может взять снова деньги в подотчёт.

Руководитель (или ИП) сам решает на какой срок выдавать деньги, законом этот период не ограничивается. Главное, в заявлении подотчётного лица этот срок должен быть чётко указан, а руководитель даёт своё согласие посредством подписи.

Деньги под отчёт можно перечислять и на банковские зарплатные карты сотрудников.

Проверка полноты учета выручки денежных средств

После окончания рассмотрения необходимых документов начинается непосредственно административная процедура по проверке полноты учета выручки денежных средств. В ходе проверки изучаются финансовые и хозяйственные операции, совершенные проверяемым объектом в проверяемый период. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы. Они могут проводится как сплошным, так и выборочным способом.

На данном этапе проверяющие получают от проверяемого объекта необходимые письменные объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки, документы и их заверенные копии, необходимые для проведения контрольных действий. При необходимости в случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверке привлекаются эксперты (экспертные организации).

При этом в обязательном порядке проводится проверка наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, путем снятия остатка (пересчета) денежной наличности с учетом средств, выдаваемых кассиру перед началом рабочей смены в качестве разменной монеты, о чем составляется акт о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ, в двух экземплярах.

Перед началом этого этапа кассир дает расписку об отсутствии или наличии в денежном ящике ККТ личных денег, представлении всех квитанций, приходных кассовых ордеров о сданной выручке, справок-отчетов кассира-операциониста, сведений о показаниях счетчиков ККТ и выручке, актов о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным (возвращенным) кассовым чекам за день проверки. Расписка оформляется в акте о проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике ККТ.

Перед снятием фискальных отчетов, сменных отчетов ККТ сверяются заводские номера этих машин, а также их регистрационные номера и ИНН с данными, внесенными в карточку регистрации ККТ. На контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии).

По фискальному отчету ККТ и журналу кассира-операциониста, актам о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, расходным кассовым ордерам проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

В случае расхождений фактических и учетных данных выясняются причины, берутся подробные объяснения и делаются выводы о полноте учета выручки наличных денежных средств проверяемого объекта, а также о применении (неприменении) ККТ, БСО и иных возможных причинах сложившейся недостачи (наличии излишков).

При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи БСО проводится проверка фактического наличия БСО, по итогам которой составляется соответствующий акт в двух экземплярах. Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по их видам с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков документов.

Операции по кассе должен проводить уполномоченный на это сотрудник (кассир), при его отсутствие эти функции может выполнять руководитель (ИП). При наличии нескольких кассиров назначается старший кассир.

Кассовые документы должен формировать главный бухгалтер или другое назначенное должностное лицо (руководитель, ИП, кассир и т.д.), с которым заключен договор на услуги по ведению бухгалтерского учета.

Если возникли проблемы, как пользоваться кассовым устройством

Не исключено, что при эксплуатации оборудования современного поколения могут возникнуть определённые неисправности.

В случае возникновения мелких неурядиц и форс-мажорных обстоятельств следующие рекомендации помогут пользователю.

  • Интернет-соединение пропало. В таком случае продажи можно не приостанавливать. Однако главное – не забыть после восстановления связи передать оператору фискальных данных неполученные им чеки. Кроме того, отсутствие обмена информацией с оператором на протяжении 30 дней приведёт к выводу из строя фискального накопителя.
  • Бумага замялась или оторвалась: работа на аппарате должна быть остановлена, после чего следует заново заправить ленту. Затем оборудование активируется в соответствии с руководством. Большая часть моделей самостоятельно возобновляет печать. Для проверки того, отправлена ли информация в товароучетную программу и оператору фискальных данных, нужно сформировать Х-отчёт и сверить данные с бухгалтерией, проанализировать количество отложенных чеков.
  • Электроснабжение прекращено: нужно приостановить торговлю. Нельзя ничего продавать без кассы. Кроме того, законодательно оговорено, что в течение 5 минут после оплаты покупки покупателю должен быть передан чек. Если не применяются модели с резервным источником питания, то приведённое требование невыполнимо. Однако можно воспользоваться следующим вариантом: после проведённых операций составить чек коррекции на итоговую стоимость преданной продукции. К документу прикладываются объяснение сотрудника в письменном виде; акт энергосбыта, свидетельствующий об отключении света. Между тем даже эти меры могут не спасти от налоговых штрафов.

Что такое кассовая дисциплина?

Это совокупность правил оформления кассовых операций. В них описано то как вы должны принимать, хранить и выдавать наличные деньги. Очень важно в данном вопросе не путать такие понятия, как «касса» и «кассовый аппарат».

Читайте также:  Найти и снять офис/склад/помещение

Кассовый аппарат (ККМ, ККТ, онлайн-касса) – это устройство, с помощью которого производится прием от клиентов за товары или услуги наличных денежных средств. Данная операция фиксируется для последующей передачи в ФНС, а клиенту выдается фискальный чек.

Касса предприятия (операционная касса) – это учет всех действий в компании, которые касаются наличных денег. Деньги, принятые с помощью ККМ, также сдаются в общую кассу организации. Затем эти деньги либо оформляются для произведения наличных расходов, либо инкассируются в обслуживающий банк для зачисления на расчетный счет. В кассе хранятся физически деньги фирмы и все, что с ними происходит, должно подтверждаться соответствующими документами. Это и называется кассовой дисциплиной.


В общем и целом, при ведении кассовой дисциплины нужно опираться на следующие принципы:

  1. Все действия с наличными деньгами должны оформляться документально.
  2. Важно строго следить за соблюдением лимита кассы.
  3. При выдаче денег на любые нужды в обязательном порядке должны выдаваться соответствующие документы.
  4. Нельзя превышать ограничение на наличные расчеты между двумя субъектами предпринимательства, на сегодняшний день эта сумма не должна превышать 100 тысяч рублей на один договор.

Порядок учета кассовых операций

Для организации бухгалтерского учета кассовых операций предназначен счет 50 «Касса». Согласно утвержденному плану счетов бухгалтерского учета к счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

  • 50.1 «Касса организации». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в валюте РФ;
  • 50.2 «Операционная касса». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в билетных кассах, кассах отделений связи и т.п.;
  • 50.3 «Денежные документы». На субсчете учитываются операции по движению почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных авиабилетов и других денежных документов. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение.
  • 50.4 «Касса в иностранной валюте». На субсчете учитываются операции с наличной валютой. Валюта может приобретаться на внутреннем валютном рынке РФ (в банках) для оплаты командировочных расходов работников организации.

Особенности компьютеризированного ведения учета кассовых операций

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги нумерация должна быть сплошной с начала года. Кроме того, должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Следует помнить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных. Наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни в целом и операции с кассовой наличностью в частности. Однако проведение аудитором процедур в отношении копий компьютерных файлов возможно, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание в том числе на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации.

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Проверка органами Росфиннадзора

Согласно п. 5.14.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 89н, Росфиннадзор, а также его территориальные органы в целях реализации своих полномочий вправе проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях — получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий.

Росфиннадзор и его территориальные органы осуществляют финансовый контроль путем проведения ревизий и проверок. В зависимости от темы ревизии (проверки) в ходе ревизии (проверки) проводится комплекс контрольных действий по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период (п. 82 Административного регламента N 75н ).

Читайте также:  Форма р34001 — заявление о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ

Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.

Контрольные действия по изучению документов проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций, в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, пересчета и т.п. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способом (п. 83 Административного регламента N 75н).

В соответствии с п. п. 69, 70 Административного регламента N 75н срок проведения ревизии (проверки), численный и персональный состав ревизионной группы устанавливаются исходя из темы ревизии (проверки), объема предстоящих контрольных действий, особенностей финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и других обстоятельств. При этом он не может превышать 45 рабочих дней.

Проверки Росфиннадзора и территориальных органов могут быть как плановые, так и неплановые.

Что такое признак расчета

Признак расчета – это реквизит, который может отражать следующую информацию:

  1. Если выбирается признак «приход», то он отражает факт получения денежных средств за товар или услугу от покупателя. Это операция чаще всего осуществляется при взаимодействии покупателя с кассиром. Она подтверждает факт оплаты.
  2. Когда выбирается признак «возврат прихода», денежные средства возвращаются клиенту за возвращенный товар. Возврат чаще всего произаодчт, если товар не подошел по размеру или оказался ненадлежащего качества.
  3. Признак «расход» следует выбирать кассиру, когда магазин что-то покупает у физических лиц, к примеру, фермерскую продукцию.
  4. Признак «возврат расхода» означает, что посетитель вернул в магазин ранее полученную наличность. Такой реквизит в фискальном чеке можно увидеть, когда приобретенный у физического лица товар магазин возвращает обратно.

Следует отметить, что реквизит «признак расчета» является обязательным для отражения в фискальном чеке как в бумажной, так и в электронной форме. Обеспечение этого требование не всегда входит в компетенцию кассира, поскольку за алгоритмы проставления реквизитов чаще всего отвечает программист или другой специалист с соответствующей спецификацией.

Нужно ли вести учет в журнале кассира-операциониста?

Этот вопрос часто становится темой для дискуссий. До того, как в торговых точках появились инновационные онлайн-кассы ведение журнала кассира-операциониста было обязательным условием. В письме от 04.04.2017 № 03-01-15/19821 представители Минфина сообщили, что применение кассовых аппаратов может осуществляться без обязательного заполнения журнала. Это связано с тем, что все операции по кассе отражаются в фискальных чеках, которые передаются в ОФД.

В то же время существует ряд формальных признаков применения такого журнала, подтверждающих то, что обязанность ведения учета в бумажной форме сохраняет юридическую силу. Согласно п. 72 Административного регламента по Приказу Минфина России от 29.06.2012 № 94н, инспекторы налоговой службы обязаны оказывать услугу по заверению журнала кассира-операциониста, который имеется у налогоплательщика. В типовых правилах пользования кассовыми аппаратами также отмечено, что такой журнал должен заверяться подписью сотрудника ФНС.

Ранее также было опубликовано Письмо ФНС России от 12.04.2006 № 06-9-10/126@, которое на сегодняшний момент не утратило свою силу. В нем говорится, что представители налоговой вправе истребовать журнал у организации для заверения. Предприниматели могут использовать как унифицированную форму журнала, так и собственную.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что журнал кассира-операциониста – это традиционный документ для кассового учета, который есть у большинства современных торговых организаций. Однако внедрение многофункциональных онлайн-касс приводит к тому, что необходимость в нем отпадает.

Руководство торгового предприятия вправе обязать ответственного за кассу сотрудника вести журнал и отражать в нем всю необходимую информацию. Это может осуществляться для оценки эффективности работы кассира.

Какие взыскания предусмотрены за неправильное использование ККТ

Обязательным является применение ККТ, если осуществляется торговля или оказываются услуги, связанные практически с любым видом коммерческой деятельности. Если даже ИП или организация установила кассовый аппарат, но использует его некорректно, нарушители также понесут административную ответственность.

  • Так, за использование онлайн-кассы, не соответствующей нормам 54-ФЗ, ИП и руководители обязаны внести в госбюджет от 1,5-3 тысяч рублей.
  • Предприятия за аналогичное нарушение штрафуют на сумму до 10 тысяч рублей.
  • Такой же размер взыскания предусмотрен ИП и организациям за несвоевременное предоставление отчетных документов в ФНС и неправильное указание в них системы налогообложения: до 3 и до 10 тысяч рублей соответственно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *