Правовые последствия привлечения к административной и уголовной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые последствия привлечения к административной и уголовной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как это работает. Штраф можно уплатить еще и в рассрочку — по частям и с продлением общего срока максимум на 3 месяца. Попросить о рассрочке можно в связи с материальным положением: например, если доход небольшой, а в семье несколько детей, которых надо кормить, одевать и возить на занятия.

Уплатить штраф в рассрочку

Обычно при рассрочке штраф делят на несколько частей, которые надо выплатить поочередно. Например, постановление о нарушении было вынесено 1 апреля. Суд может рассрочить платеж на 3 месяца. Каждую часть нужно внести в течение 60 дней. Еще есть 10 дней на вступление постановления в силу. Получается примерно такой график:

Это очень примерный расчет. Точные даты выплат обычно пишут в постановлении. Если непонятно, когда же последний день уплаты штрафа, можно попросить того, кто вынес постановление, разъяснить этот порядок.

Рассрочку по одному штрафу предоставляют только один раз. Нельзя получить ее, а когда подойдет срок для финальной выплаты — попросить еще об одной. Но можно сразу подать заявление и об отсрочке, и о рассрочке уплаты штрафа. Тогда штраф можно будет начать платить на месяц позже и выплачивать частями в течение следующих трех месяцев. Тогда штраф можно будет начать платить еще на месяц позже.

Чтобы получить рассрочку, нужно отправить заявление в суд или орган, который назначил штраф. Используйте шаблон для обращения.

Отменить штраф, если не совершали нарушение или невиновны

Как это работает. Если вам назначили штраф, а вы считаете, что это вопиющая несправедливость, — обжалуйте и просите отменить. Ответственность может наступить, только если есть нарушение закона и человек виновен в совершенном.

Представим, что мужчину оштрафовали за мелкую кражу — пачки макарон в гипермаркете. Есть ситуации, когда он не должен платить штраф. Например:

Любой штраф можно обжаловать, на это есть 10 дней. Они отсчитываются с даты получения постановления по делу. Если письмо с постановлением идет по почте, это время продлевает срок для обжалования.

Жалобу можно подать в суд, вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Подробнее написано в КоАП РФ. Например, если штраф назначил инспектор какого-нибудь органа, адресовать жалобу можно начальнику этого органа или в районный суд.

Должностное лицо или ведомство должно рассмотреть жалобу за 10 дней. Суд — за 2 месяца. С одной стороны, в суде дольше ждать результата, с другой — штраф можно дольше не платить. Так что для кого-то это законный вариант отсрочить уплату штрафа. Срок для уплаты в этом случае начнет отсчитываться с даты вынесения решения по жалобе. Оно вступает в силу сразу. Если, конечно, штраф не отменят в процессе обжалования.

Основания для обжалования могут быть разные. Вы можете составить жалобу самостоятельно — вот шаблон. Но если штраф существенный или ситуация сложная, лучше обратиться за помощью к профессиональному юристу.

Как вопрос регулируется на законодательном уровне?

Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:

  1. Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
  2. Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.

Что делать свидетелям массовой драки

При массовых драках, начатых в людных местах, высокая вероятность того, что участниками побоев станет огромное количество людей. По этой причине при первых признаках драки необходимо тут же вызвать полицию. Связаться с сотрудниками полиции может как жертва, так и прохожие. Если же драка случилась в помещении, то вызвать полицию необходимо работающим в учреждении людям.

Пример: в кафе произошла массовая драка между пьяными посетителями. Сотрудники кафе без каких-либо причин и веских объяснений так и не вызвали сотрудников полиции. В результате по итогам разбирательства они тоже столкнулись с ответственностью.

Внимание

Если участники драки помешают сотрудникам полиции или другим неравнодушным лицам в пресечении противоправного поведения, то ответственность дополнится квалифицирующими признаками, и общее наказание будет ужесточено.

Вызванные сотрудники полиции предпримут действия, которые предотвратят дальнейшие побои, окажут пострадавшим первичную медпомощь (к примеру, обработка ран, перевязка), опросят свидетелей, затребуют необходимые документы, оформят административное либо уголовное дело.

Если полиция не вмешается, то привлечь виновных к ответственности вряд ли получится. В связи с этим вызов сотрудников полиции при массовой драке обязателен.

Порядок назначения ареста по «административке»

Зачастую административному аресту лица предшествует его административное задержание, производимое в качестве обеспечительной меры производства дел по проступкам административного характера, а также направленное на исполнение судебного постановления в отношении административного правонарушения (ст27.3 ч.1 КоАП).

Максимальная продолжительность административного задержания правонарушителя, по которому осуществляется производство дела по «административке» – 48 часов (ст.27.5 ч.2 КоАП). Срок задержания учитывается в сроке назначаемого ареста (ст.3.9. ч.3 и ст.32.8 ч.3 КоАП).

Читайте также:  Как грамотно выгнать арендатора из нежилого помещения?

Замечу, что отсчет периода административного задержания отсчитывается от времени доставления субъекта в служебное помещение силовиков. Если же доставлен пьяный гражданин – исчисление срока задержания для него происходит со времени отрезвления (ст.27.5 ч.4).

Протокол по правонарушению, наказуемому административным арестом, направляется для судебного рассмотрения незамедлительно, сразу после составления (ст.28.8 ч.2 КоАП). Рассмотрение судьей такого административного дела выполняется в день поступления протокола и материалов по правонарушению, а по административно задержанному согласно постановления прокурора – в 48 часовой срок от времени задержания (ст.29.6 ч.4 КоАП).

Организации, получившие судебное определение об истребовании данных по административному делу, наказанием по которому является арест, обязаны сообщить их незамедлительно, т.е. при возникновении технической возможности исполнить запрос (ст.26.10 КоАП). Следует отметить наличие ответственности за несвоевременность предоставления, либо не предоставление госоргану законно истребованных сведений (ст.19.7 КоАП).

По вынесении судьей постановления об аресте правонарушителя по «административке», его исполнение осуществляется сотрудниками ОВД немедленно (ст.32.8 ч.1 КоАП). Арестованное лицо препровождается в спецприемник МВД, где находится весь срок назначенного ареста (ст.32.8 ч.2 КоАП).

Вопрос объективной стороны

По традиции, начнем с факультативных признаков. Такими признаками принято считать:

  1. Характер действий пойманного правонарушителя.
  2. Неоднократность.
  3. Систематичность.
  4. Злостность.
  5. Повторность.
  6. Место.
  7. Способ, которым правонарушение было совершено.
  8. Время совершения правонарушения.

Если у нас есть какой-нибудь хулиган, занимающийся правонарушениями в общественных местах, то тут уже находится несколько факультативных признаков. Во-первых, у нас есть место. А во-вторых, хулиган может демонстрировать своё презрение явно.

Объективная сторона совершенных деяний проявляется и в формальности состава. Система административного права в России как раз организована таким образом, что по таким правонарушениям обычно состав является формальным. Но что это значит? Все предельно просто. Даже для того, чтобы применить административные санкции, не придется ждать до того момента, пока наступят негативные последствия материального характера.

Это только звучит так сложно. На деле все просто и банально. Предположим, вы превысили скорость. Так вот, для того чтобы наступила ответственность, вовсе не надо ждать, пока превышение скорости приведет к негативным последствиям и вы собьете человека (например). Если вы превысили, то вам уже вменят штраф. Даже несмотря на то, что превышение скорости ни к чему не привело. Аналогичным образом и работают и другие статьи КоАП, в подавляющем большинстве.

По сути, необходимости в том, чтобы выстраивать причинно-следственную связь тут вообще нет. Потому что общественная опасность действия уже несет вредные последствия. По крайней мере, именно такая позиция была у законодателей, составлявших Кодекс об Административных Правонарушениях.

О материальном составе административных правонарушений можно мало чего сказать. Общий смысл в том, что если последствия, предусмотренные Кодексом об Административных Правонарушениях не наступают, то и ответственность применена не будет. Но только в том случае, если состав преступления неформальный. Если он формальный, то к ответственности привлекут в любом случае.

И вот тут надо раскрыть всю суть объективной стороны. Здесь раскрывается полноценная структура, которая образуется из нескольких составляющих:

  1. Причинно-следственная связь.
  2. Деяние противоправного характера.
  3. Вредные последствия.

Если состав преступления формальный, то проводить причинно-следственную связь не стоит. Если нет, то ее придется устанавливать. Потому что нужно прояснить один момент. Ведь в случае, если негативные последствия наступили по какой-то другой причине, то наказать правонарушителя не получится. Речь о таких статьях как 12.24. В случае с этой статьей, придется установить возможность избежания столкновения с пешеходом. Естественно, такие обстоятельства придется устанавливать посредством экспертизы и медицинских заключений.

Ведь в случае, если у человека серьезные травмы, которые он получил в драке, а попав под автомобиль он получил лишь царапину на лбу, это одно. Если человек попал под машину и получил тяжелые травмы, то это как раз квалификация административного кодекса (в лучшем случае).

Разобраться с объектами правонарушений, тоже не очень-то просто. Давайте для начала скажем о том, что объекты могут быть непосредственными и родовыми. Непосредственный объект определяется конкретным составом. В случае со статьей 5.16, это честь и достоинство пострадавшего лица. Это и есть объект посягательства (непосредственный). А еще есть рядовой объект. Если мы говорим о пятой главе действующего Кодекса, то таким родовым объектом будет право граждан (например).

У любого административного правонарушения есть ряд существенных признаков. В российском законодательстве выделяют несколько таких признаков:

  1. Сам факт противоправности.
  2. Виновность.
  3. Антиобщественный характер.
  4. Конкретное деяние.

До какого возраста была девкой?

А вот тут, у нас есть пример прямой преемственности. В современном русском языке, есть такое выражение. Остаться в девках.

Что это значит? В широком смысле, остаться без мужа. Грубо говоря, если женщина так и не вышла замуж, то она осталась в девках. Связано это, разумеется с девственностью не в меньшей степени.

Слово девчонка и девочка, несло точно такой же смысл. Был тут и религиозный аспект. Например, девкам можно было носить распущенные волосы. Тогда как замужние уже должны были покрывать волосы. Показывать свою красоту только для мужа.

Сегодня же, этот термин сохранился. Но не сильно поменялся. Хоть и ранее вопрос девственности, брака и термина был связан в единую конструкцию.

Сегодня же остаться в девках может любая незамужняя мадам. Хотя назвать ее девкой уже не получится.

А еще, за неимением ресурсов материальных, многие начинают смотреть на свои возможности, как на товар.

Отсюда и рынок девственности. Практически любая современная девушка или женщина может позволить себе выбирать.

Так уж повелось, что женщины умеют чуть лучше обходиться без секса. Чем мужчины. Поэтому на одну красивую девушку сбегается 200 ухажёров. И она начинает выбирать.

Поскольку мужчины достаточно упорны и упрямы, они не сдаются. И начинают штурмовать одну даму за другой. И так до тех пор, пока кто-то не клюнет.

Читайте также:  Апелляция в арбитражном процессе

Но из этих 200, останется 30 или 40 представителей мужского пола, на которых женского внимания просто не хватит.

Вот у них и возникнет ощущение, что женщинам секс не нужен. Их не выбрали. Хотя они и старались. Ничего не вышло.

Хотя на деле, ситуация иная. Просто мужчину не выбрали. Почему? Это отдельная тема для разговора.

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты — физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

Читайте также:  Пенсия военнослужащих: размер, последние новости и изменения в 2023 году

Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина — это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель — предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив — осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Элементы административного правонарушения и их функциональность в деятельности полиции

Административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административном правонарушении[1] РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть возбуждено, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных законом (КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов федерации об административных правонарушениях) объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям. Выделение и законодательное закрепление признаков состава определенного вида правонарушений производится путем анализа реальных правонарушений этого вида. Конкретные виды правонарушений описываются в нормах Особенной части (Раздела II) КоАП РФ или в нормах законов субъектов РФ об административных правонарушениях с различной степенью полноты. К примеру, нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (статья 13.20 КоАП РФ) вообще не расшифровывается, а ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21) описывается с достаточной полнотой: «Ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков». Однако ни в одной законодательно закрепленной норме описание соответствующего вида административного правонарушения не является исчерпывающим. Этими нормами предусматриваются признаки, выражающие специфику данного вида правонарушения, а признаки, характерные вообще для любого административного правонарушения, предусмотрены нормами Общих положений (Раздела I) КоАП РФ.

Выбор размера административного штрафа

Визовые центы вообще с этими наказаниями не заморачиваются, а вот наши пограничники могут и не выпустить за рубеж, если сумма просроченного штрафа будет большой (кажется больше 20 тысяч рублей).

Административный штраф может выражаться также в величине, кратной: Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

Состав правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного правонарушения.

Административный штраф может выражаться также в величине, кратной: Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *