Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать административный штраф в суде самостоятельно». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кассационная жалоба по административным делам подается на судебные приказы, вступившие в силу и определения, вынесенные в рамках приказного производства. Апелляционная процедура для них не предусмотрена.
Как составить кассационную жалобу по административному делу?
При подготовке жалобы лицу следует учитывать обязательные элементы, установленные ч. 2 ст. 30.14 КоАП РФ, а также полный пакет документов, определенный ч. 3 указанной статьи.
Таким образом, жалоба содержит:
- наименование суда, в который направляется жалоба
- данные заявителя
- данные лиц, участвующих в обжалуемом административном деле
- наименование и дата вынесения обжалуемого постановления
- основания для пересмотра и отмены постановления
- список прилагаемых документов
ВАЖНО: государственной пошлиной кассация по КоАП РФ не облагается, поэтому ее оплачивать не нужно.
К жалобе прилагаются следующие документы:
- копия обжалуемого постановления и решений по иным жалобам, если оно ранее обжаловалось в апелляционном порядке
- копия паспорта заявителя, в случае направления жалобы привлеченным лицом или копии документов, подтверждающих полномочия лица на подачу кассации
- копии самой жалобы и приложений к ней для всех участников процесса
- иные копии документов, которые по Вашему усмотрению могут повлиять на судей при принятии решения, если конечно данные документы есть в деле (в случае новых доказательств необходимо обосновать суду невозможность их предоставления ранее при рассмотрении дела в нижестоящих инстанциях)
После списка прилагаемых документов жалоба подписывается, ставится дата направления документов в суд.
На какие акты подаются жалобы
Она подается на определения решения, принятые в рамках апелляционного пересмотра.
Если дело прошло кассационную стадию в регионе, то затем следует направить документы в Верховный суд. Касается как гражданских лиц, так и дел, инициированных военными или рассмотренных в отношении военнослужащих. В ст. 319 КАС детализирован перечень судебных актов, на которые участники процесса вправе написать жалобу.
Особенность кассационного производства в следующем. Независимо от того, о какой форме судопроизводства идет речь, в кассации пересматриваются акты суда, уже вступившие в силу.
Кто может подать кассацию по административному делу?
Разрешение дел об административных правонарушениях по существу осуществляется путем полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств по делу. Правом на подачу кассации наделены участники административного разбирательства, а именно:
- лицо, привлеченное к ответственности и его защитник. В качестве защитника может быть допущен Уполномоченный при Президенте РФ в случае, если совершено правонарушение в области предпринимательской деятельности
- потерпевший и его представитель
- законные представители физических и юридических лиц
- прокурор
- должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление или направившим дело в суд (в случае вынесения решения судьей)
Правила составления кассационной жалобы
Ст. 320 КАС РФ указывает, как правильно составить иск в суд 3-й инстанции. В нем обязательно должны быть:
«Шапка» | наименование судебного органа; ФИО автора, адрес для корреспонденции, контактные данные; отношение к процессу (истец, ответчик). Если кассатор не участвовал в деле, он должен объяснить, как спорное решение повлияло на его права и интересы; список лиц, привлеченных к делу, их процессуальное положение. |
Преамбула | краткое описание дела; перечень судов и принятые ими решения. |
Мотивировочная часть | нарушения материального или процессуального права, которые были допущены арбитрами нижестоящих инстанций; описание того, как изменилось бы решение после исправления судебных ошибок. |
Просительная часть | Требования кассатора отменить спорный акт или передать дело на повторное рассмотрение. Принять новое решение самостоятельно коллегия 3-й инстанции может, если доказательств достаточно и их не нужно переоценивать. |
Заключительная часть | перечень документов; подпись автора, расшифровка, дата. |
Мотивировочная часть — самое важное в кассационной жалобе. Третья инстанция не рассматривает дело по существу. Она проверяет решения арбитров на их законность, а не справедливость с точки зрения участников спора. Причем нарушения должны быть значительны. Лучше расписывать их по пунктам, со ссылками на действующие нормы, рекомендации ВС РФ, судебную практику.
Апелляционное обжалование по административным делам
При упрощенном производстве по административным делам решение суда вступает в законную силу по истечении 15 дней, при обычном порядке – спустя один месяц. Апелляционная жалоба должна быть подана до истечения указанных сроков – 15 дней и 1 месяц соответственно с момента принятия решения суда в окончательной форме, то есть до вступления решения в законную силу. Исключением являются административные иски об оспаривании правового акта о самороспуске или закона региона о роспуске представительного органа, о помещении иностранца в специальное учреждение или госпитализации в психиатрическую больницу и другое, предусмотренное статьей 298 КАС РФ.
Важно! В случае, когда срок обжалования истек, апелляционная жалоба по административным делам подается вместе с ходатайством о восстановлении срока (либо в тексте жалобы указывается просьба об этом), в противном случае жалоба будет возвращена заявителю.
При принятии жалобы судом к производству документ рассматривается по всем правилам судебного разбирательства, в том числе, с извещением лиц, участвующих в деле. Верховный суд Республики, краевой, областной, суд города федерального значения, окружной военный суд рассматривают апелляционные жалобы в срок не более 2-х месяцев с момента их принятия в суд апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает поступившую жалобу в срок не более 3-х месяцев с момента ее поступления.
Важно! Судебное разбирательство проводится коллегиально и ведется председательствующим судьей. Судом в ходе апелляционного разбирательства могут быть приняты новые доказательства по делу только в том случае, если заявитель сможет подтвердить объективность невозможности их предоставления в суд первой инстанции.
Статья 30.5 КоАП РФ. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу.
1.1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу. - Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58 настоящего Кодекса, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
- Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.
- Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами в вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать соответствующую жалобу.
Статья 30.6 КоАП РФ. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
- Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично.
- При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
1) объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
2) устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
5) разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
6) разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
7) оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
8) проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;
9) в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. - Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Кассационная жалоба представляет собой заявление, составленное по определенным правилам в письменной форме.
Его может подать либо участник судебного разбирательства, либо любое лицо, чьи интересы были ущемлены или задеты вынесенным судебным постановлением.
Целью составления и подачи документа является изменение или отмена решения судебной или апелляционной инстанции.
Заявителю следует знать, что кассационная инстанция не проверяет доказательства по делу об административном правонарушении.
Ее задачей является выяснение, насколько обжалуемое судебное решение соответствует требованиям закона.
Причиной изменения решения нижестоящей судебной инстанции могут следующие выявленные в результате проверки обстоятельства:
Применение судьей норм закона | Не подходящего к условиям конкретной ситуации |
Принятие решения | Идущего вразрез с опубликованными судебными прецедентами или рекомендациями Верховного Суда РФ |
Игнорирование закона | Применение которого требовала рассматриваемая ситуация |
Неполный состав суда | Отсутствие протокола, нарушение правил о языке, допущение грубых процессуальных ошибок |
Людям, не погруженным в тонкости юриспруденции, может показаться, что кассационная и апелляционная жалобы ничем не отличаются друг от друга. Однако это не так.
Апелляция подается до вступления решения суда в силу, а кассационная жалоба оспаривает уже вступивший в законную силу документ.
Рассмотрение кассационной жалобы по административному делу
Процедура рассмотрения жалобы начинается со дня ее принятия к производству и вынесении соответствующего определения суда. После этого, судом извещаются участники дела о поступлении данной жалобы, тем самым предоставляя им возможность ознакомиться с материалами дела и подать возражения.
Производство должно быть окончено в течение двух месяцев со дня поступления документов в суд. В случае, если кассация истребует дело для изучения, то данный срок составит месяц со дня принятия документов судом.
Результатом рассмотрения дела будет являться вынесение постановления:
- об оставлении жалобы без удовлетворения
- об изменении или отмене обжалуемого акта с возвращением его на новое рассмотрение
- прекращением производства по делу
Кассационная жалоба по административному делу в 2019 году — образец, срок подачи, на апелляционное определение, пример, скачать, заполненный
Административное правонарушение может обернуться для беспечного гражданина судебным спором. И если он не доволен результатом, ему предстоит путь обжалования от районного суда до Коллегии ВС РФ.
- И добиться справедливости на этом пути можно, если знать, как составить и подать кассационную жалобу по административному делу в РФ в 2019 году.
- Административные споры нередко оборачиваются решениями, которые не могут удовлетворить либо истца, либо ответчика.
- В этом случае российская судебная система предполагает возможность недовольной стороны обжаловать решение судьи в выше стоящих организациях.
- Если апелляция не приносит желаемого результата, гражданин может обратиться со своей проблемой в кассационную инстанцию.
- Но для этого ему следует знать, в какие сроки и как подается кассационная жалоба по административному делу на апелляционное определение.
Обжалование по КоАП РФ
в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ).
Подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).* В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях* лицами, указанными в пункте 3 статьи 30.11 КоАП РФ, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в пункте 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5, пункте 1 статьи 30.1 КоАП РФ».
Госпошлина за подачу жалобы
Рассмотрение кассационной жалобы облагается госпошлиной. Платежное поручение или квитанцию, подтверждающие ее уплату, необходимо приложить к жалобе при ее подаче.
Обратите внимание! Прикладывать необходимо оригинал платежного документа. При наличии ксерокопии жалоба будет считаться ненадлежащее оформленной и подлежит возврату заявителю (определение Мосгорсуда от 07.07.2016 № 4га-7826/2016).
Размер госпошлины за подачу жалобы определен в п. 9 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) и составляет 150 руб. для физлиц и 3000 руб. для юридических лиц.
При одновременной подаче жалобы лицом, участвующим в деле, и третьими лицами, выступающими на одной стороне, последним уплачивать госпошлину не требуется.
Если лицо, подающее жалобу, имеет право на льготы в соответствии со ст. 333.36 НК РФ, оно должно приложить подтверждающие документы.
Податель жалобы вправе ходатайствовать о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате госпошлины. Этот вопрос разрешается судьей без вызова сторон.
Риски! Если к жалобе не будет приложен платежный документ или документы, освобождающие от уплаты госпошлины, жалоба будет возвращена без рассмотрения по существу.
Как не пропустить срок
- В ст. 376 установлен период оспаривания апелляционных актов, касающихся гражданских дел, равный 6-ти месяцам. Исчисление этого периода связывается с днём, когда постановление, которое оспаривается, обрело законную силу.
- Срок, равный 6-ти месяцам, отсчитывается с того дня, который идёт за днём вынесения определения.
- Когда при рассмотрении апелляции, кроме главного, принималось ещё и дополнительное определение, начало течения срока привязывается ко дню вступления в действие не первого, а именно второго из них.
- Когда в продолжение положенного полугодичного срока КЖ сначала подана в суд, а затем возвратилась по основаниям статьи 379.1, период времени, связанный с процедурой её возврата, не должен быть исключен из общего срока.
КЖ, отправленная до 0 часов почтой в последний день периода, составляющего полгода, считается поданной с соблюдением норм ГПК.
Рассмотрение апелляционной жалобы и принятие решения
Согласно статье 307 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам суда первой инстанции (с учетом особенностей, предусмотренных КАС РФ). Жалоба рассматривается коллегиально, в составе трех судей. В процессе апелляционного судопроизводства могут рассматриваться новые доказательства (только при условии, что они не были представлены ранее по уважительной причине), представленные сторонами, а также суд может осуществлять истребование необходимых доказательств (часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Сама процедура рассмотрения спора в апелляционной инстанции совпадает с процедурой рассмотрения спора в суде первой инстанции.
Если говорить о пределах рассмотрения спора в апелляционной инстанции, то необходимо отметить, что суд рассматривает дело в полном объеме не смотря на доводы, изложенные в жалобе (если доводы жалобы касаются лишь части обжалуемого судебного решения). Заявлять новые требования, которые не заявлялись в суде первой инстанции, можно, однако они могут не быть приняты судом (часть 3 статьи 308 КАС РФ).
По результатам рассмотрения дел, суд апелляционной инстанции:
– отказывает в удовлетворении жалобы и оставляет решение суда первой инстанции в силе;
– удовлетворяет жалобу полностью или в части и отменяет или изменяет ранее принятое судебно решение, а также принимает новое судебное решение;
– предыдущее решение отменяет и направляет административное дело на новое рассмотрение;
– отменяет решение суда полностью или в части и прекратить производство по делу;
– принимает иное решение, предусмотренное КАС РФ.
Законодатель разделил основания, по которым суд осуществляет отмену или изменение решения на безусловные и остальные.
К безусловным основаниям относятся (часть 1 статьи 310 КАС РФ):
– рассмотрение дела в незаконном составе;
– принятие решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;
– отсутствие в деле протокола судебного заседания;
– нарушение тайны совещания судей при принятии решения;
– иные основания.
К остальным основаниям закон отнес (часть 2 статьи 310 КАС РФ):
– неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
– недоказанность установленных обстоятельств, имеющих значение для дела;
– расхождение выводов суда, изложенных в решении, и обстоятельств дела;
– нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (если был применен закон, который не подлежал применению и наоборот, суд неправильно истолковал закон, в том числе без учета правовой позиции высших судов).
Определение суда апелляционной инстанции, которым заканчивается рассмотрения дела, вступает в силу немедленно (часть 5 статьи 311 КАС РФ).
Составление кассационной жалобы по административным делам
Кассационный судебный протест: это бумага, составленная по образцу, документ структурирован, заявителю требуется правильно вписать сведения в каждую из его частей:
- в правом верхнем углу указывают название судебного органа, куда подается жалоба, данные о заявителе и других лицах, участвовавших в процессе;
- в основной части сообщают суть требований, представляют возражения, описывают ошибки первой инстанции, вынесшей приговор, перечисляют доводы, подкрепленные юридическими документами;
- заключительная часть служит для перечисления приложенных к кассационной жалобе бумаг, здесь ставят свою подпись или подпись доверенного лица.
Административное обжалование: сложный юридический процесс, связанный со знанием законодательства России. Правильное составление бумаг поможет инициировать его и добиться справедливости.
Как исчисляется срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении?
Момент начала и окончания срока обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях определяется в соответствии со ст. 4.8 КоАП РФ, согласно которой порядок исчисления процессуальных сроков в производстве по данным делам аналогичен порядку исчисления процессуальных сроков в гражданском судопроизводстве (ч. 3 ст. 107, ст. 108 ГПК РФ).
В соответствии с указанной статьей Кодекса началом отсчета срока обжалования необходимо считать день, следующий за датой вручения или получения копии постановления, а моментом его окончания — 24 ч. последнего 10-го дня срока. Если окончание срока приходится на нерабочий или праздничный день, то последним днем срока будет являться первый следующий за ним рабочий день. Все иные нерабочие дни из срока обжалования не исключаются.
Как определяется начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении? Какие особенности, связанные с исчислением данного срока, предусмотрены в отношении протестов прокурора?
Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, а также потерпевшим и его представителем не зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено.
Если копия постановления по делу об административном правонарушении не вручена лицу, привлекаемому к административной ответственности, непосредственно в день рассмотрения дела в виду неявки указанного лица в судебное заседание или отсутствия его в зале суда на момент оглашения постановления, то копия постановления должна быть направлена вышеупомянутому лицу по почте заказным почтовым отправлением. В этом случае срок обжалования постановления по делу будет исчисляться не со дня его вынесения, а со дня получения его копии лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Гораздо сложнее определить начало течения срока опротестования постановления по делу об административном правонарушении прокурором. Основные трудности, которые здесь возникают, связаны с отсутствием единообразного понимания того, с какого момента необходимо исчислять данный срок — с момента получения копии постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, либо прокурором. Так, некоторые судьи считают, что по смыслу ч. 1 ст. 30.10 КоАП во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30.3 КоАП отсчет срока на обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении должен дифференцироваться в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права. На этом основании делается вывод о том, что срок опротестования необходимо исчислять с момента получения копии постановления прокурором.
Определенная логика в этом имеется, если учесть, что согласно ст. 29.10 КоАП судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие дело по существу, даже не обязаны направлять прокурору копию постановления. Однако при всей привлекательности данной точки зрения ее нельзя признать правомерной, поскольку дифференциация срока обжалования и опротестования в зависимости от того, кто обращается в суд за защитой права, может привести к тому, что в порядке главы 30 КоАП прокурор принесет протест на постановление по делу об административном правонарушении, которое в действительности уже вступило в законную силу, так как уже давно получено лицом, в отношении которого оно вынесено, и исполнено им.
С учетом сказанного не представляется возможным признать право прокурора на принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении с момента получения им копии соответствующего постановления и тем самым расширительно истолковать положение части 1 ст. 30.3 КоАП. В этом смысле формулировка анализируемой статьи не совсем удачна. В ней явно не хватает прямого указания на то, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
Вместе с тем такое положение закона не совсем оправданно, так как возникновение права на опротестование постановления по делу оказывается никак не связано с тем, когда прокурор узнал о наличии постановления, лежащего в основе данного права. Кроме того, совершенно очевидно, что предоставление прокурору полномочия приносить протест на постановления по делам об административных правонарушениях, не вступивших в законную силу, независимо от его участия в деле, становится абсолютно неэффективным и нерациональным, поскольку уложиться в 10-дневный срок подачи протеста со дня получения копии постановления лицом, правомочным обратиться с жалобой, можно только в том случае, если дело было возбуждено постановлением прокурора и гражданин присутствовал при рассмотрении дела.
Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде
Как выглядит на практике презумпция невиновности, сформулированная в ст. 1.5 КоАП РФ при рассмотрении дел о правонарушениях в области дорожного движения? Если посмотреть на доказательства, которые «подтверждают виновность» лица, то ответ будет как минимум неоднозначным. Доказательная база может строиться на противоречивых документах, а устные пояснения представителей государственной службы редко ставятся под сомнения и принимаются за достоверные. При этом в Российском законодательстве последней инстанцией для защиты прав лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, должно являться обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде.
Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде
Верховный Суд Российской Федерации согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты.
Верховный Суд рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление судьи по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб. Указанные постановление и решения рассматриваются Верховным Судом в случае, если они были рассмотрены председателями соответствующих судов субъектов Российской Федерации или их заместителями.
Обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде РФ осуществляется путем подачи непосредственно в Верховный Суд РФ мотивированной жалобы (с копиями для других участников производства по делу об административном правонарушении, указанных в статьях 25.1 — 25.4, 25.11 КоАП РФ) и копиями постановления и решений по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу. Однако установлено правило, что судья, принявший к рассмотрению жалобу, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Регламентировано, что решение по жалобе выносится не позднее двух месяцев со дня поступления жалобы в Верховный Суд России, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.
Частью 4 ст. 30 .16 КоАП РФ установлено, что повторные подача жалоб, принесение протестов по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на такое постановление, не допускаются.
В п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» сформулировано, что рассмотрение надзорных жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ. Если у председателя или заместителя председателя соответствующего суда возникнут сомнения в законности обжалованного, опротестованного постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, он вправе истребовать дело для проверки. При этом в соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ указанные лица в интересах законности могут проверить дело в полном объеме.
То есть лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности, при обжаловании постановления по КоАП РФ в Верховном Суде может получить в надзорной инстанции де-факто судебный акт, построенный исключительно на информации из постановления и решений, которые жалобщиком ставятся под сомнение.
Например, обжалование постановления по КоАП РФ в Верховном Суде происходит по следующим основаниям:
- ненадлежащее оформление письменных доказательств по делу при составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами (нарушен порядок заполнения, оспариваются подписи, место составления);
- противоречия в пояснениях лица, составившего протокол об административном правонарушении, отражённые в протоколе судебного заседания в мировом суде;
- ненадлежащая трактовка пояснений свидетеля, отраженная в протоколе судебного заседания;
- наличие письменных ходатайств в деле об административном правонарушении, которые направлены на истребование доказательств по делу (видеозаписи), которые суд первой инстанции не рассмотрел по существу;
- противоречия свидетельских показаний от тех, сведений которые он подтвердил как понятой в Акте (разница во времени фиксации);
- факт отсутствия в материалах дела об административном правонарушении исследованной в открытом судебном заседании видеозаписи обстоятельств, которые подлежат доказыванию.