Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программы господдержки для вашего бизнеса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На самом деле никакого конкретного алгоритма нет, а у каждой программы свои условия. К большинству описанных выше форм поддержки мы приложили ссылки с подробностями. Лучше идите туда и ищите детали, там же будут формы для подачи заявок.
Предприятия могут воспользоваться кредитными каникулами
Предприятия малого и среднего бизнеса могут попросить банк об отсрочке платежей на период до полугода. Пока эта важная мера поддержки для бизнеса в 2023 году действует до конца марта, однако можно ожидать, что ее действие продлят. Важно иметь в виду, что такая возможность недоступна для компаний, у которых есть штрафы или неоплаченные пени или, например, на предмет залога которых обращено взыскание.
Евгений Атаманчук:
«Мы с нетерпением ожидаем возможности воспользоваться некоторыми мерами, предлагаемыми государством, чтобы поддержать наш бизнес. К примеру, планируем воспользоваться мерами поддержки для малых и средних предприятий, такими как льготные кредиты и налоговые каникулы. Эти меры помогут нам улучшить финансовую стабильность и обеспечить нашим клиентам лучшие условия для проживания. Это также даст нам возможность инвестировать в наш бизнес и развивать новые проекты и услуги, которые будут соответствовать потребностям наших клиентов. Мы также считаем, что эти меры помогут нам сохранить рабочие места и даже создать новые, что особенно важно в условиях экономического спада и высокой безработицы»
Кто имеет право на субсидию от центра занятости
Помощь от государства начинающим индивидуальным предпринимателям идет через территориальные центры занятости. Государство имеет прямой интерес в росте числе ИП по нескольким причинам:
- Снижается количество безработных;
- Казна получает новые налоги и отчисления;
- Малый бизнес – опора для страны. Чем он крепче и многочисленнее, тем сильнее государство.
Однако, несмотря на активную пропаганду развития ИП, количество обращающихся граждан за поддержкой к государству не так уж и велико: всего 2%. Связано это с низким информированием населения о такой программе и страхе людей в случае непредвиденных ситуаций оказаться один на один со своими проблемами.
Но начнем по порядку. Кто имеет право на субсидии от государства?
- Граждане РФ по достижении ими 18 лет;
- граждане, находящиеся на учете в центре занятости в качестве безработных более одного месяца.
Как составить бизнес-план, чтобы его одобрили в центре занятости
Самое сложное при подготовке комплекта бумаг — создание бизнес-плана.
Можно обратиться к специалистам, они сделают бизнес-план за 2 – 3 дня, стоимость их услуг — от 15 000 рублей. Но гораздо выгоднее и полезнее разработать бизнес-план самому.
В большинстве центров занятости 2 – 4 раза в месяц проводятся консультации по составлению бизнес-плана, где подробно рассказывают о том, что в нем писать и что нужно сделать, чтобы он понравился комиссии.
Оптимальный объем бизнес-плана — 60 – 80 страниц, с титульным листом, 9 разделами и приложениями.
Шпаргалка: как получить господдержку на открытие малого бизнеса
Чтобы получить государственную финансовую помощь на открытие малого бизнеса, нужно действовать по следующему алгоритму:
- Встаньте на учет в центре занятости населения для получения официального статуса безработного;
- Напишите в центре занятости заявление о желании открыть малый бизнес;
- Посещайте курсы и пройдите тестирование по направлению центра занятости;
- Разработайте бизнес-план и предоставьте его в центр занятости;
- Дождитесь, когда комиссия рассмотрит проект;
- Если бизнес-план одобрили, заключите договор о перечислении финансовой помощи на открытие малого бизнеса;
- Зарегистрируйте бизнес в органах федеральной налоговой службы;
- Получите субсидию и использовать ее по назначению;
- Подготовьте отчет о расходах субсидии.
Экосистема поддержки бизнеса
На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.
Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.
Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.
Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.
Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:
- обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
- запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
- создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
- помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
- оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.
Поддержка МСП с аграрной сфере
В январе 2022 года был запланирован запуск особой информационной системы для сельхозтоваропроизводителей. Минсельхоз даже разработал специальный законопроект, однако, на данный момент он еще обсуждается.
Когда система начнет действовать, с ее помощью можно будет информировать предпринимателей о возможных мерах государственной поддержки.
Кроме того, на основании Постановления Правительства от 16.12.2021 г. № 2309 ввели новый грант на проекты, которые касаются сельского туризма. С 2022 года малый сельскохозяйственный бизнес может рассчитывать на сумму до 10 млн. руб., если занимается строительством или ремонтом помещений для приема туристов, формирует развлекательную инфраструктуру, приобретает туристическое оборудование и др.
Также на основании Постановления Правительства от 26.11.2020 г. № 1932 в 2021 году был введен новый грант — «Агропрогресс». На него могут рассчитывать сельхозтоваропроизводители, которые официально работают не меньше 2-х лет на сельской территории.
Размер государственной поддержки составляет не больше 30 млн. руб., которые можно потратить на развитие базы по изготовлению, хранению, переработке и продаже продукции, а также на покупку или возведение новых производственных объектов и т.д.
Кроме того, для сферы сельского хозяйства предусмотрены и другие гранты:
- «Агростартап» — для КФХ или ИП (3-5 млн. руб.);
- на развитие семейной фермы — для КФХ и ИП, соответствующих критериям микропредприятия (не больше 30 млн. руб.).
Чем грант отличается от субсидии
Нередко граждане путают такие понятия, как гранты от государства и субсидии. А в различных информационных ресурсах можно встретить эти термины, как слова-синонимы, что не совсем правильно. Основные отличия гранта от субсидии кроются в следующих моментах:
Грант | Субсидия |
Для получения суммы нужно составить четкий бизнес-план, собрать документы | Потенциальный получатель изначально тратит свои деньги, а после просит возмещения путем подачи заявки. При этом факт траты подтверждается документально |
Для одобрения достаточно иметь 15–30% собственных средств (необязательно денежных) | Необходимо вложить в бизнес 100% необходимых средств |
Деньги поступают в несколько этапов – траншами | Поступает полностью |
Может быть выдан несколько раз, если предприниматель успешно реализовал свою идею | Выдается единожды |
Кроме того, гранты и субсидии выдают разные инстанции. А вот когда речь идет о понятии гранты предпринимателям в форме субсидии – это может означать, что поддержка осуществляется, например, в виде кредита, часть долга по которому покрывает государство.
Гранты и субсидии для предпринимателей от государства
Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателям в виде программ субсидирования. Это выделение денежных средств в виде субсидий и различных грантов для бизнеса.
В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Чтобы получить представление о мерах поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса в регионах, рекомендуем ознакомиться с сайтом Минэкономразвития РФ. Также подробную информацию можно получить в региональных центрах инфраструктуры МСП, их адреса есть на сайте «Мой бизнес».
Цель расходования грантов и некоторых видов субсидий обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Нельзя тратить средства по своему усмотрению. На какие задачи разрешается тратить деньги:
-
Приобретение оборудования или его модернизацию.
-
Аренда или ремонт недвижимости для ведения бизнеса. Не более 20% от полученных денег. Надо заключить договор для подтверждения расходов.
-
Оплата необходимого для ведения бизнеса ПО, получение лицензий, патентов.
-
Закупка сырья, расходных материалов. Не более 20% полученных денег.
Прочие меры поддержки самозанятых
Приведем некоторые другие действующие и планирующиеся меры поддержки самозанятых граждан.
-
Поручительство по льготному кредиту. При нехватке и отсутствии или нехватке залогового имущества можно обратиться за «зонтичным» поручительством «Корпорации МСП» и поручительством региональных гарантийных организаций (РГО). Причем, теперь к «зонтичному» поручительству, покрывавшему ранее 50% суммы кредита, можно добавить поручительства РГО, то есть еще от 20% до 40%. Итого можно покрыть от 70 до 90% суммы кредита. Поручительства РГО имеются во всех регионах и чаще всего располагаются в центрах “Мой бизнес”. В программе таких суммированных поручительств участвуют 10 банков: «Открытие», ВТБ, «Сбербанк», РНКБ, «Промсвязьбанк», «Альфа-банк», «Совкомбанк», «МСП Банк», «АК Барс Банк» и банк «Зенит», а сама мера распространяется на все упомянутые выше программы льготного кредитования («ПСК Инвестиционная», «ПСК Оборотная» и «Программа 1764».
-
Льготная ипотека для самозанятых. Банки часто считают самозанятых и ИП менее надежными заемщиками, чем граждан с трудовым договором и стабильной зарплатой, подтверждаемой справкой 2-НДФЛ. Доход самозанятого может резко меняться, если нет каких-либо долгосрочных контрактов, поэтому многие банки отказывают в выдаче ипотеки самозанятым. В то же время, если самозанятый может подтвердить стабильный и высокий доход документами, то шансы его повышаются. Постепенно в стране растет и доля физлиц-плательщиков НПД, растут налоговые поступления в бюджет, поэтому интерес банков к этой категории граждан и предоставлении им льготных условий ипотечных кредитов тоже увеличивается.
К примеру, с 21 июня 2022 Сбербанк решил расширить число категорий граждан, которые могут получить ипотечный кредит по государственным программам «Семейная ипотека», «Господдержка» и «Дальневосточная ипотека», включив в них самозанятых. По ним можно получить жилье в новостройках, а по “Дальневостойной ипотеке” в моногородах и сельских поселениях Дальневосточного федерального округа можно приобрести вторичное жилье. Процентные ставки для самозанятых устанавливаются те же, что и для обычных заемщиков, работающих по найму. Для “Дальневосточной ипотеки” — это от 1,5%, для “Семейной ипотеки” — от 5,7%, а по программе “Господдержка” — от 8,7%. Единственное различие заключается в размерах первоначального взноса. Для самозанятых он составляет не 15%, как у наемных работников, а 30%.
-
Гарантированные места на ярмарках для самозанятых. Согласно федеральному закон от 14.07.2022 № 352-ФЗ, на ярмарках и других нестационарных местах торговли места должны теперь предоставляться не только представителям малого и среднего бизнеса, но и самозанятым. Плательщики НПД могут претендовать на долю в 60% от общей площади нестационарных объектов, ранее выделявшихся субъектам МСП.
-
Право на регистрацию товарного знака. С 29 июня 2023 года по закону от 28.06.2022 № 193-ФЗ самозанятым и всем частным лицам можно будет зарегистрировать на свое имя право на товарный знак. Помимо этого станет возможно получать кредиты под залог интеллектуальной собственности.
-
Сокращение ставок по микрозаймам. Поскольку у самозанятых меньше шансов получить льготные условия по кредитам в банках (в отличие от представителей малого и среднего бизнеса), они чаще пользуются услугами микрофинансовых организаций. В последние годы ведется работа по сокращению максимальных ставок у МФО. В 2022 году на рассмотрении находится законопроект о снижении максимальной ставки в день с 1% до 0,8%, максимальной годовой ставки с 365% до 292% и максимальной ставки по всему кредиту со 150% до 130%. Впрочем, законопроект готовился еще в 2021 году и не учитывал будущих событий на Украине и новых экономических реалий. В связи с этим, вероятно, с введением новых ставок торопиться теперь не будут, так как по прогнозам, в противном случае с рынка могут уйти больше 40% МФО.
-
Увеличение максимального размера выручки. Зампред правления Сбера Анатолий Попов предложил повысить лимит годового оборота для самозанятых с 2,4 млн. до 6-10 млн. рублей, так как в некоторых отраслях, например, среди IT-специалистов, работающих на аутсорсинге, доходы могут составлять 4-5 млн. рублей, и они заинтересованы в облегченном налоговом режиме.
-
Расширение списка отраслей для самозанятых. В числе предлагаемых преференций для самозанятых от зампреда Сбера также прозвучало предложение разрешить самозанятым аренду нежилых помещений и перепродажу товаров.
-
Информационная поддержка и обучение. Многие меры поддержки самозанятых можно получить с помощью портала “Мой бизнес”, где выкладывается информация обо всех программах. Также в регионах самозанятые могут проходить обучение, заказывать бесплатные консультации, посещать тематические мероприятия по бизнес-тематике и так далее.
Программы государственного субсидирования фермерства
По программе устойчивого развития сельских территорий жители могут рассчитывать на социальные субсидии на покупку жилья и гранты на реализацию инициатив.
Сельские жители, в том числе молодые специалисты и семьи, которые уже проживают на селе или только решили туда переехать, могут рассчитывать на социальные выплаты на улучшение жилищных условий. Для этого у соискателя субсидий должен быть:
- трудовой договор с предприятием в сельской местности или собственный бизнес;
- не меньше 30% собственных или заемных средств на жилье (можно использовать средства материнского капитала);
- справка о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий (выдается в администрации).
Социальную выплату можно потратить на строительство или приобретение жилья. этими же средствами можно оплатить долг или проценты по кредиту на жилье.
Жители сельской местности могут получить грант на реализацию инициатив, например создание зон отдыха, строительство спортивных и детских площадок, восстановление природных ландшафтов и историко-культурных памятников, поддержку национальных промыслов, традиций и ремесел.
Размер грантовой поддержки в этом случае не превышает 2 млн рублей и выделяется на один проект в одном сельском поселении в год. Выплата не должна превышать 60% от общей стоимости инициативы, остальную сумму должен предоставить местный бюджет, граждане или юридические лица.
Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.
В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.
С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.
Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 года № 717 была принята государственная программа, направленная на поддержание фермерской деятельности и способов реализации готовой продукции. Срок проведения: 2013 – 2020 гг.
Исполнение будет контролироваться Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также Россельхознадзором и Российской академией сельскохозяйственных наук.
Программа должна:
- обеспечить продовольственную независимость и безопасность Российской Федерации.
- повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции в пределах как внутреннего, так и внешнего рынков. Для этого оптимизируется институциональная структура агропромышленного комплекса, создаются максимально благоприятные условия для предпринимателей, а также повышается инвестиционная привлекательность отрасли.
Привести к финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК, к эффективному использованию любых природных ресурсов, к обеспечению экологической безопасности производства, а также к устойчивому развитию сельской местности.
В первую очередь это касается малых и средних сельхозпредприятий – для них организован грант “Агропрогресс”. А вот крестьянские (фермерские), личные подсобные хозяйства, индивидуальные предприниматели и сельскохозяйственные потребительские кооперативы не могут претендовать на его получение.
4. Возмещение части затрат, понесенных в текущем финансовом году, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у членов СПоК (кроме ассоциированных членов),– в размере, не превышающем:
– 10 процентов затрат – если выручка от реализации продукции, закупленной у членов кооператива по итогам отчетного бухгалтерского периода (квартала) текущего финансового года, за который предоставляется
возмещение части затрат, составляет от 100 тыс. рублей до 5000 тыс. рублей включительно;
– 12 процентов затрат – если выручка от реализации продукции, закупленной у членов кооператива по итогам отчетного бухгалтерского периода (квартала) текущего финансового года, за который предоставляется
возмещение части затрат, составляет от 5501 тыс. рублей до 25000 тыс. рублей включительно;
– 15 процентов затрат – если выручка от реализации продукции, закупленной у членов кооператива по итогам отчетного бухгалтерского периода (квартала) текущего финансового года, за который предоставляется
возмещение части затрат, составляет более 25001 тыс. рублей включительно.
В случае, если выручка сельскохозяйственного потребительского кооператива от реализации продукции, закупленной у членов сельскохозяйственного потребительского кооператива по итогам отчетного бухгалтерского
периода (квартала) текущего финансового года, составляет более 25001 тыс. рублей, возмещение части затрат, связанных с закупкой сельскохозяйственной продукции у членов сельскохозяйственного потребительского
кооператива, осуществляется из расчета указанного максимального размера выручки.
Объем продукции, закупленной у одного члена сельскохозяйственного потребительского кооператива, не должен превышать 15 процентов всего объема продукции в стоимостном выражении, закупленной указанным
сельскохозяйственным потребительским кооперативом у членов кооператива по итогам отчетного бухгалтерского периода (квартала) текущего финансового года, за который предоставляется возмещение части затрат.
Как получить субсидию?
Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:
- Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
- К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
- Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
- Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.
КРИТЕРИИ ОТБОРА проектов развития сельского туризма
N п/п | Наименование критерия | Величина критерия | Значение показателя, балл | Вес критерия |
1. | Доля собственных средств заявителя от стоимости проекта развития сельского туризма (%) | до 15% (включительно) | 1 | 0,3 |
16-25% | 5 | |||
более 25% | 10 | |||
2. | Планируемый индекс объема производства сельскохозяйственной продукции заявителя (в фактических ценах) | Менее 103% | 5 | 0,2 |
Более 103% (включительно) | 10 | |||
3. | Срок окупаемости проекта (мес.) | От 54 до 60 месяцев | 1 | 0,1 |
От 36 до 53 месяцев | 5 | |||
Менее 35 месяцев | 10 | |||
4. | Количество новых рабочих мест, планируемых к созданию заявителем в отчетном году (единиц) | Не планируется | 0,1 | |
1-5 рабочих места | 5 | |||
6 и более рабочих мест | 10 | |||
5. | Планируемое количество граждан Российской Федерации и иностранных граждан, посетивших объекты сельского туризма заявителя в отчетном году (тыс. человек) | Менее 100 человек | 1 | 0,02 |
101-600 человек | 5 | |||
Более 601 человека | 10 | |||
6. | Заявитель является получателем гранта в соответствии с Государственной программой | Да | 0,05 | |
Нет | 5 | |||
7. | Прирост выручки от реализации произведенной продукции за последние 3 года (включая отчетный год), по отношению к предыдущему году (процентов) | 0 % и менее |
0,1 |
|
0,1%-3% | 1 | |||
3,1%-7% | 5 | |||
Более 7,1% | 10 | |||
8. | Планируемый уровень заработной платы работников заявителя в рамках реализации проекта развития сельского туризма | Ниже средней по отрасли в регионе | 0,06 | |
Выше или равна средней по отрасли в регионе | 5 | |||
9. | Наличие у участника конкурса реализованных проектов по тематике заявленных мероприятий: | отсутствие опыта в сфере деятельности и реализованных проектов | 0,05 | |
опыт до 1 года или 1 реализованный проект | 1 | |||
опыт 1 — 3 года или 1 — 3 реализованных проекта | 3 | |||
опыт от 3 лет или более 3 реализованных проектов | 5 | |||
10. | Планируемая реализация в рамках проекта мероприятий, направленных на создание и развитие доступной туристской среды для людей с ограниченными возможностями здоровья, стимулирование развития инклюзивного туризма (оборудование пандусов, подъемников, адаптационные работы по созданию безбарьерной среды и т.п.) | Да | 0,02 | |
Нет | 5 |