Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тахографы на грузовые автомобили: изменения законодательства в 2024 году и требования к устройствам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Новые функции тахографов II поколения
Уже вскоре тахографы получат ряд новых функций. Одна из важнейших, которая будет введена уже в начале 2022 года – автоматическая регистрация пересечений границ. Если тахограф не сделает это автоматически, то водитель должен будет зарегистрировать это вручную. Кроме того, будут добавлены функции загрузки и разгрузки вместе с автоматической записью местоположения этой операции.
Благодаря технологии DSRC (Dedicated Short Range Communication), позволяющей осуществлять дистанционный контроль, дорожные службы получат доступ уже не к 19, а к 25 параметрам. Сотрудники полиции будут иметь доступ к такой информации, как максимальное время вождения (например, непрерывное, дневное, недельное). Таким образом, инспекции смогут осуществлять предварительный отбор водителей с нарушениями.
Изменения с 1 ноября для физических лиц
Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:
- ФЗ-508 внес в пункт 3 ст. 20 ФЗ-196 перечень эксплуатируемых ТС, по которым физические лица обязаны предпринимать меры по исполнению установленных требований по соблюдении правил дорожного движения, грузовые автомобили массой более 3,5 тонн. Этот закон уже вступил в силу;
- в перечень таковых мер ФЗ-386 в пункте 3 включено обязательство по установке тахографа.
Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:
- автобусы;
- грузовые автомобили массой более 3,5 тонн.
Кто обязан использовать тахограф?
В соответствии с Приложением №2 к Приказу Минтранса №36, устанавливать устройство нужно на следующие ТС:
- используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой не более 5 тонн (это категория М2);
- используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой более 5 тонн (это категория М3);
- предназначенные для осуществления перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн (это категория N2);
- предназначенные для осуществления перевозки грузов, при максимальной массе более упомянутых ранее 12 тонн (это уже категория N3).
Существуют и исключения, установленные в том же Приложении (учебные ТС, автомобили органов, осуществляющих ОРД и т.д.).
Установка тахографов по закону в 2019 году
Если перечень ТС, которые нужно оснащать самописцами, в последние годы расширился, то требования к устройствам остались неизменными. Для выполнения рейсов внутри России грузовик должен быть оборудован цифровым тахографом с модулем НКМ/СКЗИ.
Если же техника задействуется для выполнения рейсов на международных маршрутах, то на нее устанавливается тахограф, соответствующий требованиям Европейского Соглашения (ЕСТР). При этом в ЕС сейчас активно внедряются так называемые смарт-тахографы — устройства нового поколения:
- Основной документ, регламентирующий их внедрение — регламент 2016/799 (принят в 2016 году, вступает в силу в 2019 году). Он устанавливает требования к устройствам, которые должны стоят на технике, которая регистрируется В ЕС впервые.
- Если же автомобиль уже эксплуатировался, то для контрольного прибора достаточно соответствия ранее дискующему регламенту 3821/85.
Вопрос о целесообразности оснащения автомобилей, принадлежащих российским компаниям, смарт-тахографами по регламенту 2016/799 пока находится в стадии обсуждения. Потому сейчас для соответствия всем требованиям достаточно устанавливать на грузовые ТС приборы ЕСТР.
Устройство и принцип работы тахографа
Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:
- Датчик перемещения.
- Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
- Модуль GPRS для передачи данных.
- Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
- Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:
- СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
- ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Кто обязан использовать тахограф?
В соответствии с Приложением №2 к Приказу Минтранса №36, устанавливать устройство нужно на следующие ТС:
- используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой не более 5 тонн (это категория М2);
- используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой более 5 тонн (это категория М3);
- предназначенные для осуществления перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн (это категория N2);
- предназначенные для осуществления перевозки грузов, при максимальной массе более упомянутых ранее 12 тонн (это уже категория N3).
Существуют и исключения, установленные в том же Приложении (учебные ТС, автомобили органов, осуществляющих ОРД и т.д.).
Какие машины подпадают под новые требования
Согласно новым требованиям, начиная с 2024 года, тахографы станут обязательными для определенных категорий автомобилей на территории России. Список машин, которые подпадают под эти требования, включает:
— Грузовые автомобили с допустимой максимальной массой более 3,5 тонн, используемые для перевозки грузов и пассажиров;
— Автобусы с количеством сидячих мест более 9, включая водителя;
— Коммерческие автопоезда.
Эти требования были введены для обеспечения контроля за рабочим временем водителей и соблюдением правил безопасности. Тахографы позволяют записывать информацию о времени движения, скорости и пробеге автомобиля, а также о периодах отдыха и смены водителей. В результате, эти данные могут быть использованы для предотвращения нарушений и обеспечения безопасности дорожного движения.
Новые правила для коммерческого транспорта
В 2024 году вступают в силу обновленные требования к тахографам для коммерческого транспорта. Эти правила направлены на повышение безопасности дорожного движения и предоставление точной информации о работе водителей.
Согласно новым требованиям, установка тахографов будет обязательна для определенных категорий автомобилей. Ниже приведен перечень автомобилей, на которые необходимо будет устанавливать тахографы:
- Грузовые автомобили с полной массой более 3,5 тонн
- Автобусы для перевозки пассажиров с более чем 9 местами, включая водителя
- Тягачи и автопоезда
- Специальные транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов
- Автомобили, используемые для коммерческой доставки
Тахографы, которые будут устанавливаться на эти автомобили, должны соответствовать стандартам и требованиям, установленным в Европейском союзе. Важно отметить, что установка тахографов необходима не только для новых автомобилей, но и для существующих, которые уже находятся в эксплуатации.
Тахографы смогут отслеживать время работы водителей, время отдыха, пройденное расстояние и скорость движения. Водители будут обязаны использовать специальные карты для записи своей работы и перерывов. Эти данные будут доступны для проверки со стороны полиции и других контролирующих органов.
Новые правила также предусматривают более строгий контроль со стороны властей и повышение штрафов за нарушение требований тахографов. Предполагается, что эти новые меры помогут улучшить безопасность дорожного движения и обеспечить справедливые условия конкуренции в транспортной отрасли.
Изменения требований тахографа
В 2024 году были внесены изменения в требования к установке и использованию тахографов. Новые требования направлены на повышение безопасности дорожного движения, контроль за работой водителей и предотвращение нарушений.
Основные изменения, которые вступили в силу:
- Все новые грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны обязаны быть оснащены цифровым тахографом. Это требование распространяется как на грузовики, регистрируемые впервые, так и на существующие грузовики при их регистрации.
- Тахографы должны соответствовать Европейским нормам и быть утверждены по единому европейскому типу. Это гарантирует совместимость и одинаковые стандарты во всех странах Европейского союза.
- Водители обязаны быть осведомлены о требованиях, связанных с использованием тахографа и нести ответственность за правильную работу устройства и соблюдение установленных режимов работы и отдыха.
- Система фиксации времени отдыха и работы должна быть надежной и обеспечивать точность регистрации данных. Тахограф должен записывать следующую информацию: время начала и окончания работы и отдыха, продолжительность перерывов, пройденное расстояние, скорость движения и другие данные.
Обновленные требования к установке и использованию тахографов способствуют более точному контролю за работой водителей, предотвращению усталости за рулем и соблюдению правил безопасности на дорогах. Это повышает безопасность дорожного движения и снижает количество дорожно-транспортных происшествий.
Тяжеловесные грузовики с максимальной массой более 3,5 тонн
Согласно требованиям и изменениям, установленным на 2024 год, тахографы будут необходимы для всех тяжеловесных грузовиков с максимальной массой более 3,5 тонн. Это важное изменение, которое поможет контролировать и улучшать безопасность на дорогах.
Тахографы в таких грузовиках будут использоваться для записи данных о дистанции, времени и скорости, а также для отслеживания времени работы водителя и его отдыха. Эти данные будут использоваться в целях безопасности дорожного движения, а также для контроля соблюдения правил и ограничений времени вождения.
В случае нарушения правил как времени вождения, так и отдыха, водитель будет подвергаться штрафу или другим санкциям в соответствии с законодательством. Тахографы также позволяют водителям вести более точные записи о своей работе и отдыхе, что в свою очередь способствует более эффективной организации рабочего времени.
Введение тахографов для тяжеловесных грузовиков с максимальной массой более 3,5 тонн поможет улучшить безопасность на дорогах и снизить количество аварийных случаев, связанных с несоблюдением правил времени вождения и отдыха. Такие меры помогут создать более безопасную и эффективную дорожную среду для всех участников дорожного движения.
Грузовики, предназначенные для перевозки опасных грузов
Грузовики, которые предназначены для перевозки опасных грузов, также подпадают под требования обязательной установки тахографа, начиная с 2024 года. Такие грузовики должны быть оснащены специальными средствами безопасности, которые позволяют обеспечить безопасность перевозки опасных веществ.
Важным аспектом при выборе грузовика для перевозки опасных грузов является его соответствие требованиям регулирующих органов и определенным стандартам безопасности. Грузовики для такого вида перевозки должны иметь специальный дизайн и конструкцию, которые предотвращают деформацию баков с опасными веществами, а также обеспечивают защиту от утечек.
Также, грузовики для перевозки опасных грузов должны быть оснащены системами предотвращения возгорания и системами пожаротушения. Это обеспечивает быструю реакцию на возможные аварийные ситуации и позволяет свести к минимуму риск возникновения пожара при перевозке опасных материалов.
Регламентирующие нормы также предусматривают обязательное наличие тахографа на грузовиках для перевозки опасных грузов. Тахограф позволяет контролировать режимы вождения и отдыха водителей, а также дает возможность отслеживать маршруты движения и скорость грузовика. Это важно для обеспечения безопасности при перевозке опасных материалов и для предотвращения возможных нарушений транспортных правил.
Требования для грузовиков, предназначенных для перевозки опасных грузов: | Описание |
---|---|
Специальный дизайн и конструкция | Предотвращение деформации баков и защита от утечек |
Системы предотвращения возгорания и пожаротушения | Быстрая реакция на аварийные ситуации и минимизация риска возникновения пожара |
Установка тахографа | Контроль режимов вождения, отдыха и соблюдения транспортных правил |
Санкции за нарушение требований
Нарушение требований, связанных с установкой и использованием тахографов для грузовиков, может привести к серьезным санкциям. В соответствии с законодательством, нарушители могут быть подвергнуты административным и уголовным наказаниям.
Для ознакомления с санкциями, предусмотренными за нарушение требований использования тахографов, необходимо обращаться к соответствующему законодательству. Применяемые меры варьируются в зависимости от характера и тяжести нарушения.
Вид нарушения | Санкция |
---|---|
Отсутствие установленного тахографа | Штраф |
Использование неработающего тахографа | Штраф |
Нарушение режимов работы и отдыха водителя | Штраф |
Самовольное вмешательство в работу тахографа | Штраф, лишение права управления транспортным средством |
Предоставление заведомо ложных сведений при считывании данных с тахографа | Штраф, уголовное преследование |
Предусмотренные санкции направлены на поддержание соблюдения требований и обеспечение безопасности на дорогах. Водителям и владельцам грузовиков следует тщательно следить за техническим состоянием тахографов и правильным использованием этих устройств, чтобы избежать нарушений и негативных последствий.