Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «БДД на предприятии:ключевые особенности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Полный перечень функций, выполняемых работником, назначенным для надзора за безопасным передвижением транспорта по дорогам, содержится в должностной инструкции. Документ утверждается руководителем предприятия.
Права и обязанности работодателя и ответственного лица
На специалиста возлагаются следующие обязанности:
- планирование и контроль проведения мероприятий по предотвращению аварий;
- отслеживание статистики по ДТП и нарушениям ПДД, допущенным водительским персоналом АТП;
- разработка должностных инструкций сотрудников, отвечающих за БДД, проектов приказов и прочей локальной документации, связанной с безопасностью движения;
- выяснение причин и обстоятельств, приведших к возникновению инцидентов при эксплуатации подвижного состава компании;
- подготовка отчетности по дорожно-транспортным происшествиям и мерам по их предупреждению;
- анализ текущего состояния аварийности на предприятии;
- разработка и представление на рассмотрение руководителю организации предложений, направленных на предотвращение ДТП и несоблюдения персоналом автотранспортной компании правил дорожного движения и т.п.
Перечень прав и обязанностей работодателя, связанных с безопасной эксплуатацией ТС, ограничивается следующими функциями:
- изданием приказов о приеме в штат и увольнении сотрудников, контролирующих БДД, согласно действующему Трудовому кодексу;
- назначением комиссий, проводящих служебные расследования причин ДТП и аттестации должностных лиц;
- организацией учебного процесса, направленного на повышение профессионализма персонала;
- утверждением годовых планов работы службы БДД;
- контролем действий сотрудников, надзирающих за безопасным передвижением транспорта, и наказанием нарушителей инструкции.
Исключения предусмотрены для работодателя, совмещающего должность с начальником отдела. В таких случаях права и обязанности прописываются в дополнительном соглашении к трудовому контракту.
На предприятиях, где используются авто, регулярно проводятся мероприятия, направленные на минимизацию опасностей во время движения. За поддержание БДД (безопасности дорожного движения) несут ответственность руководители данных организаций и транспортных отделов, а также специалисты по охране труда.
План мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения имеет отношение к здоровью водителей и техническому состоянию всех транспортных единиц и включает:
- предрейсовый и/или послерейсовый медицинский осмотр водителей ТС;
- технический осмотр автомобилей перед выпуском в рейс;
- планирование дальнейшего техобслуживания, регулярный контроль за состоянием ТС;
- разработка положений о проведении инструктажей персонала по безопасности дорожного движения;
- составление оптимального графика проведения инструктажей для сотрудников предприятия;
- отправка водителей, диспетчеров, автомехаников, автослесарей и других работников на регулярные курсы повышения квалификации.
Действия членов комиссии
Расследуя несчастный случай с сотрудником, пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии, члены комиссии должны установить точное время и место происшествия (адрес). С разрешения органов следствия и дознания они могут осмотреть место происшествия и поврежденное транспортное средство, прилегающие к месту аварии сооружения и дорожные ограждения.
Также для дальнейшего расследования может пригодиться информация об организации, которая обслуживает дорогу.
Нужно зафиксировать погодные условия (дождь, снег, гололед, туман и т. д.), освещенность участка дороги, видимость и наличие дорожных знаков, горизонтальной и вертикальной разметки, следов автоторможения.
Члены комиссии должны выяснить, кто управлял транспортным средством, попавшим в ДТП. Записать все необходимые данные о водителе, цель его поездки. Если за рулем был сотрудник предприятия, узнать, отклонялся ли он от маршрута, по назначению ли использовал транспортное средство. Нужно проверить водительское удостоверение, техталон, путевой или маршрутный лист, товарно-транспортные документы на перевозимый груз.
Комиссия должна ознакомиться и иметь копии протокола осмотра места происшествия и транспорта. Запросить в управлении ГИБДД справку о ДТП и другую информацию, необходимую для расследования несчастного случая.
Члены комиссии должны проверить, как в организации обеспечена безопасность дорожного движения, в том числе:
-
соответствует ли техническое состояние, комплектация транспортных средств требованиям нормативных документов;
-
соблюдает ли работодатель установленные правила организации пассажирских и грузовых перевозок;
-
был ли обеспечен режим труда и отдыха водителя данного транспортного средства;
-
проходил ли водитель медицинское предварительное (периодическое) освидетельствование;
-
имелись ли до этого у водителя случаи ДТП и нарушения трудовой дисциплины;
-
как организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей;
-
есть ли на предприятии наглядная агитация, информация водителей об условиях движения, погоды и опасных участках;
-
как организовано проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
При проверке и расследовании комиссия опрашивает всех причастных должностных лиц организации, уточняет или дополняет обстоятельства ДТП. Все полученные сведения заносит в материалы расследования.
Порядок рассмотрения дорожно-транспортного происшествия предприятием
Назначенные ответственные лица обязаны предпринять следующее:
- Осмотреть место ДТП, зафиксировать, сфотографировать все важные для расследования детали.
- С разрешения следователей и дознавателей ознакомиться с составленными протоколами, проверить документы своего водителя – ВУ, технический паспорт, маршрутный лист, сопроводительную документацию на груз.
- Установить дату, время, точное место аварии, номера транспортных средств участников, количество пострадавших, тяжесть их состояния. Проверяется (при возможности) техническое состояние служебного транспорта, степень и характер его повреждений, цель поездки.
- Выяснить личность своего работника, стаж, год присвоения квалификации. Установить состояние водителя (согласно врачебному заключению), час работы, в который он попал в ДТП, цель поездки.
- Если шофер был за рулем нетрезвым, дополнительно выяснить, кто проверял его перед выходом на рейс, когда он употребил спиртное, при каких обстоятельствах, не связано ли это с использованием авто в личных целях.
- Определить вид ДТП, погодные условия, при которых произошла авария, видимость на трассе, состояние дорожного полотна.
- Выяснить обстоятельства случившегося, нарушения со стороны водителя, возможные последствия аварии.
- Выявить лиц, прямо или косвенно виновных в случившемся.
- Оценить соответствие действий своего водителя ПДД, влияние погодных условий, связь между случившимся и упущениями в работе организации.
- Дополнительно комиссия анализирует: контроль за работой водителей на линии, оформлением путевых листов, режим труда и отдыха шоферов, меры по поиску ТС, не прибывшего в положенное время в гараж. Уделяется внимание организованному на предприятии обучению водителей, системам штрафов за нарушение ПДД, обследованию дорожного полотна служебных маршрутов, нормированию допустимых скоростей, медосмотру водителей и техосмотру авто перед рейсом.
Все вышесказанное проводится в несколько этапов.
Положение о порядке проведения служебной проверки
Организация вправе издать локальный акт, регламентирующий порядок проведения проверки (например, положение о служебном расследовании).
Документ обычно определяет:
- какова цель служебного расследования ДТП (установление обстоятельств и причин аварии, разработка мероприятий по устранению причин происшествий);
- лиц, проводящих проверку, и сроки;
- порядок сообщения об аварии;
- порядок проведения проверки;
- основные вопросы, которые выясняются при проверке предприятия в части организации работы по безопасности;
- документальное оформление события;
- разбор причин произошедшего в трудовом коллективе.
Назначенное лицо обязано разрабатывать и проводить мероприятия для предотвращения аварий. При возникновении дорожно-транспортных происшествий с участием автомобилей организации именно ответственный за БДД анализирует ситуацию, планирует методы предотвращения схожих инцидентов в будущем, доносит информацию до водителей и других сотрудников. Выбранный для обеспечения безопасности сотрудник анализирует аварийность на маршрутах, используемых транспортом компании.
Именно ответственный за БДД проводит вводные, предрейсовые, сезонные и специальные инструктажи для водителей, контролирует режим труда и отдыха управляющих транспортом. В обязанности также входит проведение мероприятий по усилению безопасности на дороге, обучение оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. Специалист по БДД назначает водителям стажировки и организует работу наставников. Данная должность на предприятии обязывает вести и проверять документацию, связанную с прохождением предрейсовых технических и медицинских осмотров.
Служебное расследование ДТП на предприятии
ДТП при любых обстоятельствах требует выяснения причин его совершения. При осуществлении проверки, организация пользуется Положением о службе расследований ДТП на ведомственном транспорте и Методикой проведения расследований.
Стоит отметить, что действующее законодательство Российской Федерации дает юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, минимальный срок пять суток на составление акта, произошедших с принадлежащими им транспортными средствами ДТП.
Если погибло 3 и более человек и пострадало больше 5, проверка должна завершится в течение 7 суток.
В Случае гибели 7 и более лиц или с пострадавшими от 15 человек, срок проведения до 10 суток.
Каждое транспортное предприятие имеет службу безопасности движения, которая и занимается подобными случаями. Кроме того, руководителем утверждаются План мероприятий по предупреждению ДТП, а так же Положение о служебном расследовании ДТП.
Предупреждение травматизма
Для предупреждения получения травм в ДТП водители должны знать правила поведения за рулем, а пешеходы – при переходе через дорогу.
В первую очередь, стоит ознакомиться с основными причинами травм:
- переход через дорогу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора;
- езда на красный свет светофора;
- превышение допустимой скорости автомобиля;
- управление автомобилем в нетрезвом виде;
- неисправность подушки безопасности;
- непрестегнутый ремень безопасности;
- разговоры по телефону во время езды;
- неправильное поведение пассажиров автомобиля, мешающих водителю контролировать ситуацию на дорогах.
Чтобы сократить риск получения серьезных травм и увечий во время аварии, следует соблюдать несколько правил:
- Водитель должен соблюдать все правила дорожного движения и уметь контролировать ситуацию на дороге.
- Пассажирам нельзя отвлекать водителя, громко разговаривать и совершать иные действия, мешающие нормальному управлению транспортом.
- Пешеходы должны переходить дорогу только в установленных местах или через светофор, предварительно убедившись в том, что все автомобили остановились.
- Пешеходам необходимо следить за соблюдением правил поведения на дорогах другими людьми, особенно детьми.
Есть определенные общие правила, которые должен знать каждый ребенок и взрослый:
- Переходить дорогу можно только после того, как вы уверились в загоревшемся разрешающем зеленом свете светофора.
- Доверяя последнему, лучше еще раз убедиться в безопасности движения, посмотрите направо и налево.
- Ребенка необходимо крепко держать за руку, коляску катить позади себя.
- Во время перехода в руках не должно быть отвлекающих предметов: телефона, наушников с музыкой, сигареты и так далее.
- Осуществляйте переход таким образом, чтобы ребенок поспевал за вами.
- Только в положенном месте: на пешеходном переходе, по прямой перпендикулярной линии относительно перекрестка или по подземному переходу.
- В темное время суток переходите дорогу только на освещенных участках дороги, и не забывайте про светоотражающие элементы.
Никогда не пугайте ребенка опасностью, разговаривайте, объясняйте ПДД с раннего детства, расскажите о сигналах светофора, на какой можно осуществлять движение, при котором нужно стоять. Малыш впитывает информацию словно губка, а лучше показать это на наглядном примере, посредством мультиков и картинок.
2.1. Тяжесть последствий ДТП.
В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие:
— материальный ущерб;
— легкие телесные повреждения;
— телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие;
— смерть потерпевшего;
— особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).
Материальный ущерб от ДТП может складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружении; затрат на выполнение функций правоохранительных органов; оказание медицинской помощи; потерь от остановки движения.
Степень тяжести вреда здоровью.
Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.
Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются (п. 12 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
— опасность вреда здоровью для жизни человека;
— длительность расстройства здоровья;
— стойкая утрата общей трудоспособности;
— утрата какого-либо органа или утрата органом его функций;
— утрата зрения, речи, слуха;
— полная утрата профессиональной трудоспособности;
— прерывание беременности;
— неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским);
— психическое расстройство.
Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.
Стойкая утрата общей работоспособности.
С судебно-медицинской точки зрения стойкой следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней (п. 15 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью).
Легкие телесные повреждения.
Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются (п.п. 47-49 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
— кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня;
— незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5 %).
Телесные повреждения средней степени тяжести.
Признаками вреда здоровью средней тяжести являются (п. 44- 46 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
— отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня);
— значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть (от 10 % до 30 % включительно).
Тяжкие телесные повреждения.
Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это (п. 29 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью):
— опасный для жизни вред здоровью;
— потеря зрения, речи, слуха;
— потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций;
— неизгладимое обезображение лица;
— расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более чем на 33%);
— полная утрата профессиональной трудоспособности;
— прерывание беременности;
— психическое расстройство.
Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.
2.2. Административная и уголовная ответственность при совершении ДТП. Условия наступления материальной ответственности за причиненный ущерб, ограниченная и полная материальная ответственность. Условия наступления уголовной ответственности.
Кого можно назначить на должность специалиста БДД?
ИП может выполнять такие функции лично. В компаниях либо выделяют отдельную штатную единицу, либо оформляют внутреннее совместительство на механика или начальника транспортного отдела. Контролерам технического состояния транспортных средств функции специалиста по БДД не поручают, поскольку специалист по БДД организует работу контролеров. По аналогичной причине работу ответственного за безопасность дорожного движения не поручают специалисту по охране труда.
Квалификационные требования к специалисту по БДД по п. 15.3 и 15.4 приказа Минтранса от 31.07.2020 № 282:
- образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по специальности или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
- либо образование не ниже уровня среднего профессионального и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
- аттестация на право занимать соответствующую должность.
Проведение служебного расследования дтп на предприятии
Изучение правил поведения на дорогах должно начинаться с 4-х летнего возраста. Маленький ребенок легко воспринимает информацию в картинках, где изображены знаки, цвета светофора. Малыши с удовольствием играют с машинками на специальных ковриках, где нарисованы перекрестки и улицы города. До школьников доводится статистика аварий с участием детей, разъясняются причины ДТП.
Автовладельцы сами должны стремиться к изучению актуальной информации об изменениях КОАПП. Незнание законов не является основанием для ухода от наказания.
Родительская забота должна проявляться в желании защитить ребенка от опасной ситуации. Профилактика ДТП проводимая в школах и детских садах имеет хороший результат, когда усилия сотрудников полиции и педагогов поддерживаются родственниками учащихся.
Дети хорошо воспринимают информацию, которая подается в непроизвольной форме во время прогулки с мамой и папой. Когда другие пешеходы совершают нарушения, переходят дорогу в неположенном месте, взрослый должен указать малышу, что так делать неправильно и рассказать о последствиях такого поступка.
Дорожной полицией фиксируются все случаи гибели и травматизма людей в результате дорожно-транспортных происшествий. За прошлый год число аварий, в которых есть пострадавшие, достигло 126 000. Количество погибших: 16.6 тыс. взрослых человек, 582 ребенка. Всего было травмировано 168 146 граждан, из них детей – 15 860.
Чтобы сократить число жертв, структуры МВД, общественные объединения, организации культуры и образования прилагают совместные усилия, направленные на улучшение этой ситуации. Населению доступными способами рассказывают, как избежать ДТП, обучают правилам поведения на трассах и городских улицах.
Профилактические мероприятия, включенные в воспитательный процесс школьников и детей от 4 до 7 лет, проводятся всеми заинтересованными организациями. В обучении также должны участвовать родители и лица, принимающие участие в дорожном движении.
Водители, пешеходы, пассажиры общественного и частного транспорта обязаны знать и соблюдать Правила поведения на дорогах. Каждый взрослый в случае необходимости должен уметь принять меры, остановить детей и увести их от опасного места с целью предотвращения ДТП. .
Сотрудники полиции в доступной форме дают разъяснения, как не попасть в ДТП. Меры, направленные на предотвращение аварий разрабатывают и внедряют:
- ГИБДД;
- управление МВД;
- МРЭО;
- страховые компании;
- образовательные учреждения.
Каждое из ведомств заинтересовано в уменьшении количества дорожно-транспортных происшествий, случаев гибели и травматизма людей.
Форма акта расследования дтп на предприятии
Если автотранспортное средство субъекта предпринимательской деятельности стало участником ДТП, то этот факт нужно оформить документально. Для этого на предприятии начинается служебное расследование. В конце составляется акт (образец находится ниже).
Важно! Для проведения служебного расследования по ДТП отводится лишь 5 дней. Поэтому на предприятии нужно создать комиссию, которая составит объективный акт.
Комиссия в ходе расследования должна собрать максимум информации относительно дорожно-транспортного происшествия. Что может выступить в качестве доказательной базы?
- фотографии (пока сотрудники ДПС проводят расследование нельзя менять положение авто);
- показания свидетелей ДТП;
- заключение экспертов;
- видеосюжет, который снят на камеру либо телефон;
- схема ДТП, составленная при помощи компьютерной техники;
- объяснение водителя, который был за рулем авто;
- при отказе участника ДТП давать объяснения это нужно зафиксировать на бумаге и приложить ко всем собранным документам;
- протокол, акт и другие документы, которые составлены представителями ДПС.
Если автотранспортное средство сильно пострадало в дорожно-транспортном происшествии, то его необходимо переместить на ближайшую стоянку либо к месту привычной дислокации.
Пошаговый пример заполнения извещения о ДТП
Лицевая часть бланка заполняется каждым водителем самостоятельно (каждый в отношении своего транспортного средства). Исключением является только пункт 1 8 Общих сведений и пункт 17 Схема ДТП, которые заполняются одним из водителей.
1 Сбор общих сведений.
Заполнение лицевой части извещения о ДТП начинается со сбора общих сведений о нем:
количество поврежденных транспортных средств;
количество пострадавших в аварии;
свидетельские показания относительно состояния опьянения (алкогольного или наркотического);
наличие материального ущерба;
наличие свидетелей происшествия;
если оформление аварии проводилось при участии сотрудников ГИБДД, то указывается номер нагрудного значка сотрудника полиции.
2 Данные о транспортных средствах и их собственниках.
Каждый водитель заполняет данные относительно своего транспортного средства, а именно:
марку, модель и другие данные, указанные в паспорте соответствующего ТС;
ФИО и адрес проживания собственника транспортного средства.
3 Данные о водителе ТС, который управлял им в момент аварии, а именно ФИО, дату и год рождения, адрес проживания, контактный телефон, номер водительского удостоверения с указанием соответствующей категории и датой его выдачи.
4 Данные о страховых компаниях.
Указывается наименование страховой компании, реквизиты страхового полиса (номер и срок действия). Если автомобиль застрахован по программе КАСКО, то в графе ТС застраховано от ущерба проставляется галочка Да, а при ОСАГО Нет.
Список должностей, кто ответственный за БДД
Есть только одна должность. Инженер по БДД должен иметь высшее образование автотранспортной специализации. Кроме этого, он обязан пройти обучение на курсах по безопасности дорожного движения.
Если у кандидата на эту должность нет диплома (дипломного проекта) об окончании института, организация может направить его на курс дополнительных лекций, продолжительностью 250 часов.
Сотрудник также занимается самоподготовкой бесплатно, используя компьютерные тестовые программы, размещенные на сайтах образовательных организаций. По окончании курсов слушатель сдает экзамены, готовит реферат по профильной теме.
Требования к ответственным за БДД.
На всех предприятиях, эксплуатирующих автотранспорт, должен быть ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. То же самое касается частных предпринимателей, занимающихся автоперевозками: они тоже должны назначить ответственного.
Руководитель предприятия издает приказ о назначении специалиста ответственным за БДД.
По сути, такой специалист – контролер: он контролирует безопасность. Поэтому его функции нельзя поручить специалисту по охране труда: функции контролера нельзя поручить исполнителю, а специалист по охране труда является как раз исполнителем в деле безопасности. Однако последний обязан оказывать методическую помощь специалисту по БДД. Работа транспортной службы и службы охраны труда на автопредприятии подчиняются одной задаче: минимизировать риск травматизма.