Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 2022 году не попасть под выездную налоговую проверку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году
Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.
Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.
Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.
Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С
Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».
Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.
Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?
Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.
Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.
Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.
Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?
В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).
Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.
Относят к ним следующее:
- Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.
Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.
- Некорректные суммы вычетов.
Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».
- Низкий уровень заработной платы.
Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.
- Убыточность компании, длящаяся два года и более.
Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.
- Высокий темп роста расходов.
Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.
- Высокие налоговые риски.
Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.
- Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.
Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Как мы уже отмечали, причина всегда имеет место. Систематического характера процедура не носит. А значит, существует целый ряд законных претензий, с помощью которых и принимается решение о назначении этого исследования. ВПН часто назначают, если есть подозрения на исправления или недостоверности данных, отраженных в декларации. Это самый частый случай. Плюс, роль играет и срок передачи. Если отчетность поступила с солидным опозданием – это тоже своего рода тревожный звоночек.
Если до этого у предприятия уже были трудности с выплатой отчислений в пользу бюджета РФ, уже накоплены определенные санкции от ФНС – это еще дополнительный балл в пользу ВПН. Не менее важным является и организационный статус компании. Если система налогоплательщика недавно была изменена на одну из форм упрощенки, внимание тоже будет пристальное. Тем более, сотрудники могут захотеть просто проверить, действительно ли соблюдены условия перехода.
Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки
Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.
Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной
Критерий сравнения |
Вид налоговой проверки |
|
Камеральная |
Выездная |
|
В чем цель |
В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика |
Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит |
Сколько налогов проверяются |
Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ) |
За какой период |
За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ) |
Как долго длится |
В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) |
Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Может ли приостанавливаться |
Нет |
Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ) |
Как часто проводится |
В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ) |
Бывает ли повторной |
Нет |
Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях: · вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании; · организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей |
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Выездная налоговая проверка: особенности выбора участника
Выездные проверки проводятся в несколько этапов: от выбора налогоплательщиков, подвергающихся инспектированию, до исполнения решения, которое принимается после проверки.
На каждом этапе осуществляется определенный комплекс мероприятий и процессуальных действий, которые регламентированы Налоговым кодексом РФ.
На подготовительном этапе выездной налоговой проверки производится планирование процедуры: выбираются объекты, которые необходимо проверить, указываются сроки проведения контролирующих мероприятий, определяется вид налогов или сборов, а также период, который охватит проверка. Также изыскиваются кадровые ресурсы, которые будут в ней задействованы.
Следующим этапом процедуры становится подготовка к проведению выездной налоговой проверки. На этом этапе выполняется комплекс определенных мероприятий, которые осуществляются налоговой инспекцией и помогают углубить знания о налогоплательщиках, подлежащих проверке. Также подготовительный этап включает в себя ряд иных процедур, призванных создать благоприятные условия для эффективного контроля.
На этапах планирования и подготовки также проводятся следующие мероприятия:
- Поиск сведений о налогоплательщике.
- Выявление риска налоговых нарушений.
- Выбор налогоплательщиков, подлежащих проверке.
- Составление плана будущих проверок с перечнем налогоплательщиков.
- Предварительный анализ сведений о налогоплательщике, поиск недостающих данных.
- Определение типа налогов и сборов, по которым будет проводиться проверка, и периодов, которые она охватит (также обозначаются потенциальные суммы доначисления и перечень мероприятий, которые будут осуществлены в ходе проверки).
- Подсчет потенциальных временных и трудовых затрат, связанных с проверкой.
- Согласование квартального плана выездных налоговых проверок.
При выборе налогоплательщиков, которые будут подвергнуты выездной налоговой проверке, инспекция использует собственные источники информации, а также сведения, полученные со стороны.
Когда все данные о налогоплательщиках собраны и обработаны, формируется так называемое досье на каждый объект, состоящий на учете в налоговой.
Информационные ресурсы самой налоговой службы, в которых содержатся сведения об объектах налогообложения, могут использоваться как при составлении перечня налогоплательщиков для контроля, так и при предварительном анализе.
Выбор налогоплательщиков, которых необходимо проверить, проводится в несколько этапов:
Этап 1. Выяснение, скольких налогоплательщиков можно включить в план проведения выездных налоговых проверок. Документ составляется на один ближайший квартал и учитывает загруженность каждого налогового инспектора в течение последних двух лет.
Этап 2. Составление перечня налогоплательщиков, которых нужно в обязательном порядке включить в план проверок.
Этап 3. Выявление налогоплательщиков, которых нужно включить в план проверок в первую очередь. Такое решение принимается на основании:
- Итогов камеральной налоговой проверки, анализа бухгалтерских и налоговых документов (в части налогов и других обязательных платежей в бюджет).
- Заключения должностного лица, занимавшегося анализом главных финансовых показателей предприятия, подлежащего проверке. Такой анализ проводится по отраслевому принципу с применением автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».
Этап 4. Выбор налогоплательщиков, контроль над которыми является приоритетным.
Таковыми считаются следующие налогоплательщики:
- Субъекты, предложенные по результатам камеральной проверки, в отношении которых еще одна выездная проверка будет целесообразной.
- Налогоплательщики, систематически нарушающие процедуру сдачи отчетности, необходимой для расчета налогов, не соблюдающие ее сроки и объемы.
- Субъекты, на которых в ходе последней выездной проверки были выявлены серьезные нарушения.
- Налогоплательщики, которые замешаны в схемах ухода от налогов.
- Взаимозависимые субъекты.
- Налогоплательщики, в отношении которых была получена информация из внешних источников об уклонении от налогов.
- Предприятия, затраты которых растут слишком быстрыми темпами по сравнению с темпами роста прибыли от продаж товаров, работ или услуг.
- Компании, в которых сумма налогов и сборов уменьшилась, хотя прибыль продолжает расти.
- Предприятия, в налоговой отчетности которых уже несколько периодов отражаются убытки или минимальная прибыль.
- Налогоплательщики, 80% налогов которых составляет налог на добавленную стоимость (также в течение нескольких периодов).
- Субъекты, которые представляли уточненные налоговые декларации больше пяти раз в течение одного периода (и по одному налогу).
- Компании, которые платят своим работникам зарплату на уровне ниже прожиточного минимума (установленного МРОТ) и т.д.
Если потенциальные субъекты налоговой проверки являются равноценными по риску выявления налоговых нарушений, то предпочтение будет отдано компаниям, которые имеют максимальную выручку от реализации товаров или услуг, самый большой штат, крупные суммы налогов и сборов в бюджет, а также доначисленных платежей, пеней и штрафов.
Этап 5. Составление годового перспективного списка субъектов для включения в планы налоговых проверок.
Такой план, как правило, подготавливается не позднее, чем за 10 дней до начала квартала, следующего за отчетным. Этот документ является конфиденциальным, налоговые ведомства и их сотрудники не могут разглашать содержащиеся в нем сведения.
Каковы порядок и особенности проведения выездной налоговой проверки
В п.1 ст.89 Налогового Кодекса Российской Федерации прописано, что выездные налоговые проверки могут проводиться по решению руководителя налоговой службы или его заместителя. Форму такого решения можно найти в приложении 1 к Приказу ФНС РФ от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@, которое утверждает все формы документов, необходимых для осуществления налогового контроля. В нем также прописано, на каких основаниях и в каком порядке могут продлеваться сроки этих процедур, как должны взаимодействовать налоговые органы, запрашивающие документы у налогоплательщика, каковы требования к акту о проведении налоговой проверки.
В соответствии с п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ, в решении о назначении мероприятий налогового контроля указываются следующие сведения:
- Полное и сокращенное название субъекта контроля.
- Предмет контроля (точность начисления и уплаты налогов и сборов).
- Периоды, которые охватывает контроль.
- Фамилии и должности сотрудников налогового органа, которые будут осуществлять контроль.
Выездная проверка не может длиться больше двух месяцев. Если день окончания этого срока приходится на выходной или праздник, то последним днем проверки считается следующий за ним рабочий день.
В финальный день субъекту проверки выдается справка о проведении контролирующего мероприятия, в которой указываются его сроки и предмет.
В некоторых ситуациях проверка может длиться от четырех месяцев до полугода (в соответствии с Приказом ФНС РФ № САЭ-3-06/892@).
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС. Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.
Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:
- Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
- Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
- Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
- Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
- Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов
Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:
-
выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась
-
выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Решение о выездной проверке
Решение о проведении выездной проверки – главный документ, дающий инспекторам право на данную контрольную процедуру. Его выносит ИФНС по месту нахождения фирмы, месту жительства ИП или физлица. Когда проверяется только обособленное подразделение организации, порядок назначения выездной налоговой проверки предусматривает вынесение решения о проверке ИФНС по месту его нахождения (п. 2 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка не может назначаться сторонними инспекциями, где, например, стоит на учете только недвижимое или иное имущество налогоплательщика.
В тексте решения указывается наименование (Ф.И.О.) проверяемого лица, налоги, по которым будет проводиться проверка, проверяемые периоды, а также перечисляются должности и фамилии инспекторов, проводящих проверку.