Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие ОСАГО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет
Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.
Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.
Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Штраф с камеры наблюдения
Этот вопрос является незакрытым. Водители должны знать, что камеры считывают сведения о наличии страховки, но “письма счастья” по этому вопросу никому не приходят. На самом деле, в скором времени планируют перевести камеры в режим считывания данных о транспорте на дорогах России. В таких обстоятельствах можно будет определять и страховку у автомобиля. Для слаженной работы фиксации видеокамерами нарушений нужно объединение трех структур:
- базы государственной автоинспекции,
- центра организации движения,
- российского Союза автостраховщиков.
А пока что эти три силы не сконцентрированы в одном месте. Услуги страховых компаний дорожают. Из года в год поднимается в цене и стоимость страхового полиса. Водители, желая сэкономить на этом, не покупают свидетельство о страховании машины. Если попасться на проверку при остановке сотрудником ДПС, водителю всё же с большой долей вероятности будет выписан штраф. Однако какими бы фактами не оперировал сотрудник полиции, у него нет права отнимать у вас транспортное средство, ставить его на штрафплощадке, снимать номера или же отбирать права.
Будучи юридически грамотным, изучая законы, вы сможете избежать массы неприятностей. В условиях настоящего времени видеофиксация автомобилей на трассах не позволяет выписывать штрафы дистанционно. Эксперты в области автомобильного транспорта настоятельно рекомендуют не пропускать срок продления своего страхового полиса ОСАГО — так вы будете застрахованы от неприятностей в случае непредвиденных обстоятельств, в первую очередь, не понесете серьёзные убытки. В случае ДТП водитель может оказаться в невыгодном положении, а при наличии полиса страхования ответственность возьмет на себя страховщик.
Автострахованием в Российской Федерации предусмотрены два типа договоров — КАСКО и ОСАГО. Если первый тип является добровольным, то второй является обязательным. Будучи ответственным водителем, необходимо заранее посмотреть документы, определить срок истечения полиса, вовремя продлевать его в страховой компании и, конечно же, аккуратно ездить по дорогам, чтобы полис не пригодился.
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Есть ли эвакуация на штрафстоянку?
Тоже нет. Законодательством задержание транспортного средства предусмотрено строго при применении ряда санкций по определённым частям статей Административного кодекса. Исчерпывающий их перечень содержит статья 27.13 КоАП, и ни одной части статьи 12.37 в ней не перечисляется.
Это значит, что эвакуация не предусмотрена ни за какое нарушение по части отсутствия страховки:
- на штрафстоянку машину не отправят, ни если у вас вовсе нет заключённого договора ОСАГО либо он просрочен (что равнозначно его отсутствию) – часть 2 статьии 12.37 КоАП,
- ни если вы не вписаны в действующий полис (ч.1 ст. 12.37),
- ни если вы забыли бумажный полис дома и едете без него (ч.2 ст. 12.3).
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Про камеры фиксации автомобилей без страховки в 2023 году
Между тем, отсутствие штрафа за повторную езду без полиса ОСАГО может вполне компенсироваться количеством постановлений за короткий промежуток времени. То есть вас не оштрафуют, к примеру, на 5 тысяч рублей во второй раз. Но вас ежедневно могут ловить камеры автофиксации, так что те же 5 000 рублей суммарно могут накопиться за короткое время.
Но не могут. По состоянию на 04 Апреля 2023 года средства автоматической фиксации правонарушений не фиксируют автомобили без страховки. По меньшей мере, не делают это повсеместно.
Хотя, техническая реализация такой возможности прорабатывается уже не первый год. И в 2023 году законодатели обещают, что система заработает.
А есть ли новый закон?
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!
19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.
Фиксируют ли автоматические камеры отсутствие ОСАГО
Проверку наличия страховки осуществляют инспекторы ГИБДД, выборочно останавливая машины в ходе плановых рейдов. Нормы закона пока не включают фиксацию таких нарушений автоматическими камерами слежения.
Но подобные меры запланированы к вводу в ближайшее время. Предполагается, что такой способ фиксации отступлений от норм закона будет проходить тестирование в отдельных регионах. И решение о необходимости всеобщего ввода данной системы примут по итогам предварительного опробования.
По плану, назначение указанных штрафных санкций автоматическими фиксирующими средствами будет возможно в отношении одного водителя за езду без полиса не более раза в сутки.
Уведомление о назначении наказания будет отослано нарушителю по почте. Водитель может зарегистрироваться на ОСАГО и воспользоваться специализированным сервисом ГИБДД о применении мер воздействия. В этом случае при назначении штрафных санкций соответствующее уведомление поступит на мобильный телефон нарушителя.
Что вправе делать инспектор ГИБДД
Следить за наличием ОСАГО обязаны сотрудники ДПС и ГИБДД. В 2021 г. они будут продолжать требовать у остановленных на автотрассе водителей полис «автогражданки». Это необходимо из-за того, что многие автовладельцы сознательно или по объективным причинам не имеют при себе страховки.
В 2021 г. водитель по требованию инспектора обязан показать полис ОСАГО. Это может быть страховка, оформленная на обычном бумажном бланке страховой фирмы, либо распечатка электронной версии того же полиса.
В 2021 г. большинство автовладельцев перейдет на более удобную форму покупки ОСАГО и будет делать это через Интернет. Получив на электронную почту полис, его следует распечатать на обычной бумаге и возить с собой. Такой вариант имеет полную юридическую силу, однако отсутствие распечатки полиса будет приравниваться к отсутствию полиса вообще и может наказываться штрафом.
Как обжаловать штраф, вынесенный за отсутствие страховки?
В 2021 году обжалование штрафа за отсутствие страховки ОСАГО можно произвести до истечения 10-ти календарных суток с того момента, как постановление было оформлено.
Порядок опротестования представлен в КоАП:
- определить, куда подавать жалобу (поскольку штрафы по ОСАГО выносят инспекторы, то приносить протест можно вышестоящему должностному работнику ГИБДД или в районный судебный орган (п. 3 ч. 1 КоАП), а можно отдать и непосредственно инспектору, который вынес обжалуемое постановление (ч. 1 КоАП));
- ознакомиться со сроками рассмотрения дела (они зависят от того, куда была подана жалоба – если в суд, то 2 месяца, если должностному лицу, то 10 дней – ч. 1 и 1.1. КоАП) – в течение этого времени гражданину сообщат о дате и времени явки на слушание дела о назначении штрафа за отсутствие ОСАГО;
- далее осуществляется сам пересмотр в очном режиме, в ходе которого устанавливается явка лиц, участвующих в процессе, разъясняются права и обязанности, отводы и ходатайства, заслушиваются объяснения виновного лица, исследуются доказательства и др.;
- наконец, выносится решение по жалобе и немедленно оглашается (ч. 1 КоАП) – в течение 3 дней его копия вручается физлицу, в отношении которого ведется производство по делу.
Просроченная страховка – существует ли данный термин сегодня?
Все автомобилисты должны знать, что на сегодняшний день такого понятия, как просроченный полис ОСАГО уже не существует. Да, его удобно использовать в обиходе относительно факта непродления страховки, но свою юридическую значимость данное понятие утратило.
Причем утратило довольно давно – еще в 2009 г. А ранее действительно существовало правило, согласно которому автомобилистам позволялось в течение 30-и дней безнаказанно ездить по полису с окончившимся сроком действия.
Хорошее было правило, не правда ли?
Этот месяц давался водителям для «раздумий» о важности обязательного страхования автогражданской ответственности и необходимости его продления. В данный период полис и назывался просроченным, но все еще имеющим законную силу. Выписать штраф за такой полис ДПС права не имела.
Но это тогда, а сейчас имеет, полное и безоговорочное, т. к. в вышестоящих инстанциях решили, что раздумывать над очевидными вещами глупо и водители должны беспокоиться о продлении ОСАГО в период его действия, что вполне логично, конечно.
Поэтому термин «просроченный полис» широко используется до сих пор, включая инспекторов ГИБДД, но означает он уже только факт завершения страхового периода, без каких-либо дополнительных условий.
И конечно же, вам выпишут штраф в первый же день просрочки, если вы попадетесь. Вот теперь давайте разберемся какие санкции и какой размер штрафов предусмотрены для подобных случаев на сегодняшний день.
При оформлении полиса с минимальным коэффициентом ограничения (1) необходимо помнить, что в документ должны быть вписаны все лица, имеющие право ездить на указанном транспортном средстве, так как действие полиса распространяется только на фиксированный круг лиц, которые могут находиться за рулем.
Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, а не пассажире, поэтому в 2023 году, если сотрудники ГИБДД проверят документы, а за рулем окажется человек, не вписанный в полис водителю выпишут штраф за езду без ОСАГО, даже если рядом как пассажир сидит застрахованный хозяин.
Если вы точно знаете, что за рулем может оказаться кто-то, не указанный в перечне разрешенных лиц, лучше изначально не экономить, а оформлять полис без указания конкретного водителя, что поднимет коэффициент ограничения до значения 2,32, но избавит от многих проблем в будущем.