Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится размер пенсий и пособий в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.
Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.
Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября текущего года представил новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы. В целях их реализации в рамках проекта Социального кодекса РК будет предусмотрено повышение размеров базовой пенсии и увеличение максимального дохода для исчисления солидарных пенсий, передает Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства труда и социальной защиты населения РК.
Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.
На сегодняшний день в результате проведенных преобразований в Казахстане сформирована многоуровневая пенсионная система, включающая в себя базовую и солидарную пенсии, а также пенсионную выплату из ЕНПФ (формируется за счет пенсионных накоплений работника).
Виды пенсионных выплат
Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.
Вид пенсии | Описание |
Базовая | Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 19,4 тыс. тенге/30 календарных суток. |
Солидарная пенсия в Казахстане | Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев. |
Накопительная | Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 12 МРП. |
Чему равен МРП в Казахстане в 2021 году
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона РК от 02.12.2020г. №379-VI «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы», с 1 января 2021 года месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан устанавливается в размере 2 917 тенге.
Таким образом, размер 1 МРП в Казахстане на 2021 год составляет 2917 тенге. По сравнению с 1 января 2020 года, размер МРП увеличился на 10% (с 2 651 тенге до 2 917 тенге).
МРП 2021 = 2 917 тенге
Также, указанной нормой установлены следующие размеры иных показателей в Казахстане на 2021 год (с 1 января):
- МЗП (минимальный размер заработной платы) – 42 500 тенге;
- минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 18 524 тенге;
- минимальный размер пенсии равен 43 272 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 34 302 тенге.
В таблице собраны исторические данные — сколько составлял 1 МРП в Казахстане в прошлые годы.
Год | Размер 1 МРП |
2021 год | 2 917 тенге |
2020 год (с 1 апреля) | 2 778 тенге |
2020 год (с 1 января) | 2 651 тенге |
2019 год | 2 525 тенге |
2018 год | 2405 тенге |
2017 год | 2 269 тенге |
2016 год | 2 121 тенге |
2015 год | 1 982 тенге |
2014 год | 1 852 тенге |
2013 год | 1 731 тенге |
2012 год | 1 618 тенге |
2011 год | 1 512 тенге |
Как правило, размер МРП применяется с 1 января и обычно действует один год. Исключением был 2020 год. Тогда размер МРП 2020 менялся дважды: с 1 января и с 1 апреля.
Таблица расчета базовой пенсии в Казахстане по стажу 2023 г.
Размер базовой пенсии привязан к трудовому стажу и рассчитывается от суммы минимального расчетного показателя в Казахстане. В 2023 году величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 40 567 тенге. То расчет будет выглядеть так:
Стаж работы | Размер базовой пенсии |
нет стажа или стаж до 10 лет | 60% или 24 340,2 |
стаж 11 лет | 62% или 25 151,54 |
стаж 12 лет | 64% или 25 962,88 |
стаж 13 лет | 66% или 26 774,22 |
стаж 14 лет | 68% или 27 585,56 |
стаж 15 лет | 70% или 28 396,9 |
стаж 16 лет | 72% или 29 208,24 |
стаж 17 лет | 74% или 30 019,58 |
стаж 18 лет | 76% или 30 830,92 |
стаж 19 лет | 78% или 31 642,26 |
стаж 20 лет | 80% или 32 453,6 |
стаж 21 год | 82% или 33 264,94 |
стаж 22 года | 84% или 34 076,28 |
стаж 23 года | 86% или 34 887,62 |
стаж 24 года | 88% или 35 698,96 |
стаж 25 лет | 90% или 36 510,3 |
стаж 26 лет | 92% или 37 321,64 |
стаж 27 лет | 94% или 38 132,98 |
стаж 28 лет | 96% или 38 944,32 |
стаж 29 лет | 98% или 39 755,66 |
стаж 30 лет и больше | 100% или 40 567 |
Новые подходы к регулированию бизнеса
В январе 2023 года в республике заработает Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства – механизм, обеспечивающий на постоянной основе пересмотр государственных регуляторных актов. Если в Реестре отсутствуют какие-то требования либо по ним имеется срыв срока пересмотра, то субъекты бизнеса освобождаются от административной ответственности за их нарушение.
С 1 января отменены проверки, проводимые по особому порядку. Таким образом, осуществляется переход от проверок и наказаний к профилактике нарушений. Вместе с тем в действие введена норма по автоматизации системы управления рисками, что позволит исключить человеческий фактор при формировании графиков проведения проверок и профилактического контроля.
При отсутствии такой автоматизации теперь допускается осуществлять контроль только в отношении 5 процентов от общего количества подлежащих ему субъектов. Это позволит сфокусировать органы надзора на проблемных субъектах бизнеса и снизить административное давление на законопослушных предпринимателей.
Кроме того, с начала года введен запрет требовать от бизнеса отчетности, по которой не обеспечена автоматизация механизмов ее предоставления. Также на один год продлен мораторий на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого и микропредпринимательства.
Открытие новых авиарейсов
В республике продолжится открытие прямого авиасообщения с мировыми финансовыми центрами наряду с дальнейшей реализацией политики «открытого неба», которая позволит привлечь новых иностранных перевозчиков.
В частности, ожидается открытие рейсов из Астаны в Доху, из Актау и Шымкента – в Анкару, из Алматы и Актау – в Медину, в период весенне-летней навигации: из Астаны – в Баку и из Шымкента – в Душанбе.
Планируется увеличение рейсов из Астаны, Алматы, Актау, Туркестана и Атырау в Стамбул, из Астаны и Алматы – в Анталью, из Алматы – в Баку, Тбилиси, Пхукет и Мале.
Кроме того, планируется открыть рейсы в Пакистан из Алматы – в Карачи и Лахор, увеличить количество выполняемых рейсов в Индию по маршруту Алматы – Дели, в Китай по маршруту Алматы – Чэнду, в Великобританию по маршруту Алматы – Лондон, а также из Алматы в Бодрум, Батуми, Ираклион, Подгорицу и из Астаны – в Тбилиси и Подгорицу.
Вместе с тем ожидается возобновление рейсов по маршрутам Астана – Бишкек, Актау – Ереван, Алматы – Самарканд, Шымкент – Кутаиси.
Малазийская лоукост-авиакомпания Air Asia X с весенне-летней навигации планирует начать полеты из Куала-Лумпура в Алматы, а авиакомпания Thai Air Asia – из Бангкока в Алматы.
Авиакомпанией Qeshm Air планируется начать выполнение полетов по маршруту Алматы – Токио с использованием 5 степени «свободы воздуха».
Авиакомпанией Air Astana в среднесрочной перспективе прорабатывается вопрос выполнения двух регулярных рейсов в неделю в Израиль по маршруту Алматы – Тель-Авив.
Индексация иных выплат
В соответствии с законом Республики Казахстан «О соцпособиях по инвалидности, по потере кормильца и по возрасту в РК», пособие по потере кормильца в стране назначается и выплачивается нетрудоспособным членам его семьи.
В первую очередь это касается детей-инвалидов 1, второй и третьей групп.
Пособие по потере кормильца предоставляется на весь период, в течение которого член семьи безвременно ушедшего человека считается недееспособным.
Человеку, претендующему на пособие, необходимо предъявить ксерокопию любого документа, который подтверждает родственную связь с умершим:
- Свидетельства о заключении брака.
- Документа об установлении отцовства (материнства).
- Удостоверения личности.
Сколько регионы получат из республиканского бюджета
Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:
- Атырауская область – 213 млрд тенге;
- Алматы – 190 млрд тенге;
- Нур-Султан – 34 млрд тенге;
- Мангистауская область – 13 млрд тенге.
Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.
В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:
- Акмолинской области – 144 млрд тенге;
- Актюбинской – 110 млрд тенге;
- Алматинской – 190 млрд тенге;
- Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
- Жамбылской – 193 млрд тенге;
- Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
- Карагандинской – 134 млрд тенге;
- Кызылординской – 176 млрд тенге;
- Костанайской – 135 млрд тенге;
- Павлодарской – 54 млрд тенге;
- Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
- Туркестанской – 391 млрд тенге;
- Шымкенту – 138 млрд тенге.
Какая доплата к пенсии положена после 80 лет
А вот степень родства пенсионера и того, кто будет за ним ухаживать, для оформления доплаты роли не играет. Это может быть любой родственник или посторонний человек, в том числе не проживающий совместно с пенсионером. Если ухаживающий работал до либо после того, как помогал пожилому человеку, то период ухода может быть включен в его общий страховой стаж.
- заявление от пенсионера о том, что он согласен на осуществление за ним ухода;
- заявление от ухаживающего о том, что он осуществляет уход с определенной даты (с указанием адреса его проживания);
- справки о том, что помощник не получает пенсии и пособия по безработице;
- трудовые книжки и паспорта обоих лиц.
Пенсионный возраст в Казахстане
В настоящее время в Казахстане проводится пенсионная реформа, согласно которой в 2022 г. для мужчин выход на пенсию в 63 года, а для женщин в 60,5. Для женской половины страны предусмотрен поэтапный переход к общему пенсионному возрасту в 63 года (таблица выхода на пенсию):
2023 г. | 61 |
2024 г. | 61,5 |
2025 г. | 62 |
2026 г. | 62,5 |
2027 г. | 63 |
Стаж работы для пенсии в Казахстане
С 2018 г. поменялся также порядок расчета. С этого периода учитывается время участия в ПС. Объем платежей при участии в ПС до 10 лет включительно и при полном его отсутствии составляет 54% от ПМ.
За каждый год сверх 10 лет базовая часть увеличивается на 2%. К примеру, стаж 11 лет – БП 56% от ПМ, стаж 20 лет, БП – 74% от ПМ, при стаже от 33 БП 100% ПМ.
При этом в стаж участия в ПС включают:
- трудовой стаж до 1.01.1998 г.,
- накопительный стаж (фактический стаж уплаты взносов) после 1.01.1998 г.;
- другие имеющие общественную значимость периоды, а именно — уход — за ребенком до 3 лет – (не более 12 лет суммарно), за инвалидом 1 гр., одиноким инвалидом 2 гр. и возрастным пенсионером, нуждающимися в сторонней помощи, за 80-летним пожилым человеком, инвалидом с детства до 18-летия, время проживания супругов-военных, отдельных госслужащих, дипломатических работников и др. (в совокупности до 10 лет).
Накопительная пенсия в Казахстане
Пенсионные накопления – это деньги вкладчиков (получателей выплат), учитываемые на их индивидуальных счетах, включающие отчисления — обязательные, добровольные и добровольные профессиональные, инвестиционный доход, пеню, иные поступления.
Правомочия на платежи из ЕНПФ за счет обязательных — стандартных и профессиональных отчислений по установленному графику имеют лица, имеющие вклады в ЕНПФ:
- Мужчины по достижении – 63 лет, женщины – с 1.01.2022 г. — 60,5 лет,
- Инвалиды 1,2 гр., если инвалидность установлена бессрочно.
В 2022 г. при расчете используется показатель КПД: 60 000 (ИАС) – 19 450 (ббз) = 40 550 тенге. То есть в 2022 г. минимальный ежемесячный платеж из ЕНПФ должен быть таким.
Что такое «порог достаточности»
В соответствии с законодательством Казахстана вкладчики ЕНПФ могут снимать часть пенсионных накоплений ещё до того, как начнут получать пенсии. Но основное назначение пенсий сохраняется — накопленные средства должны обеспечить доход на уровне минимальной пенсии. Исходя из этого государственные органы разработали и утвердили порог минимальной достаточности накоплений на пенсию. Например, с первого апреля 2022 года «порог достаточности» для 20 летних граждан РК — 3,1 млн тенге; 30 летних — 4,7 млн тенге, 50 летних — 7,4 млн тенге и т. д.
«Порог достаточности» одинаковый как для мужчин, так и женщин и рассчитывается он для всех граждан, начиная с 20 летнего возраста. Цифра не фиксированная (кстати, по сравнению с 2021 годом «порог достаточности» увеличился почти в два раза) и для новых получателей её будут пересчитывать. При расчётах обращают внимание на размер минимальных выплат доходность и инфляцию.
Обязательные пенсионные взносы работодателей
Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.
Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.
«Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.
В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.
Государственные базовые соцпособия по инвалидности: категория льготников и новые суммы выплат
Данный вид соцвыплат (далее по тексту сокращенно — ГБСП) предусмотрен гражданам с инвалидностью, постоянно проживающим в Республике Казахстан. По сути, главным основанием для их назначения является наличие казахской прописки и подтверждение факта установления инвалидности. Размер данного вида соцпособий зависит от группы инвалидности, категории льготника.
Основные категории льготников |
Группа инвалидности |
Размер ГБСП с 01.01.2023 (тенге) |
Инвалиды общего заболевания |
Первая | 57021 |
Вторая | 45438 | |
Третья | 30886 | |
Военнослужащие—срочники,
ликвидаторы последствий радиационных, техногенных и тому подобных катастроф, которым установлена инвалидность |
Первая | 83452 |
Вторая | 71276 | |
Третья | 59693 | |
Военные (кроме срочников), сотрудники силовых структур, которые получили инвалидность при исполнении | Первая | 102162 |
Вторая | 78700 | |
Третья | 59693 | |
Дети с ограниченными возможностями до 16 л. | — | 41578 |
Дети с инвалидностью от 16 до 18 л., в том числе с детства | Первая | 57021 |
Вторая | 47220 | |
Третья | 35638 |
Размер ГБСП определяется применительно к действующему прожиточному минимуму. Как было отмечено выше, величина ПМ на 2023 год равна 29698 тенге. Примечательно, по сравнению с предыдущим 2018 годом суммы ГБСП заметно увеличились.
Пенсионные выплаты по линии ЕНПФ для инвалидов 1 и 2 группы
Данная категория льготников относится к получателям соцвыплат по линии ЕНПФ (сокращенно — ПВЕ). Выплачиваются они исключительно за счет общеобязательных (в том числе профессиональных) взносов согласно сформированному графику. Посему, те потенциальные получатели, у которых нет данных накоплений, не могут претендовать на ПВЕ.
Периодичность уже установленных выплат может быть разной: помесячной, поквартальной, ежегодной. Собственно их размер при разных обстоятельствах может отличаться.
Размер ежемесячной ПВЕ | Минимальная сумма ежемесячной ПВЕ | Единовременная выплата |
1/12 годовой суммы ПВЕ, скалькулированной по специальной Методике |
Ее размер не может быть меньше 54% от ПМ (29698 тенге). |
Выплачивается, когда накопления на момент обращения превышают 12—кратный размер МП
(на текущий год) |
Оставшуюся после выплаты часть накоплений причисляют к последующей очередной выплате, если данный остаток составил меньше 54% от ПМ. Соответственно, значение ПМ берется за текущий год.
ЕНПФ автономно осуществляет плановый перерасчет ПВЕ каждый год согласно действующему графику. Основание: положения Правил и Методики расчета размеров пенсион. соцвыплат (правительственное Постановление № 1042 от 02.10.2013).