Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ухудшение жилищных условий военнослужащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Умышленным ухудшением жилищных условий со стороны военнослужащего считается такое распоряжение уже имеющейся у него жилой площадью (домом, квартирой, комнатой), вследствие которой он может неправомерно претендовать на получение государственной поддержки в виде обеспечения его и его родных дополнительной площадью для проживания.

Понятие и особенности ухудшения военнослужащим своих условий проживания и условий проживания своих родственников

Так как законом не закреплен перечень конкретных действий, которые могли бы свидетельствовать об умышленном изменении в худшую сторону условий проживания военнослужащего и его близких родственников, то, исходя из обобщенной практики рассмотрения подобных вопросов, можно выделить самые распространенные случаи совершения таких действий:

  • любые отчуждающие имущество сделки (например, дарение или продажа), результатом которых является лишение офицера (или прапорщика) права собственности, распространяющее свое действие на занимаемое им жилое помещение;
  • любые действия, результатом которых является расторжение действующего договора социального найма жилья (например, расторжение договора исключительно по инициативе военнослужащего, являющегося нанимателем, или выселение офицера (или прапорщика) совместно с его родственниками из-за существенного нарушения ими указанных в договоре условий и т.д.);
  • действия, которые направлены на прекращение права общей (долевой) собственности военнослужащего на жилое помещение, выражающиеся в определении стоимости доли собственника для последующего ее выделения путем перечисления денежной суммы на счет данного офицера (или прапорщика);
  • регистрация в жилом помещении, занимаемом военнослужащим, по его инициативе иных лиц, которые не являются родственниками этого офицера (или прапорщика), если результатом подобных действий становится значительное уменьшение размера жилой площади, приходящегося на долю каждого квартиранта (в соответствии с требованиями применяемых в настоящее время учетных норм);
  • любые действия офицера (или прапорщика), направленные на ухудшение общего состояния жилого помещения, в результате которых оно становится непригодным для нормального (безопасного) проживания в нем;
  • осуществление военнослужащим несогласованной (незаконной) с уполномоченными должностными лицами перепланировки, в результате которой происходит значительное уменьшение размера общей жилой площади данного помещения;
  • заключение сделки, целью которой является обмен занимаемой офицером (или прапорщиком) квартиры на жилое помещение меньшего по площади размера;
  • расторжение офицером (или прапорщиком) брака, если одним из последствий развода является выделение доли в занимаемом жилом помещении (или передача данного жилья полностью) второму супругу;
  • заключение офицером (или прапорщиком) фиктивного брака, единственной целью которого является получение дополнительной жилой площади.

На практике встречаются и иные примеры намеренного ухудшения условий проживания, поэтому вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Должностные лица, рассматривающие ходатайство о включении военнослужащего в реестр лиц, нуждающихся в улучшении условий проживания, могут отказать в его удовлетворении, если факты умышленного ухудшения условий проживания будут установлены и подтверждены в установленном порядке.

Также следует иметь в виду, что далеко не все действия по своей природе являются умышленным изменением условий проживания в худшую сторону, даже если они по формальным признакам соответствуют вышеприведенному списку. К примеру, такое событие, как рождение в семье военнослужащего ребенка, хоть и влечет уменьшение размера жилой площади, приходящейся по нормам учета на долю каждого зарегистрированного в квартире, но при этом не может быть признано целенаправленным (намеренным) ухудшением жилищных условий.

Кроме того, законодательством закреплен ряд случаев, когда определенные действия не подпадают под определение «намеренное ухудшение условий проживания»:

  1. Добровольное освобождение военнослужащим жилого помещения, предоставленного из специализированного фонда военного ведомства, в связи с переводом и, соответственно, переездом в другую местность к новому месту службы.
  2. Направление вышестоящему командиру (или начальнику) проживающим в служебной квартире офицером (или прапорщиком) ходатайства в виде рапорта о предоставлении ему после увольнения со службы жилья для постоянного проживания.
  3. Регистрация в квартире, в которой проживает сам военнослужащий, его супруги, родителей, несовершеннолетних детей, не состоящих в законном браке, и иных граждан как по инициативе самого офицера (или прапорщика), так и в соответствии с судебным решением, если до момента вселения (или регистрации по адресу нахождения воинской части) эти лица:
  • не имели иных пригодных для проживания помещений ни в пользовании, ни во владении;
  • проживали в жилом помещении (на праве пользования или собственности), которое в установленном законом порядке было признано неподходящим для дальнейшего в нем проживания;
  • были сняты с регистрационного учета в связи с заключением официального брака (в органах ЗАГС) с военнослужащим и последующим переездом к месту службы супруга;
  • были сняты с регистрационного учета в связи с переездом к новому месту службы военнослужащего, который является их родителем.
  1. Утрата военнослужащим права пользования или владения жилым помещением вследствие отмены вступившим в законную силу судебным решением заключенной сделки, предметом которой было данное жилье.

Различают такие способы:

Оформление жилищного сертификата применение которого нацелено на получение личной жилплощади;
Оформление государственной субсидии которая должна направляться на индивидуальное строительство, приобретение готового недвижимого имущества, погашение ипотеки;
Получения личной жилплощади посредством основной очереди (в том случае, если военнослужащий прибывает на учете в качестве нуждающегося в перемене жилищных условий).

Ответственность за нарушение жилищного законодательства

Несмотря на то что намеренное ухудшение жилищных условий

Читайте также:  Первая зарплата для новичков: когда выдавать?

расценивается, как недопустимое действие,
ответственность за нарушение жилищного законодательства
в этом случае в виде суровых санкций не предусмотрена.

Статья 53 ЖК РФ предусматривает лишь то, что граждане, совершившие действия, повлекшие за собой ухудшение жилищных условий

, в течение 5 лет будут не вправе вставать на очередь как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Этот срок будет считаться с момента совершения действий.

Поскольку цены на недвижимость, как и спрос с каждым годом возрастают, чего нельзя сказать о доходах, многие пытаются получить себе угол любыми доступными и недоступными способами.

Если семья признана малообеспеченной, она может претендовать на . Несколько иначе обстоят дела, когда человек намеренно ухудшает свое состояние для того, чтобы иметь возможность претендовать на помощь. Данное правонарушение может повлечь за собой определенные лишения.

Несмотря на расхожее мнение о том, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих» и надеется на получение от государства жилья бессмысленно, в нашей стране существует и успешно функционирует множество социально-ориентированных программ.

Они позволяют семьям, готовым побороться за прилично существование, на законных основаниях получить собственное жилье.

Военнослужащие в нашей стране являются отдельной категорией, которым основной закон страны — Конституция, гарантирует получение бесплатного жилья в льготном порядке.

Им может быть предоставлено служебное жилье на время службы и ожидания получения собственной квартиры или выделены денежные средства для аренды жилой недвижимости.

Военнослужащие могут улучшить свои жилищные условия следующими способами:

Получения собственного жилья в порядке основной очереди (если он состоит на учете как нуждающийся в изменении условий проживания)
Получение жилищной субсидии от государства которая должна быть направлена на погашение ипотечного кредита, покупку готового объекта недвижимости, индивидуальное строительство
Получение жилищного сертификата использование которого направлено на приобретение собственного жилья

Отдельно стоит сказать о тех гражданах, которые имеют собственность в многоквартирных домах, подлежащих сносу.

Практика Московского городского суда

Сам по себе факт регистрации по месту жительства не является основанием для возникновения или прекращения права на обеспечение жилым помещением. При таких обстоятельствах принятое жилищной комиссией решение нельзя признать обоснованным (постановление Президиума Московского городского суда от 21.05.2019 по делу № 44 г-173/2019

).

Само по себе то обстоятельство, что состав семьи военнослужащего увеличился, не порождает субъективного права военнослужащего и новых членов его семьи на постановку на жилищный учет и получение ими мер социальной поддержки по обеспечению жильем, установленных Законом № 76, без учета положений ЖК РФ, которыми определяются критерии нуждаемости в предоставлении жилого помещения (определение Московского городского суда от 13.03.2019 № 4 г-2590/2019

).

На момент принятия на учет нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых для постоянного проживания, уровень учетной нормы площади жилого помещения, установленной в городе Москве на одного человека, превышал показатель 10 кв. м, военнослужащий был зарегистрирован по месту жительства и проживал в жилом помещении, площадью 74,6 кв. м, собственником которого являлась его мать.

Доводы о том, что в указанном жилом помещении он не проживал, а регистрация по месту жительства носила формальный характер, с целью не числиться среди лиц без определенного места жительства, по мнению судебной коллегии, свидетельствуют о том, что при рассмотрении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащий не сообщил о себе полной и достоверной информации, что противоречит условиям принятия граждан на жилищный учет (апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2019 по делу № 33 а-5452/2019

).

Военнослужащему не может быть отказано в признании нуждающимся в получении жилого помещения по мотивам отсутствия справки о сдаче ранее полученного жилого помещения, если такая справка объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие основания, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения (апелляционное определение Московского городского суда от 10.09.2019 по делу № 33-40203/2019

).

Сам по себе факт продолжительности службы более 20 лет и непредоставления при увольнении с военной службы иного жилого помещения, в отсутствие факта признания истца нуждающимся в жилых помещениях уполномоченным органом на основании соответствующего заявления, не влечет возникновение права на обеспечение жилым помещением в порядке ст. 15 Закона № 76

(
апелляционное определение Московского городского суда от 26.08.2019 по делу № 33-37743/2019
).

Реализация права на улучшение жилищных условий с помощью государственного жилищного сертификата, а именно приобретение жилого помещения, исключает обязанность государства обеспечивать его повторно жилым помещением даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ

(
апелляционное определение Московского городского суда от 26.07.2019 по делу № 33-32312/2019
).

У ответчика отсутствовали законные основания для снятия истца с жилищного учета, поскольку те обстоятельства, которые послужили поводом для постановки истца на жилищный учет в 2002 г., согласно действующему на тот момент законодательству, не отпали. В связи с этим суд обоснованно возложил на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ обязанность восстановить истца на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (апелляционное определение Московского городского суда от 14.05.2019 по делу № 33-20507/2019

).

Граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоящие в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ

на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, или имеющие право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Само по себе то обстоятельство, что на момент увольнения с военной службы истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, не может быть принято во внимание, поскольку сделки по приобретению его супругой жилых помещений признаны ничтожными решением суда и в силу п. 1 ст. 167
ГК РФ
являются недействительными с момента совершения (
апелляционное определение Московского городского суда от 10.04.2019 по делу № 33-16327/2019
).

Читайте также:  муниципального образования город-герой Новороссийск

Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы (п. 14 ст. 15 Закона № 76

).

Это, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено. Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 ЖК РФ

, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранному места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны РФ (
апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2019 по делу № 33-13234/2019
).

Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.

Пример №1:

  • военная коллегия изучила дело гражданина Н. и выяснила, что он стоял на учете в нужде по улучшению ЖУ;
  • в 2003 году он приобрел квартиру с тремя комнатами;
  • перед постановкой на учет мужчина обменял жилье на однушку и зарегистрировался в ней вместе с семьей из 3 человек;
  • сам же мужчина снимал более просторную квартиру.

В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.

Пример №2:

  • верховный суд Москвы рассматривал дело гражданки А. с просьбой вернуть ее в списки нуждающихся;
  • перед этим А. получила отказ из-за преднамеренного ухудшения условий жизни;
  • она прописала в своей однокомнатной квартире мать-инвалида II категории, которая продала дом;
  • после прописки женщина подала заявление на получение субсидии, но получила отказ от комиссии.

Суд встал на сторону женщины, потому что законодательство допускает вселение близких родственников-иждивенцев и не считает это правонарушением.

Намеренное ухудшение жилищных условий

ВВЕДЕНИЕ Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции. Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Приобретение права постановки на учет

Право постановки граждан на учет по договору соцнайма регламентировано ст. 49 ЖК РФ. Если субъект правоотношений был принят на учет в жилищной инспекции сразу с учетом нескольких оснований (предусмотренных ЖК РФ и/или Указом Президента РФ, законом субъекта РФ), то лицо может на свой выбор предпочесть один из подобных критериев. Предусматривается постановка на учет и с соблюдением всех оснований.

Однако следует отметить, что такое право имеют только те субъекты, кто признан органами соцзащиты малоимущим. Кого можно отнести к данной категории граждан?

Для определения статуса «малоимущие» органы местной власти берут во внимание средний заработок на человека за предыдущие три месяца в определенной семье, которая совершает правомочные действия для постановки на учет. Для этого комиссия берет во внимание все официальные доходы, которые были получены от трудоспособных граждан, а также пенсионное и стипендиальное обеспечение и проводит расчеты:

  • сумма финансового дохода суммируется, после чего делится на три. Путем нехитрых действий удается установить среднемесячный доход семьи;
  • далее полученный показатель подлежит делению на количество членов семьи, которая добивается признания статуса малоимущей;
  • окончательную сумму сравнивают с прожиточным минимумом, установленным на конкретной территории РФ.

Соответственно, если этот показатель менее заявленной госорганами планки, то такая семья является малоимущей, что гарантирует ей доступность всех благ, в том числе и постановку на учет.

Намеренное ухудшение условий проживания военнослужащими

Об умышленном ухудшении жилья военнослужащим подробно сказано в Инструкции, на основании которой предоставляется служебное жилое помещение контрактникам или по договору социального найма.

Из данного документа следует, что к таким действиям относятся:

  • Умышленное нарушение распорядка пользования жильем;
  • Обмен жилья на площадь меньшую по размерам, что создает некомфортное проживание каждого члена семьи;
  • Заключение фиктивного брака и регистрация новой половинки на своей территории;
  • Расторжение брака и выделение долей в квартире;
  • Нарушение пунктов договора социального найма или умышленная неуплата ренты за эксплуатацию жильем в течение длительного периода;
  • Отчуждение определенной части квартиры благодаря сделке купли-продажи или составлению дарственной на ее долю, что существенно уменьшит используемую площадь для военнослужащего и его семьи.

Что считается ухудшением условий проживания

Для начала нужно пояснить, что не каждое действие по отношению к своему имуществу можно отнести к рангу умышленной порчи жилья гражданами. В Жилищном Кодексе Российской Федерации статья № 53 поясняет, что каждый желающий гражданин может встать в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. После подачи заявления человек должен ожидать своей очереди 5 лет. Если органами власти будут заподозрены умышленные неправомерные действия по отношению к своему недвижимому имуществу, то они имеют право вычеркнуть очередника из списка и лишить права вставать на учет в течение пяти последующих лет.

Желание встать на учет по улучшению качества условий проживания является законным для любого гражданина Российской Федерации, это касается и военнослужащих. Но человек должен предъявить все необходимые документы, подтверждающие необходимость его участия в программе по улучшению своих жилищно-бытовых условий.

Для того чтобы определить намеренное ухудшение жилищных условий, нужно тщательно и долго разбираться во всех фактах. Если человек уже находится на учете по предоставлению улучшенного жилья и одновременно провоцирует ухудшение жилищных условий, то доказать это будет сложно.

Другой случай, если человек еще не встал на учет для улучшения квартирных условий, но совершил какие-то действия по отношению к своему имуществу, то любое его деяние является умышленным во вред.

Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.

Способы улучшения ЖУ за счет государства:

  1. Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
  2. Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
  3. Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
  4. Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.

Комментарии к ст. 53 ЖК РФ

1. Правило, аналогичное тому, которое содержится в комментируемой статье, в законодательных актах Российской Федерации (и ранее — в законодательных актах РСФСР) не содержалось. Но уже несколько десятилетий подобные правила включаются в нормативные акты субъектов Российской Федерации (ранее — в акты областей, краев и т.п.).

2. Обычно считается, что жилищные условия ухудшаются «с намерением приобретения права состоять на учете», если граждане стали нуждающимися в результате обмена жилыми помещениями, вселения в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи, переселения в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма или в качестве члена семьи собственника, вследствие отчуждения пригодного для проживания жилого помещения, принадлежавшего гражданину на праве собственности, и т.д.

Ранее чем через пять лет после совершения названных и подобных им действий граждане на учет не принимаются. Правда, если гражданин обратится в суд, органу местного самоуправления доставит немало труда доказать, что эти действия совершены с намерением приобретения права состоять на учете.

Вопросы, касающиеся условий проживания военнослужащих, улучшение или ухудшение имеющихся, а также постановка на учет граждан, относящихся к данной категории, регулируется многими законодательными актами.

Основным является Жилищный Кодекс Российской Федерации. Помимо всего прочего именно этот документ затрагивает такое понятие как «намеренное ухудшение жилищных условий».

Для военнослужащих оно играет огромную роль, так как любое их действие может быть признано намеренным и следствием этого станет удаление из очереди на получение квартиры на 5 лет.

Право всех служащих свое Родине на получение бесплатного жилья закреплено в Федеральном законе «О статусе военнослужащего».

Так же оговаривается, что таковая возможность предоставляется только один раз за время службы.

В случае, если военнослужащий встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, а затем погиб, его семья все равно остается в очереди и получит квартиру в числе первых.

Как же определить, что военнослужащий нуждается в изменении жилищный условий? Это досконально рассмотрено и описано в Постановлении Правительства №512.

Правильность осуществления учета военнослужащих, претендующих на получение собственного жилья, регулируется Постановлением Правительства №1054.

Какие действия могут быть отнесены к данной категории?

Ухудшением жилищных условий является:

  • Раздел лицевого счета;
  • Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
  • Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
  • Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
  • Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
  • Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
  • Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащихЗаконодательный институт, который определяет намеренное ухудшение жилищных условий (далее – НУЖУ), появился в российских нормативных актах относительно недавно. На федеральном уровне этот правовой механизм закрепился после принятия Жилищного кодекса РФ. Статья 53 ЖК устанавливает последствия умышленного занижения качества условий проживания. Согласно действующим правилам гражданин, который целенаправленно ухудшил бытовые характеристики, может быть поставлен в очередь для получения жилья не ранее 5 лет после совершения такого деяния.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *