Энергосервисный контракт: суть и порядок реализации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Энергосервисный контракт: суть и порядок реализации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, бюджетные учреждения обязаны, в случае отсутствия бюджетного финансирования на реализацию мероприятий по энергосбережению, обращаться к частным инвесторам и заключать энергосервисные контракты (постановление Правительства РФ от 07.10.2019 №1289).

Особенности теплотехнического оборудования

Что необходимо знать об оборудовании, которое обычно внедряется в рамках энергосервисных контрактов по модернизации системы отопления:

АУУ – автоматизированный узел управления – предназначен для автоматического регулирования параметров теплоносителя (температура, давление), поступающего в систему отопления. Регулирование параметров производится в соответствии с температурой наружного воздуха. При понижении температуры воздуха температура теплоносителя увеличивается, при увеличении температуры воздуха, температура теплоносителя, поступающего в систему отопления уменьшается. Также с применением АУУ обеспечивается расчетный перепад давления между подающим и обратным трубопроводами систем отопления.

ИТП – индивидуальный тепловой пункт представляет собой устанавливаемый в подвале здания и работающий автоматически комплекс насосов, теплообменников и датчиков, регулирующий подачу ресурса в системы отопления и горячего водоснабжения дома в соответствии с заданной программой и температурой наружного воздуха. В стандартной комплектации схема индивидуального теплового пункта состоит из двух модулей – системы отопления и системы горячего водоснабжения. Получив теплоноситель из системы централизованного теплоснабжения, ИТП задает необходимые тепловые параметры в системе отопления здания, а также готовит и подает в помещения горячую воду. Источником тепла для ИТП служат теплогенерирующие предприятия (котельные, теплоэлектроцентрали). ИТП соединяется с источниками и потребителями тепла посредством тепловых сетей. Источником воды для систем холодного и горячего водоснабжения служат водопроводные сети.

БИТП – автоматизированный блочный индивидуальный тепловой пункт представляет собой законченное изделие заводской готовности, предназначен для установки в помещении индивидуального теплового пункта зданий или сооружений и присоединения систем теплопотребления (отопления, вентиляции, ГВС и др.) к водяным тепловым сетям. В зависимости от назначения функциональных модулей, БИТП выполняет задачи коммерческого учёта воды и тепла, автоматического управления значениями параметров теплоносителя, подаваемого в систему отопления, горячего водоснабжения, систему теплоснабжения для оптимизации процессов теплопотребления.

АУУ – это самое простое, ИТП и БИТП – уже другой уровень (в том числе по цене), соответствующий современным возможностям автоматизации и учета.

По каждому из видов регулирующего оборудования в наличии множество комплектаций и схем подключения. Поэтому для корректного выбора оборудования необходимо, во-первых, осуществить технико-экономическое сопоставление вариантов:

1) установка АУУ от распределительных сетей ЦТП;

2) устройство ИТП от городских магистральных теплопроводов и сетей водопровода.

При этом необходимо помнить о «Правилах технической эксплуатации тепловых энергоустановок» и необходимость корректировки гидравлических и тепловых балансов по итогу реализации мероприятий.

Во-вторых, в состав работ (в Техническое задание) нужно обязательно включить проектирование и согласование проекта установки оборудования с РСО.

Энергосервисные контракты – новый тип гражданско-правовых договоров направленный на внедрение энергосберегающих технологий, введенный федеральным законом об энергоэффективности №261-ФЗ. Данный договор предполагает выполнение специализированной энергосервисной компанией полного комплекса работ по внедрению энергосберегающих технологий на предприятии заказчика за счет средств энергосервисной компании.

Оплата за привлеченные финансовые ресурсы и выполненные энергосервисной компанией работы производится заказчиком после внедрения проекта за счет средств, сэкономленных при внедрении энергосберегающих технологий.

Договор обычно заключается на 5-10 лет, в течение которого происходят выплаты.

В соответствии с Приложением №2 Постановления Правительства РФ от 18 августа 2010 г. № 636 (в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2013 № 859) для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса. При этом стоимость единицы энергетического ресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергетического ресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора. Если Заказчик оплачивает энергоресурсы по нескольким различным ценам, то стоимость единицы энергоресурса определяется как средневзвешенная цена.

РАСЧЁТ ПРОСТОГО СРОКА ОКУПАЕМОСТИ

Допустим:

Сумма инвестиции в энергосберегающие мероприятие: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Простой срок окупаемости: 100 / 40 = 2,5 года.

За 2,5 года компания сможет вернуть вложенные средства, а вся экономия, которая будет получена после первых двух с половиной лет, пойдет в прибыль.

Рассматривая разные энергосберегающие мероприятия, общее правило таково:

если срок окупаемости меньше 6 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять можно,

если срок окупаемости меньше 3 лет, то энергосберегающее мероприятие внедрять нужно.

ДИСКОНТИРОВАННЫЙ СРОК ОКУПАЕМОСТИ

Дисконтированный срок окупаемости похож на простой срок окупаемости, только в нем мы учитываем «стоимость денег», процентную ставку, которую мы можем получить, если вложим средства не в энергосбережение, а в банк.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 4 года

Дисконтированный срок окупаемости = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта.

Дисконтированный срок окупаемости = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 = 121,494.

121,494 – 100 = 21,49

Результат говорит о том, что за 4 года наш энергосберегающий проект окупится и принесет 21,49 тыс. руб. прибыли. При этом срок окупаемости проекта будет достигнут через 3 года и два месяца.

Дисконтированный срок окупаемости более правильно отражает реальность и срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, ведь надо не забывать, у любой компании всегда есть возможность положить деньги в банк, а не заниматься энергосбережением.

КОЭФФИЦИЕНТ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Коэффициент рентабельности — очень простой и удобный метод, который дает возможность провести быстрый расчет срока окупаемости энергосберегающих мероприятий.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Читайте также:  Как заверить копию трудовой книжки работника?

Экономия в год: 40 тыс. руб.

Коэффициент рентабельности = 40 / 100 = 40%

Другими словами, вложив в это энергосберегающие мероприятие, компания получит рентабельность в 40% годовых! Это очень хорошо, если депозит в банке приносит только 12% в год. Скажем, если рентабельность от основной деятельности компании 25% годовых, то энергосберегающие мероприятие с рентабельностью 40% точно надо делать.

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ

Допустим:

Сумма инвестиции в энергосбережение: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка для депозита в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 5 лет

0 = (денежный поток в 1й год/(1+X)1 + денежный поток во 2й год /(1+X)2 + денежный поток в 3й год /(1+X)3 + . . . + денежный поток во nй год /(1+X)n ) — изначальная инвестиция

Таким образом, согласно формуле нам нужно подставить такую величину вместо X (методом подбора), чтобы действия в итоге давали значение равное нулю. В нашем случае это:

0 = (40/(1+29)1 + 40/(1+29)2 + 40/(1+29)3 + 40/(1+29)4 + 40/(1+29)5)-100

29% это внутренняя ставка рентабельности. О чем это говорит? Это говорит о том, что наш энергосберегающий проект за 5 лет принесёт по 29% прибыли в год. Если у предприятия, есть например возможность вложить средства в банк под 35% годовых, тогда энергосберегающий проект не целесообразен экономически. Если же, процент прибыли от депозита в банке (в нашем случае он 12%), или от других проектов менее 29% годовых, тогда следует вкладывать средства в энергосберегающее мероприятие, а не в банк.

ЧИСТЫЙ ДИСКОНТИРОВАННЫЙ ДОХОД

Чистый дисконтированный доход очень похож на Дисконтированный срок окупаемости, только здесь мы считаем не то, за какой период окупится наш энергосберегающий проект, а какой денежный поток принесет этот проект за весь свой срок существования.

Допустим:

Сумма инвестиции: 100 тыс. руб.

Экономия энергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 5 лет

Чистый дисконтированный доход = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта

В нашем случае это:

Чистый дисконтированный доход = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 + 40 / (1 + 12%)5 = 144

144 — 100 = 44

Что означают эти цифры?

Результат расчета говорит нам о том, что вложив 100 тыс. руб. в энергосберегающий проект и получив 40 тыс. руб. прибыли в течении 5 лет ежегодно, прибыль от проекта при процентной ставке 12% годовых будет 44 тыс. руб.

АНАЛИЗ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Анализ стоимости жизненного цикла (СЖЦ) это один из самых основательных методов расчета окупаемости энергосберегающий проектов. Этот метод позволяет посчитать срок окупаемости энергосберегающих мероприятий, который нужно применять для принятия решений по сложным и капиталоемким проектам — например, замена угольного котла на газовый или выработка электрической энергии на собственной котельной.

Для расчета СЖЦ необходимо собрать позитивные и негативные денежные потоки от энергосберегающего мероприятия на протяжении всего периода его существования в разбивке по годам.

Допустим:

Сумма инвестиции, например, установка нагревателя: 100 тыс. руб.

Экономия электроэнергии в год: 40 тыс. руб.

Процентная ставка в банке: 12% в год

Продолжительность проекта: 8 лет

В конце восьмого года необходимо оплатить 30 тыс. руб. за утилизацию нагревателя.

Используем туже формулу, что и при расчете чистой дисконтированной стоимости, только включаем все денежные потоки, которые можно ассоциировать с нагревателем:

СЖЦ = ∑ денежный поток / (1 + процентная ставка в банке) ^ продолжительность проекта

В нашем случае это:

СЖЦ = 40 / (1 + 12%)1 + 40 / (1 + 12%)2 + 40 / (1 + 12%)3 + 40 / (1 + 12%)4 + 40 / (1 + 12%)5 + 40 / (1 + 12%)6 + 40 / (1 + 12%)7 + 40 / (1 + 12%)8 — 30 / (1 + 12%)8 = 86,6

Установка нового нагревателя, принесет компании чистый дисконтированный денежный поток за 8 лет в сумме 86,6 тыс. руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимо соблюдать баланс между сроком окупаемости и необходимостью проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Предлагаем ознакомиться с периодом окупаемости некоторых мероприятий рассчитанный Международной финансовой корпорацией (IFC).

Проект контракта на энергосервис в бюджетном учреждении – что учесть

На уровне региона необходимо разработать и утвердить типовую форму энергосервисного контракта, технического задания и закрепить состав приложений (или откорректировать под себя рекомендованную Минэкономразвития России форму). Это снимет очень много вопросов в части реализации и результатов реализации – начиная от вопросов контрольно-счетных палат до всех остальных органов правопорядка, ведь все бюджетные учреждения региона будут использовать единую документацию.

Важно! Рекомендуемые формы нужно корректировать под условия региональных закупок, в рекомендациях изложен основной принцип построения контракта и его основные статьи/разделы.

Обязательно в предмете контракта прописать «Предметом Договора/Контракта является оказание услуг (осуществление действий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетического ресурса». Данный вид контрактов подразумевает и услуги, и строительно-монтажные работы, однако, если указать один из этих пунктов, окажется, что логика контракта не соответствует его предмету.

Дополнительная экономия. Чтобы снять лишние вопросы, мы считаем, что вся дополнительная экономия должна оставаться у Заказчика работ. Энергосервисная компания при подготовке заявки или заключении договора оценила состав работ, текущее состояние внутреннего освещения и предложила свою цену – процент от экономии. А при наличии в договоре условия про взаимное распределение полученной сверх утвержденного планового размера экономии, энергосервисная компания запланирует минимально возможный размер экономии, который 100% будет достижим, ну а все остальное – это доп.экономия, и ситуация станет менее выгодной заказчику, предполагая минимальные обязанности ЭСКО по экономии, максимальные обязанности Заказчика по платежам. Положение о распределении дополнительной экономии в контракте исключит вопросы от контролирующих органов.

Поскольку для оплаты полученной экономии используются бюджетные средства, вовлечены сметы и госзадания, необходимо максимально подробно расписать весь документооборот между Заказчиком и Исполнителем.

Срок проведения строительно-монтажных работ – не более 120 календарных дней от даты заключения контракта, включаем данное требование и в Техническое задание, и в проект контракта.

Основными документами для фиксации сроков выполнения работ и расчетного/отчетного периода и закрытия реализованного контракта будут являться:

  • Акт сдачи-приемки результатов Мероприятий (этапа Мероприятий);
  • Акт достигнутой экономии за отчетный период;
  • Акт реализации Контракта.

Теперь рассмотрим, как отразится в бухгалтерском учете бюджетных учреждений каждая из описанных выше особенностей заключения энергосервисных договоров.

Тот факт, что заранее неизвестно, в каком размере учреждение будет платить исполнителю за выполненные работы, позволяет говорить об отражении в бухгалтерском учете резервов предстоящих расходов. Этот вывод можно сделать из п. 302.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), согласно которому счет 401 60 «Резервы предстоящих расходов» применяется в целях обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.

Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Проблемы и факторы успеха с точки зрения задачи масштабного развития энергосервиса для бюджетной сферы:

1. Участие в проекте энергосервиса требует от ЭСКО существенной предварительной проработки проекта:

a) На типичный энергетический паспорт опираться при принятии инвестиционных решений нельзя.

b) Обследование должно выполняться по специальному техническому заданию.

2. Состояние объектов должно соответствовать минимальным требованиям:

a) соблюдение санитарных норм;

b) удовлетворительное состояние инженерных систем, окон и т.п.

3. На объектах, имеющих «проблемные» места, крайне важно скоординировать бюджетные расходы на ремонт и т.п. с мероприятиями по энергосервису. В отсутствие условий для юридической «увязки» таких мероприятий, необходимо обеспечивать координацию административными мерами.

4. ЭСКО несет существенные риски в части исполнения Заказчиками обязательств:

a) механизм планирования бюджетных расходов не учитывает особенностей энергосервиса, необходимы нормативные и методические документы;

b) обязательства бюджетных учреждений «неликвидны», для широкого внедрения энергосервиса необходимы гарантии бюджета.

5. Условия конкурсов на энергосервис должны стимулировать участие ЭСКО:

a) нецелесообразно в конкурсной документации диктовать перечень мероприятий;

b) граничные условия по объему экономии и др. должны быть мягкими;

c) распределение рисков должно быть справедливым;

d) целесообразно сравнивать заявки по совокупному объему экономии, остающемуся в распоряжении Заказчика.


ДЛЯ СПРАВКИ

СИТУАЦИЯ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ

Для бюджетной сферы законодательно установлено требование о снижении на 3% в год потребления ТЭР в натуральном выражении на протяжении 5 лет (т.е. 15%), что выльется в срезание бюджетов, в ходе их планирования.

При этом ожидается, что рост тарифов будет опережать рост инфляции, а из средств, направленных на решение задач в области энергосбережения, только каждый 10-й рубль будет государственным. На графике видно, что дефицит бюджета при реализованных мероприятиях и без них — разница между красным и зеленым столбцом, будет расти из года в год.

Таким образом, для того чтобы не допустить невыполнения требований закона № 261-ФЗ и снизить величину прогнозируемого бюджетного дефицита необходимо реализовывать программы энергосбережения и выводить энергосервис на кардинально иной уровень проникновения в массы.

Правовые основы энергосервисного договора

Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Бюджетные учреждения в разряд государственных и муниципальных заказчиков не входят — названный пункт относит их к иным заказчикам. Кроме того, содержится пояснение, что государственные, муниципальные и иные заказчики в Законе N 94-ФЗ далее именуются заказчиками, а государственные, муниципальные нужды и нужды бюджетных учреждений — нуждами заказчиков. Порядок размещения заказов для иных заказчиков, то есть для бюджетных учреждений, аналогичен порядку размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

В Законе N 94-ФЗ уточняется, что от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования заказчики заключают государственные или муниципальные контракты. А бюджетные учреждения от своего имени заключают гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

Итак, бюджетные учреждения могут заключать энергосервисные договоры (контракты), относящиеся к гражданско-правовым договорам. Они обязаны это делать только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Обратите внимание, что заключение энергосервисного договора (контракта) является правом, а не обязанностью учреждения.

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков — это действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков). С этими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) заказчик должен заключить государственный или муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также иной гражданско-правовой договор в любой форме. Иной гражданско-правовой договор заключается в случае, предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а именно при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке . При этом следует учитывать, что заказы на данную сумму на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг бюджетное учреждение вправе размещать в течение квартала.

Читайте также:  Какие льготы положены на федеральном уровне в 2023 году

Энергосервисный контракт

Основное отличие энергосервисной деятельности от проводимого сегодня повсеместно энергоаудита заключается в том, что заказчику не приходится вкладывать собственные средства в модернизацию, за счет которой будет достигнута экономия ресурсов и средств.

Энергосервисный контракт представляет собой особый вид гражданско-правового договора, который направлен на снижение эксплуатационных расходов за счет внедрения энергосберегающих технологий и повышение энергетической эффективности предприятий.

В России данная форма была введена Федеральным Законом № 261 от 23.09.11 «Об Энергосбережении и о повышении энергетической эффективност», а также Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Суть работы энергосервисных контрактов такова: заказчик, желающий провести модернизацию систем энергопотребления и достичь ресурсосбережения у себя на предприятии, нанимает специализированную энергосервисную компанию, которая проводит весь комплекс работ по внедрению энергосберегающих технологий не за счет заказчика, а за счет привлеченных ей же кредитных средств. И уже из сэкономленных за счет энергосбережения денег заказчик оплачивает услуги как энергосервисной компании, так и выплачивает привлеченные кредитные средства.

Договор при этом заключается только между заказчиком и энергосервисной компанией. И уже она осуществляет энергоаудит предприятия, разрабатывает план модернизации, энергосберегающих мероприятий и схемы финансирования. Привлекает средства, а затем и выполняет все работы по подготовке и модернизации энергосистем и приборов учета на предприятии. Энергосервисная компания, таким образом, крайне заинтересована в качественном выполнении работ и достижении положительного результата — ее прибыль напрямую зависит от размера сэкономленных заказчиком средств.

Одним из основных направлений деятельности компании «АтомСвет» — крупнейшего производителя светодиодных светильников — является предоставление энергосервисных контрактов.

«Выбор инструментов привлечения финансирования зависит от каждого конкретного проекта: при повышен ном режиме использования светодиодных светильников и высоком тарифе на электроэнергию — то есть при небольшом сроке окупаемости проекта, целесообразнее проведение модернизации за собственный счет, воспользоваться лизингом или кредитом; в случае же невозможности при влечения лизинга (кредита) или нежелания отвлечения из оборота собственных средств целесообразнее использовать энергосервисный контракт.

Энергосервисный контракт имеет целый ряд преимуществ: во-первых, модернизация освещения объекта заказчика (энергоаудит, расчет экономии, проектирование, поставка светодиодных светильников, монтаж) осуществляется за счет энергосервисной компании; во-вторых, оплата за модернизацию объекта осуществляется заказчиком за счет сэкономленных средств, в процентном соотношении от достигнутого эффекта экономии энергоресурсов, в-третьих, энергосервисная компания гарантирует заказчику снижение затрат на электроэнергию, т.к. энергосервисная компания получает оплату только с экономии электроэнергии. Ряд компаний уже сейчас предлагают комплексные решения по энергосбережению. Это обследование объекта, разработка проекта освещения, расчет экономической эффективности, расчет и обоснование схем софинансирования, производство, поставка и монтаж светодиодных светильников, авторский надзор, гарантийное и постгарантийное обслуживание. В целом, программа энергосбережения в системах внутреннего и наружного освещения приводит к существенному снижению энергопотребления, высвобождению используемых мощностей и, как следствие, высокой экономической выгоде» — уверен начальник отдела инвестиционного анализа ООО «АтомСвет» Муслим Утешев.

Согласно российскому законодательству, предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергосервисный договор (контракт) должен содержать:

  • условие о величине экономии энергетических ресурсов, которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);
  • условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее чем срок, необходимый для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергетических ресурсов;
  • иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством Российской Федерации.

Этапы реализации энергосервисного контракта:

  • инвестиционный аудит заказчика; энергоаудит;
  • подготовка инвестиционного бизнес-плана;
  • открытие финансирования;
  • проектные работы;
  • поставка и монтаж оборудования, выполнение работ;
  • обучение персонала заказчика;
  • заключительный энергоаудит;
  • эксплуатация объекта, выплата платежей по кредиту за счет экономии.

Потребитель в результате заключения энергосервисного контракта получает экономию средств, покрытие расходов на мероприятия по энергосбережению и модернизации оборудования. Энергосервисная деятельность подойдет предприятиям с любой формой собственности и объемом реализации.

Недостатки и сложности в реализации

ЭСК позволит при больших объёмах энергосберегающих проектов ЭСКО, получить значительный эффект от расходов тепла, энергии. В действительных условиях современной хозяйственной деятельности на предприятиях возникают трудности и риски по реализации ЭСК. К ним относятся:

  • Отсутствие разработанной на уровне Правительства, нормативно-правовой базы, по регулированию и определению порядка функционирования ЭСКО.
  • Не согласована единая методика расчётов и измерений результатов от внедрения энергосберегающего оборудования.
  • При оценке энергосбережения от влияния внешних объективных осложнений, погодных факторов.
  • Высокая банковская ставка кредита способна поглощать экономический эффект, что невыгодно для ЭСКО.
  • Слабая степень доверия к предоставляемым сведениям об объекте потребителя ТЭР, к деятельности ЭСКО по долгосрочным обязательствам.
  • Тепловые ресурсы не обеспечены новым высокотехнологичным оборудованием. Низкая степень квалификации при эксплуатации технологий.
  • Высокая стоимость разработки ПСД, длительные сроки выполнения.
  • Отсутствие государственных гарантий реализации проектов, выплаты доходов ЭСКО.
  • В бюджетной сфере при годовом распределительном финансировании государственных учреждений возникают сложности в заключении долгосрочных ЭСК.

Какие сведения указывают в проекте энергосервисного соглашения

Согласно ст. 19 ФЗ №261 в тексте договора должны быть указаны:

  • Конечные показатели, которые должен получить заказчик. Именно этих показателей экономии исполнитель должен добиться
  • Сроки соглашения, в которые исполнитель добьется зафиксированных параметров

Это обязательные условия, которые должны быть зафиксированы в проекте. Помимо них в обязательном порядке стоит указать:

  • порядок согласования режимов пользования ресурсами
  • что установка и ввод в эксплуатацию счетчиков учета лежит на исполнителе
  • сумму соглашения и ее соотношение с размером экономии

Также рекомендуется составить дополнительный перечень данных:

  1. Со стороны исполнителя: списки мер, сроки их проведения и точные технические характеристики работ
  2. Со стороны заказчика: размер экономии, регламент, по которому будет распределяться дополнительная экономия, сроки оплат

Кроме того, важно указать ответственность сторон и порядок перехода прав собственности на смонтированное оборудование.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *