Штраф за несвоевременную сдачу отчета 4-ФСС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несвоевременную сдачу отчета 4-ФСС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В связи с образованием Соцфонда (объединением ПФР и ФСС) в отдельные законодательные акты были привнесены изменения. Действуют они с 01.01.2023 (применительно к ФЗ № 237 от 14.07.2022). Среди данных изменений – новые правила погашения штрафов по персонифицированному учету (далее по тексту – персучет).

ЕФС-1 представляет собой новую отчетную форму, которую нужно будет сдавать с 2023 год в Социальный фонд РФ.

Бумажная форма и правила заполнения этого отчета содержатся в проекта Постановления ПФР ID 01/02/09-22/00131496, а электронный формат — в проекте ID 01/02/10-22/00132215.

В ЕФС-1 включены титульный лист с информацией о страхователе и два раздела:

  1. информация о трудовой (иной) деятельности, страховом стаже, зарплате и допвзносах на накопительную пенсию;
  2. информация о начисленных страхвзносах «на травматизм».

На основании ЕФС-1 заменяются такие формы отчетности как СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3 и 4-ФСС. Эти отчетные формы в последний раз нужно будет подать за периоды 2022 года.

Внимание! С 2023 года также не нужно будет сдавать отчет СЗВ-М. Персонифицированные сведения о физлицах нужно будет передавать в ИФНС каждый месяц, а инспекции будут направлять их в Социальный фонд РФ.

Структура разделов отчета ЕФС-1 будет похожа на ранее действующие формы:

Старая форма

Раздел ЕФС-1

Комментарий

СЗВ-ТД

Подраздел 1.1 по сведениям о трудовой (иной) деятельности

Требуется передавать информацию о начале и окончании ГПХ договора.

Ввели классификатор причин увольнения — потребуется указывать код, а не формулировку.

СЗВ-СТАЖ

Подраздел 1.2 по сведениям о страховом стаже

Дополняется данными по СОУТ — индивидуальным номером рабочего места и классом (подклассом) условий труда.

Будет графа с районным коэффициентом.

Сдавать сведения потребуется не по всем сотрудникам, а лишь по тем, у которых имеются особенности учета стажа.

ОДВ-1 Раздел 5 (ДНП)

Подраздел 2 по основаниям для отражения сведений о периодах работы в условиях, которые дают право на досрочное назначение пенсии

Сдавать нужно одновременно с подразделом 1.2, когда имеются данные о лицах, которые имеют право на досрочное назначение пенсии

СИоЗП (для бюджетных учреждений)

Подраздел 1.3 по информации о зарплате и условиях деятельности сотрудников в данных учреждениях

Для многих полей имеются классификаторы допустимых значений.

Минтруда будет устанавливать виды деятельности, при которых потребуется подавать указанный подраздел.

ДСВ-3

Подраздел 3 по информации о застрахованных лицах, за которых уплачены допвзносы на накопительную пенсию и взносы работодателя

Заполняется аналогично отчету ДСВ-3

4-ФСС

Раздел 2 по информации о начисленных страхвзносах «на травматизм»

Нужно указывать численность не физлиц, в пользу которых производились выплаты, а работающих лиц, застрахованных от травматизма.

Добавили поле «На начало отчетного периода» в расчете сумм страхвзносов.

В информации по облагаемой базе требуется выбирать тип страхователя:

  • СКЕ;
  • частичное финансирование;
  • страхователь, рассчитывающий страхвзносы по нескольким основаниям.

Для госучреждений добавили особый раздел по определению облагаемой базы.

Исключили раздел с количеством пострадавших из-за страховых случаев в отчетном периоде.

Права инспекторов Фонда при проверках

В ходе мероприятия контроля ревизоры Фонда имеют право затребовать документы, подтверждающие данные, указанные в отчетности. Производится контроль точности начисления взносов и обоснованности произведения расходов. Проверке выездного контроля подлежат только документы, имеющие отношение к отчислениям и затратам социального характера по страховым случаям.

Группировка документов Составляющие формы группировки
Учредительного характера Устав, приказ о назначении руководителя
Внутреннего распорядка по выплатам работникам Положения об оплате труда, о премировании
Кадрового назначения Приказы, заявления, трудовые договоры, дополнительные соглашения, трудовые книжки и журналы учета к ним
Расчетов по заработной плате Табели, приказы о премировании, ведомости по начислению и выплате заработной платы, авансовые отчеты
Выплат социального характера Заявления, справки, листки нетрудоспособности, приказы, справки-расчеты, ведомости, кассовые документы, выписки банка, иные формы

В дополнение к первичным документам учета представляются итоговые формы – своды, регистры, отчеты. Перечень документов не установлен законодательством и определяется внутренними документами Фондов. Запросы проверяющих на предоставление документов могут производиться до составления справки об окончании проверки.

Рассмотрим пример проверки ТО ФСС предприятия ООО «Рассвет». В процессе контроля кассовых документов ревизор ФСС определил большое число выдач подотчетных сумм. По данным оборотной ведомости счета 71 был выявлен большой остаток сумм, не закрытых авансовым отчетом. При проверке РКО обнаружились суммы, выданные лицам, не относящимся к списку подотчетных лиц, срок выдачи которых значительно превысил месячный срок и попал в проверяемый период. Полученные данные позволили ревизору обозначить суммы как доход работников, включить в налогооблагаемую базу, начислить налог, пени и наложить штраф.

Основания и причины для включения предприятия в план проверок

Все организации и ИП, имеющие наемных работников, подлежат проверкам фондов. В план проверок преимущественно включаются предприятия, имеющие показатели:

  • Несовпадение данных налоговых баз по периодам, указанных в расчетах, представленных в ФСС и ПФР.
  • Наличие ошибок в начислениях, расходах, выявленных по результатам камеральных проверок (см. → как пройти камеральную проверку ФСС, → как проходит камеральная проверка ПФР).
  • Систематическое несоблюдение графика представления отчетности.
  • Наличие задолженности по взносам, указанным в отчетности на протяжении более 2-х отчетных периодов.
  • Получение информации от ИФНС о негативных результатах проверок или выявленных схемах ухода от налогов.
  • Снижение величины отчислений в бюджет по периодам при неизменных показателях фонда оплаты труда и численности.
Читайте также:  Как купить дом за материнский капитал

Наличие любого из показателей увеличивает вероятность внесения предприятия в план проверок. Рассмотрим пример возникновения у налогоплательщика негативных показателей. Компания ООО «Бастион» представила за 9 месяцев 2015 года данные налоговой базы по 4-ФСС в размере 750 тысяч рублей. Одновременно по отчетности в ПФР в форме РСВ-1 указана сумма 700 тысяч рублей. В дополнение к нестыковкам бухгалтерия предприятия не перечисляла взносы за 2 квартальный период 2015 года. По итогам аналитического анализа предприятие ООО «Бастион» было предложено к включению в план проверок на 2016 год.

Начало процедуры выездной проверки ФСС

Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.

Особенности оформления решения на проверку:

  • Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
  • Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
  • В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
  • Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
  • Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.

В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.

Санкции остались прежними

Вопрос о штрафе за форму 4-ФСС регулирует Закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «‎Об обязательном соцстраховании от несчастий на производстве и профзаболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Сразу отметим, что за отсутствие отчета 4-ФСС штраф в 2021 году остался на прежнем уровне. Законодатели не меняли положения указанного закона, которые регламентируют наложение штрафа за 4-ФСС в 2021 году.

Электронные отчёты 4-ФСС сдают в фонд до 25 числа включительно месяца, который идёт за отчетным (расчетным) периодом – кварталом, полугодием, 9 месяцами, годом. А для представления 4-ФСС на бумаге крайний срок сдачи чуть меньше – до 20-го числа.

Штрафные санкции за несдачу отчётности

Например, организация представила бумажный расчет за девять месяцев 2015 года 30 октября 2015 года. По расчету за последние три месяца начислено взносов: за июль – 40 000 руб., за август – 32 000 руб., за сентябрь – 40 000 руб.

Срок представления расчета истек 20 октября 2015 года.

Сумма штрафа по каждому основанию составила:

5600 руб. (5% × (40 000 руб. + 32 000 руб. + 40 000 руб.) × 1 мес.).

Общая сумма штрафов составит 11 200 руб. (5600 руб. × 2).

Кроме того, за несвоевременное представление расчета по страховым взносам предусмотрена и административная ответственность. По заявлению ФСС России суд может оштрафовать должностных лиц организации (например, руководителя) на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ).

Помимо штрафов за нарушение сроков сдачи формы 4-ФСС, компанию могут оштрафовать: за отказ представить документы, которые подтверждают правильность начисления взносов, и за несвоевременное представление таких документов. Сумма штрафа составит 200 руб. за каждый непредставленный документ. Это предусмотрено абзацем 7 статьи 19 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

[1]

При заполнении платежа на уплату штрафа в платежном поручении указываются следующие значения:

Поле 22 (УИН) .

  • Уплата штрафа самостоятельно, до выставления требования или УИН в требовании не указан, необходимо в поле 22 платежки написать «0»
  • Если платите штраф по требованию ФСС, в котором указан УИН, то укажите УИН, содержащийся в требовании.

Поле 104 (КБК)

  • Укажите КБК для штрафа в ФСС 393 1 020 2050 07 3000 160

Другие поля платежного поручения на уплату штрафа за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС заполняются так же, как в обычном платежном поручении на уплату страховых взносов.

Все юридические лица, а также предприниматели, имеющие работников, обязаны ежеквартально передавать в Фонд социального страхования отчет о страховых взносах, которые были начислены и уплачены ими как работодателями. Указанный отчет имеет специальную форму (4-ФСС) и, в зависимости от штатной численности сотрудников в компании-страхователе, подается либо в бумажном, либо в электронном виде в сроки, установленные законом. И даже если организация в отчетном периоде фактически не вела деятельность, несвоевременная сдача ФСС с высокой долей вероятности повлечет для нее штрафные санкции в сумме не ниже 1000 рублей.

Отчет подается всеми организациями ежеквартально, нарастающим итогом. При этом, в зависимости от численности штата предприятия, такой отчет должен быть направлен в подразделение Фонда социального страхования либо в бумажном виде (если в компании работает до 25 человек), либо в электронном (если штат превышает 25 человек).

Штраф за нарушение порядка сдачи 4-ФСС

Предупреждаем, что действующим законодательством предусмотрен не только штраф за несдачу 4-ФСС в 2021 году, но и другая санкция – за несоблюдение формы сдачи отчёта (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Так, ФСС может оштрафовать на 200 рублей, поскольку пункт 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ позволяет выбирать между бумажной или электронной формой отчёта 4-ФСС только плательщикам со штатом застрахованных лиц 25 человек и менее. Остальные сдают этот расчёт исключительно в электронном виде.

Требования к электронному формату отчёта 4-ФСС изложены в приказе фонда от 09 марта 2021 года № 83. Они должны быть учтены разработчиком софта, с помощью которого заполняется этот расчёт. Следовательно, необходимо использовать актуальные версии соответствующего ПО.

Также см. «Проверка отчёта 4-ФСС».

Читайте также:  Исковая давность по договору подряда

Отчетность во внебюджетные фонды

Все работодатели должны ежеквартально отчитываться в ФСС РФ по взносам «на травматизм». Санкции здесь похожи на те, что применяются за нарушения при сдаче налоговых деклараций: берется 5% от суммы к уплате за каждый просроченный месяц. Минимум также составляет 1000 руб., а максимум – 30%.

Разница только в том, что базой для исчисления штрафа будет не вся сумма, указанная в расчете, а только та, что начислена за последние три месяца (ст. 26.30 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…»).

Кроме того, работодатели — юридические лица должны ежегодно направлять в ФСС РФ подтверждение основного вида деятельности для того, чтобы фонд установил им тариф взносов «на травматизм».

Штраф за просрочку в данном случае не предусмотрен. Однако фонд тогда имеет право установить для нарушителя тариф по максимальной ставке, исходя из всех видов деятельности, которые указаны по этой организации в госреестре (п. 13 постановления Правительства РФ от 01.12.2005 № 713).

В Пенсионный фонд все работодатели должны сдавать персональную информацию по застрахованным лицам по формам СЗВ-М и СЗВ-стаж.

Санкции остались прежними

Вопрос о штрафе за форму 4-ФСС регулирует Закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «‎Об обязательном соцстраховании от несчастий на производстве и профзаболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Сразу отметим, что за отсутствие отчета 4-ФСС штраф в 2021 году остался на прежнем уровне. Законодатели не меняли положения указанного закона, которые регламентируют наложение штрафа за 4-ФСС в 2021 году.

Электронные отчёты 4-ФСС сдают в фонд до 25 числа включительно месяца, который идёт за отчетным (расчетным) периодом – кварталом, полугодием, 9 месяцами, годом. А для представления 4-ФСС на бумаге крайний срок сдачи чуть меньше – до 20-го числа.

По какому закону и как привлекаются страхователи к ответственности?

Как было отмечено выше, ст. 119 НК РФ является более гуманной по отношению к организациям, чем ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ. В связи с этим многие страхователи, понимая, что допустили правонарушение, делают попытку отвечать именно по Налоговому кодексу. Формальное основание для этого содержится в самой ст. 19, согласно которой привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

Однако несмотря на эту, казалось бы, спасительную для страхователей норму, вынуждены констатировать, что попытки нести ответственность по ст. 119 НК РФ, к сожалению, обречены на провал. Дело в том, что к нормам НК РФ Закон N 125-ФЗ отсылает лишь только в целях определения порядка привлечения к ответственности, а не установления размера санкции.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на необходимость применения к данным правоотношениям п. 2 ст. 119 НК РФ не принимается во внимание судом кассационной инстанции, — такой вывод сделал ФАС ДО в Постановлении от 11.10.2006 N Ф03-А73/06-2/3387. Это решение суд мотивировал следующим образом: в ст. 2 Федерального закона N 125-ФЗ указано, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, вышеназванный Федеральный закон является специальным, регламентирует правоотношения страхователя, страховщика и застрахованного лица, в то время как нормы Налогового кодекса РФ не отнесены к специальному законодательству об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.

Ссылка в ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ на привлечение страхователя к ответственности страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом РФ для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, не означает возможность применения к отношениям по обязательному социальному страхованию иных норм Налогового кодекса РФ без специального на то указания в соответствующих законодательных актах.

Таким образом, отсылка к порядку привлечения страхователя к ответственности, установленному в Налоговом кодексе, не позволит ему снизить штрафные санкции до размеров, предусмотренных ст. 119 НК РФ. Однако эта норма все же может оказать страхователю добрую службу. Дело в том, что при выявлении правонарушения по результатам налогового контроля ФСС обязан соблюдать общий порядок привлечения налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента) к налоговой ответственности.

Предметом рассмотрения ФАС МО стало дело о привлечении страхователя к ответственности за непредставление в срок отчетности. Организация не подала расчетную ведомость за IV квартал 2004 г. до 15.01.2005 и повторно за I квартал 2005 г.

Как исчисляются штрафы за несвоевременное представление отчетности по взносам на социальное страхование

Много раз уже обсуждалась путаница, которая возникла со сроком сдачи новой отчетности в ФСС (расчет по форме-4 ФСС РФ). Не так давно Минздравсоцразвития решило, что именно 14-е (а не 15-е) число месяца, следующего за кварталом, — последнее «бесштрафное» для сдачи в ФСС отчетности по взносам на случай временной нетрудоспособности (Письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 422-19; ч. 1 ст. 4, п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ)).

Читайте также:  Страховые взносы ИП 2023. Шпаргалка по расчету, уплате страховых взносов

Правда, и без этой путаницы некоторые опаздывают со сдачей своих расчетов. Поэтому полезно знать, какой штраф грозит за просрочку представления отчетности в ФСС. Вопрос этот интересен тем, что нормы законов, касающиеся определения суммы штрафа, можно прочитать по-разному.

Новые штрафы по прямым выплатам пособий.

Законодательная база изменений:

  • ФЗ от 30.04.2021 № 126: с 2022 года Фонд социального страхования РФ переходит на беззаявительную систему выплаты пособий.
  • Постановление Правительства от 23.11.2021 № 2010: установлены Правила получения отделениями ФСС России сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, которые начали действовать с января 2022 года.
  • Федеральный закон № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» дополнен с 01.01.2022 статьей 15.2. об ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

1. За нарушение срока регистрации страхователей в ФСС РФ. Если страхователь не зарегистрируется в соцстрахе в срок до 90 календарных дней – штраф в размере 5000 руб., более 90 дней – штраф в размере 10 000 руб.

2. За неуплату или неполную уплату взносов в результате занижения облагаемой базы, другого неправильного исчисления — 20% от суммы недоимки по взносам, при умышленном занижении — 40%.

3. За нарушение срока сдачи расчета 4-ФСС — за каждый полный и неполный месяц просрочки 5% взносов, начисленных за последние 3 месяца, но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Штраф за нарушение порядка сдачи 4-ФСС

Предупреждаем, что действующим законодательством предусмотрен не только штраф за несдачу 4-ФСС в 2021 году, но и другая санкция – за несоблюдение формы сдачи отчёта (п. 2 ст. 26.30 Закона № 125-ФЗ).

Так, ФСС может оштрафовать на 200 рублей, поскольку пункт 1 статьи 24 Закона № 125-ФЗ позволяет выбирать между бумажной или электронной формой отчёта 4-ФСС только плательщикам со штатом застрахованных лиц 25 человек и менее. Остальные сдают этот расчёт исключительно в электронном виде.

Требования к электронному формату отчёта 4-ФСС изложены в приказе фонда от 09 марта 2021 года № 83. Они должны быть учтены разработчиком софта, с помощью которого заполняется этот расчёт. Следовательно, необходимо использовать актуальные версии соответствующего ПО.

Также см. «Проверка отчёта 4-ФСС».

Финансовые санкции за нарушение социального законодательства

Ведь именно эти суммы надо уплатить на основании расчета.

Кстати, такое же правило действует и при расчете штрафа за несвоевременную сдачу налоговых деклараций (Письмо Минфина России от 10.02.2009 N 03-02-07/1-59; Постановления ФАС СЗО от 12.03.2009 по делу N А21-7367/2008; ФАС УО от 21.01.2009 N Ф09-10346/08-С2, от 08.09.2008 N Ф09-6390/08-С2).

Правило 2. Сальдо расчетов с ФСС не должно влиять на сумму штрафа. Иначе получится, что достаточно заплатить в ФСС все взносы вовремя — и штрафы за просрочку со сдачей формы-4 ФСС РФ будут минимальные — 100 руб. по каждому виду страхования (при просрочке менее 181 дня). А это противоречит самому принципу штрафа — ведь он взимается за просрочку представления расчета, а не за неуплату взносов.

Уголовная ответственность

Федеральный закон от 29 июля 2021 года № 250-ФЗ впервые установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты взносов «на травматизм». Этому посвящена статья 199.4 Уголовного кодекса РФ.

Норма Уголовного кодекса РФ Состав налогового правонарушения Размер штрафа
Пункт 1 статьи 199.4 Уклонение организации от уплаты страховых взносов «на травматизм», совершенное в крупном размере (путем занижения базы, иного заведомо неправильного исчисления взносов, и (или) непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам) — штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; либо — принудительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; либо — лишение свободы на срок до одного года.
Пункт 2 статьи 199.4 Уклонение организации от уплаты страховых: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере. — штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; либо — принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок или без такового; либо — лишение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Крупным размером по статье 199.4 признается:
— сумма страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10 % подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6 000 000 рублей;
особо крупным размером:
— сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 20 % подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30 000 000 рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *