Принципы правового регулирования земельных отношений.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Принципы правового регулирования земельных отношений.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что такое имущественные отношения? Данный термин — в достаточной мере емкий. В российской правовой среде под таковыми принято понимать правовые отношения, предмет которых — некая собственность, как правило, имеющая форму товара. Наряду с данного типа коммуникациями есть также и неимущественные отношения, предмет которых — личные права человека, которые, вместе с тем, могут быть так или иначе связаны с имуществом.

Уровни имущественных отношений

Для решения вопросов в некоторых сферах национального хозяйства созданы полноценные государственные структуры. Значит ли это, что имущественно-правовые отношения всегда требуют столь серьезного подхода к регулированию? Все зависит от того, на каком уровне соответствующие коммуникации осуществляются, а также от объективной потребности участия в решении того или иного вопроса государства.

Конечно, в России нет специальных нормативно-правовых актов, которые бы выделяли собственно уровни имущественно-правовых отношений. Однако в ходе естественных процессов политического и правового развития в РФ сложилась некая практика, в соответствии с которой эти самые уровни — или, по крайней мере, в достаточной мере обособленные сферы имущественных отношений — фактически образовались. В результате чего управление процессами в некоторых из них действительно требует участия отдельных политических институтов. В свою очередь, многие имущественные гражданские отношения регулируются в достаточной мере эффективно теми правовыми актами, что установлены, к примеру, на уровне ГК РФ.

Например, возьмем такой вопрос — государственная регистрация сделок с недвижимостью и кадастровый учет. Это имущественные отношения? Безусловно, да. Однако они осуществляются на уровне, когда участие ведомств, выполняющих возложенные на них политические и административные задачи, необходимо. Соответствующие госструктуры — прежде всего, Федеральная служба по кадастру, фиксируют сделки с недвижимостью и заносят сведения о них в официальный реестр.

В свою очередь, имущественные отношения супругов, к примеру, могут вполне регулироваться и без участия государственных структур. Просто потому, что соответствующие нормы уже заложены в правовых актах — ГК, Семейном Кодексе, релевантных им федеральных законах. Участие государственных структур требуется, главным образом, в случае возникновения споров. Но тогда речь идет, как правило, об обращении к судебной власти, а не к исполнительной, как при регулировании имущественных отношений на уровне управления государственной собственностью или при выполнении функций Росреестра.

Таким образом, в России сформировалось два основных уровня имущественных отношений. Во-первых, это коммуникации, предполагающие участие государственных органов. Регулируются они административным законодательством, формирующим собой соответствующую отрасль права. Во-вторых, это отношения, которые осуществляются в частной сфере. Регулируются они, в свою очередь, гражданским законодательством, а также смежными с ним — например, семейным.

Мы видим, что имущественные отношения — очень сложная, комплексная сфера, а самое главное — очень емкая с точки зрения специфики происходящих в рамках нее процессов. Поэтому целесообразно будет рассмотреть ее специфику по разным сферам. Начнем с той, где ключевые функции выполняют государственные структуры. Одна из ключевых в политической системе РФ — Департамент имущественных и земельных отношений при Министерстве экономики. Изучим специфику его работы.

Какие вопросы решает департамент городского имущества

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (КИО; Комитет) располагается по адресу: АДК «Невская Ратуша», «Здание Администрации» (корпус 1): 191060, Санкт-Петербург, ул. Новгородская, д.20, литера А, вход с Новгородской улицы.

Комитет проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также в сфере земельных отношений (за исключением инвентаризации земель и территорий зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, а также земельного контроля в Санкт Петербурге).

История создания Комитета.

10 сентября 1991 года в Санкт-Петербурге создан Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ), который продолжил работу, незадолго до этого начавшуюся в Главном управлении имущества Ленинграда.

На тот момент экономическая и политическая ситуация требовала формирования в России и, конечно, в Петербурге класса собственников — это и стало основной заботой молодого Комитета. КУГИ должен был заново выстраивать систему имущественных отношений, которая отсутствовала в стране более 70 лет. Отсутствовали и законы, которые регулировали бы эти отношения в условиях рыночной экономики, не было, конечно, опыта их применения. Работа над Федеральным законом о приватизации только-только началась в столице, но сразу после возникновения в Санкт-Петербурге КУГИ процесс активно пошёл в двух городах.

В новый Комитет мэрии пришли единомышленники, ставшие впоследствии его первой звёздной командой. Эта команда — гордость Комитета — и оказалась основным двигателем, благодаря которому КУГИ, как покажет история, успешно справился со своими изначальными задачами.

Читайте также:  Кому и какие налоги платить при покупке и продаже квартиры

Актуальность исследования. Земля является категорией многогранной и многоаспектной, предметом исследования естественных и гуманитарных наук, объектом природы и природным ресурсом, важнейшей составной частью экологической системы. Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) установила, что земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, констатируя основополагающую роль данного объекта в социальных, экономических, политических и правовых отношениях. Земельный участок – недвижимость особого рода вследствие своего естественного происхождения и нахождения в естественной экологической системе, что обуславливает необходимость учитывать данные факторы при правовом регулировании отношений по поводу этого объекта. Особенно следует обратить внимание на то, что земля длительное время была исключена из системы объектов гражданских правоотношений, а проблемы, связанные с земельной собственностью, землевладением, землепользованием рассматривались преимущественно представителями науки. Кроме того, на современном этапе особое значение приобретает обеспечение оптимального сочетания частноправовых рыночных регуляторов оборота земельной собственности и государственного вмешательства в их регулирование.

Таким образом, необходимость поиска эффективных механизмов регулирования оборота земельных участков предопределяет: целесообразность проведения исследования возникающих в данной сфере правовых проблем, всестороннего анализа действующего земельного и гражданского законодательства, выявления в нем пробелов и противоречий, а также трудностей в практике его применения. Все это обуславливает актуальность темы исследования.

Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов современного состояния земельно-имущественного законодательства РФ. Исходя из цели, можно выделить ряд задач, которые будут решаться в данной работе:

1. Рассмотреть земельно-имущественные отношения как объект правового регулирования

2. Рассмотреть значение правового регулирования земельно-имущественных отношений

3. Проанализировать современные проблемы в области земельно-имущественного законодательства

4. Провести анализ проблем конституционно-правового регулирования земельно-имущественных отношений на примере земель сельскохозяйственного назначения

5. Предложить поправки в Конституцию Российской Федерации в области земельно- имущественных отношений

6. Предложить развитие и модернизацию системы контроля за использованием земель как перспективный механизм повышения эффективности управления земельными ресурсами РФ

Объект исследования — законодательные основы земельно-имущественных отношений. Предмет исследования — современное состояние, проблемы и совершенствование законодательства в области земельно- имущественных отношений.

Методологической основой написания данной курсовой работы послужили исследования ученых в области земельно-имущественных отношений, а также анализа оценки стоимости, учебная и научная литература в области земельно- имущественных отношений, труды таких ученых, как Анисимова А. П., Болтанова Е. С., Ерофеев Б. В., Игнатьева И. А., Лунева С. А.и др.

В этой работе использовались такие методы исследования, как индукция, дедукция, анализ и аналогия.

Данная работа состоит из введения, основной части, а также заключения и списка источников.

Постановлением главы администрации Краснодарского края от 26 января 2001 года № 35 «О совершенствовании структуры исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» создан департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.

Департамент осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345 «О департаменте имущественных отношений Краснодарского края».

Департамент имущественных отношений Краснодарского края:

образовательных учреждений не имеет;

территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом не имеет;

не является учредителем средств массовой информации.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края не обладает полномочиями и не располагает информацией о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иной информацией, подлежащей доведению департаментом до сведения граждан и организаций Краснодарского края в соответствии с федеральными законами, законами Краснодарского края.

Зачем нужен юрист по земельному праву?

В РФ существуют правовые нормы, которые регулируют владение и пользование землей, в том числе такие действия как: купля-продажа и иные сделки, осуществляемые юридическими и физическими лицами в отношении земельных участков и расположенных на них объектов.

Если использование земельного участка на соответствует Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) или виду разрешенного использования (ВРИ), есть риск получить административный штраф и требование устранить нарушения. Например, если на участке находятся сооружения и здания, назначение которых не соответствует виду разрешенного использования, государственный орган может признать их объектами самовольного строительства и потребовать снести.

Земельные правоотношения могут регулироваться гражданским правом, а в отдельных случаях подпадают под действие других законов — об охране окружающей среды, земельное право, лесное и водное законодательство и другие федеральные законы.

Юрист по земельному праву Москвы и Московской области поможет вам правильно оформить сделку с недвижимостью, получить всю необходимую разрешительную документацию на строительство, легализовать уже существующие постройки и оценить все риски перед покупкой, продажей или сдачей в аренду земельных участков.

Читайте также:  Бюджетная классификация при оплате расходов по судебным разбирательствам

Принципы регулирования отношений

Принципами считаются основные идеи, в случае с земельно-имущественными отношениями, перечисление дано в ст. 1 Земельного кодекса. Все они лежат в основе законодательства, которое является выражением их понимания законодателем. Именно из-за этого трудно опровергнут применением какого-то правила в том же Земельном кодексе.

  • Все действия с землей должны производиться исходя из того, что она основа для существования человека и природы, и основа для экономики, а также является отдельным объектом имущественных отношений (как отдельный участок).
  • Приоритетным является сохранения земли как природного объекта, как средства сельхозпроизводства перед использованием в качестве площадки для застройки.
  • Главным является сохранение благоприятных условий жизни человека в процесс использования земли.
  • Организация доступа общественным организациям и гражданами к подготовке решений относительно земель (к примеру, общественные слушания).
  • Привязанность земли к объектам недвижимости, находящимся на ней.
  • Сохранение земель ценной категории, в частности заповедников.
  • Разграничение прав на землю между федеральными властями, региональными органами власти, муниципалитетами.
  • Земля отдается за плату, кроме случаев, прописанных в законе.
  • Установление правил использования земель и процесс использования должны учитывать интересы всего общества.
  • Разделение земель на категории использования (для застройки, для ведения сельского хозяйства и т.д.).

Земельные правоотношения

Земля всегда занимала особое место среди других благ, доступных и используемых человечеством. Земля — это незаменимый, нерукотворный, пространственно ограниченный природный ресурс, который является:

  • 1) необходимым условием (пространственным базисом) для любой деятельности;
  • 2) главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве;
  • 3) ключевым природным компонентом, вовлеченным в многочисленные связи с другими природными средами (атмосферой, гидросферой и др.);
  • 4) объектом права, подлежащим обороту (причем такой оборот осуществляется одновременно с другими недвижимыми объектами, расположенными на земельном участке, законом установлен ряд существенных ограничений такого оборота);
  • 5) источником дохода при его использовании и обороте (как для правообладателя, так и для государства, для общества — через систему налогообложения).

Если посмотреть на проблему взаимоотношений земельного и гражданского законодательств в историческом контексте, станет понятно, что существующее положение вещей не случайно.

В нашей стране вплоть до реформ начала девяностых годов XX столетия частной собственности на землю не существовало. Земля не была вовлечена в гражданский оборот, не являлась объектом купли-продажи и в этом смысле не представляла интереса для гражданского права.

В странах с «бескомпромиссно» рыночной экономикой ситуация была прямо противоположной. Земля, один из объектов права частной собственности, находилась в гражданском обороте, и поэтому земельные отношения регулировались почти исключительно нормами гражданского права.

Но всякая бескомпромиссность, в какую бы сторону она не была направлена, редко доводит до добра. Россия встала на путь рыночных реформ и вернулась к забытой более чем на полвека частной собственности на землю. А в некоторых странах, где раньше мало кто сомневался в том, что «рынок сам все устроит», осознали, что государство не вправе самоустраняться от решения проблем землепользования. Не просто осознали, но и приложили максимум усилий для развития специального земельного законодательства, определяющего обязанности собственников земли и регулирующего (в т. ч. административными, а не только экономическими, методами) порядок пользования землей. И в этом не было ничего революционного, ведь еще великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев отмечал: «…рынок должен обязательно сочетаться с активной ролью государства в экономике. Только государство, дополняя рынок, может обеспечить общенациональный интерес…». Жизнь показала, что применительно к земле эти слова справедливы вдвойне.

Земельно-имущественные отношения – принципы и особенности регулирования

При использовании земельных участков не стоит забывать о том, что существует отдельная система по контролю возникающих земельно-имущественных отношений. Чтобы не ошибиться в своих действиях, лучше всего знать, что именно представляют собой подобные отношения и какие именно органы занимаются их регулированием.

Не стоит также забывать об изучении полномочии того или иного органа, так как это позволит собственнику земельного участка, в случае возникновения каких-либо проблем, в точности определить с тем, в какой именно уполномоченный орган обратиться.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Корпоративные отношения — отдельная сфера?

Вспомним, мы сказали о том, что все субъекты гражданско-правовых отношений — равноправны, одна сторона договора не может быть в субординации к другой. В свою очередь, внутри корпораций эта самая подчиненность, как правило, выражена значительно. Начальник отдела управляет наемными сотрудниками, а сам, в свою очередь, подчиняется директору. Конечно, некоторые моменты, регламентирующие подобные коммуникации, фиксируются в Трудовом праве, которое рассматривается большинством юристов отдельно от гражданского.

Вместе с тем участие тех или иных лиц в управлении организацией может быть вовсе никак не связано с нормами ТК. Например, владельцы хозяйственного общества могут не иметь никаких должностей в компании, которая им принадлежит, и в то же время непосредственным образом влиять на отношения, которые внутри нее формируются. Таким образом, корпоративное право — интереснейшая сфера, имеющая, с одной стороны, признаки схожести с гражданской — и многими юристами относимая именно к ней, с другой — характеризующаяся выраженной обособленностью по ряду критериев, которые мы обозначили.

Читайте также:  Как купить продать автомобиль, как оформить договор и регистрацию в ГИБДД 2023

Особенности принятия решения о выделении земельного участка и его документальное оформление

  • заявление было подано гражданином, который не имеет права на получение участка от государства (или не имеет оснований для льгот);
  • участок, указанный гражданином в заявке, уже предоставлен другому лицу на праве временного или постоянного пользования;
  • его площадь превышает размеры, установленные для одного человека или семьи;
  • на указанном земельном наделе расположены здания или сооружения, которые принадлежат другим собственникам;
  • затребованный гражданином участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • он является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  • предоставление объекта недвижимости невозможно из-за особенностей его месторасположения;
  • земля, на которую претендует заявитель, уже официально выставлена на торги;
  • цели использования, указанные заявителем и установленные на самом деле, не совпадают;
  • испрашиваемый участок предоставлен для нужд обороны.
  • достоверность предоставленной информации;
  • наличие всех необходимых документов;
  • правильность их оформления;
  • наличие у заявителя прав на льготное получение земли;
  • наличие в собственности администрации участка с необходимыми заявителю параметрами (или конкретного земельного надела).

Начальник отдела имущественных отношений

Должностные обязанности. Организует и координирует деятельность работников отдела. Осуществляет руководство выполнением комплекса мероприятий по изъятию, в том числе путем выкупа, закреплению и резервированию земельных участков для государственных нужд и в целях развития сети автомобильных дорог, а также по регистрации соответствующих прав на них. Обеспечивает организацию работ по освобождению территории строительства (переселение граждан, вывод организаций и строений, подлежащих сносу, оценка и оплата ущерба за занимаемые земли и лесные угодья) и решение вопросов, связанных с подготовкой площадок для производства работ. Осуществляет контроль за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам. Участвует в формировании и работе государственных приемочных комиссий по законченным объектам строительства, реконструкции и ремонта в соответствии с действующими нормативными документами. Организует ведение учета, составление и представление в установленном порядке отчетности по вопросам землепользования и имущественных отношений. Осуществляет проведение комплекса мероприятий по государственной регистрации права оперативного управления на автомобильные дороги общего пользования федерального значения и права постоянного бессрочного пользования на занимаемые ими земельные участки. Руководит работами по: организации обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование акта выбора земельного участка и проекта границ земельного участка; подготовке и выдаче заявителю технических условий для проектирования вышеуказанных объектов; согласованию производства работ по строительству вышеуказанных объектов. Участвует в работе комиссий по выбору земельных участков под объекты и коммуникации, расположенные в полосе отвода автодорог и придорожной полосе. Осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности, а также пеней и штрафов по ним. Руководит работой по заключению с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом или его территориальным органом соответствующих договоров о выкупе земельных участков в федеральную собственность. Организует работу по выдаче разрешений на строительство автомобильных дорог, а также разрешений на ввод указанных объектов в эксплуатацию в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть: База для стандартных вычетов в 2020 году

Принципы регулирования земельно-имущественных отношений

Участниками земельного рынка выступают собственники земли и те, кто желает её получить, а также лица, решающие вопросы различного характера из данной отрасли. Их роли выполняют юристы, сотрудники агентств недвижимости, кадастровые инженеры, а также профессионалы в других отраслях, необходимость в которых возникает в конкретных сделках. При этом контроль над совершением любых земельных операций остаётся за государством.

  • оценка надела, а также расположенной на нём недвижимости;
  • учёт участков и регулярный анализ земельного рынка;
  • проведение различных видов съёмок (геодезической, фотографической), а также определение границ надела;
  • оформление плана участка и его межевание с составлением отчёта о проделанной работе;
  • проведение инвентаризации наделов и строений, расположенных на нём (как жилых, так и нежилых);
  • ориентация в законодательных нормах и правильное оформление таких операций, как передача надела в собственность, аренду либо пользование;
  • решение вопросов, связанных с оформлением прав на участок (постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности), подготовка необходимой документации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *