Неразделенная любовь: как «царица полей» подпортила имидж Никиты Хрущева

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неразделенная любовь: как «царица полей» подпортила имидж Никиты Хрущева». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В 1956 году в Москве прошёл всесоюзный семинар по кукурузе, и именно на нём прозвучал призыв Хрущёва засадить ею все поля страны – от Казахстана до Таймыра. Все аграрии СССР в едином порыве бросились выполнять распоряжение. Никто и не задумался, а будет ли заморская культура расти на Таймыре. Родина кукурузы – Америка. Климат Айовы заметно отличается от климата Вологодской или Архангельской областей. Кукурузу сажали везде: на целине, на землях для кормовых культур, на полях под паром и даже на пастбищах.

Помощь из-за океана

Именно к американцам, лидерам в деле выращивания кукурузы, решили обратиться за ценным опытом, которого так не хватало советским специалистам. «Они ведут дела куда успешнее нас, а потому и за мясом у них очереди не выстраиваются», — сокрушался Хрущев.

В 1955 году советская делегация посетила с инспекцией штат Айова, скрупулезно изучая работу местных фермерских хозяйств и пытаясь понять секрет американских успехов. По окончании поездки фермеры получили приглашение приехать в Советский Союз.

«Приглашение посетить СССР с ответным визитом фермеры из Айовы встретили без энтузиазма, далекая, холодная и враждебная Россия их не привлекала», — пишет сын советского лидера Сергей Хрущев в книге «Никита Хрущев. Реформатор». Кроме того поездка не обещала никаких прибылей — Госдеп запрещал торговлю с СССР.

Ломая систему

Против налаживания торговых связей и передачи сельскохозяйственных технологий резко выступил Госдепартамент. Гарст никак не мог получить лицензию на экспорт.

Однако настойчивый фермер не собирался сдаваться. Он даже подключил свои связи в New York Times. В журнале заявили, что американцам нравится представлять, что проблема в Советском Союзе, а по факту торговлю сдерживает именно США. И если Гарст не получит разрешение, то в New York Times появится новая статья — «Чей же это железный занавес?»

В конце концов, Росуэлл взял Госдепартамент измором, считает его внучка Лиз Гарст. «Нас от вас тошнит. Уходите. У вас все равно не получится. Прощайте», — заявили ему чиновники, выдавая лицензию.

Как отмечает Сергей Хрущев, «эта экспортная лицензия без ограничения срока действия проделала первое серьезное отверстие в железном занавесе, окружавшем Советский Союз, открыла дорогу к установлению торговых отношений между СССР и США. Прецедент — великое дело, отказ в разрешении торговли с Советами, очередной проситель немедленно парировал: “Почему Гарсту можно, а нам нет? Это дискриминация”. Обвинений в дискриминации Госдепартамент старался избегать и против собственной воли выдавал лицензию, одну, другую, третью, а там и счет потеряли».

«Х… сломался у быка»

Среди товарищей по партии Хрущёв считался главным специалистом по сельскому хозяйству. Робкий лепет серьёзных учёных, попытавшихся объяснить, что в лучшем случае нам удастся догнать и перегнать Америку по мясу и молоку к 1975 г., подавили в зародыше. В массы был брошен задорный лозунг: «Держись, корова из штата Айова!»

Сомневающимся Хрущёв дал суровую отповедь, заметив, что с точки зрения арифметики специалисты, возможно, и правы, однако они не учитывают, на что способен советский народ. А сам народ на пламенный призыв Никиты Сергеевича откликнулся частушкой: «Мы Америку догнали по удоям молока, а по мясу приотстали — х… сломался у быка».

Первый в истории визит советского лидера в Америку состоялся лишь спустя 42 года после того, как власть перешла к Советам. До этого ни Ленин, ни Сталин международных поездок не совершали по целому ряду причин. Во-первых, побаивались покидать Москву и потерять власть в результате интриг товарищей, во-вторых, не очень-то их там и ждали. Сталин только дважды покидал страну в годы войны: для участия в конференциях союзников в Тегеране и Потсдаме. Но это были конференции, а не официальные визиты.

После того, как к власти в СССР пришёл Никита Сергеевич Хрущёв, им была провозглашена новая политика мирного сосуществования двух систем. Новый лидер начал активно посещать другие страны. Первой такой поездкой стал официальный визит в Великобританию, потом союзный Китай.

Догнать и перегнать Америку.

К середине 50-х годов прошлого века посевная площадь кукурузы в СССР составляла всего 15% от общей. И теперь, учитывая провозглашенный лозунг «Догнать и перегнать Америку!», в частности по производству молока и мяса, требовалось резко усилить кормовую базу. А главная роль в решении этого вопроса как раз и отводилась кукурузе.

Читайте также:  Какие налоговые вычеты могут получить «чернобыльцы»?

Конечно же, в СССР взращивались сорта этого злака — на Украине, в Молдавии, на Кубани и на Северном Кавказе. Но после того как в стране генетика была объявлена лженаукой, селекционные работы практически свелись к нулю, в результате чего сорта стали вырождаться. Специалисты Министерства сельского хозяйства провели мониторинг и пришли к выводу, что наиболее перспективным является сорт «двойного межлинейного гибрида» «Купер Суперкросс», выведенный в США на базе фермерских хозяйств агрофирмы «Пионер Хи-Бред Корн», о чем и было доложено Хрущеву. Тот, после недолгого раздумья, дал согласие на закупку крупной партии зерен. Никите Сергеевичу импонировало еще и то, что основателем и нынешним президентом фирмы был некто Генри Эгард Уоллес, который доброжелательно относился и к социализму вообще, и к Советскому Союзу в частности. В результате переговоров поставка зерна была возложена на главного менеджера «Пионера» — опытного фермера Росуэлла Гарста, которого глава Советского государства принял в 1955 году в Москве с распростертыми объятиями, а во время визита в США четыре года спустя посетил ферму своего друга в штате Айова. И вот после того, как партия зерна поступила в СССР, наши селекционеры на базе возрожденных опытных станций Всесоюзного института растениеводства приступили к созданию отечественных сортов. За три года агрономам и селекционерам удалось вывести четыре вида — ВИР-42, ВИР-25, «Одесская-10» и «Краснодарская 1/49». Оставалось только бросить зерна в землю и дожидаться урожая.

О «чудеснице» тут же заговорило и народное творчество. В соответствии с линией партии так: «Кукуруза – не обуза, мой миленок – тракторист, когда мимо проезжает, сердце девичье горит». А уж совсем в разрез с ней, неофициально, даже, простите, так: «Полюбила б я Хрущева, вышла б замуж за него, но боюсь, что кукуруза вместо … у него». Такую ругательную частушку запросто мог бы пропеть в очень узком кругу однокашников какой-нибудь запорожский комсомолец образца середины 50-х. Ведь одни из главных мероприятий для тогдашних членов ВЛКСМ – так называемые «походы за кукурузой». Если в 30-е местные комсомольцы ударно возводили Промплощадку, то спустя 20 лет не менее ударно боролись за «50 центнеров чудесницы с гектара». Борьба велась под лозунгом: «Комсомольцы! Выступайте застрельщиками двух урожаев кукурузы в год!»

Один из самых популярных анекдотов тех времен: «На обочине шоссе плакат с призывом «Догоним и перегоним Америку!», а в ста метрах от него – предостережение ГАИ: «Не уверен – не обгоняй!». Обогнать США по производству мяса и молочных продуктов Хрущев грозился за два-три года. В итоге Союз ограничился колоссальной попыткой перегнать «янки» количеством кукурузных полей. Народ пожимал плечами и сеял. Вместо ржи и пшеницы. И даже в каком-нибудь сибирском Красноярске.

В результате кукурузной кампании в СССР стало не хватать не только мяса и молока, а и элементарного хлеба. Уже осенью 1962-го ЦК КПСС и Совет министров издали постановление «О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба». Им ограничили продажу хлеба – не более 2,5 кг в одни руки. Причем белый хлеб практически исчез с прилавков, а в черный подмешивали кукурузную и гороховую муку. «Не помню, как долго это продолжалось, но купить в магазине можно было только гороховую муку», – рассказывает экс-запорожанка Тамара Тимченко. Изделия из белой муки тогда давали по рецепту врача – больным, нуждавшимся в спецпитании.

«Догнать и перегнать Америку!»

Американский опыт не давал покоя новому советскому лидеру. В 1957 г., выступая в Ленинграде, Хрущев сформулировал сверхзадачу момента: «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!». Это была чистой воды политическая авантюра, цель которой состояла в том, чтобы продемонстрировать всему миру преимущества социализма после недавних событий в Венгрии и Польше. Экономический волюнтаризм отозвался серьезными последствиями для развития животноводства. Выполнение одиозных призывов зачастую оборачивалось трагедией: забивали все поголовье скота, ширились масштабы приписок, обычным делом становилась фальсификация статистики. Заложниками ситуации часто становились местные партийные руководители. Так, секретарь Рязанского обкома Ларионов, прилюдно пообещав в короткий срок «догнать и перегнать Америку», распорядился забить все поголовье в области, включая молочных поросят. Получив за «небывалый успех» звезду Героя социалистического труда, Ларионов застрелился.

Личная жизнь Никиты Хрущева не менее интересна, чем его политическая карьера. Третий глава СССР был трижды женат и имел шестеро детей.

Первый раз Никита Сергеевич женился в 1914-м на сестре товарища по работе Ефросинье Писаревой. Пара познакомилась в Юзовке: во время работы на шахте Никита Сергеевич столовался в одной шахтерской семье и через несколько месяцев после знакомства женился на старшей из пяти дочерей. За пять лет брака Ефросинья родила ему двоих детей — Юлию и Леонида. В 1919 году 23-летняя женщина умерла от тифа.

Читайте также:  Иностранные работники 2023: какие изменения учесть работодателям

В 1922-м супругой Хрущева стала мать-одиночка Маруся, которая воспитывала ребенка от предыдущих отношений. Брак с ней продлился лишь несколько месяцев, но и после развода Никита Сергеевич продолжил помогать ей материально.

В 1924-м спутницей Хрущева стала Нина Кухарчук, украинка по национальности. Нина Петровна была дочерью крестьян, в Юзовке работала преподавательницей партийной школы, где и познакомилась с Никитой Хрущевым. Несмотря на происхождение, женщина свободно разговаривала на русском, украинском, польском и французском языках, так как получила образование в Мариинском женском училище.

В 1956 году в Москве прошёл всесоюзный семинар по кукурузе, и именно на нём прозвучал призыв Хрущёва засадить ею все поля страны – от Казахстана до Таймыра. Все аграрии СССР в едином порыве бросились выполнять распоряжение. Никто и не задумался, а будет ли заморская культура расти на Таймыре. Родина кукурузы – Америка. Климат Айовы заметно отличается от климата Вологодской или Архангельской областей. Кукурузу сажали везде: на целине, на землях для кормовых культур, на полях под паром и даже на пастбищах.

Своё дело сделала и массовая пропаганда: были выпущены огромными тиражами плакаты, появился специализированный журнал «Кукуруза», сняты фильмы и замечательный мультфильм «Чудесница», даже стекольная промышленность запустила производство кукурузных початков для украшения новогодних елок. Колхозникам объясняли, чем «царица полей» полезна и зачем нужно её сажать. Агитпром рекомендовал тексты газетных шапок, один из них: «Во всех областях и краях Союза может давать урожай кукуруза. Эту культуру повсюду внедряй: в каждую область и в каждый край».

Расплата за авральную и плохо подготовленную кампанию наступила быстро. Уже осенью 1962 года ЦК КПСС и союзный Совмин издали постановление «О наведении порядка в расходовании ресурсов хлеба», ограничив продажу хлеба до 2,5 килограмма в одни руки. В стране просто перестало хватать зерна для помола. Белый хлеб и пшеничная мука во многих регионах покинули прилавки, в черный хлеб, оставшийся в булочных, подмешивали кукурузную и гороховую муку. Советские газеты запестрели рецептами готовки пирогов и запеканок из черных и белых сухарей.

Если в 1955-1959 годах среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства составляли 7,6 процента, то в 1959-1962 годах они упали до ежегодных 1,7 процента. В 1962 году, когда кукуруза заняла уже 37 миллионов гектаров плодородных земель, в большей части Нечерноземья и в восточных областях практически весь ее урожай погиб, и Xрущев, все-таки признав, что зерновая составляющая «кукурузного проекта» провалена, сделал ставку на ее выращивание под силос, что, в общем-то, себя оправдало ― кормовая база животноводства значительно укрепилась. Новый, 1963 год, принес новые разочарования ― из продажи практически полностью исчез хлеб. Причина ― пыльные бури на целине и неурожай по всей стране. Власти перешли к отпуску хлеба по прописке, были пересмотрены нормы потребления и продажи хлебобулочных изделий (изделия из пшеничной муки оказались в списках специального питания), впервые с 1947 года в южных районах были введены карточки на хлеб.

Хрущев решил пойти напролом, как он только и умел. Он полностью перекроил систему управления как сельским хозяйством, так и промышленностью, ликвидировав министерства и создав взамен них Советы народного хозяйства. Решениями мартовского пленума 1962 года ЦК КПСС были созданы территориальные производственные колхозно-совхозные управления и комитеты по сельскому хозяйству, чьи задачи были перечислены в совместном постановлении ЦК и Совмина.

На бумаге все выглядело гладко: новые терруправления должны были взять под контроль всю хозяйственную жизнь предприятий сельхозпроизводства, начиная от оценки их экономической технической оснащенности до планирования и оценки качества производства и заготовок сельхозпродукции. Это должно было способствовать значительному повышению ответственности партийных и советских органов за состояние сельского хозяйства, однако так произошло далеко не везде.

Мерить отдачу тех или иных производств новосозданным структурам по-прежнему предлагалось по объему валовой продукции и по количеству гектаров сельскохозяйственных угодий. Тоннаж собранного зерна оказывался важнее его качества, а реляции о засеянных площадях ― того, как и в какие сроки с них будет собран урожай.

«Кукурузная программа»

Известно, что кукуруза – культура высокой продуктивности. В одном кукурузном зерне содержится до 12% белка, около 5% жира, и не менее 65% углеводов, а в желтозерновых сортах много витаминов. Эти качества, а также неприхотливость злака и побудили Хрущева рекомендовать сельскохозяйственной отрасли перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы.

С 1957 по 1959 год посевная площадь кукурузы была увеличена на треть, однако большей частью она ограничивалась регионами Молдавии, Украины и Северного Кавказа. Но после посещения Хрущевым в сентябре 1959 года полей американского фермера Рокуэла Гарста, который занимался выращиванием высокоурожайных гибридных сортов кукурузы, все резко изменилось – «кукурузная программа» в СССР приобрела общегосударственный масштаб.

Читайте также:  Разъяснения Минфина и ФНС об уплате транспортного налога

Очень быстро кукуруза превратилась в «царицу полей», вытеснив традиционные зерновые культуры. В продаже появились экзотичные для советского потребителя кукурузные хлопья, кукурузные палочки, кукурузный хлеб и даже кукурузная колбаса. О кукурузе сочиняли анекдоты, слагали стихи и песни, снимали фильмы.
К 1964 году урожайность кукурузы резко сократилась, а около 60% кукурузных посевов и вовсе погибла. Все это совпало с концом хрущевской эпохи.

«Каждой телке по кукурузине!»

В 1955 году в СССР стартовала знаменитая кукурузная кампания. О сельхозкультуре слагали стихи и песни, а агитационные плакаты настойчиво требовали выдать «Каждой телке по кукурузине!». Комсомольцы ставили перед собой цель — собрать два урожая кукурузы за год, школьники учились выращивать маис на практических занятиях по биологии. В магазинах появились кукурузный хлеб, кукурузная колбаса и кукурузное шампанское. Первоначально посадки располагались на Северном Кавказе, Украине и в Молдавии. Но несколько лет спустя по приказу первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева сельскохозяйственную культуру принялись выращивать даже в Вологодской области и Сибири.

«Хрущев искренне верил: если партия сказала, она сможет решить любой вопрос. Вот нужно кукурузу сеять на Севере — будем сеять. И она там вызреет, потому что так сказала партия. Революционеры всегда отрицают законы, в том числе и законы природы», — говорит кандидат политических наук Дмитрий Журавлев.

Из Америки с любовью: октябрь 1959 года

Вторая поездка Хрущева во Владивосток стала более яркой. Во-первых, Никита Сергеевич прибыл прямиком из США, где случилась знаменитая история с ботинком и «кузькиной матерью». К тому же, генсек компартии СССР уже был вдохновлен своей известной идеей засеять все, что можно, кукурузой.

Тогда же с легкой руки первого председателя ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР в одном лице, уже достигшего зенита своей политической карьеры, Владивосток и Сан-Франциско стали городами-побратимами. Хрущев рассказывал тысячам горожан на встрече 7 октября 1959 года на стадионе «Авангард» о недопустимых, развратных, загнивающих нравах Запада и сравнил побережье Владивостока с Сан-Франциско — в Америке он с катера осмотрел американское побережье. Тогда же он выдвинул лозунг сделать столицу Приморья городом лучшим, чем Сан-Франциско.

Во-вторых, сама встреча была запоминающейся и широко освещалась в прессе. Здесь были толпы советских граждан, лимузин, лепестки цветов и ковровая дорожка. Существует видео, где счастливые люди беспрестанно аплодируют и внимательно слушают своего лидера, внимая каждому слову (проект «Старый Владивосток»).

«Догнать и перегнать Америку!»

Американский опыт не давал покоя новому советскому лидеру. В 1957 г., выступая в Ленинграде, Хрущев сформулировал сверхзадачу момента: «Догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения!». Это была чистой воды политическая авантюра, цель которой состояла в том, чтобы продемонстрировать всему миру преимущества социализма после недавних событий в Венгрии и Польше. Экономический волюнтаризм отозвался серьезными последствиями для развития животноводства. Выполнение одиозных призывов зачастую оборачивалось трагедией: забивали все поголовье скота, ширились масштабы приписок, обычным делом становилась фальсификация статистики. Заложниками ситуации часто становились местные партийные руководители. Так, секретарь Рязанского обкома Ларионов, прилюдно пообещав в короткий срок «догнать и перегнать Америку», распорядился забить все поголовье в области, включая молочных поросят. Получив за «небывалый успех» звезду Героя социалистического труда, Ларионов застрелился.

«Каждой телке по кукурузине!»

В 1955 году в СССР стартовала знаменитая кукурузная кампания. О сельхозкультуре слагали стихи и песни, а агитационные плакаты настойчиво требовали выдать «Каждой телке по кукурузине!». Комсомольцы ставили перед собой цель — собрать два урожая кукурузы за год, школьники учились выращивать маис на практических занятиях по биологии. В магазинах появились кукурузный хлеб, кукурузная колбаса и кукурузное шампанское. Первоначально посадки располагались на Северном Кавказе, Украине и в Молдавии. Но несколько лет спустя по приказу первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева сельскохозяйственную культуру принялись выращивать даже в Вологодской области и Сибири.

«Хрущев искренне верил: если партия сказала, она сможет решить любой вопрос. Вот нужно кукурузу сеять на Севере — будем сеять. И она там вызреет, потому что так сказала партия. Революционеры всегда отрицают законы, в том числе и законы природы», — говорит кандидат политических наук Дмитрий Журавлев.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *