Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬ ВЛА́СТИ, в законодательстве и юридической науке обобщающее понятие, включающее должностных лиц, которые осуществляют публичную власть. В России и зарубежных странах публичная власть реализуется разл. органами и должностными лицами государства как гос. власть, она реализуется органами и должностными лицами субъектов федераций, территориальных автономных образований, муниципальных образований как их публичная власть (в пределах предметов ведения и полномочий, предоставленных конституцией государства), но в целом это единая система публичной власти народа (в России – многонационального рос. народа). П. в. наделяется особыми полномочиями, которые включают не только права, но его обязанности действовать в государстве в целом и в его публично-правовых образованиях в конечном счёте в интересах общего блага народа (в России – многонационального рос. народа).
Комментарии к ст. 318 УК РФ
1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения по поводу управленческой деятельности представителей власти; дополнительным — здоровье представителя власти или его близких.
2. Потерпевшим от преступления может быть представитель власти, а также его близкие. Согласно примечанию к ст. 318 представителем власти признается: а) должностное лицо правоохранительного органа; б) должностное лицо контролирующего органа; в) иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
О понятии должностного лица см. комментарий к ст. 285.
К должностным лицам правоохранительных органов относятся сотрудники: органов прокуратуры; органов внутренних дел; органов обеспечения безопасности (Совета Безопасности РФ, органов ФСБ России, органов Федеральной службы охраны, органов Службы внешней разведки РФ); таможенных органов; Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; органов Министерства юстиции РФ (в том числе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, службы судебных приставов, учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Должностными лицами контролирующих органов являются работники: контрольных органов Президента РФ, глав администраций субъектов РФ, таможенных органов, органов государственной налоговой службы, органов рыбоохраны, государственной лесной охраны, пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора, экологического контроля, государственного контроля в сфере торговли, качества товаров (услуг) и защиты прав потребителей, других органов, осуществляющих контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений.
К иным должностным лицам относятся лица, представляющие законодательную и исполнительную власть, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и не являющиеся сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Федерации, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, должностные лица органов местного самоуправления).
К должностным лицам в соответствии с примечанием к ст. 285 УК следует отнести и тех лиц, которые осуществляют функции представителя власти по специальному полномочию (дружинников, общественных инспекторов органов рыбоохраны, стажеров органов полиции и др.).
Не являются потерпевшими от данного преступления лица, участвовавшие в отправлении правосудия либо пострадавшие в связи с производством предварительного расследования, рассмотрением дел или материалов в суде либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. В случае применения к ним угроз или физического насилия ответственность наступает по ст. 296 УК.
3. Объективная сторона выражается в применении насилия, неопасного для жизни или здоровья, либо в угрозе применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Под насилием, неопасным для жизни или здоровья, понимаются нанесение побоев, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и иные насильственные действия, связанные с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы и не повлекшие причинение вреда его здоровью .
———————————
БВС РФ. 2000. N 11. С. 9, 10.
Угроза применения насилия означает запугивание представителя власти или его близких совершением в отношении их насильственных действий, неопасных или опасных для жизни и здоровья, а также убийством.
Насилие или угроза его применения в отношении потерпевших образуют рассматриваемое преступление лишь при условии, что они были применены в связи с исполнением представителем власти своих должностных обязанностей, т.е. не только во время их исполнения, но и после этого, например по мотиву мести за его служебную деятельность. Если примененное к представителю власти насилие явилось реакцией на его явно незаконные действия, то состав рассматриваемого преступления отсутствует , но содеянное может быть квалифицировано как преступление против личности.
———————————
БВС РФ. 1998. N 4. С. 10, 11.
Преступление считается оконченным в момент применения психического или физического насилия.
4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Виновный должен осознавать, что применяет насилие именно к представителю власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей. Применение насилия к представителю власти по мотивам, не касающимся его служебной деятельности, квалифицируется как преступление против личности.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
6. Квалифицированный вид преступления, указанный в ч. 2 ст. 318, — применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких. К такому насилию относится причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Насилие считается опасным и в том случае, когда оно не причинило вреда здоровью, но в момент его применения ставило в опасность жизнь или здоровье потерпевшего. Угроза применением насилия, опасного для жизни или здоровья представителя власти, квалифицируется по ч. 1 ст. 318 .
———————————
БВС РФ. 2001. N 1. С. 12.
Волгоградской академии мвд россии
В отечественном уголовном праве представители власти традиционно считаются самостоятельным видом должностных лиц1
(см. прим. 1 к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации
2
). В законодательной дефиниции (прим. к ст. 318 УК), которая, по ее буквальному смыслу, должна применяться для установления признаков представителя власти и как субъекта преступления, и как потерпевшего от преступления, выделены два вида представителей власти: 1) должностные лица правоохранительных или контролирующих органов; 2) иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости.
Такую позицию вряд ли можно считать удачной из-за двусмысленности формулировки, позволяющей признавать представителями власти любых должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов3
; неоправданного ограничения компетенции представителей власти только распорядительными полномочиями (право некоторых представителей власти принимать нормативные управленческие решения не нашло отражения в УК)
4
.
Многими авторами справедливо обращалось внимание на наличие круга в легальном определении понятия «представитель власти»: термин «представитель власти» раскрывается при помощи понятия «должностное лицо», а «должностное лицо» (в прим. 1 к ст. 285 УК) — через понятие «представитель власти».
В наименовании данного вида должностных лиц не учтено, что они, по смыслу УК, являются представителями только публичной
власти, которая понимается как власть, осуществляемая в государственных органах и органах местного самоуправления либо самими единоличными органами (такими, как Президент РФ, президенты республик в составе РФ, Уполномоченный по правам человека РФ и т. п.).
Кроме того, в легальной классификации представителей власти необоснованно акцентировано внимание на должностных лицах правоохранительных органов. Сущность правоохранительной деятельности и органы, относящиеся к правоохранительным, в законодательстве и научной литературе понимаются неод-нозначно5. Вряд ли можно использовать в качестве ориентира ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»6 (как предлагает, например, А. В. Бриллиантов7). В указанной статье приводится общий перечень должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, названия которых соединены союзом «и». Поскольку наименования видов этих органов разделены в примечании к ст. 318 УК союзом «или», для констатации уголовно-правового статуса субъекта как представителя власти необходимо четко уяснить, в каком органе — правоохранительном или
контролирующем — данное должностное лицо выполняет свои функции. Особое указание на должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов неправильно ориентирует правоприменителя (оставляет «в тени» служащих иных органов публичной власти, создает впечатление о главенстве принудительного аспекта деятельности представителя власти).
ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬ ВЛА́СТИ
Институт П. в. в целостном виде нормами к.-л. одной отрасли права не определён, его элементы урегулированы частично в разных отраслях права – конституционном (напр., по отношению к депутатам), административном (регулируется правовое положение гос. служащих), уголовном (П. в. – объект повышенной уголовно-правовой охраны) и др. Для обозначения конкретного П. в. в России используется самая разная терминология (от «глава государства» до «полицейский»), в зарубежных странах в качестве общего термина применяются понятия «субъект публичной власти», «публичный агент», «официал» и др.
Законодат. определение П. в. в России имеется в уголовном праве (в осн. применительно к этой отрасли права): это должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделённое в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. В совокупности др. отраслей права понятие «П. в.» является более широким, в качестве должностных лиц (и, следовательно, П. в.) рассматриваются также депутаты представит. органов (которые в индивидуальном качестве не имеют распорядительных полномочий в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, однако депутаты – члены коллегиального органа, который принимает обязат. решения наибольшей юридич. силы для данной территории). П. в. – судьи, которые в особой процессуальной форме решают вопросы в отношении участников судопроизводства, прокуроры, от имени государства поддерживающие обвинение в суде, послы в иностр. государствах, действующие от имени своего государства, гос. служащие, имеющие дискреционные полномочия принимать решения по отношению к не подчинённым им лицам в пределах закона (напр., назначение пенсии в определённом размере), полицейские и т. д. У каждого вида П. в. свои функции и полномочия. Все они осуществляют частичные функции П. в. в соответствии с их задачами и полномочиями.
Универсальный представитель гос. власти – глава государства. Он представляет государство внутри страны и в междунар. отношениях. На уровне субъекта федерации универсальный представитель публичной власти субъекта федерации – его глава (в России – глава республики в составе РФ, губернатор, мэр; в зарубежных странах – главы территориальных адм. образований, мэры на уровне муниципальных образований).
Круг обязанностей и ответственность
Полномочные представители власти выполняют работу, которая предусмотрена должностной инструкцией. Она зависит от правоотношений и отрасли, в которой они трудятся. К ним принадлежат:
- сотрудники МВД;
- представители УИС, МЧС, таможенных служб;
- персонал прокуратуры, ФСБ, СВР, ФССП;
- работники фискальных органов;
- депутаты;
- военные при исполнении обязанностей по обеспечению безопасности государства.
Муниципалитеты, их главы, решают вопросы местного уровня с полномочиями, которые определяет устав и Федеральный закон № 131 статьей 36. За ненадлежащее выполнение функций представители власти несут ответственность публичную и правовую:
- дисциплинарную;
- административную;
- гражданско-правовую;
- уголовную.
За неисполнение обязательств перед населением, выбравшим граждан на высокий пост, последует публичное порицание.
Верховенство политики
Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:
- суверенитета;
- верховенства;
- неделимости;
- легальности.
Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность — все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:
- сокращаются мощные корпорации;
- замолкают смелые публикации в СМИ;
- закрываются учреждения.
Должностное лицо под прикрытием политической власти может обращаться к обществу от его же имени, указывать на стремления и национальный интерес, выражая свои намерения.
Властные органы многолики и многофункциональны, все они обладают разными сырьевыми источниками для добротного существования на благо народа. У политической власти в образе их представителей находятся в полном распоряжении ресурсы:
- принуждения;
- экономики;
- социальные;
- культуры и информации.
Если один из перечисленных критериев у власти отсутствует, наступит безвластие и развал государственности. Господство власти возможно под надежным руководством, устойчивым управлением, строгим контролем.
Верховенство политики
Первым признаком принудительных властных органов является наличие у них силовых структур. Они контролируют население, применяя физическую силу, но для политологов интересно становление политической власти и ее вожаков или главенствующих представителей, способных повести за собой массы. Политики управляют страной с условием:
- суверенитета;
- верховенства;
- неделимости;
- легальности.
Власть не делится по определению между различными социальными группами и партиями. Даже при двоевластии, существование структур в истории зафиксирован под кратким периодом. Подобное правление заканчивается гражданскими войнами или передачей власти мирным способом. Сила политики зависит от ее представителей, их умения сплотить народ. Под легальностью следует понимать использование сил в одном государстве. Выполнение решений в обязательном порядке, проникновение в общественную деятельность — все эти качества присущи верховенству. Властью политиков:
- сокращаются мощные корпорации;
- замолкают смелые публикации в СМИ;
- закрываются учреждения.
Оскорбление власти в интернете
Интернет, в том числе социальные сети, активно используются для обсуждения тех или иных решений и действий органов власти и её конкретных представителей. Сетевые ресурсы наполнены множеством разнообразных мнений, в том числе содержащих явные признаки критического отношения и неуважения к власти. Мы полагаем, что термин «неуважение» не тождественен термину «оскорбление», поскольку неуважение может проявляться и в «приличной» форме.
Оскорбление представителя власти в интернете является публичным и подпадает под действие ст. 319 УК РФ, поскольку сетевые ресурсы, как правило, открыты для свободного доступа. Варианты наказаний за оскорбление власти и президента в соцсетях идентичны описанным выше.
Также обращаем внимание читателей на то, что в 2019 году в закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации…» добавлена статья 15.1-1. Ч. 1 этой статьи предписывает Роскомнадзору в случае обнаружения в интернете материалов, выражающих в неприличной форме явное неуважение к органам, осуществляющим государственную власть в РФ, принимать меры по их удалению либо по блокировке ресурсов в случае отказа от их удаления.
Общая характеристика системы исполнительной власти
На законодательную власть возлагается задача принимать законы, которые будут обязательны для выполнения на всей территории страны.
А вот исполнительная власть существует для того, чтобы эти законы выполнялись на практике.
Сюда относится и осуществление контроля соблюдения этих законом в государстве.
Если принимаемые законы по своей сути являются инструментов, позволяющим населению удовлетворять свои нужды и интересы, то исполнительная власть занимается тем, чтобы эти инструменты были правильно применены и использованы.
Это совсем не означает, что органы исполнительной власти не могут по собственной инициативе выдавать распоряжения в виде нормативно-правовых актов.
Для реализации требований, которые изложены в законах, эти органы имеют право действовать по собственной инициативе в пределах отведенной им компетенции.
Они вправе вдаваться до административного принуждения, принуждать к выполнению каких-либо действий.
То есть, исполнительная власть представляет собой деятельность, направленную на управление страной и ее обществом, осуществляется специальными государственными властными органами, действует в пределах предоставленной законодательством компетенции, осуществляя специальные функции, и которая находится под контролем других ветвей власти.
Что касается последнего, то в этом и состоит принцип разделения власти.
Между собой эти ветви не находятся в иерархическом подчинении, но осуществляют контроль друг за другом.
О понятии «представитель власти» в уголовном праве россии. В отношении представителя власти
Законное определение такой категории должностного лица как представитель власти дается в примечании к ст. 318 Уголовного кодекса РФ. Под представителем власти понимается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) Главной особенностью данной категории должностного лица является то, что он наделен распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся от него в служебной зависимости, то есть не подчинены ему по службе.
Под распорядительными полномочиями подразумевается возможность предъявлять обязательные для исполнения требования, издавать нормативные акты или налагать меры юридической ответственности, содержащие обязательные правила поведения и (или) меры ответственности за их нарушения. Адресатами этих полномочий являются любые лица, не подчиненные представителю власти по службе. Представитель власти может вообще не иметь подчиненных. Примерный перечень представителей власти приведен в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». К ним отнесены депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры и т.п. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»
По мнению Асниса А.Я. понятие представителя власти в ст. 318 Уголовного кодекса РФ является недостаточно полным и точным, поскольку, следуя букве закона и лингвистическому толкованию, словосочетания «должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа» и «должностное лицо, наделенное… распорядительными полномочиями…» не охватывают, в частности, представителей законодательной власти, ибо последние, с одной стороны, не относятся к категории должностных лиц правоохранительных или контролирующих органов, с другой — не наделены распорядительными полномочиями, так как законодательную деятельность вряд ли можно признать реализацией распорядительных полномочий. В связи с этим следует согласиться с предложением об исключении из Уголовного кодекса РФ примечания к статье 318. Аснис А.Я. Проблемы совершенствования действующего уголовного законодательства об ответственности за служебные преступления// «Российский судья» 2005, N 5
В строгом смысле слова представителем власти является лицо, наделенное от имени государства или местного самоуправления нормотворческими, контрольными или распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не подчинены ему, как по службе, так и по трудовому договору. Именно такие лица и осуществляют законодательную, исполнительную или судебную власть, а также местное самоуправление (что является формой публичной власти). См. там же
Функции представителя власти могут выполнять лица, не связанные с государственными органами или организациями служебными или трудовыми отношениями. Так, например, в соответствии со статьей 117 Уголовно — процессуального кодекса РФ капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, являются органом дознания. Работникам коммерческих организаций законодательством субъекта Российской Федерации может быть предоставлено право налагать административные взыскания, например, за правонарушения на общественном транспорте. Не состоят на государственной или муниципальной службе присяжные и народные заседатели, представители общественности, которым предоставлены властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями.
Законодательство не требует, чтобы представитель власти выполнял свои функции в каком-либо конкретном институционально обособленном органе. Иногда представитель власти представляет собой единоличный орган власти, который состоит всего из одного лица. Также этот вопрос проблематичен для законодателя и судебной практики. Можно также отметить, что неоправданно помещение в раздел о преступлениях в сфере экономики нормы о злоупотреблении полномочиями частными нотариусами и аудиторами. Частные нотариусы государством наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, им не подчиненных, то есть являются представителями государственной власти. За совершение нотариальных действий частным нотариусом взимается государственная пошлина. На должность они могут назначаться уполномоченными государственными органами юстиции субъекта Российской Федерации. Полномочия частных нотариусов не отличаются от полномочий нотариусов государственных, в ряде субъектов Федерации государственных нотариусов вовсе не существует. Первое время непосредственно после учреждения института частных нотариусов суды правомерно осуждали их за совершенные должностные преступления. Хотя впоследствии практика претерпела изменения.
В 1996 году по конкретному делу Президиум Верховного Суда РФ не признал частного нотариуса субъектом должностного преступления. Частный нотариус Н. была осуждена за халатность. «При удостоверении доверенности на право продажи квартиры она указала, что доверенность подписана доверителями в ее присутствии, личность их удостоверена, дееспособность проверена. Фактически доверители доверенность не давали, а подписи от их имени были выполнены неустановленными лицами. Доверенность была использована для заключения договора купли — продажи квартиры, однако вступить в права владения квартирой покупатель не смог, так как договор купли — продажи в судебном порядке признан недействительным». Президиум Верховного Суда РФ в порядке надзора приговор отменил и дело прекратил за отсутствием состава преступления, сославшись на то, что частный нотариус не является должностным лицом. Такое решение было аргументировано следующими доводами: «в соответствии со статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусмотрена разная ответственность государственных и частных нотариусов за совершение противоправных действий»; «на основании статьи 12 Основ предусмотрен различный порядок отстранения нотариусов от должности»; «нотариус, занимающийся частной практикой, образует свою контору без согласия органов исполнительной власти»; «в соответствии со ст. 34 Основ органы исполнительной власти не вправе их контролировать» Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий и четвертый кварталы 1996 г..
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа
Преступления против лиц, осуществляющих законный порядок управления, исследовались целым рядом отечественных ученых, посвятивших этому свои работы. Их появление, в том числе и в последнее время, свидетельствует о том, что вопросы квалификации и предупреждения указанных видов преступлений имеют большое теоретическое и практическое значение. Несмотря на наличие данных работ, в уголовно-правовой оценке конкретных видов преступных посягательств имеются еще не решенные или спорные, по нашему мнению, проблемы. Именно поэтому в этой главе мы подробно не останавливаемся на тех вопросах, которые с достаточной полнотой проанализированы и решены в приведенных выше исследованиях, и предложения их авторов не вызывают у нас возражений.
Целью написания данной главы является детальное исследование преступных посягательств на лиц, осуществляющих законный порядок управления, подкрепленное общероссийской и местной судебной практикой. Для достижения настоящей цели нам необходимо последовательно решить следующие задачи: проанализировать понятия посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, применения насилия в отношении представителя власти, оскорбления представителя власти и места данных преступлений в системе преступлений против порядка управления; изучить конструкции составов преступлений; проанализировать судебно-следственную практику по уголовным делам о них. Основное внимание будет уделено спорным или неразработанным отечественной теорией уголовного права вопросам, а также анализу ошибок, имеющих еще место в правоприменительной практике. Научная новизна и значимость данной главы диссертационной работы определяется, во-первых, комплексным исследованием проблем квалификации рассматриваемых общественно опасных деяний, проведенным с учетом современной криминогенной ситуации, во-вторых, анализом имеющейся судебно-следственной практики.
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа представляет собой наиболее опасный вид в анализируемой нами группе преступлений. Степень общественной опасности данного преступления выходит за рамки видового объекта главы 32 УК РФ, и поэтому, на наш взгляд, оно не может быть отнесено к преступлениям против законной деятельности представителей власти. Нам представляется, что конструкция рассматриваемого состава преступления, когда жизнь при умышленном посягательстве на нее является не основным, а дополнительным объектом уголовно-правовой охраны, не является безупречной, так как жизнь всегда более важное благо, чем деятельность лица.
Однако, учитывая, что существующая система уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления против порядка управления, включает и ст. 317 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, мы считаем необходимым проанализировать указанный состав преступления.
При решении вопроса об объекте посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа в литературе существуют две позиции: согласно одной, объектом преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, является законная деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и жизнь указанных лиц, а также их близких;81 согласно другой позиции, объектами данного преступления являются: 1) порядок управления, который в данном случае нарушается путем физического воздействия на субъектов управленческой деятельности; 2) жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких; 3) законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
При решении вопроса об объекте преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, сторонники представленных позиций, выдвигая на первое место законную деятельность сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или порядка управления, не учитывают в полном объеме, по нашему мнению, социальную значимость такого объекта, как жизнь человека, по сравнению с деятельностью данных лиц. Нам представляется, что основной непосредственный объект этого преступления — это жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, а законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выступает в качестве дополнительного объекта. На наш взгляд, жизнь — всегда более важное благо, чем деятельность. Игнорировать личность, ее блага и интересы как объект защиты от преступного посягательства, предусмотренного ст. 317 УК РФ, было бы неправильно, так как это не соответствовало бы ст. 2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Мы разделяем существующую в теории уголовного права позицию, согласно которой каждое преступление имеет свой непосредственный объект.
В составе рассматриваемого преступления Законодателем были фактически объединены два состава, известных УК РСФСР 1960 г. (ст. 1911 и 1915). При этом редакция данной статьи отличается от редакции указанных статей прежнего кодекса в первую очередь тем, что вместо перечисления, как это было в УК 1960 г., самых различных категорий потерпевших в ст. 317 УК 1996 г. указаны лишь три их разновидности: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие. Повышенная общественная опасность этого преступления, являющегося наиболее опасным из всех деяний, включенных в главу 32 УК РФ, определяется прежде всего особой важностью его непосредственного объекта.
В чем особенность господства правления?
Представители власти — это выбранные в Государственную Думу депутаты, сотрудники Правительства, персонал государственных и муниципальных ведомств. Успешной властью отражается способность субъектов подчиняться ее воли, поведением коллективов, организаций, где происходит реализация государственных интересов. Дать более точную характеристику позволит описание совокупности признаков — явления социального и общественного. Общество в любом государстве принадлежит к сложноорганизованной системе, это социальный организм, которому необходимо:
- управление;
- порядок;
- направление;
- поддержка нормального состояния.
Без надлежащего управления населением невозможен генезис государственности, а без представителей власти, это невыполнимо. Они являются непосредственными исполнителями распоряжений органов.
Информационное влияние
Культурными, духовными источниками можно управлять людьми:
- научными знаниями;
- информацией;
- средствами для распространения.
Авторитетом руководителей осуществляют управление массами, направляя идеологические точки зрения:
Используя образованность в определенной области знаний, подготавливают руководство для поддержки правительственной политики. Они будут действенным инструментом для реализации решений Правительства в обществе, станут формировать, людское сознание политически лояльное, поддерживающее любые постановления. Эффективным инструментом для достижения подобных целей служат:
- школы;
- институты;
- колледжи;
- СМИ.
Информации принадлежит великая сила, а ее исполнители способны:
- распространять объективные сведения о Правительстве;
- отражать истинное положение общества;
- управлять человеческими слабостями;
- направлять сознание и поведение в нужное русло, используя методы обмана, фальсификацию фактов.
Политическое воздействие на разум человека, его волю, принадлежит к разновидности власти, которой занимаются назначенные на должность люди.
Комментарий к Ст. 319 Уголовного кодекса
1. Анализируемая норма предусматривает ответственность за оскорбление представителей власти, осуществляющих любую законную деятельность, в том числе и при отправлении правосудия или осуществлении предварительного расследования. Вместе с тем оскорбление судьи и ряда иных лиц в связи с проявлением неуважения к суду квалифицируется по ст. 297 УК.
2. Объективная сторона — действие — характеризуется: а) унижением чести и достоинства конкретного представителя власти; б) затрагивающим как личное, так и профессиональное (служебное) его достоинство. Оскорбление должно быть совершено при исполнении или в связи с исполнением представителем власти своих обязанностей; в) выраженным в неприличной форме, которая определяется судом в каждом конкретном случае на основе норм морали; г) многообразием внешних форм выражения оскорбления (оскорбление словами, действием, в письменном сообщении и др.); д) публичностью оскорбления. Публичность определяется или присутствием при оскорблении посторонних лиц, или доведением оскорбительного сообщения до сведения третьих лиц. Возможность признания посторонними коллег оскорбляемого представителя власти оценивается в литературе неоднозначно.
3. Если в действиях виновного содержатся признаки нескольких одновременно совершенных посягательств на нормальную деятельность представителей власти в связи с исполнением ими должностных обязанностей, например оскорбление и применение насилия, содеянное, по сложившемуся в судебной практике подходу, квалифицируется по статье УК, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкий вид посягательства.
Методика расследования
Чаще всего старт следственным действиям даёт заявление оскорблённого человека. Это может быть (в том числе) рапорт потерпевшего собственному начальству. Также не исключается, что оскорбитель явится с повинной.
Необходимо изучение всех материалов, которые позволяют конкретизировать состоявшееся злодеяние, правильно квалифицировать его. Это могут быть записи официальных и любительских видео, материалы СМИ.
Если оскорбление было сделано устно и/или при помощи жестов, особенно необходимо как можно более достоверно воссоздать события. Только в этом случае следователь сможет оценить происшедшее с правоохранительной точки зрения. Уголовное дело возбуждают, когда для этого наберётся достаточно веских оснований.
Газетный мир часто публикует приговоры, которые вынесены судебной инстанцией. На данный момент оправдательных решений довольно мало. Это связано с тем, что степень опасности рассматриваемого посягательства высока. Сколько на самом деле совершается подобных деяний – неизвестно, так как пострадавшие в силу тех или иных причин не всегда заявляют в органы.
Судить человека можно при наличии достаточной доказательной базы. Фото не всегда используются в качестве доказательств.
Изменение уровня наказания связывается с обстоятельствами совершения проступка. В некоторых ситуациях люди стараются натравлять собаку или иное животное на жертву, ответственность всё равно ложится на владельца. Последний раз подобное дело рассматривалось судом республики Б.