Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может ездить по выделенным полосам?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приоритетная полоса для общественного транспорта может находится с любой стороны дороги, чаще всего это крайний правый ряд по ходу движения. Обозначается она специальной дорожной разметкой в виде буквы «А» по ходу движения и дорожными знаками сверху над данной полосой. Места остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров помечаются зигзагообразной желтой линией.
Кто может ездить по «автобусной» полосе
Согласно закону, передвигаться по выделенной полосе могут:
- рейсовые автобусы,
- троллейбусы,
- маршрутные такси,
- легковые такси.
Водителю обычного автомобиля разрешается временное движение по выделенной полосе в случае:
- поворота, перед которым нужно перестроиться в правый ряд. Если вы забудете это сделать, получите штраф в размере 500 рублей за создание угрозы для других участников дорожного движения (ст. 12.14 КоАП РФ).
- выезда на автобусную полосу со второстепенной дороги или прилегающей территории.
- посадки и высадки пассажиров у края проезжей части.
Общие требования при таких маневрах:
- наличие прерывистой линии разметки;
- отсутствие помех для общественного транспорта с вашей стороны.
Особенности использования выделенных полос
Несколько лет ситуация разъяснялась, несмотря на то, что разрешение выезда такси на выделенные полосы появилось еще в 2013 году. После ряда разбирательств по штрафам и внесения уточнений появилось точное разъяснение: легальные такси имеют право выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта. Разрешение закреплено в правилах дорожного движения.
Узнав о том, что полосы доступны для такси, многие водители использовали их и получали большие штрафы. С такой проблемой столкнулись водители многих городов России. Выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта могут такси при наличии лицензии.
Для использования полос необходимо выполнить ряд условий:
• на борта машины нанесены шашечки; • на крыше автомобиля установлен световой специальный фонарь; • машина должна быть оборудована таксометром или счетчиком; • у автомобиля должны быть специальные «желтые номера».
В Москве введено дополнительное условие: лицензии выдаются на машины исключительно желтого цвета. Таксисты Подмосковья имеют право выезжать на выделенные полосы в Москве, если их автомобили не окрашены в желтый.
Общая информация о выделенных полосах
Городскими службами выделяются специальные линии, которые рассчитаны именно для организации движения общественного транспорта. Перемещаться по ним свободно могут автобусы всех видов и маршрутные такси, а также и троллейбусы. Обязательным условием для водителя является наличие лицензии на перевозку пассажиров. Как правило, такие полосы находятся в крайнем правом к обочине ряду.
Между прочим, первую отдельно стоящую полосу для общественного транспорта открыли в Германии, и в 70-х годах минувшего века они получили широкое распространение в европейских странах. Обозначаются они по-разному, но чаще можно встретить букву «А» или извилистую зигзагообразную линию. Всё это предназначено для того, чтобы сделать информацию читаемой для всех водителей, а также снизить процент нарушений ПДД. В ряде государств муниципальные власти дополнительно разграничивают «выделенку» от смежных полос бордюрами или прочими возвышениями.
Интересно, что для других транспортных средств существуют строгие ограничения на пересечение. Сами же автобусы имеют право перестраиваться и двигаться в других смежных линиях. То есть водители этих ТС могут использовать их для перестроения и движения, а впоследствии возвращаться обратно, в зависимости и загруженности городских улиц.
Использование «автобусной» полосы в выходные дни
На самом деле использовать специальную полосу могут и водители легковых автомобилей, но в этом случае возможны ограничения. Первая возможность связана с необходимостью свернуть на прилегающую справа улицу для выполнения поворота, но не разворота. Отдельные возможности могут предусматриваться для выходных и праздничных дней, что связано сниженной нагрузкой на городские улицы.
Если под знаком полосы размещается и другой знак «Рабочие дни», это значит, что по субботам, воскресеньям и праздникам выделенная линия по своему назначению не используется. Другой вариант — размещения знака «Дни недели», при котором будут обозначены дни недели её применения для маршруток и автобусов. Это основные моменты, когда можно передвигаться по выделенной линии в субботы или праздники.
Наказание за движение по выделенным полосам
Штраф для водителя мопеда или скутера за незаконный выезд на выделенную полосу составляет 3 000 рублей в Москве или Санкт-Петербурге и 1 500 рублей на территории других субъектов федерации (статья 12.17 КоАП).
Штрафы на водителей мопедов и скутеров накладывают не очень часто. Однако хочу еще раз напомнить напомнить, что в случае дорожно-транспортного происшествия, в котором, например, пешеход получил тяжкий вред здоровью, даже велосипедист может на несколько лет оказаться за решеткой.
Так что используя двухколесные транспортные средства, выбирайте безопасные пути передвижения по городу.
Удачи на дорогах!
Сегодня, 13 апреля 2012 года вступили в силу очередные изменения правил дорожного движения. Все они подробно описаны в серии статей Изменения ПДД 2012 года.
Одним из самых существенных нововведений является возможность для автомобилей такси выезжать на полосу для маршрутных транспортных средств. Причем на первый взгляд многим водителям кажется, что такси приравняли к маршрутным транспортным средствам. На самом деле это не так.
В этой статье речь пойдет о сходствах и отличиях такси и маршрутных транспортных средств, о том, в каких случаях такси может выезжать на выделенную полосу, и о штрафах, которые могут быть наложены на водителя такси.
Сразу же подчеркну, что эту статью я рекомендую прочитать абсолютно всем водителям. Это пригодится Вам в том случае, если такси, едущее с нарушение правил дорожного движения, случайно заденет Ваш автомобиль. Зная нарушение водителя такси, Вам будет легче доказать свою невиновность.
Штрафы за неправильный выезд на выделенную полосу
Рассмотрим штрафы за неправильный выезд на выделенную полосу. Как я уже писал выше, водитель такси может нарушить только требования дорожных знаков или требования дорожной разметки (сам выезд на полосу для маршрутных транспортных средств ему разрешен). Поэтому наказанием для него будет штраф по части 1 статьи 12.16 КоАП — 500 рублей (или предупреждение).
В данном случае подразумевается, что водитель такси выезжает на выделенную полосу в попутном направлении. Если же выехать на выделенную полосу в направлении, противоположном движению общественного транспорта, наказанием будет лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.
На этом рассмотрение особенностей выезда такси на полосу для общественного транспорта окончено.
Удачи на дорогах!
Какой штраф за выделенную полосу для автобусов в 2021 году
Действующее законодательство РФ предусматривает единый штраф за автобусную полосу в 2019 году, в размере 500 рублей, который применяется для водителей, нарушивших впервые. При повторном игнорировании п.18.2 настоящих правил гражданину придется заплатить уже порядка 3000 руб. А вот более частые рецидивы могут закончиться для него изъятием ВУ на срок до 3 месяцев.
Кроме того, если выезд на полосу для общественного транспорта был совершен под знак 3.1 или с предварительным перестроением на встречный ряд, то размер материального взыскания автоматически увеличится до 5000 рублей. Да и период лишения прав за подобные нарушения вырастает до 12 месяцев, что в 4 раза превышает максимальную меру наказания по ст. 12.17 КоАП.
Изначально ограничение на перемещение по полосе для общественного транспорта было введено с целью ускорения трафика. Ведь в потоке длинным автобусам маневрировать достаточно трудно. Отдельный ряд дает им возможность двигаться на 20-30% быстрее. Поэтому во многих городах РФ законом разрешено использовать выделенку в парадные дни, когда плотность на ней очень маленькая.
Но стоит помнить, что в некоторых мегаполисах, в соответствии с локальными нормативами, выходным днем считается только воскресенье. А потому ответ на вопрос, можно ли ездить по выделенной полосе в субботу в Москве или Санкт-Петербурге, будет отрицательным.
В первую очередь избежать наказания за нарушение п.18.2 настоящих правил можно при выезде на выделенку по одной из предусмотренных причин:
- Для посадки/высадки пассажира;
- При ухудшении самочувствия водителя или граждан, пребывающих в автомобиле;
- Для объезда препятствия или совершения поворота.
Если же камеры ГИБДД засняли прямое игнорирование ПДД, то в таком случае обжаловать протокол получится только при следующих обстоятельствах:
- На видеофиксации отсутствует дата съемки;
- На материалах, предоставленных сотрудниками ГАИ, плохо просматриваются номера транспортного средства или дорожная разметка;
- Нарушение было зафиксировано в месте, где водитель не мог увидеть знаков или других указателей, обозначающих полосу для общественного транспорта (например, при выезде со двора).
В остальных случаях уклонение от материального взыскания вряд ли представится возможным. Повторное игнорирование п.18.2 настоящих правил лишь усугубит положение водителя.
В Алматы и Астане на полосу и так выезжают все кому не лень, а бомбилы уж тем более. Но это всегда риск штрафа в 3 МРП, если неподалёку патрулька. Для беспроблемной езды по выделенке таксистам нужно официально зарегистрироваться и привести внешний и внутренний вид своего автомобиля в соответствие с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. К работе в такси допускаются только леворульные легковые, имеющие не менее четырёх боковых дверей и не оснащённые каким-либо специальным управлением, в том числе полностью ручным.
Такси оборудуется опознавательным знаком, расположенным на крыше и хорошо различимым с расстояния до 500 м. Опознавательный знак имеет надпись «Т» (такси) и/или характерный шашечный пояс и подсвечивается в тёмное время суток. Внешне машина оформляется в единой цветовой гамме с нанесением по всей длине боковых сторон легкового автомобиля на одном уровне, цвет кузова которого определяется самим перевозчиком такси, пояса, состоящего из чёрных и (или) жёлтых квадратов, расположенных в шахматном порядке, высотой не менее 10 и не более 14 сантиметров.
Индивидуальным предпринимателям достаточно разместить на крыше «таксишный» фонарик и шашечки только на дверях. Какой-то определённый единый цвет для них также необязателен.
На днях алматинский акимат заявил, что хочет разрешить такси ездить по полосам для общественного транспорта. Но таксистам это и так закон не запрещает!
Кроме того, в правилах прописано, что такси должно оснащаться исправным таксометром или контрольно-кассовой машиной.
Таксометром в настоящее время чаще всего выступают мобильные устройства со специальным приложением, однако если расчёт идёт наличными, то должны выдаваться фискальные чеки. Также в салоне такси в поле зрения пассажиров устанавливается визитная карточка водителя с Ф.И.О. и фотографией, а также информационное табло с указанием:
- официального наименования перевозчика, его адреса и номера телефона;
- стоимости проезда до одного километра, а также стоимости проезда за последующее расстояние поездки при наличии таксометра. Эта информация полезна для таксопарков.
Многих водителей волнует вопрос, будет ли выписан штраф за полосу общественного транспорта в случае, когда движение по остальным полосам затруднено (образовалась пробка). Правила дают чёткий ответ — данный манёвр запрещён, поскольку образовавшаяся пробка фактически выступает препятствием для дорожного движения, юридически она таковой не является и водители будут обязаны заплатить штраф в данном случае.
Как выглядит камера на выделенную полосу?
Дорожные фото- и видеокамеры обладают функционалом по распознаванию нарушений, совершаемых при пересечении, выезде и движении по выделенной полосе. За соблюдение ПДД следят:
- комплексы «Автоураган» и «Автодория» – в зависимости от поколения могут одновременно осуществлять контроль за несколькими полосами (до 4-х штук), отмечают выезд на выделенку и превышение скоростного режима;
- камеры с видеофиксацией «Автоураган-МС» – гибридная система, которую монтируют на автомобили полиции, при движении в транспортном потоке способны отследить многие нарушения ПДД;
- «Астра-Лаб» – комплексы, замечающие нарушение разметки и скоростного режима, способны контролировать несколько полос попутного направления;
- комплексы «Паркнет» и «Паркрайт» – отслеживают случаи неправильного движения по полосам, а также нарушение правил парковки (обычной, в платных зонах, на тротуарах).
Где находится выделенная полоса
Выделенная полоса для общественного транспорта может располагаться по обеим сторонам дороги, обычно в крайней правой полосе. Эти полосы обозначены буквой «А» перед автомобилем и знаком над полосой. Остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров обозначены желтой зигзагообразной линией.
От остальной части дороги выделенная полоса ограничена сплошной линией, пересечение которой другими транспортными средствами строго запрещено.
Выезд на полосу для общественного транспорта без риска штрафа возможен только в следующих случаях
въезд в правую полосу для поворота направо;
въезд на полосу движения с боковых дорог и задних дворов;
чтобы забрать или высадить ваших пассажиров.
Даже в этих допустимых случаях вы должны заранее убедиться, что автомобиль, маневрирующий на выделенной полосе, не помешает движению общественного транспорта.
Сходства и отличия такси и маршрутных транспортных средств
Сходства такси и маршрутных транспортных средств:
1. Перечисленные транспортные средства могут выезжать на выделенную полосу.
Различия такси и маршрутных транспортных средств:
1. Пункт 6.8. ПДД. Над выделенной полосой может быть установлен Т-образный светофор, который действует на движущиеся по ней маршрутные транспортные средства и не действует на такси.
2. Пункт 18.3 ПДД. Водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, отъезжающим от остановки общественного транспорта. Если от остановки отъезжает такси, уступать дорогу ему никто не будет.
3. Приложение 1 к ПДД. Маршрутные транспортные средства могут игнорировать дорожные знаки 3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 (в обозначенных местах остановки общественного транспорта), 4.1.1 — 4.1.6, 5.15.1, 5.15.2:
Итак, различий довольно много. Давайте рассмотрим, какие нарушения правил дорожного движения может допустить водитель такси.
Езда по выделенной полосе в выходные дни
Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.
По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.
Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.
8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.
8.5.4 “Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.
Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.
Что представляет собой полоса для общественного транспорта
В регионах России водители такси также с опаской заезжают на выделенные полосы и периодически все же получают штрафы. Если в Москве корень проблемы в некоторой степени заключается в формировании базы легальных таксистов, то, например, в Череповце таковой базы в принципе нет, и поэтому водителям такси приходится в частном порядке оспаривать каждое постановление о штрафе.
Такси оборудуется опознавательным знаком, расположенным на крыше и хорошо различимым с расстояния до 500 м. Опознавательный знак имеет надпись «Т» (такси) и/или характерный шашечный пояс и подсвечивается в тёмное время суток.
Итак, первое, на чем я хочу остановиться в этой статье, — это движение общественного транспорта по дороге с выделенной полосой.
В отличие от обычных авто, такси должны иметь:оранжевый фонарь на крыше кузова;«шашечки» по бокам машины;таксометр.Начиная с 2018 г. в Москве лицензию на перевозки смогли получить те автомобилисты, чьи машины были покрашены в жёлтый цвет.
Можно ли ездить такси по выделенной полосе
Один из таких вопросов – можно ли ездить по таким линиям автомобилям такси?Понятие полосы для движения общественного транспорта предусмотрено в пункте 18.2 Правил дорожного движения. Для обозначения такого участка дороги используются специальные знаки и дорожная разметка.
Также в некоторых случаях в качестве обозначения используется большая литера «А».
Вдоль полосы могут быть выделены при помощи зигзагообразной линии специализированные места для стоянки общественного транспорта.В соответствии с нормами Правил дорожного движения:Маршрутным транспортным средствам разрешается двигаться по выделенной полосе, предназначенной для движения общественного транспорта.В том случае, если полоса расположены в правой части дороги двигаться по ней разрешается велосипедам и школьным автобусам.