Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разработать и принять локальные нормативные акты в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В «Общих положениях» устанавливается нормативно-правовая база, положенная в основу разработки документа, определяются цели разработки и введения в действие Положения, сфера его применения в организации.
Раздел 1. Общие положения
При разработке Положения следует принять во внимание существующую нормативно-правовую базу федерального, регионального и отраслевого уровней, в т.ч.:
- Конституцию РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ);
- Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации, утв. Распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009);
- Гражданский кодекс РФ;
- Трудовой кодекс РФ;
- Закон г. Москвы от 30.09.2009 N 39 «О молодежи»;
- Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010 — 2012 годы (утв. Минздравсоцразвития России 14.12.2009, Профсоюзом работников здравоохранения РФ 15.12.2009);
- Постановление Правительства Москвы от 10.08.2010 N 683-ПП «О дополнительных мерах по профессиональной адаптации молодых специалистов в городе Москве» (вместе с Положением о Московском городском совете молодых ученых и специалистов, Положением о городском ежегодном конкурсе «Молодые таланты Москвы);
- Постановление Правительства МО от 07.04.2010 N 202/14 «О предоставлении субсидий из бюджета Московской области бюджетам муниципальных образований Московской области на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан РФ, проживающих в сельской местности, и по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с долгосрочной целевой программой МО «Развитие сельского хозяйства МО на 2009 — 2012 годы»;
- Постановление Правительства РФ от 31.01.2009 N 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года»;
- Постановление губернатора Ленинградской области от 23.12.2002 N 265-пг «О порядке установления и выплаты разового пособия молодым специалистам — работникам образовательных учреждений ЛО» (ред. от 30.12.2009);
- Постановление правительства Ленинградской области от 07.04.2008 N 71 «Об утверждении Положения о порядке осуществления мер социальной поддержки молодых специалистов в ЛО»;
- Приказ Департамента культуры г. Москвы от 04.02.2008 N 77 «О применении статуса «молодой специалист» в образовательных учреждениях, подведомственных Департаменту культуры города Москвы»;
- Постановление Правительства РФ от 05.03.2008 N 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности»;
- Приказ Минобрнауки России от 29.07.2009 N 276 «О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;
- Приказ Департамента образования г. Москвы от 08.10.2004 N 2-27-20 «О реализации Постановления Правительства Москвы от 23.03.2004 N 172-ПП «О мерах по обеспечению педагогическими кадрами образовательных учреждений г. Москвы»;
- другие документы.
Понятие молодого специалиста
Сегодня молодой специалист – это гражданин РФ определенного возраста, окончивший профильное учебное заведение и устроившийся на работу по специальности. Четкие критерии к каждой категории подобных сотрудников могут немного отличаться в зависимости от отрасли. Но, если обобщить имеющиеся требования, то статус молодого специалиста получает гражданин с такими достижениями:
- имеющий возраст не старше 30 – 35 лет;
- прошедшим полный курс обучения по очной программе в аккредитованном государством высшем либо среднетехническом учреждении;
- трудоустраивающийся по специальности не позднее года после завершения обучения и получения диплома об образовании;
- получающий работу первый раз;
- проработавший в компании по специальности не больше 3 лет подряд.
Среди возможных дополнительных критериев может выступать необходимость обучения в конкретном учебном заведении, иметь направление на работу, либо заказ на такого специалиста со стороны предприятия. Важно отметить, что полученное гражданином образование и будущая работа должны иметь прямую связь. В отдельных случаях, предусмотренных нормативными актами, а также коллективными договорами компаний, требования к молодым специалистам могут уточняться, конкретизироваться и даже немного ужесточаться.
Чтобы получить положенные по закону, а также по коллективному договору выплаты, молодому специалисту придется выдержать несколько требований. Тут выделяется такие ключевые требования:
- Закончить очное обучение и получить диплом о высшем, либо средне специальном (среднетехническом) образовании в возрасте не старше 35 лет.
- Не позднее года после окончания обучения найти работу по специальности.
- Оформить с работодателем трудовой договор на срок не менее 5 лет. В отдельных случаях может потребоваться подписать обязательство об отработке на должности не менее обусловленного периода.
- Собрать необходимые документы для получения помощи.
Важно отметить, что помощь может предоставляться от государства, а также от работодателя. Они не исключают друг друга, а могут выдаваться одновременно. При этом пакеты документов могут отличаться. В частности, для получения государственной помощи может потребоваться такой пакет документов:
- копия и оригинал паспорта;
- заверенное работодателем трудовое соглашение (на срок не менее 5 лет);
- диплом с положением, трудовая книжка (копии и оригиналы);
- СНИЛС, налоговый номер;
- открытый в банке счет на имя заявителя (для перечисления денег);
- другие документы, исходя из рода профессиональной деятельности, местных особенностей, а также требований конкретного государственного, либо муниципального органа.
Касательно документов, требуемых администрацией нанимателя, то их перечень и способ подачи оговаривается в коллективном договоре, либо локальном документе работодателя.
Что такое локальные нормативные акты: расшифровка ЛНА и смежных понятий
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса России, взаимоотношения между работодателями, сотрудниками, партнерами и потребителями регулируются не только законами, действующими на территории страны, но и внутренними положениями самого предприятия. Конечно же, юридическое лицо устанавливает какие-либо правила только в пределах собственной компетенции, с учетом всех допустимых регламентов. Исходя из определений, представленных в ст. 8 ТК РФ, можно понять, что под термином о классическом НПА принято понимать документ, содержащий нормы трудового права, и принимаемый корпорацией в дозволенных рамках.
Примерами подобной документации становятся всевозможные нормативы текущего распорядка, графики отпусков, таблицы рабочих смен, должностные инструкции, положения о коммерческой тайне, свидетельства об обработке персональных данных третьих лиц и так далее. Как уже говорилось ранее, полный перечень ЛНА варьируется в зависимости от запросов и рода деятельности самой организации.
Определение статуса молодого специалиста — Юридическая консультация
К сожалению, автор вопроса не указала, с какой целью требуется определить статус «молодой специалист» (для получения пособия, улучшения жилищных условий и т.д.).
Юридическую конструкцию «молодой специалист» Трудовой кодекс РФ не содержит. Однако в ст.
70 ТК РФ законодатель перечисляет признаки этого статуса: «Лица, получившие среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающие на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня».
В результате законотворчества государственных и иных органов власти эти признаки облекли в форму, которую именовали как «молодой специалист». И это понятие с разным набором признаков нашло свое отражение в нормативных правовых актах государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления.
Так, постановлением правительства Брянской области от 15.07.
2013 № 344-п утверждено Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, в котором установлено следующее: «3.1. Право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют…
3.1.2.
Молодой специалист, под которым понимается гражданин Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащийся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, – в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия:
- работа или изъявление желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
- постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности;
- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий либо не имеющим жилья в сельской местности, в которой работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 2.7 настоящего Положения».
А вот для выплаты единовременного пособия педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций Брянского района, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, статус «молодой специалист» определен несколько иначе.
В соответствии с пп. 1.
Гарантии и дополнительные права молодых специалистов
Ранее действовавший КЗоТ РФ предусматривал особые гарантии для молодых специалистов в части квотирования рабочих мест, особого порядка увольнения для отдельной категории молодых специалистов и т.п. В ныне действующем ТК РФ закрепленных на федеральном уровне гарантий именно для работников, относящихся к категории молодых специалистов, практически нет. На них распространяется “общий” режим гарантий в зависимости от того, к работникам какой категории они относятся (в том числе по гендерному признаку, сложности и опасности работы, наличию детей и т.п.).
К специфическим гарантиям для молодых специалистов можно отнести положения ст. 270 ТК РФ о пониженных нормах выработки.
Согласно ч. 2 ст. 270 ТК РФ для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Разумеется, при этом надо учитывать нормы ч. 1 ст. 270 ТК РФ об установлении норм выработки для лиц моложе 18 лет пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.
Дополнительные права и гарантии для молодых специалистов могут устанавливаться иными федеральными законам и НПА, отраслевыми соглашениями, ЛНА, а также НПА субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Также на региональном и федеральном уровнях принимаются программы поддержки молодых специалистов в определенных отраслях или населенных пунктах, например для врачей в сельской местности. Но в основном такие меры носят больше социально-стимулирующий характер (в виде выплаты “подъемных”, льготного жилищного кредитования и др.).
В то же время ТК РФ дает большую свободу самим работодателям для установления особых гарантий и льгот на локальном уровне для привлечения молодых специалистов. Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ запрещено принимать такие нормы, которые ухудшают положение работника по сравнению с установленным законом, коллективным договором, соглашениями уровнем, но восполнять проблемы правового регулирования или улучшать положение работников допустимо. Как правило, это осуществляется через принятие работодателем положения о молодых специалистах.
Например, п. 11.1.6 Трехстороннего соглашения устанавливает, что молодой специалист не подлежит аттестации на соответствие занимаемой должности в течение срока действия статуса молодого специалиста в течение первых двух лет после трудоустройства.
Гарантии и дополнительные права молодых специалистов
Ранее действовавший КЗоТ РФ предусматривал особые гарантии для молодых специалистов в части квотирования рабочих мест, особого порядка увольнения для отдельной категории молодых специалистов и т.п. В ныне действующем ТК РФ закрепленных на федеральном уровне гарантий именно для работников, относящихся к категории молодых специалистов, практически нет. На них распространяется “общий” режим гарантий в зависимости от того, к работникам какой категории они относятся (в том числе по гендерному признаку, сложности и опасности работы, наличию детей и т.п.).
К специфическим гарантиям для молодых специалистов можно отнести положения ст. 270 ТК РФ о пониженных нормах выработки.
Согласно ч. 2 ст. 270 ТК РФ для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после получения общего образования или среднего профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Разумеется, при этом надо учитывать нормы ч. 1 ст. 270 ТК РФ об установлении норм выработки для лиц моложе 18 лет пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.
Дополнительные права и гарантии для молодых специалистов могут устанавливаться иными федеральными законам и НПА, отраслевыми соглашениями, ЛНА, а также НПА субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Также на региональном и федеральном уровнях принимаются программы поддержки молодых специалистов в определенных отраслях или населенных пунктах, например для врачей в сельской местности. Но в основном такие меры носят больше социально-стимулирующий характер (в виде выплаты “подъемных”, льготного жилищного кредитования и др.).
В то же время ТК РФ дает большую свободу самим работодателям для установления особых гарантий и льгот на локальном уровне для привлечения молодых специалистов. Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ запрещено принимать такие нормы, которые ухудшают положение работника по сравнению с установленным законом, коллективным договором, соглашениями уровнем, но восполнять проблемы правового регулирования или улучшать положение работников допустимо. Как правило, это осуществляется через принятие работодателем положения о молодых специалистах.
Например, п. 11.1.6 Трехстороннего соглашения устанавливает, что молодой специалист не подлежит аттестации на соответствие занимаемой должности в течение срока действия статуса молодого специалиста в течение первых двух лет после трудоустройства.
Особенности трудовых отношений с молодыми специалистами
В целом в отношении молодых специалистов действует общий правовой режим, как и для остальных работников. Однако предусмотрены и некоторые изъятия.
Так, в соответствии со ст. 70 ТК РФ при заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Однако в абз. 5 ч. 4 ст. 70 ТК РФ установлен запрет на установление испытания для лиц, получивших среднее профессиональное образование или высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня получения профессионального образования соответствующего уровня.
Следовательно, далеко не каждому молодому специалисту можно установить испытательный срок. Если все вышеперечисленные условия одновременно сочетаются, назначить испытание нельзя, условие трудового договора об испытании будет ничтожно (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Какой размер подъемных выплат для молодых специалистов в 2021 году
Подъемные, то есть единовременные денежные выплаты для молодых специалистов, в России устанавливаются на региональных уровнях. Узнать сумму причитающихся денег, тарифы и условия предоставления подъемных можно из следующих источников:
- региональные нормативно-правовые акты (это могут быть законы субъектов РФ, приказы глав города и области и другие документы местного значения — например, в Санкт-Петербурге действует Социальной Кодекс города);
- коллективные договоры предприятий и организаций;
- положения о статусе молодого специалиста, установленные как на локальном (в рамках конкретной организации), так и на региональном уровнях (например, во Владимирской области Положение о статусе молодого специалиста системы образования утверждено приказом главы управления образования субъекта).
Подобные меры социальной поддержки распространяются на представителей наиболее востребованных и наименее защищенных специальностей — в первую очередь это работники образования и здравоохранения.
Гарантии федерального уровня в сфере здравоохранения предоставлены только молодым врачам, решившим устроиться на работу в сельские больницы: в рамках программы «Земский доктор» начинающим медикам выплачиваются подъемные в размере 1 миллиона рублей для приобретения или строительства жилья. Программа действует, и о ее прекращении речи пока нет.
Что такое локальные нормативные акты: расшифровка ЛНА и смежных понятий
В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса России, взаимоотношения между работодателями, сотрудниками, партнерами и потребителями регулируются не только законами, действующими на территории страны, но и внутренними положениями самого предприятия. Конечно же, юридическое лицо устанавливает какие-либо правила только в пределах собственной компетенции, с учетом всех допустимых регламентов. Исходя из определений, представленных в ст. 8 ТК РФ, можно понять, что под термином о классическом НПА принято понимать документ, содержащий нормы трудового права, и принимаемый корпорацией в дозволенных рамках.
Примерами подобной документации становятся всевозможные нормативы текущего распорядка, графики отпусков, таблицы рабочих смен, должностные инструкции, положения о коммерческой тайне, свидетельства об обработке персональных данных третьих лиц и так далее. Как уже говорилось ранее, полный перечень ЛНА варьируется в зависимости от запросов и рода деятельности самой организации.
Изменение и отмена ЛПА
Понимание того, какие документы — это локальные акты, а какие нет, представляется в виде ключа к грамотной организации рабочего процесса. Нетрудно догадаться, что все поправки, вносимые в представленные бумаги, должны оформляться путем выпуска соответствующих приказов. Причем самостоятельно варьировать различные условия, прописанные в подобных бланках, работодатель не может от слова совсем. Предупреждать персонал о грядущих формациях следует не менее, чем за два месяца до их финального утверждения в рамках предприятия. Именно о таком правиле рассказывают выкладки, присутствующие в ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке выполняется и отмена всевозможных НПА, регламентировать которую можно в любой момент.
Зачем составлять локальные правовые акты, если есть Трудовой кодекс
Зачем принимать локальные акты, если можно работать по нормам Трудового кодекса?
ЛНПА позволяют:
- Адаптировать трудовое законодательство к индивидуальным особенностям конкретной компании
- Четко установить права и обязанности в отношениях «работодатель – сотрудник» в части, не урегулированной общими нормами
- Ввести дополнительные правила, необходимые для повышения производительности труда и дисциплины
- Подробно регламентировать индивидуальную работу с отдельно взятым сотрудником
- Создать законные рычаги административного воздействия на работников
- Обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность компании (с помощью локальных актов, регламентирующих внутрирежимные условия безопасности, правила техники безопасности, работу с базами данных, коммерческую тайну, приемы противодействия хищениям и мошенничеству).
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАЗРАБОТКИ ЛНПА – ОБЕСПЕЧИТЬ ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ ФИРМЫ И РУКОВОДСТВА.
Общие условия участия в целевых программах поддержки молодых специалистов сельской местности
В каждой программе поддержки молодых специалистов на селе в 2021 году предусмотрены свои условия для участия, но существуют и единые стандарты, актуальные для всех профессий и целевых направлений соцподдержки:
- возраст не старше 35 лет (исключение — программа «Земский доктор», участником которой в 2021 году может стать врач в возрасте до 50 лет);
- наличие диплома об образовании государственного образца;
- трудоустройство в государственные или муниципальные учреждения по профилю, согласно полученному образованию;
- проживание или переезд для проживания и работы в сельскую местность (села, деревни, рабочие поселки).