Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Средняя тяжесть вреда здоровью при ДТП». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2015 году Правительство приняло постановление №150, которым изменен порядок расчета компенсации вреда при ДТП. Согласно документу, сумма выплаты высчитывается путем умножения страховой суммы на нормативы в процентах. Эти нормативы также указаны в Постановлении.
Комментарии к ст. 12.24 КОАП РФ
1. Объектами правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, охраны здоровья граждан.
2. С объективной стороны данные правонарушения выражаются в нарушении: а) Правил дорожного движения; б) правил эксплуатации транспортных средств.
3. Общее требование, содержащееся в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), и предъявляемое ко всем участникам дорожного движения, состоит в том, что они должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В комментируемой статье речь идет о нарушениях водителями Правил дорожного движения (нарушения порядка движения, требований дорожных знаков и разметки проезжей части, скорости, обгона и т.д.) и правил эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
4. Основные требования к эксплуатации транспортных средств содержатся в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.), Правилах дорожного движения Российской Федерации, Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных тем же Постановлением. В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность. Обязанности по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагаются на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (ст. 19 Федерального закона). Правила дорожного движения устанавливают обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства (п. 2.3).
5. Составы правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, предполагают последствия в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Понятия легкого или средней тяжести вреда здоровью даются в примечании к статье. Степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в результате проведения судебно-медицинской экспертизы.
Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522.
Если в результате нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступили последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, то действия виновного образуют состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК РФ.
6. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной виной по отношению к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в отношении последствий — неосторожной формой вины.
7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст. 23.3), а также судьи в случае передачи дела на рассмотрение судье в связи с возможностью назначения наказания в виде лишения права управления транспортным средством (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Тяжкий вред здоровью при ДТП наказание по ст. 264 УК РФ в 2021 году, судебная практика
Ни один водитель не застрахован от попадания в дорожно-транспортное происшествие. И если итогом является тяжкий вред здоровью при ДТП, неизбежно заходит разговор об уголовной ответственности для сидевшего за рулем гражданина. Ее степень зависит от разных факторов.
Имеет значение физическое состояние водителя, дальнейшие действия с его стороны. Зачастую поправка делается на дорожную обстановку, поведение самого потерпевшего. Но, как бы там ни было, всегда стоит держать в уме последствия.
Данный материал рассмотрит проблему тяжких телесных повреждений при ДТП с пострадавшими со всех сторон. Дополнят картину материалы из судебной практики. Наконец, когда владелец авто попал в сложную ситуацию, помочь способны предлагаемые рекомендации.
Что говорит закон РФ?
В Российской Федерации принят закон об обязательном страховании автогражданской ответственности перед другими водителями. В силу различных обстоятельств не всегда участники столкновения снабжены полисами ОСАГО. Поэтому стороны, участвующие в аварии, делятся на два вида: защищенные договором автогражданки и не защищенные.
Вывод напрашивается сам – за виновника аварии, владеющего страховкой, расплачивается страховая компания. Виновный водитель, не владеющий автостраховкой, покрывает издержки из своих сбережений. Такое положение вещей регулирует закон «Об ОСАГО № 40-ФЗ».
В пределах какой суммы автострахователь находится под защитой со стороны СК? На 2019 год действуют установленные государством лимиты ответственности:
- За причинение ущерба имуществу потерпевшего в объеме 400 тыс. рублей.
- За причинение вреда жизни и здоровью в результате ДТП невиновной стороне в объеме 500 тыс. рублей на каждого человека.
Урон, нанесенный инициатором аварии, превышающий принятый лимит, возмещается средствами виновника. В случае когда страховка вообще отсутствует, тогда все издержки сам инициатор столкновения. Такое положение вещей распространяется на имущественные потери и на средний вред при ДТП.
Когда стоит подавать иск в суд?
Ответственность за причинение вреда средней тяжести в первую очередь лежит на виновном водителе. Страховка, в свою очередь, защищает его от непредвиденных расходов, и компания их за него компенсирует. Исковое заявление в судебный орган подается на страховую организацию, если инициатор ДТП застрахован. Иск подается на виновника (физлицо, юрлицо), если страховки у него нет.
На заметку! Добиваться справедливости в суде стоит только в том случае, когда ответчик (страховщик или виновный шофер) отказывает в добровольном финансировании. Урон, нанесенный здоровью граждан в результате дорожно-транспортного происшествия, регулируется законом № 142-ФЗ.
Документация, собранная для возмещения и покрытия расходов на лечение, отдается в судебный орган и прилагается к исковому заявлению. На решение судьи однозначно повлияет поведение, и требование жестких мер со стороны жертвы аварии и его адвоката. Происшествия с участием более двух транспортных средств зачастую переводят на рассмотрение суда.
Надеемся, что изложенная информация поможет восстановить справедливость, когда страховая компания или виновник аварии откажут вам в поддержке!
Причинение вреда здоровью средней тяжести судебная практика
Как известно, в результате неблагоприятной дорожной обстановки могут возникать опасные ситуации, которые повлекут за собой определенные потери. Они могут быть как имущественными (то есть повреждение машины и прочего имущества владельца ТС), так и физическими (то есть получение потерпевшей стороной в результате столкновения травм и вреда здоровью и жизни). Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов нравственную сторону ущерба. При попадании в аварию человек испытывает сильные эмоциональные потрясения, которые неблагожелательно сказываются на общем состоянии его здоровья. Следовательно — он имеет полное право требовать компенсации за моральные страдания.
В соответствии с текущими законодательными нормативами, все автовладельцы обязаны иметь страховой полис ОСАГО. Чтобы оформить страховку, необходимо обратиться в любую страховую компанию и заключить с ней соответствующее соглашение. По его условиям, страховщик будет при наступлении страховых случаев нести материальную ответственность за компенсацию причиненного ущерба. Вполне естественно, что это не бесплатно, и страхователь будет обязан уплатить страховщику определенную денежную сумму, предусмотренную договоренностями.
Обязанность заключения страхового договора предусмотрена п.1 ст.4 ФЗ № 40 «Об ОСАГО». Здесь указывается, что в сложившихся условиях на дорогах, все владельцы ТС обязуются страховать свою гражданскую ответственность. Это даст им возможность избежать излишне больших трат при попадании в аварийное происшествие, и снизит общие риски, если в результате столкновения были нанесены повреждения транспорту, а также здоровью окружающих.
Приобретение полиса ОСАГО дает право получения выплат страхового возмещения в определенных размерах, которые официально установлены действующей законодательной базой. Так, если имеет место имущественный ущерб одному пользователю, то предельная сумма компенсации оценивается в 120 тыс. рублей. Если же вред нанесен нескольким пользователям, то граничный размер компенсации увеличивается до 160 тыс. рублей. Кроме того, если в результате неблагоприятной дорожной обстановки имеют место получение травм и повреждения здоровья пользователей, то устанавливается страховая ответственность на уровне в 160 тыс. рублей.
Получить все причитающиеся компенсационные платежи пользователь может после обращения в свою страховую компанию и уведомления страховщиков о произошедшем ДТП, в результате которого ему был причинен ущерб. Но это еще не означает, что на этом все заканчивается. Выплачивая пострадавшему все причитающиеся ему платежи, его страховщики получают право суброгации. Это означает, что они могут подать судебный иск против страховой компании виновника аварии с требованием о возмещении ущерба.
При этом стоит отметить, что данное право возникает лишь в тех случаях, когда официально установлен виновник произошедшей аварии. Кстати, иск по суброгации может быть подан как на страховую компанию виновника ДТП, так и лично на него.
Помимо полиса ОСАГО, являющегося обязательным для всех владельцев автомобилей, имеется также возможность приобретения полиса КАСКО. Данная страховка не является обязательной, и может быть приобретена исключительно по решению владельца ТС. КАСКО дает возможность автолюбителю получить компенсации за страховые случаи в более больших объемах, нежели это предусмотрено в соответствии с правилами обязательного страхования ОСАГО.
Если же размер причиненного ущерба значительно превышает установленные законодательно пределы страхового возмещения, то в таком случае необходимо будет подавать дополнительный иск в суд на виновника ДТП, который будет обязан погасить разницу в выплатах. Если имело место причинение вреда здоровью средней тяжести при ДТВ по вине пешехода, то виновник будет обязан выплатить всю сумму компенсации, которая не покрывается страховкой, или же превышает ее размеры.
В ч.1 ст. 1079 ГК РФ указано, что на всех граждан и юридических лиц, чья деятельность связана с повышенной опасностью для окружающих возлагается ответственность за компенсацию вреда, который был причинен средством повышенной опасности (строительная техника, электричество высокого напряжения и т.д.). Однако все это возможно лишь при наступлении таких ситуаций, в которых нет никаких обстоятельств для признания, произошедшего случайностью из-за действия неопределенных сил или же самого пострадавшего.
Как показывает практика, зачастую все дела относительно страхового возмещения находят свое продолжение в суде. Мирным путем урегулировать ситуацию удается лишь изредка, абсолютное большинство проблем находят свое решение в зале суда. Сразу же стоит обратить внимание на то, что каждая сумма компенсации должна быть подтверждена документально. В противном случае суд может посчитать, что предъявленные требования являются попыткой неправомерного обогащения, и откажет в удовлетворении иска.
Направляя исковое заявление в суд, к нему необходимо прикрепить всю документацию, которая тем или иным образом имеет отношение к произошедшей аварии. В частности, истец обязан прикрепить к заявлению результаты осмотра машины экспертной комиссией, квитанции с СТО об оплате ремонтных работ, калькуляцию ремонта и многое другое. При наличии повреждения здоровью, должны быть представлены данные медицинского осмотра, а также все квитанции на покупку лекарственных средств и оплату услуг врачей.
Если ответчик согласится со всеми вашими требованиями, и признает их целесообразными, то суд вынесет решение в вашу пользу, и в течении определенного времени вы получите все страховые компенсации. Если же ответчик не соглашается с предъявленными ему требованиями, он имеет право ходатайствовать перед судом о назначении новой экспертизы и установлении всех обстоятельств происшествия. В подобной ситуации суд примет во внимание просьбы ответчика и назначит дополнительные мероприятия для установления истины. По итогам данных мероприятий и будет внесен окончательный вердикт.
Ч.1 ст.1085 ГК РФ также предусматривает, что при причинении вреда здоровью потерпевшего, виновник ДТП также обязуется выплатить компенсацию за потерянный доход, который пострадавший мог бы получить за то время, которое он находится на лечении. Помимо этого, возмещению также подлежат все дополнительные расходы, которые сопровождают процесс лечения. Это покупка лекарств, проведение дорогостоящих анализов и осмотров, оплата услуг медицинских работников. Если в суде будет доведено, что пострадавший нуждается в санаторном лечении и уходе со стороны, то данные расходы также будут возложены на виновника происшествия.
Однако тут имеется небольшой нюанс. В соответствии с действующим законодательством, если пострадавший отказывается от лечения в рамках обязательного медицинского страхования, предусмотренного государством, и проводит лечение за свой собственный счет, то возместить расходы на медицинские услуги будет практически невозможно.
Для примера можно взять следующую ситуацию. В результате ДТП потерпевшему нанесен физический ущерб в виде перелома ноги. В рамках системы ОМС ему будет предложено пройти стационарное лечение и проведение операционного вмешательства. Человек соглашается на операцию, оплачивает все сопутствующие расходы (лекарства, уход и т.д.), однако вмешательство хирурга не дает результата. В такой ситуации ему будет предложена еще одна операция в рамках ОМС. Кроме того, потерпевший может отказаться, и обратиться в специализированную клинику для лечения. Естественно, что данное решение будет сопровождаться дополнительными финансовыми затратами. После проведения комплекса восстановительных работ, лечение дает положительный результат, и потерпевший полностью восстанавливается. При подаче иска в суд, он будет уведомлен о том, что компенсации будут подлежать только те его расходы, которые были затрачены в рамках процедуры ОМС. А вот все остальные расходы (обращение в спецклинику) возмещению подлежать не будут.
В случае прохождения лечения суд также потребует предоставления от пострадавшего всех квитанций и чеков, которые послужат доказательством того, что человек действительно проходил лечение в рамках ОМС, и соблюдал все предписания врача. Если квитанции отсутствуют, то суд откажет в возмещении ущерба. Такое же решение будет и в отношении лекарственных средств, которые были приобретены вне рамок системы обязательного медстрахования.
Что грозит за причинение тяжкого вреда
Наказание за ДТП с тяжкими телесными повреждениями по статье 264 УК РФ зависит не только от состояния пострадавшего, но и от того, как вел себя зачинщик аварии, учитываются смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства. Если пострадала беременная женщина такое обстоятельство не сыграет на руку виновнику, а если он будет оказывать различную помощь потерпевшему для его скорейшего выздоровления плюсом.
На сегодняшний день в судебной практике статья о причинении тяжкого вреда здоровью при ДТП различает нарушение правил дорожного движения:
Нарушение, повлекшее по неосторожности смерть человека | наказывается принудительными работами на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. |
Нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека | наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. |
Нарушение лицом, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. |
Нарушение лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц | наказывается лишением свободы на срок от 4 до 9 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет. |
Алкогольное опьянение в момент совершения ДТП всегда усугубляет вину. Настолько, что в 100% случаев суды лишают пьяных автолюбителей водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет + назначают штраф в размере 30 000 рублей (ч. 1 ст.
12.8 КоАП). Независимо от того, кто был виновником, а кто потерпевшим. В данном случае наказывают за сам факт езды в пьяном состоянии.
Обратите внимание, что в отличие от описанных выше случаев, здесь нет альтернативного наказания. Суды назначают сразу две санкции: лишение пластикового удостоверения водителя и денежный штраф!
Исход может быть еще хуже – ниже мы расскажем о последствиях, которые грозят виновнику ДТП в 2022 году, если в момент аварии тот находился в состоянии алкогольного опьянения:
- за лёгкий или средний ущерб здоровью других людей – лишение в/п на срок от 1,5 до 2 лет, а также штраф в 30 000 рублей, равно как и наказания по 12.24.1 КоАП РФ;
- за тяжёлые травмы – принудительные работы до 5 лет, либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет (пп. «а» ч. 2 ст. 264 УК РФ);
- за смерть одного человека – 5-12 лет тюрьмы (пп. «а» ч. 4);
- за смерть 2 и более лиц – 8-15 лет (пп. «а» ч. 6).
Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения также грозит лишением прав на срок до 3 лет – это дополнительное наказание к основному, если суд выносит приговор в отношение водителя.
Если я возместил ущерб потерпевшему
Первое, что предстоит вам сделать при участии в ДТП – договориться с потерпевшими о возможности возместить им причинённый вред. Даже если это лёгкая степень ущерба, не игнорируйте это «золотое» правило в 2022 году!
Что можно возмещать пострадавшим:
- Оплату стационарного лечения – больничной палаты, медикаментов и т.д.
- Стоимость амбулаторного лечения – физиопроцедуры, лекарства, лечебный массаж, инвалидное кресло, костыли, различные платные анализы.
- Расходы на транспорт для поездок в медучреждение, например – такси.
- Затраты на услуги сиделки, например – если после ДТП человеку предписан покой и лежачий образ жизни, а родственников у него нет или они работают.
- Иные расходы.
Вкупе с грамотными действиями на месте ДТП, раскаянием в суде и готовностью оплатить штраф это может действительно сыграть в вашу пользу. И тогда суд ограничится либо штрафом, либо минимальным сроком лишения водительских прав.
Помимо карательных мер, регламентируемых законодательством, предусмотрена компенсация за причинение вреда здоровью при ДТП — виновник аварийного случая обязан возместить ущерб, нанесенный физическому состоянию пострадавших лиц. Выплаты предоставляются страховой конторой виновника либо им самим.
Размер компенсации рассчитывается исходя из следующих критериев:
- стоимость лечения в стационаре либо на дому;
- затраты на лекарственные средства;
- расходы на реабилитационно-восстановительные мероприятия;
- сумма, затраченная на захоронение человека, погибшего в результате аварии.
Полученные в результате дорожного происшествия травмы и иной ущерб здоровью оцениваются специальной судмедэкспертизой, которая производится строго в специальных государственных учреждениях. В качестве главных следователей могут выступать прокуроры, люди из следственного комитета или суда, но только мед. эксперт может чётко и правильно оценить вред здоровью, полученный при дорожном происшествии.
В редких случаях полномочия по оценке вреда выпадают на специальную комиссию, которая формируется по результатам суда или следователем, в состав которой включён медицинский эксперт или иные специализированные врачи. К примеру, если у пострадавшего в ДТП случился серьёзный перелом, на место могут быть вызваны хирург или травматолог. Если будут замечены психические расстройства, будут вызван психиатр. Вызванные на место происшествия врачи должны будут подтвердить или опровергнуть связь между столкновением и ущербом здоровью.
Как получить компенсацию за нанесение вреда здоровью?
То, в каком порядке будет выплачиваться компенсация за нанесение вреда здоровью, зависит от степени тяжести травм, наличию или отсутствию у виновника полиса ОСАГО. Стоит сказать пару слов, как можно получить компенсацию. В первую очередь, через страховую компанию с процедурой по сбору документов, подробнее о списке можно узнать в правиле 4.1, 4.2 — Положения о правилах ОСАГО.
Важно брать в расчёт то, что страховая компания не будет возмещать ущерб ценою больше 160 тысяч рублей или 500 тысяч рублей, в зависимости от того, какой договор был заключён.
Однако если у виновника ДТП не имелся полис ОСАГО, ущерб он выплачивает самостоятельно и в полном объёме. Если вдруг виновник скрылся с места ДТП, то компенсацию возмещает РСА – Российский союз автостраховщиков.
Причинение средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта
Под аффектом подразумевают человеческое состояние, когда человек не мог контролировать свои действия и поступки под влиянием стресса. К сожалению правоохранительные органы на стадии следствия в упор не замечают предпосылки к переквалификации какой-либо статьи под преступление совершенное в состоянии аффекта.
Причины какими могут быть вызваны состояния аффекта (ст. 113 УК РФ) для назначения экспертизы:
- различные провокации со стороны потерпевшего или его родственников;
- отсутствие мотива в совершении преступления;
- совершение преступления спонтанным образом;
- общее психическое состояние обвиняемого говорит о непроизвольных вспышках агрессии.
Возмещение вреда здоровью при ДТП по ОСАГО
В момент совершения ДТП вред причиняется не только транспортным средствам, но и пешеходам, водителям, пассажирам. Такой урон может включать в себя:
- заработок, который был потерян в период нетрудоспособности;
- расходы, которые пострадавшему пришлось понести в качестве дополнительных;
- денежные средства, необходимые на лечение.
Так как транспортное средство считается источником повышенной опасности, то его владелец должен выполнять обязанности по страхованию своей автогражданской ответственности. Это покрывает риски по причинению вреда жизни и здоровью лиц, которые могут быть пострадавшими в ДТП. Если такой факт возникает, то затраты, понесенные потерпевшим, возмещаются за счет страховой компании по ОСАГО.
В настоящее время ОСАГО предполагает два вида выплат страхового порядка:
- Компенсационное возмещение, которое назначается в обязательном порядке. Размеры данных выплат определяются в процентном соотношении к категории повреждений.
- Возместительные выплаты, которые не обязательны и назначаются в дополнение к денежной компенсации первой категории. Их размер может быть разным, исчисляется на основании бумаг, свидетельствующих о том, что компенсационные выплаты не покрыли всех расходов.
Обязательное автострахование – гарантия того, что пострадавший получит возмещение вреда, который он получил в ДТП. Это не только имущественные убытки, но и физический вред, нанесенный здоровью потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.
Если у виновного нет ОСАГО
Внимание
С точки зрения закона Российский союз автостраховщиков должен нести ответственность за совершенное ДТП и вред здоровью, который был получен. Даже если у нарушителя отсутствует страховой полис ОСАГО, потерпевший не должен остаться ни с чем. Это требование отражено в статье 18 ФЗ №40 от 25.04.2002 года.
Чтобы получить страховую выплату при отсутствии у виновного полиса, следует обратиться в Российский союз автостраховщиков. Данная инстанция рассмотрит обращение в течение 30 дней, но только после получения от пострадавшего заявления о предоставлении компенсационной выплаты. Также необходимо предоставить документы, которые послужат доказательством факта наличия причиненного здоровью вреда.
Если авария имела серьезные последствия в виде смерти одного из участников, то члены семьи обладают правом претендовать на возмещение вреда по потере кормильца. Можно потребовать и возврата стоимости погребения погибшего. Сделать это можно также посредством обращения в Российский союз автостраховщиков.
Перед началом процесса взыскания компенсации за причиненный вред здоровью при аварии, потерпевший должен доказать факт ДТП и наличие виновной стороны. Для этого потребуются:
- постановление о наложении штрафа;
- приговор по уголовному делу (в случае гибели потерпевшей стороны);
- протокол о ДТП;
- данные о полученных в аварии убытках, в том числе потерянном заработке, затратах на лечение и восстановление (медицинское заключение).
Если страховой полис у виновника аварии отсутствует, то он должен будет возместить Профессиональному объединению автостраховщиков размер выплат, которые были осуществлены в адрес пострадавшего или его родственников. Если он отказывается сделать это на добровольной основе, РСА имеет полное право обратиться в суд.
Срок исковой давности
Участники и очевидцы ДТП постоянно задаются вопросом, каков срок исковой давности у ДТП. Это можно объяснить тем, что некоторые нарушения здоровья проявляются не сразу, а по истечении некоторого времени. Отдельные виды телесных повреждений могут проявляться не сразу, а расследование самых сложных аварий длится до полугода. В течение этого периода проводятся судебно-медицинские экспертизы, направленные на получение точной информации о степени тяжести увечий.
Вышеприведенные факты означают, что минимальный срок исковой давности составляет шесть месяцев. Далее в зависимости от степени полученного пострадавшим вреда здоровью при ДТП данные увеличиваются пропорционально:
- для легкого вреда – 2 года;
- для вреда средней тяжести – 6 лет;
- для тяжелых увечий – 10 лет.
Внимание
Отсчет времени начинает осуществляться с момента аварии. Если потерпевший инициирует обращение в суд, то он может рассчитывать на возмещение расходов и заработной платы только за три последних года.
Комментарии к статье 12.24 КоАП РФ, судебная практика применения
Эксплуатация транспортных средств — это комплекс организационных и технических мероприятий по безопасному использованию транспорта в соответствии с его предназначением и техническими возможностями.
В п. 1.5 Правил дорожного движения предусмотрено, что участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В ст. 16 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность. Обязанности по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагаются на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Кроме этого, в ст. 19 упомянутого Закона установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Пункт 2.3 Правил дорожного движения предписывает обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 КоАП РФ включает в себя нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, причинение легкого вреда здоровью человека или вреда здоровью средней тяжести.
Нарушения Правил дорожного движения, о которых речь идет в статье 12.24 КоАП РФ, могут выражаться в превышении установленной скорости движения, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда перекрестков и т.д.
Если в результате нарушения водителем транспортного средства Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступили последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо смерти, ответственность виновного будет наступать по соответствующей части ст. 264 УК РФ.
Составы правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 КоАП РФ являются материальными и предполагают наступление последствий в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. При этом вред должен быть причинен окружающим лицам, нанесение вреда водителем самому себе состава правонарушения не образует. Определения понятий легкого или средней тяжести вреда здоровью даны в примечании к статье 12.24 КоАП РФ.
Степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в результате проведения судебно-медицинской экспертизы. Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522.
Административная ответственность по статье 12.24 КоАП РФ наступает при условии, что между нарушением и наступившими последствиями имеется причинная связь. Причинная связь исключается, если нарушение Правил вообще не было допущено (например, пешеход по собственной неосторожности попадает под колесо автомашины).
При решении вопроса о причинной связи учитывается наличие у водителя технической возможности избежать вредного последствия. Если такой возможности не было и установлено, что аварийная ситуация была вызвана не им, а иными участниками дорожного движения, то ответственность исключается.
Если в результате нарушения водителем Правил дорожного движения одному потерпевшему причинен легкий вред здоровью, а другому — вред здоровью средней тяжести, содеянное образует идеальную совокупность административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 статьи 12.24 КоАП РФ.
При наличии по факту нарушения Правил дорожного движения постановления о возбуждении уголовного дела по статье 264 УК РФ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1 или 2 статьи 12.24 КоАП РФ, не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Однако такое решение может быть принято лишь в том случае, если на момент вынесения постановления о назначении административного наказания по тому же факту совершения противоправного деяния уже имелось постановление о возбуждении уголовного дела.
Субъектом рассматриваемых правонарушений являются водители транспортных средств независимо от наличия или отсутствия у них права управления транспортными средствами.
С субъективной стороны указанные административные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.
Протоколы о данных административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.24 КоАП РФ, рассматриваются судьей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).