Жилет, аптечка, огнетушитель, знак АО – что нужно возить в автомобиле?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилет, аптечка, огнетушитель, знак АО – что нужно возить в автомобиле?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как ни крути, но огнетушитель – вещь необходимая. Выбирая его, нужно отталкиваться не только от характеристик огнетушителя, но и от габаритов своего транспортного средства. Считается, что чем больше машина, тем объемнее должен быть огнетушитель, в любом случае – не меньше двух килограмм для легковых и пяти для грузовых.

Требования к огнетушителю для автомобиля 2022/2023

Для обеспечения пожарной безопасности транспортных средств, в том числе парка личных автомобилей, был разработан перечень требований к огнетушителю, предназначенному для оборудования машин. В разработке этих правил принимали участие Министерство по делам ГО и ЧС РФ и Роспожнадзор. На сегодняшний день эти правила состоят в следующем:

  • изделие должно соответствовать действующим нормам и ГОСТам;
  • объем устройства не должен быть меньше двух литров для легкового транспорта и пяти литров для грузовых машин;
  • вес снаряженного огнетушителя не должен быть ниже двух кг для легковых машин и пяти кг для грузового транспорта;
  • принятыми к применению являются изделия, снаряженные двумя типами ОТВ: порошкового и углекислотного;
  • срок годности для всех видов устройств, а также дата контрольно-технических действий по его обслуживанию должна наноситься на корпус изделия;
  • на каждом огнетушителе должна стоять маркировка, включающая в себя всю информацию о его технических характеристиках и эксплуатационных особенностях, в том числе и инструкция по применению.

    Типы автомобильных огнетушителей

    Сегодня в магазинах представлен широкий ассортимент огнетушителей предназначенных для тушения возгораний в разных условиях. Гасящий состав представлен водным наполнением, пенной средой, специальными порошками, аэрозолями, а также комбинированным составом.

    Общепринята классификация огнегасящих устройств по двум параметрам. Первый относят к вышеперечисленному составу гасящего соединения, второй основывается на принципе создания давления внутри баллона:

    1. Огнетушители, где для создания давления применяют способ физической закачки воздуха, от других отличает наличие прибора для его измерения. Подача гасящего состава начинается сразу после открытия крана.
    2. С установленной внутренней ёмкостью повышенного давления воздуха. При нажатии на рычаг открывания игла пробивает отверстие ёмкости и состав, смешавшись течением нескольких секунд, может выполнять свою задачу.
    3. Газогенерирующие огнетушители. Давление создаётся путём взаимодействия химических сред после пробития капсулы. Применять можно только по истечении пяти секунд после активации процесса.

    Опыт показывает, что для тушения возгораний автомобилей зарекомендовали себя с положительно следующие виды огнетушителей:

    1. Углекислотный с активным веществом, включающим диоксид углерода. При распылении на пламя гасит его, охлаждает место возгорания. Характеризуется как хороший диэлектрик, гасящий состав быстро приникает к труднодоступным местам. Техническое хранение по сроку составляет десять лет. Недостатком представлено ожидание приведения в рабочее состояние не менее трёх секунд.
    2. Порошковый огнетушитель работает путём распыления под высоким давлением гасящего порошка. Серьёзными преимуществами являются: тушение любых возгораний диапазоном температур внешней среды минус 60.0 до 50.0°C, предупреждение вторичного воспламенения, а также возможностью по показаниям манометра определить его состояние. Применение сразу после открытия крана.
    3. Воздушно – пенные. Тушение возгорания осуществляется пенным составом. К положительным сторонам относят небольшие размеры пламегасящего устройства, позволяющие его разместить под водительским сидением, достаточность нейтрализации огня в салоне, но значительные возгорания прекратить им вряд ли удастся.

    Процедура проверки огнетушителя

    Проведение не сложных мероприятий после приобретения огнетушителя, придаст уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации он выполнит своё назначение. Они включают в себя:

    1. В магазине следует проверить комплектацию, наличие сопутствующей документации, отметки о заправке и времени последующей проверки.
    2. Внешним осмотром определить целостность узлов изделия.
    3. Определить место для размещения огнегасящего устройства, с удобным доступом и лёгким приведением в рабочее состояние.
    4. Нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, уяснив оптимальные условия использования (порядок запуска, необходимое расстояние для гашения пламени и иное).

    Своевременный контроль состояния, проведение обслуживания позволят своевременно выявить и устранить недостатки пожарного оборудования.

    Проверка огнетушителей представлена визуальным контролем и метрологическими действиями:

    • выявление вмятостей, царапин корпуса, управляющих устройствах;
    • нарушение покрасочного и защищающего слоя поверхности;
    • образование коррозии, препятствующей выходу огнегасящей смеси;
    • пломбы опечатывающей предохранитель от произвольного пуска;
    • срок действия в атомобиле огнетушителя;
    • исправное состояние информирующих устройств (манометр и подобное), при наличии;
    • клеймение об ограничении давления;
    • определяют фактическую массу изделия, в нём – долю гасящего состава;
    • при наличии удлинительного шланга – его состояние.

    Срок годности огнетушителя.

    Каждое средство борьбы с огнем имеет годность лишь до указанных дат на тубе. Время идет и характеристики противопожарного предмета снижаются. Так, идет уменьшение внутреннего давления, а свойства содержимого только ухудшаются. Автовладелец, который решил произвести технический осмотр огнетушителем, срок годности которого вышел, не сможет априори пройти процедуру.

    Пломбирование. На пломбе указана дата с последней проверки огнетушителя.

    Та информация, которая надиктована к указанным требованиям доступна на баллоне оборудования. Есть информация на маркировке: даты изготовления , дата последней заправки.

    Согласно всем правовым нормам российского законодательства, владелец автомобиля без огнетушителя будет наказан, применённым к нему, административным штрафом. На сегодняшний день каждый водитель, которые передвигается без противопожарного средства, оплатит штраф в размере от пятиста рублей.

    Читайте также:  С какого момента возникает право собственности

    Типы, виды, стандарты огнетушителей.

    Чаще всего автолюбители, приобретая устройство для тушения возгорания, не вникают в его специфику. Огнетушитель он и есть огнетушитель. И значительная доля правды в таком рассуждении присутствует. Уж лучше, чтобы в ответственный момент под рукой был хоть какой-нибудь пламегаситель, чем никакого. Тем не менее стоит иметь ввиду, что эти красные баллоны различаются по нескольким критериям:

    • способ срабатывания. Понятно, что использование какого-то иного варианта, кроме ручного, в обычном автомобиле пока не придумали;
    • принцип воздействия на очаг огня. Вот здесь самое сложное, ибо знания химии у большинства владельцев транспортных средств таковы, что разумнее поверить на слово продавцам магазина, которые утверждают – в автомобиле лучше иметь углекислотный или порошковый огнетушитель;
    • объем корпуса. Понятно, что чем габаритнее автомобиль или он имеет какую-то специфику (например, бензовоз), то и объем должен быть больше. Для комплектации легкового автомобиля обычно используют переносные, с массой вещества для огнетушения до 4 килограмм;
    • вид пускового устройства. Самый удобный и распространенный вариант – рычажного типа;
    • сроки службы и возможность заправки. Углекислотные сохраняют свои свойства до 5 лет (потом возможна дозаправка). Временные рамки годности порошкового – 10 лет, с дополнительной заправкой не реже, чем раз в 5 лет. Но как показывает практика, разумнее купить через 5 лет новый, чем заправлять старый.

    В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

    Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

    Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

    Может ли инспектор ГИБДД требовать показать аптечку и огнетушитель

    Да, может. Инспектор обязан своими действиями обеспечивать безопасность на дороге. Если в машине нет аптечки или огнетушителя — это нарушение правил дорожного движения.

    Процесс проверки. Инспектор вправе проводить досмотр авто, чтобы выявить нарушение правил. Он может попросить открыть багажник и показать необходимые предметы.

    Как фиксируется нарушение. Автоматических способов проверить аптечку и огнетушитель пока нет, поэтому на дороге стоит работник госавтоинспекции и в случайном порядке останавливает машины. Если после досмотра он обнаружит, что аптечки или огнетушителя нет, — будет протокол, постановление о нарушении и штраф.

    Что проверят в автомобиле на пункте техосмотра

    Некоторые проверки, несмотря на предложения МВД, решено было оставить. Например, наличие трещин на лобовом стекле по-прежнему будут проверять, как и измерять уровень вредных выбросов. Остались и такие требования, как отсутствие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя — то есть всю лишнюю электронику и крепления под нее на лобовом стекле придется снимать перед прохождением осмотра. Таким образом перечень из 55 пунктов теперь включает:

    тормоза:

    • соответствие показателей эффективности торможения и устойчивости торможения;
    • соответствие разности тормозных сил установленным требованиям;
    • отсутствие подтеканий тормозной жидкости, нарушения герметичности трубопроводов или соединений в гидравлическом тормозном приводе;
    • отсутствие трещин или остаточной деформации деталей тормозного привоза.

    Где находится огнетушитель в автомобиле по ПДД

    Главным критерием правильного хранения устройства является его доступность в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Правилами определено, что хранить огнетушитель следует в кабине транспортного средства, а не в багажнике или дополнительных емкостях, имеющихся на грузовых машинах. Конструкция должна быть надежно закреплена в удобном для использования месте. Зафиксировать устройство можно с помощью специального кронштейна.

    Действия водителя в случае возникновения пожара должны быть четкими и осмысленными. Для этого он должен ознакомиться с инструкцией по применению устройства. Она должна быть нанесена на корпус огнетушителя и быть хорошо читаемой. Порядок действий водителя предполагает следующее:

    • сорвать находящуюся на чеке конструкции пломбу;
    • выдернуть за металлическую дугу чеку из места фиксации;
    • направить раструб огнетушителя на очаг пожара;
    • сдавить скобу рычага.

      Процедура проверки огнетушителя

      Проведение не сложных мероприятий после приобретения огнетушителя, придаст уверенность в том, что в чрезвычайной ситуации он выполнит своё назначение. Они включают в себя:

      1. В магазине следует проверить комплектацию, наличие сопутствующей документации, отметки о заправке и времени последующей проверки.
      2. Внешним осмотром определить целостность узлов изделия.
      3. Определить место для размещения огнегасящего устройства, с удобным доступом и лёгким приведением в рабочее состояние.
      4. Нужно внимательно изучить инструкцию по эксплуатации, уяснив оптимальные условия использования (порядок запуска, необходимое расстояние для гашения пламени и иное).

      Своевременный контроль состояния, проведение обслуживания позволят своевременно выявить и устранить недостатки пожарного оборудования.

      Проверка огнетушителей представлена визуальным контролем и метрологическими действиями:

      • выявление вмятостей, царапин корпуса, управляющих устройствах;
      • нарушение покрасочного и защищающего слоя поверхности;
      • образование коррозии, препятствующей выходу огнегасящей смеси;
      • пломбы опечатывающей предохранитель от произвольного пуска;
      • срок действия в атомобиле огнетушителя;
      • исправное состояние информирующих устройств (манометр и подобное), при наличии;
      • клеймение об ограничении давления;
      • определяют фактическую массу изделия, в нём – долю гасящего состава;
      • при наличии удлинительного шланга – его состояние.

      Правила выбора огнетушителя

      Чтобы прибор служил долго и сохранял свои качества в течение долгих лет, необходимо:

      • Приобретать приборы только в специализированных магазинах. Брать подобный агрегат с рук или на авторынке крайне не рекомендуется, в самый ответственный момент он просто может дать осечку, и экономия 100-500 рублей выльется в безумно дорогой ремонт или покупку нового автомобиля.
      • Выбирать только огнетушители заводской сборки надежных производителей. При наличии сомнений лучше купить аппарат другой, более известной фирмы.
      • Перед приобретением следует уточнить наличие гарантии на товар, дождаться чека и выписки гарантийного обязательства.
      • Удостовериться в целостности корпуса, клапана, манометра, пломб.
      Читайте также:  Чем отличается приемная семья от опекунства

      Огнетушители для авто, как и для строений, различаются по принципу действия и тушащему веществу на несколько видов:

      • углекислотные (ОУ);
      • порошковые (ОП);
      • водные или водно-эмульсионные (ОВ или ОВЭ);
      • пенные (ОВП или ОХП);
      • аэрозольные (ГОА или АГС).

      Внутри авто огнетушителей углекислотных находится кислота, которая при выходе из баллона прекращает доступ кислорода к месту возгорания, останавливая процесс. Срок годности авто огнетушителя углекислотного типа составляет до 10 лет при его перезарядке после 5 лет после покупки или после каждого использования. Цена авто огнетушителя начинается от 900 рублей. Он помещен в крепкий стальной корпус, который не раскалывается и не ломается при авариях, а кислота не оставляет грязных следов.

      К недостаткам можно отнести:

      • риск отморожения рук;
      • большой вес;
      • отказы в работе на морозе;
      • опасность больших объемов углекислоты для людей.

      Из-за опасности для людей ОУ лучше не использовать в закрытых помещениях. При возгорании ГСМ углекислотный огнетушитель лучше порошкового, а при возгорании электропроводки – наоборот.

      Порошковый огнетушитель для автомобиля содержит внутри мелкий порошок, струя которого направляется непосредственно в очаг возгорания. Распыленный порошок закрывает доступ кислороду. Небольшой объем позволяет возить ОП в небольшом багажнике. Стоимость порошкового огнетушителя начинается от 400 рублей и зависит от объема. Хранить в автомобиле ОП можно до двух лет, при большем сроке порошок может слежаться.

      Огнетушитель для машины порошкового типа:

      • мало весит;
      • работает при любых температурах;
      • занимает немного места.

      К недостаткам, кроме небольшого срока службы и слеживания порошка можно отнести пластмассовый корпус, который может треснуть от серьезного удара, в результате чего машина будет сильно испачкана. То же происходит и во время тушения, после чего машину придется отдать на мойку, но это лучше, чем на свалку. После тушения порошковым огнетушителем в редких случаях возможно повторное возгорание.

      Авто огнетушители для автомобиля водного или водно-эмульсионного типа содержат внутри воду или водную эмульсию с добавками, помогающими тушить огонь и препятствующими замерзанию, но на сильном морозе это не всегда помогает. В местности с не очень холодной зимой он показал себя с лучшей стороны:

      • он не опасен и может быть использован в салоне ТС без угрозы людям;
      • у него самая длинная из всех огнетушителей длина струи.

      Корпус ОВЭ годен в течение 5 лет, но раз в год его следует перезаряжать. Стоит он от 3,5 до 5 тысяч рублей. К недостаткам относятся его особенности:

      • замерзание на сильном морозе;
      • дорогая заправка;
      • подверженность ржавчине изнутри;
      • плохие тушащие свойства при возгорании горючих жидкостей.

      Пенные огнетушители делятся на 2 подвида:

      • воздушно-пенные (ОВП),
      • химические пенные (ОХП).

      Пенные огнетушители внутри содержат воду с добавлением состава, образующего пену. Их срок службы ограничен одним годом, предназначены они для тушения горючих жидкостей, включая масло и бензин. Плохо работают в условиях суровой зимы, не поддается перезарядке, стоят более полутора тысяч рублей.

      Аэрозольные огнетушители делятся на подвиды:

      • генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА);
      • аэрозольные горящие составы (АГС).

      Аэрозольные огнетушители значительно отличаются от остальных по конструкции и принципу действия. Бурно выделяемые мелкодисперсные аэрозольные частицы образуют облако, которое при сильном нагревании загорается, прекращая или значительно замедляя горение в очаге пожара. При тушении пожара в здании или на открытом воздухе огнетушитель просто забрасывается в очаг горения, дальше все происходит без участия человека.

      На транспорте используется ГОА в ручном и полуавтоматическом исполнении. Он устанавливается под капотом и при полуавтоматическом режиме срабатывает самостоятельно в пожароопасной ситуации, а в ручном режиме активируются с помощью кнопки, находящейся в салоне.

      ГОА устойчивы к ударам и вибрации, занимают немного места, но одного баллона может не хватить для полного тушения пожара, поэтому желательно не использовать его в качестве основного. Может храниться и использоваться и в салоне автомобиля. Срок хранения в машине до 2 лет. В холодную зиму может замерзнуть, его нельзя перезарядить, но ГОА обладает рядом преимуществ:

      • безвреден для людей;
      • занимает немного места;
      • пригоден при тушении возгорания любого типа (кроме возгорания жидкостей, для горения которых не нужен кислород).

      Аэрозольные огнетушители дешевы и стоят от 250 до 600 рублей.

      Чаще всего используют углекислотные и порошковые огнетушители для авто. МЧС рекомендует порошковые модели, а опытные водители считают, что лучше иметь два – один (ОУ) в багажнике и один (ОП) в салоне (кабине). Например, если вы решили иметь два огнетушителя, то можете комбинировать ОП-2 и ОУ-1.

      Углекислотными огнетушителями можно тушить возгорания классов «В», «С», Е», но они не годятся для пожара класса «A». Большинство порошковых устройств годятся для всех четырех классов пожара, но есть и те, которые работают в диапазоне «В», «С», Е».

      Основные критерии выбора

      Объем ёмкости устройства. Для легковых автомобилей этот критерий составляет 2 литра, для грузовых- 5 литров. Не стоит брать больший объем, чем рекомендовано, большие габариты и вес будут препятствовать эффективному использованию, кроме этого он займет лишнее место в багажнике.

      Активное вещество. В современных устройствах используют два вида наполнителей: порошок и углекислоту. Принципы действия у них разные, каждый имеет свои достоинства и недостатки. К примеру, порошковые устройства не охлаждают зону горения полностью, а это может привести к повторному возгоранию. Порошок, попав на части внутреннего интерьера автомобиля уже ничем не отмоется. Его частицы могут вызвать аллергию или удушье. Из-за слеживания свойства могут ухудшаться.

      Читайте также:  Как субсидии облагаются налогом при УСН?

      Проблема огнетушителей с углекислотным наполнителем в том, что при низких температурах, газ имеет свойство сжиматься, поэтому если возгорание произошло в мороз, то его эффективность будет низкой. Такие устройства имеют большие габариты и вес, это затрудняет их использование, если водитель – женщина.

      Огнетушитель обязательно должен соответствовать ГОСТу.

      Срок годности должен иметь актуальные даты. Нужно за этим следить, чтобы устройство не подвело в важные моменты. Наличие всех опознавательных знаков, состава, инструкции является обязательным.

      Выбор огнетушителя для машины

      Огнетушитель для автомобиля является неотъемлемой частью безопасности вашего транспортного средства. К сожалению, часто мы не придаём большого значения его выбору и покупке, таким образом подвергая риску себя и своих близких. В этой статье речь пойдёт о том, как выбрать лучшее средство для тушения пожара в автомобиле.

      Ключевым вопросом является подходящий выбор оборудования, которое может спасти вашу жизнь. Важно, перед тем как выбрать огнетушитель для автомобиля, руководствоваться не только его ценой и техническими характеристиками. Более ответственно нужно отнестись к согласованию рисков, которые могут возникнуть.

      Вопреки тому, что мы думаем об автомобильных пожарах, они происходят довольно часто, но не всегда из-за протечки топлива. В большинстве случаев причиной является короткое замыкание в проводке или проникновение высоковольтных кабелей.

      Огнетушитель для автомобиля предназначен для подавления огня в зародыше, поэтому на ранних стадиях пожара он может быть очень полезным. Обязательным автомобильным аксессуаром он стал несколько лет назад.

      И хотя его полезность была доказана не раз, он также нашёл своих оппонентов, которые полагают, что небольшой прибор не в состоянии подавить огонь, а только ставит водителя в опасность.

      И примечательным является и то, что сами водители не знают, как их использовать, не помогает даже руководство.

      На видео — выбор огнетушителя:

      Один из важных вопросов при покупке огнетушителя для автомашины — это действующий сертификат, который должен отвечать ГОСТ Р51057-2001 и НПБ 155-2002. Также следует помнить, что, в соответствии с правилами, раз в год нужно проводить его проверку на специальных объектах.

      Где возить огнетушитель в автомобиле по новым правилам

      Найдем упоминание об этих автоаксессуарах в нормативных актах:

      1. В обязанности водителя в соответствии с п. 2.3. ПДД входит проверка ТС перед каждой поездкой на соответствие основным положениям допуска автомобиля к эксплуатации.
      2. Основные положения в приложении к Правилам содержат информацию о том, что не допускаются к эксплуатации те транспортные средства, оборудование и техсостояние которых не соответствуют требованиям перечня неисправностей.

      В списке неисправностей, из-за которых не разрешается эксплуатация ТС, имеется пункт 7.7.

      , который гласит, что отсутствие аптечки и огнетушителя в легковой или грузовой машине, автобусе и тракторе – является препятствием для использования этих средств передвижения.

      Для мотоцикла с прицепом критично лишь отсутствие аптечки, огнетушитель водителю такого транспорта не требуется, чтобы сесть за руль.

      ПДД осторожно следуете к месту ремонта, поскольку устранить «неисправность» сейчас не можете (и верно: где вы на трассе возьмёте новый огнетушитель?). С формальной точки зрения вы будете правы. Это не всегда спасает от штрафа, но довольно часто позволяет свести наказание к предупреждению.

      Важно

      Также помните, что ни забирать машину на штрафстоянку, ни снимать номера инспектор не вправе: эвакуация в этом случае не применяется, а снятие номеров давно отменено. Ничего большего, чем выписать вам штраф в 500 рублей, инспектор не может.

      Вернуться Отсутствие аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. Об этом расскажет сюжет в передаче «Дорожный ликбез».

      Поэтому после применения огнетушителя следует убыть из зоны его действия, проветрить помещение или салон;

      • при неправильном удержании баллона возможно обморожение от холодной струи жидкого газа, температура которой может достигать минус 60 градусов;
      • резкий перепад температур во время тушения огня может вызвать механические разрушения отдельных деталей из-за высоких тепловых напряжений;
      • применение огнетушителя зимой при низкой температуре окружающей среды менее эффективно вследствие замедления химической реакции образования пара и снижения его давления.

      В том же Своде Правил говориться, что в автомобилях можно использовать один из трех видов: порошковый, водяной или газовый (углекислотный). Сразу обозначим, что водяная разновидность при минусовых температурах не работает. Вода или водный раствор просто внутри корпуса замерзает. И от такого автомобильного огнетушителя толку не будет, пригодность нулевая. Поэтому остаются порошковый с маркировкой «ОП» или углекислый «ОУ».

      Из этих двух специалисты выделяют порошочную модель. Во-первых, она по своим огнетушащим характеристикам углекислоте не уступает. Во-вторых, она дешевле. В-третьих, легче, поэтому удобнее в использовании.

      Что касается марки, то в легковых автомобилях используют ОП-2 и ОУ-2. Если есть возможность, то рекомендуется приобрести модели ОП-3 или ОУ-3. Они дороже, по высоте такие же, как и предыдущие марки, только в диаметре чуть больше и вес тяжелее. Но у них огнетушащего вещества на 30% больше, что в экстремальных ситуациях немаловажный фактор.

      Один момент, касающийся ОП-2. В его конструкции присутствует раструб очень маленького размера. Это иногда становится причиной отказа молодого инспектора не принимать машину, то есть появляется ситуация не прохождения авто технического осмотра. Владелец машины и ОП-2 должен знать, что раструб в приборе есть. Он просто похож на пластиковый колпачок.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *