Транспортная компания повредила груз: что делать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортная компания повредила груз: что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае, если вам дано задание по составлению акта о повреждении груза, а вы никогда прежде не встречались с этим документом, прочитайте приведенную ниже информацию и посмотрите пример – по его образцу вы без особых сложностей сформируете собственный бланк.

Регламент оформления исковой документации грузополучателем

Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.

Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.

Договорная ответственность в автоперевозках

Краеугольным камнем договора перевозки выступает ответственность перевозчика за утерю или повреждение груза.

Размер убытков при утере груза рассчитывается от объявленной стоимости; если таковой нет, то от стоимости в товаросопроводительных документах (Постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2017 по делу №А56-74676/2015).

При утере или повреждении груза перевозчик, как правило, ссылается на одно из следующих обстоятельств:

  • груз передан водителю, у которого не было полномочий на получение груза;
  • груз погружен в автомобиль, который не принадлежит перевозчику;
  • повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки;
  • груз доставлен без повреждений упаковки, а внутритарная проверка при погрузке не проводилась;
  • груз поврежден или утрачен в результате обстоятельств непреодолимой силы.

Груз передан неуполномоченному лицу или погружен в автомобиль третьего лица

Эти доводы приводит перевозчик как в случаях, когда груз действительно утерян по причине совершения преступления (хищения груза путем мошеннических действий – когда грузоотправитель передал товар похитителям), так и в случаях, когда перевозчик хочет избежать ответственности без законных оснований.

Вопрос решается элементарной внимательностью при подготовке документов: в договоре или заявке должны быть указаны паспортные данные водителя, данные на автомобиль, можно запросить трудовой договор и договор аренды авто (если перевозчик не собственник).

Повреждение груза произошло по причине ненадлежащей упаковки

Если перевозчик (экспедитор) принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на перевозчике (экспедиторе) лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. №26).

Груз доставлен без повреждений упаковки

Если перевозчик принял груз без проверки качества груза (по количеству мест), таким же образом груз принял грузополучатель, то в дальнейшем претензии могут быть предъявлены только поставщику (см. Решение АС Иркутской области от 08.04.2016 по делу № А19-1579/2016).

Непреодолимая сила

Один из самых сложных фактов для доказывания. Бремя доказывания непреодолимой силы возлагается на должника (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. №7). Ключевые признаки непреодолимой силы:

  • чрезвычайность – непредвиденное обстоятельство, выходящее за рамки обычного хода событий;
  • непредотвратимость – любой средний участник гражданского оборота не справился бы в подобной ситуации;
  • непреодолимость – преодоление препятствия требует непропорциональных усилий и расходов.

Непреодолимая сила должна выходить за пределы нормального, обыденного, не должна относиться к обычному риску, должна быть объективно, а не субъективно непредотвратима (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2012 г. №3352/12, Определение ВС РФ от 24 марта 2015 г. №306-ЭС14-7853).

Читайте также:  Вычет по предыдущим годам в декларации 3-НДФЛ: что писать в программе

Ниже в таблице приведен открытый перечень обстоятельств, которые суд признает или не признает непреодолимой силой.

Что НЕ МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой Что МОЖЕТ быть признано непреодолимой силой
  • ДТП на дороге
  • неисправность автомобиля
  • ремонт дороги, неисправность дорожного покрытия, пробки на дорогах
  • противоправные действия третьих лиц (в т.ч. преступления)
  • утеря необходимых документов
  • трудовые споры, местные забастовки работников
  • экономический кризис, изменение валютных курсов
  • издание нормативного акта, исключающего возможность исполнения обязательства
  • начало военных действий
  • землетрясения, наводнения, др. природные катаклизмы
  • массовые забастовки работников определенной отрасли, начатые без предупреждения

Как происходит компенсация через суд

Предположим, что транспортная компания, которая была нанята, чтобы перевести груз, по своей вине повредила его или испортила. Но в досудебном порядке компенсировать ничего не хочет. Или же условия компенсации не соответствуют требованиям пострадавшей стороны. Тогда возникает вопрос, что делать в такой ситуации.

Здесь требуется решать вопрос через суд. От пострадавшего потребуется подать иск с арбитражный суд. Только важно учитывать, что правила в отношении подобных претензий к перевозчикам жёсткие. Иск подаётся только по месту расположения транспортной компании. С этим пострадавшему грузовладельцу или грузоотправителю придётся смириться, если он находится или проживает далеко от расположения грузоперевозчика.

В иске нужно обязательно детально описать обстоятельства при обнаружении потери или порчи. Далее идут ссылки на документы, в которых предусматриваются основания не только утраты, но и величины причинённого ущерба.

Особенности подачи и рассмотрения претензии

Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.

В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.

Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.

Право на предъявление претензии

Предъявлять претензию вправе:

  • грузоотправитель (отправитель) — юридическое или физическое лицо (ИП), заключившее договор на перевозку груза от своего имени или по поручению собственника груза, или указанное как отправитель груза в перевозном документе. Может совпадать с грузополучателем или собственником груза.
  • грузополучатель (получатель) — юридическое или физическое лицо (ИП), указанное как получатель груза в месте назначения согласно договору или перевозочному документа. Может совпадать с грузоотправителем.
  • собственник железнодорожных вагонов, контейнеров – фактический владелец специальных средств, в которых отправляется груз. Может быть собственником груза или заключить с ним договор на предоставление специального средства перевозки.
  • страховщик — юридическое лицо-страховая компания, которая выплатила возмещение грузоотправителю, грузополучателю, собственнику вагонов или контейнеров по договору страхования груза от повреждений, недостачи, порчи.

Срок предъявления претензии

Общий срок исковой давности для направления претензии или искового заявления, по требованиям, возникающим из договоров перевозки или договоров фрахтования – 1 год.

Срок подачи претензии к транспортной компании зависит от вида транспорта, которым осуществлялась перевозка и основания для наступления ответственности (повреждение, утрата, порча или недостача груза).

При перевозке груза:

  • морским видом транспорта — претензия может быть направлена в течении всего срока исковой давности;
  • железнодорожным видом транспорта — в течении 6 месяцев с момента наступления основания для направления претензии, а по претензиям, связанным с выплатой штрафов или пеней — в течении 45 дней;
  • автомобильным транспортом — претензия может быть направлена в течении всего срока исковой давности;
  • авиатранспортом — в течение 6 месяцев с момента наступления основания для направления претензии (общее правило).
  • при прямом смешанном сообщении — претензия предъявляется не раньше 4 месяцев с момента принятия груза к перевозке. Претензия направляется перевозчику, который доставил груз в конечный пункт перевозки.

Важно учитывать момент, от которого начинается отсчет срока исковой давности. Начало этого срока исчисляется со дня наступления события, которое послужило причиной для предъявления претензии.

Читайте также:  Промежуточный баланс при ликвидации ООО

Если таким событием стала:

  • недостача, повреждение или порча груза — срок исчисляется со дня выдачи груза;
  • утрата груза — срок исчисляется со дня признания груза утраченным. Исключения: в случае перевозки морским транспортом — по истечении 30 дней со дня окончания срока доставки груза; при перевозке воздушным транспортом — через 10 дней по истечении срока доставки, если произошла утрата почты — по истечении срока доставки;
  • просрочка доставки груза — срок исчисляется со дня выдачи груза.

Наиболее важные аспекты претензионного порядка

Первое о чём стоит сказать, это то, что подача претензии транспортной компании о повреждении груза, обязательна.

Если вы не осуществите претензионный порядок, а сразу обратитесь в арбитражный суд, ваше исковое заявление оставят без рассмотрения и вернут обратно. Досудебное разбирательство установлено законом, как неотъемлемая часть разрешения таких споров.

Второе, на что следует обратить внимание, это вид транспорта, которым организованна доставка. Особенности есть у каждого вида, в том числе актуальна и смешанная доставка.

Третье обстоятельство, играющую важную роль – это сроки подачи претензии и время, в течении которого транспортная компания должна дать на неё ответ. Будьте внимательны, их нарушать нежелательно.

В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.

Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;

Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.

Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.

Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.

Что необходимо сделать, чтобы груз был доставлен без повреждения?

Есть несколько способов, которыми продавец может уменьшить свои шансы на неблагоприятный исход:

  • Убедитесь, что положения и освобождение от ответственности договора перевозки полностью понятны, разные законы могут применяться в разных ситуациях. Если вы отправляете дорогостоящий продукт, вы можете договориться об отдельном контракте или получить специальную страховку.
  • Убедитесь, что вы используете надежного перевозчика с адекватным страховым покрытием.
  • Убедитесь, что продукт правильно упакован. Боковые стенки должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать предсказуемые условия. Может потребоваться специальная прокладка для защиты изделия от возможных ударов и вибрации. Возможно, продукт должен быть защищен дополнительной поддержкой.
  • Убедитесь, что груз четко обозначен и маркирован.

При необходимости используйте защиту от коррозии, особенно для зарубежных перевозок.

  • Используйте индикаторы вручения и / или мониторы для продукта высокой стоимости. Данные об ударе и вибрации могут предоставить ценную вспомогательную документацию для любого требования о возмещении ущерба.

Оформление правоотношений с перевозчиком/экспедитором

Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.

Договор перевозки:

  • перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
  • перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
  • перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Договор аренды транспортного средства:

  • предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
  • арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
  • арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
  • арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.

Договор фрахтования:

  • предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
  • оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
  • фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
  • фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
  • фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.

Договор транспортной экспедиции:

  • предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
  • как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
  • экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
  • договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
  • договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Читайте также:  Арендуем автомобиль у работника: налоги и взносы

Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).

Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
  • цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
  • экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.

Как определить размер ущерба, причиненный транспортной компанией?

Прежде чем обращаться с досудебной претензией к перевозчику, важно провести собственную экспертизу и установить степень повреждений груза, причиненный ущерб и возможность восстановления. Преимущество такого шага заключается в том, что вы можете воспользоваться помощью объективного независимого эксперта, задать ему правильные вопросы, чтобы транспортная компания фактически не имела возможность отказаться компенсировать причиненный вред. О вашем намерении провести экспертизу нужно предупредить перевозчика, а затем задать следующие вопросы:

  • Какой ущерб причинен товару;
  • Соответствует ли упаковка или транспортировочная тара состоянию, описанному в акте приемки;
  • Существует ли причинно-следственная связь между зафиксированными повреждениями и действиями компании в процессе транспортно-логистических услуг.

Услуги эксперта стоят денег, но помните: в случае признанием перевозчиком вины на причиненный ущерб именно он компенсирует вам стоимость проведения экспертизы.

Некоторые важные правовые нюансы

  1. Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
  2. Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
  3. Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
  4. Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза. Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
  5. В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды. То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
  6. Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность

Как происходит признание груза утраченным

Признание груза утраченным начинается с момента составления акта недостачи. В договоре перевозки чаще предусматривают порядок оформления документации для таких случаев.

В зависимости от транспортного средства, которым выполнялась перевозка, дополнительно устанавливают требования к оформлению в случае утраты товара в пути.

Если во время приемки определяется недостача груза, получатель приостанавливает приемку, обеспечивает сохранность продукции и принимает меры для того, чтобы она не смешалась с другими товарами.

О недостаче груза составляют акт, в котором расписываются лица, осуществляющие приемку. После его оформления с ним должен ознакомиться представитель компании-перевозчика и получатель.

Перед предъявлением иска, сначала составляют претензию в порядке, установленном транспортным уставом или ГК РФ. Претензию отправляют в письменном виде, указав в ней всю информацию о товаре и сторонах сделки.

Если груз утерян транспортной компанией, но перевозчик отказывается удовлетворять претензию или игнорирует ее и уже прошло 30 дней, подается иск, согласно ст. 797 ГК РФ.

Срок исковой давности составляет 1 год. Этот срок высчитывают со дня, когда груз считается утерянным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *