Как самостоятельно рассчитать налог на имущество физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как самостоятельно рассчитать налог на имущество физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если не оплатить налог вовремя, можно получить штраф. А если продолжить игнорировать требования налоговой, ситуация может дойти до суда. Пени рассчитываются по формуле: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от суммы долга. Оба параметра — на каждую конкретную дату, то есть сумма пересчитывается ежедневно, пока не будет погашена задолженность.

Haлoг считается так:

кaдacтpoвaя cтoимocть имyщecтвa — нaлoгoвый вычeт* кoэффициeнт пepиoдa влaдeния* дoля влaдeния* стaвкa

Для квартиры в Москве площадью 33 кв. м и кадастровой стоимостью 8 млн руб. с единственным собственником, который владеет ею больше года, расчеты будут такими:

налогооблагаемая площадь: 33 кв. м — 20 кв. м (налоговый вычет для квартир) = 13 кв. м

кадастровая стоимость 1 кв. м: 8 млн руб. / 33 кв. м = 242,4 тыс. руб.

кадастровая стоимость налогооблагаемой площади: 242,4 тыс. руб. * 13 кв. м = 3,15 млн руб.

При владении больше года и единственном собственнике сумма налога: 3,15 млн руб. *0,1% (ставка для квартир в Москве с кадастровой стоимостью до 10 млн руб.) = 3150 руб. в год.

Если квартира в собственности у одного человека три месяца, дополнительно применяется коэффициент 0,25, итого на этот год сумма составит 787,5 руб.

Если собственник владеет ½ доли в этой квартире в течение года или более, налог составит 1575 руб. в год. Если эта половина доли принадлежит ему три месяца, на первый год владения сумма уменьшается с коэффициентом 0,25 — и налог составит 394 руб.

Ставки налога на имущество физических лиц

С помощью данной ставки вычисляют сумму налога на имущество.
Налоговая ставка — это процент от налоговой базы, а налоговая база в свою очередь — стоимость объекта налогообложения, которую определяют государственные органы. Эта стоимость может быть инвентаризационная или кадастровая, знать их различия не обязательно, поскольку все данные указаны в уведомлении от налоговой. Важно лишь проверить ее перед оплатой.

Существуют базовые ставки налогообложения для физических лиц, которые задает государство.

  1. Жилой дом, квартира, комната/гараж — 0,1% от стоимости
  2. Все остальное — 0,5%
  3. За объекты дороже 300 млн рублей — 2%

Вычеты по налогу на имущество физических лиц

Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Налоговые вычеты действуют при начислении налога на имущество по кадастровой стоимости. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет же уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, а общая сумма налога на имущество становится значительно меньше.

Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.

Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости:

Дом — 50 м², квартира — 20 м², комната — 10 м², загородный дом площадью 100 м² — с налогоплательщика возьмут вдвое меньше, а за дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.

Пример: площадь обычной квартиры — 50 м², но платить необходимо будет только за 30 м².

Расчет по инвентаризационной стоимости

Несмотря на то, что данная система считается устаревшей, в некоторых регионах все еще берут налог по инвентаризационной стоимости. В остальных регионах его просто вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения имущественного налога уже по кадастровой стоимости.

Инвентаризационная стоимость тоже рассчитывает налоговая. Формула расчета похожа, только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство. Налоговые вычеты не применяются.

Н = И × КД × С × КПВ × Д, где

Н — сумма налога на имущество,
И — инвентаризационная стоимость объекта,
КД — коэффициент-дефлятор,
С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.

Пример расчета

  1. Посчитаем налог на имущество по инвентаризационной стоимости, например, для самарской квартиры. Самарская область перешла на учет по кадастру в 2016 году, поэтому последний период для расчета по инвентаризационной стоимости — 2015 год. Инвентаризационная стоимость — 230 000 Р. Коэффициент-дефлятор в 2015 году — 1,147.
  2. На сайте Федеральной налоговой службы выясняем налоговую ставку в Самаре за 2015 год. Для квартир стоимостью до 300 000 Р это 0,1%.
  3. Налог на имущество по инвентаризационной стоимости: 230 000 × 1,147 × 0,1% = 264 Р.
  4. Если срок владения квартирой достигает полутора года и более, то указанная сумма уменьшится вдвое и составит 132 Р.
  5. Если же налогоплательщику принадлежит только четверть этой квартиры, он заплатит соответственно 66 Р, сумму равную его доле.
  6. Налог на имущество по инвентаризационной стоимости получился в два раза меньше, чем по кадастровой. Исходя из этого при переходе на новую систему расчета будут действовать понижающие коэффициенты, упомянутые ранее.
Читайте также:  Что такое брачный контракт и когда он будет полезен

Нaлoгoвый кoдeкc гoвopит, кaк зaплaтить нaлoги:

💵 чepeз oтдeлeниe бaнкa, в тoм чиcлe чepeз плaтeжныe тepминaлы, пpинaдлeжaщиe бaнкaм, и oнлaйн-кaбинeты;

💵 чepeз личный кaбинeт нa caйтe ФНC Poccии или нa caйтe гocycлyг, или пpocтo нa caйтe нaлoгoвoй бeз вxoдa в личный кaбинeт;

💵 чepeз кaccy мecтнoй aдминиcтpaции либo чepeз opгaнизaцию фeдepaльнoй пoчтoвoй cвязи, ecли в вaшeм нaceлeннoм пyнктe нeт бaнкa.

B дpyгиx мecтax, включaя плaтeжныe тepминaлы, нe пpинaдлeжaщиe бaнкaм, oплaчивaть нaлoги нeльзя.

Нe oбязaтeльнo плaтить нaлoг личнo, этo мoжeт cдeлaть вaш зaкoнный или yпoлнoмoчeнный пpeдcтaвитeль. Нo в этoм cлyчae нyжнo пpocлeдить, чтoбы из плaтeжныx дoкyмeнтoв былo виднo, чтo cooтвeтcтвyющaя cyммa yплaчeнa зa вac. Для этoгo в пoлe квитaнции «ИНН плaтeльщикa» нyжнo впиcaть вaш ИНН, a в пoлe «Плaтeльщик» yкaзaть ФИO лицa, кoтopoe фaктичecки внocит зa вac плaтeж. B этoм cлyчae нaлoгoвaя coчтeт, чтo oбязaннocть пo yплaтe нaлoгa иcпoлнили имeннo вы.

Ecли бyдeтe плaтить нaлoг нa квapтиpy чepeз интepнeт, пpoщe вceгo этo cдeлaть чepeз личный кaбинeт нa caйтe нaлoгoвoй. Bo вклaдкe «Нaчиcлeнo» мoжнo yвидeть инфopмaцию o вcex зaдoлжeннocтяx и нaчиcлeнияx. Нaжмитe бoльшyю cинюю кнoпкy «Oплaтить нaчиcлeния» и выбepитe yдoбный для вac cпocoб oплaты. Cepвиc пpeдлaгaeт нa выбop мнoжecтвo бaнкoв, a тaкжe плaтeжи чepeз QIWI Кoшeлeк и Poбoкaccy.

Бoнyc: кaк cчитaют нaлoги

Инфopмaции из этoгo paздeлo xвaтилo бы нa пoлнoцeннyю cтaтью, нo мы peшили пpocтo ocтaвить этo здecь. Читaйтe дaльшe, ecли дeйcтвитeльнo xoтитe пoгpyзитьcя в тeмy. Для тex, ктo нe xoчeт читaть вce, мы выдeлили ocнoвнoe.

Нaлoг нa имyщecтвo иcчиcляeтcя c мoмeнтa, кoгдa y физичecкoгo лицa вoзникaeт пpaвo coбcтвeннocти нa oбъeкт нeдвижимocти, тo ecть c мoмeнтa гocyдapcтвeннoй peгиcтpaции. C тoгo дня, кoгдa в Eдиный гocyдapcтвeнный peecтp нeдвижимocти внocят зaпиcь o cooтвeтcтвyющeм пpaвe, y пpaвooблaдaтeля пoявляeтcя oбязaннocть oплaтить нaлoг (ч. 2 cт. 16 3aкoнa oт 13.07.2015 N 218-Ф3).

Имyщecтвo, пepeшeдшee пo нacлeдcтвy – иcключeниe из этoгo пpaвилa. B oтнoшeнии нeгo нaлoг paccчитывaeтcя co дня oткpытия нacлeдcтвa, кoтopый чaщe вceгo coвпaдaeт c мoмeнтoм cмepти нacлeдoдaтeля.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Читайте также:  Новости подведомственных учреждений

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Объекты налогообложения

Налоговым кодексом РФ в качестве объектов налогообложения определены:

  • единый недвижимый комплекс;

  • квартира, комната или иного рода жилое помещение;

  • жилой дом (к данной категории может быть причислено любое жилое строение, возведенное на территории, выделенной под личное подсобное или дачное хозяйство, занятие огородничеством или садоводством);

  • гараж или парковочное место;

  • недостроенный недвижимый объект;

  • прочие здания, строения и помещения, в том числе коммерческая недвижимость, если речь идет о юридических лицах – налогоплательщиках.

Статья 402. Налоговая база

1. Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.23

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.820

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

2. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

3. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.


В статье 406 НК РФ прописаны базовые ставки для вычисления налогового сбора. Они могут быть понижены по решению местных властей до 0% или увеличены, но не более чем в 3 раза.

Для расчета по новым правилам применяются следующие ставки:

  • 0,1% – для квартир, комнат, гаражей, жилых домов, машино-мест;
  • 2% – для административно-деловых зданий, торговых центров и иных объектов, цена которых превышает 300 миллионов рублей;
  • 0,5% – для прочих объектов.

На основании п. 8.1 ст. 408 введено ограничение по ежегодному приросту суммы налогового сбора. При исчислении налога по кадастровой оценке, начиная с третьего налогового периода, будет применяться коэффициент 1,1. Этот коэффициент предназначен для сдерживания скачка роста суммы налога к уплате.

Если исчисленная сумма налога превысит размер сбора за предшествующий период, то налогоплательщику нужно будет заплатить размер налога, рассчитанный по предыдущему году и умноженный на коэффициент 1,1.

Коэффициент не будет применяться в отношении недвижимого имущества коммерческого назначения, таких как торгово-административные здания, но он применяется в отношении гаражей и машино-мест, расположенных в них.

В переходный период с 2015 по 2019 год при исчислении применяется специальный коэффициент для уменьшения суммы налога:

  • 0,2 – в первый год;
  • 0,4 – во второй год;
  • 0,6 – в третий год.

Порядок применения коэффициента прописан в п. 8 ст. 408 НК РФ. Если при исчислении налогового сбора по кадастровой стоимости его размер будет меньше или равен сумме налога, рассчитанной по инвентаризационной оценке, то коэффициент для уменьшения не применяется.

Для расчета по инвентаризационной стоимости налоговая ставка устанавливается исходя из оценки объекта, с учетом доли налогоплательщика в праве собственности:

  • до 300 тыс рублей – 0,1%;
  • 300-500 тыс – 0,1-0,3%;
  • свыше 500 тыс – 0,3-2%.

К ставкам может быть применен понижающий коэффициент. Он может устанавливаться в зависимости от конкретных параметров недвижимого имущества, таких как вида объекта, его места нахождения или территория, в границах которой он расположен.


Некоторые категории налогоплательщиков могут претендовать на льготу в размере 100% от исчисленной суммы налогового сбора к уплате. Их перечень закреплен в статье 407 НК РФ. Льготу по уплате налога имеют следующие налогоплательщики:

  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • Герои России и Советского Союза;
  • участники ВОВ, гражданской войны и ветераны боевых действий;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, производственном объединении «Маяк» или Семипалатинском полигоне;
  • граждане, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане или других странах, в которых велись боевые действия;
  • пенсионеры;
  • военнослужащие, в том числе уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с орг-штатными мероприятиями, имеющие общую выслугу 20 лет и более;
  • родители и супруги военнослужащих, погибших при выполнении служебных обязанностей;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Льгота распространяется только на один объект каждого вида. При этом она не распространяется на недвижимое имущество, которое налогоплательщик использует в целях получения прибыли.

Льгота в размере 100% предоставляется в отношении сооружений или хозяйственных построек, расположенных на землях, предназначенных для ИЖС, ведения подсобного хозяйства, огородничества или садоводства.

Если гражданин владеет несколькими объектами одного вида, то вправе самостоятельно выбрать льготный объект. Для этого ему необходимо направить уведомление в ФНС. Если налогоплательщик не обратился в инспекцию, то ФНС самостоятельно определяет, на какой объект не будет начисляться налог. При этом налогом не будет облагаться самая дорогостоящая недвижимость.

Читайте также:  Как проходит выездная налоговая проверка и чем заканчивается

Ошибка: Изменения в налоговом законодательстве, касающиеся ограничения роста величины имущественного налога физических лиц, вступят в силу во всех регионах страны одновременно.

Комментарий: Новый коэффициент, заменивший собой коэффициент 0.8 при расчете налога на имущество физлиц, будет применяться в 2023 году только в 28 субъектах РФ, поскольку величину кадастровой стоимости начали применять при расчете налога на имущество не во всех частях страны.

Ошибка: Новый понижающий коэффициент будет применяться при расчете имущественного налога во всех субъектах РФ.

Комментарий: Новый коэффициент, заменивший собой коэффициент 0.8, будет применяться только в тех регионах, где в настоящее время налоговые службы используют в расчетах коэффициент 0.6.

Кто входит в категорию налогоплательщиков НИФЛ?

Оплатить налог на имущество должны все физические лица, за которыми закреплено право собственности на имущественные объекты. В качестве облагаемых объектов выступают:

  • жилые квартиры в многоквартирных домах, в том числе отдельные комнаты и выделенные доли. При этом имущество многоквартирных домов не считается налогооблагаемым (лифты, подъезды, лестничные пролеты и т.п.);
  • гаражные сооружения – как капитального, так и временного характера;
  • машиноместо;
  • жилые дома и доли от них. Сюда же относят и дома, возведенные на дачных/садоводческих/огороднических участках с соответствующей целью;
  • объекты неоконченного строительства;
  • иные сооружения и аналогичные строения.

Ставка налога на имущество

Ставки налогообложения устанавливаются региональными нормативными актами. Однако они не могут превышать уровень, принятый федеральным законодательством.

Процентная ставка по имущественному фискальному платежу не может превышать:

  • 0,1 % – для жилых домов и помещений, гаражей, машиномест, единых недвижимых комплексов, хозяйственных сооружений площадью не более 50 м2;
  • 2 % – для объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 миллионов рублей;
  • 0,5 % – для всех других объектов налогообложения.

Если региональное законодательство не устанавливает процентную ставку, то используется максимально возможная. Таким образом, при отсутствии иного указания в местных нормативных актах, ставка налога на имущество, к примеру, на квартиру будет 0,1 %.

Допускается установка дифференцированных ставок налогообложения в зависимости от кадастровой стоимости, вида объекта и места его нахождения.

Вышеуказанные ставки принимались для расчета налога по кадастровой стоимости. Если вычисления производятся по инвентаризационной стоимости, то ставки будут зависеть от ее уровня:

  • до 300 000 рублей – до 0,1 %;
  • от 300 000 до 500 000 рублей – 0,1-0,3 %;
  • от 500 000 рублей – 0,3-2 %.

Величина ставки в большей степени зависит от места нахождения недвижимости и ее типа.

Платят ли пенсионеры налог на имущество – кому положены льготы

Несмотря на все изменения категории льготников остались прежними. Налог на имущество не платят следующие граждане:

  • инвалиды детства, а также I и II групп;
  • герои РФ и СССР;
  • участники военных боевых действий, а также лица, проходившие службу в штабах армейских частей;
  • пострадавшие в результате радиационной катастрофы в Семипалатинске;
  • военные, отслужившие не менее 20 лет и уволенные в запас по причине достижения пенсионного возраста;
  • участники испытаний ядерного оружия, ликвидации аварий или утратившие здоровье в результате радиоактивного облучения;
  • потерявшие кормильца в результате военных действий;
  • пенсионеры;
  • занятые творческой деятельностью, работающие в таких учреждениях как: библиотека, выставка, музеи и т.п.;
  • собственники построек площадью до 50 м2, которые возведены на участках под садоводство, огородничество и ЛПХ и не используются в коммерческих целях.

Право на льготу может быть реализовано только в отношении одного объекта в каждой группе недвижимости. Допустим, если пенсионер имеет квартиру, дом и гараж, он освобождается от выплаты. А в том случае, когда в собственности две квартиры, за одну из них налог придется заплатить.

Предоставление льготы происходит на основании заявления и документов, подтверждающих право на освобождение от выплаты имущественного налога. Их необходимо предоставить в территориальное отделение ФНС. Чтобы льгота была получена за текущий налоговый период, документы предоставляются до 1 ноября.

При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Льготники будут платить налог на имущество физических лиц только в том случае, если стоимость недвижимости превышает 300 миллионов рублей или же она используется для ведения предпринимательской деятельности. Местными властями могут быть установлены и иные категории граждан, имеющих право на льготы. К примеру, это могут быт многодетные семьи.

Когда платят налоги также определено на законодательном уровне. Оплата производится в соответствии со статьей 409 НК РФ. Крайний срок — 1 декабря года, наступившего после окончания налогового периода. Если оплата производится позднее, возникает задолженность, сумма увеличивается за счет начисления пени. Ежедневно платеж увеличивается на 1/300 от обозначенного в квитанции числа. Поэтому оплачивать налог нужно вовремя во избежание лишних расходов.Порядок совершения налоговых платежейДля уплаты налога используется квитанция, сформированная ФНС. Другие документы не нужны. Бланк содержит сумму, а также необходимые для оплаты реквизиты, такие как ИНН или КБК. Образец представлен здесь.Оплачивать можно:

  • через Сбербанк онлайн
  • через Госуслуги
  • в отделении банка
  • на Почте РФ


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *