Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 210 УПК РФ. Розыск подозреваемого, обвиняемого (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поиском и поимкой преступников в России занимается структурное подразделение полиции, которое носит одноименное название – Уголовный розыск. Для поиска разыскиваемых людей сегодня используются самые разные средства, от оперативно-розыскных учетов до специальной техники. В некоторых случаях к розыскным операциям привлекаются другие спецподразделения – например, ОМОН или спецагенты. В последние годы большую популярность получило привлечение к розыскным мероприятиям известной российской платформы «Глаз Бога», занимающейся IT-решениями для противодействия киберпреступности в России.
Правовые основы и виды розыска
В зависимости от особенностей дела, фигурант может быть объявлен в розыск разных видов и категорий.
- Местный – осуществляемый преимущественно в том районе, в котором проживает или может находиться в настоящий момент преступник или скрывающийся подозреваемый.
- Региональный – расширенный полностью на весь регион (например, область, край или даже весь федеральный округ).
- Федеральный – распространяющийся на всю территорию России. Иногда таким образом могут разыскивать не только самого преступника, но и, например, автомобиль или оружие, которые были задействованы в убийстве или другом тяжком преступлении.
- Международный – самый масштабный вид розыска, который традиционно применяют по отношению к опасным преступникам, предположительно, пересекшим ранее государственную границу. Важно понимать, что такая спецоперация открывается только в отношении лиц, представляющих особенно большую ценность для региональных и федеральных правоохранительных органов. При этом в подобных розыскных операциях обычно задействуют не только российскую таможню и пограничников, но часто и власти, а также другие структуры иностранных государств.
Розыск скрывшихся преступников
Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, из-под конвоя подразделений уголовноисполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.
Розыск скрывшихся преступников начинается с проведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на обнаружение и физическое задержание разыскиваемых.
В зависимости от категории разыскиваемых и обстоятельств их сокрытия от правоохранительных органов первоначальные мероприятия по розыску могут осуществляться в безотлагательном либо обычном порядке.
Организационное обеспечение неотложных действий при побеге задержанного или арестованного из ИВС или от конвоя милиции возложено на дежурные части и оперативные подразделения органов внутренних дел.
Они организуют преследование бежавших по горячим следам; поиск на местности; выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых; ориентирование на розыск по приметам личного состава; использование в розыске средств массовой информации.
В случае побега особо опасных преступников (обвиняемых в бандитизме, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, вооруженных разбойных нападениях, хищениях в особо крупных размерах, вооруженных огнестрельным оружием особо опасных рецидивистов) по решению руководителя органа внутренних дел может вводиться в действие специальный план по розыску под условным наименованием «Сирена».
Этот план включает в себя предварительный расчет сил и средств, необходимых для проведения широкомасштабной операции по задержанию преступников, а также порядок оповещения, сбора и расстановки личного состава.
В нем с учетом особенностей местности устанавливаются конкретные места для выставления постов, заслонов и засад, позволяющие надежно блокировать территорию административного района; определяется состав поисковых групп и групп захвата; разрабатываются функциональные обязанности участников операции и предусматриваются меры по организации устойчивой связи между ними.
Планы розыскных операций «Сирена» имеются в каждом территориальном органе внутренних дел, они органически взаимосвязаны с аналогичными планами в масштабе республики, края, области и скоординированы с соответствующими планами соседних органов внутренних дел, в том числе и на транспорте.
В необходимых случаях они могут вводиться на территории нескольких административных образований либо на территории субъекта Федерации в целом.
В обычном порядке осуществляются первоначальные мероприятия по розыску обвиняемых, скрывшихся от следствия, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы.
Этот порядок предполагает активное участие в розыске следователей и дознавателей, в производстве которых находится уголовное дело.
При этом следует иметь в виду, что неявка обвиняемого по вызову или отсутствие его по месту постоянного проживания еще не являются основанием для вывода о сознательном уклонении от следствия или суда.
В таких случаях необходимо удостовериться, что отсутствие обвиняемого вызвано умышленным уклонением от привлечения к уголовной ответственности.
При подтверждении факта уклонения от следствия и неизвестности местонахождения обвиняемого следователь (дознаватель) проводит необходимые следственные действия, направленные на его обнаружение (допросы близких родственников и сослуживцев, обыски и осмотры его жилища, контроль и запись телефонных переговоров); накладывает арест на его почтово-телеграфную корреспонденцию; обобщает и анализирует имеющиеся в уголовном деле сведения о личности скрывшегося преступника, собирает дополнительные данные о его возможном местонахождении.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при наличии оснований принимается процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого.
Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.
Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней передается через канцелярию в розыскное подразделение органа внутренних дел.
Поручение розыска розыскному подразделению не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске обвиняемого.
При получении материалов объявления обвиняемого в розыск сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав ОВД о личности и приметах разыскиваемого.
По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску.
В органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки.
Кроме того, следует провести проверку по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведений.
После проведения первоначальных проверочных мероприятий не позднее 10 суток с момента поступления в розыскное подразделение постановления о розыске обвиняемого кроме случаев, не терпящих отлагательства, принимается решение о заведении розыскного дела.
Розыскное дело является одним из видов дел оперативного учета, заведение которых предусмотрено ст. 10 Закона об ОРД.
Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, ее анализа, систематизации, планирования работы, а также контроля за ее законностью и эффективностью.
В нем сосредоточиваются уголовнопроцессуальные документы, являющиеся юридическим основанием для объявления розыска и осуществления оперативно-розыскных мероприятий; общие планы работы по розыскному делу и частные планы решения отдельных тактических задач; справки об их выполнении; материалы служебной переписки и другие оперативно-служебные документы.
О заведении розыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем правоохранительного органа.
Одновременно заполняются предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок.
Все учетно-регистрационные документы направляются в информационный центр МВД, УВД субъекта Федерации, а сторожевые листки помещаются в картотеке адресного бюро паспортно-визовой службы.
При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска.
План розыскных мероприятий утверждается руководителем правоохранительного органа.
Розыск лиц, пропавших без вести
Без вести пропавшими признаются лица, исчезнувшие внезапно без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых неизвестна.
К без вести пропавшим следует отнести: несовершеннолетних, самовольно ушедших из дома, бежавших из школ- интернатов, детских домов, детских приемников-распределителей и других учреждений, где они содержались; лиц, покинувших без ведома администрации дома инвалидов и престарелых; душевнобольных, ушедших из дома или медицинских учреждений.
Причины безвестного исчезновения людей разнообразны.
Среди них можно выделить случаи исчезновения граждан при криминальных обстоятельствах.
Сюда относится безвестное исчезновение граждан, ставших жертвой убийства, гибели в результате доведения до самоубийства или оставления в опасности и т.п.
Все остальные факты безвестного исчезновения людей (вне связи с криминальными причинами) составляют другую группу.
К ним относятся случаи скоропостижной смерти, смерти от старости или длительной хронической болезни, смерти в результате несчастного случая и т.п.
Исчезновение человека зачастую фиксируется в результате потери ориентировки на местности (заблудился в лесу, степи, горах); нахождения в бессознательном состоянии и без документов, удостоверяющих личность; болезненного состояния психики, когда человек неспособен контролировать свое поведение и сообщать о себе необходимые сведения; стихийных бедствий и т. п.
Актуальность проблемы розыска без вести пропавших лиц и установления личности трупов неизвестных граждан определяется тем, что их число из года в год увеличивается.
В настоящее время неизвестна судьба многих тысяч без вести пропавших граждан.
В то же время результативность оперативно-поисковых мероприятий продолжает оставаться низкой.
Следует заметить, что среди без вести пропавших подавляющее большинство здоровых и трудоспособных граждан.
Организация и практическое осуществление розыска без вести пропавших граждан возлагается на территориальные и транспортные органы внутренних дел по месту исчезновения этих лиц.
Если исчезновение человека произошло в пути следования железнодорожным, водным, воздушным или автомобильным транспортом, а также в городах и иных населенных пунктах, где пропавший делал кратковременную остановку, первичные мероприятия по розыску пропавшего производятся соответствующими транспортными или территориальными органами внутренних дел.
Собранные по данному факту материалы могут быть направлены в горрайорганы внутренних дел по месту постоянного жительства или пребывания пропавшего гражданина для осуществления дальнейшего розыска.
Организация и осуществление розыска пропавших без вести граждан возлагается на аппараты уголовного розыска, которые привлекают к этой работе силы и средства других служб и подразделений органов внутренних дел.
Требуем официальный письменный отказ. От администрации учреждения, в котором лежит тело. И от представителей частной конторы. Если таковая ведёт с вами диалог.
В письменном отказе должны быть прописаны конкретные основания. Номера приказов и т.п. Желательно, постановления местных органов самоуправления.
Обязательно все это проверьте. Если ничего нет, то сразу пишем заявление в полицию и обращаемся в прокуратуру. Там уже разберутся что делать.
Если в письменном отказе будут ссылки. На какие-то приказы и т.п. То требуем выписки из приказов, и других документов, подтверждающих обоснованность требований.
Снимайте копии со всех полученных бумаг. И передавайте их нотариально заверенные копии. А не подлинники.
К вопросу о том, кто вообще считается суицидником. Это человек, который осознанно нанёс себе повреждения, с целью лишения жизни.
Ну и к вопросу о том, какие последствия бывают после суицида. Вообще, за это вас не посадят. Если только вы не приземлились на детскую коляску с ребенком внутри. Если приземлились и выжили, то это будет крайне интересный случай. С точки зрения правоприменения. Но пока, таких случаев не зафиксировано. Есть случай, когда человек убил ребенка таким способом. Но и сам не выжил.
Далее, вас ждёт ухудшение здоровья и отклонение психики. Скорее всего, они у вас уже были. Но теперь, может быть и инвалидность. Если вы в процессе получили крайне серьёзные повреждения.
Начало розыскных мероприятий
В большинстве случаев начало розыскных мероприятий инициируют работники ГУ УМВД Российской Федерации. Но розыск могут также открыть сотрудники Федеральной Службы Безопасности, таможенные органы, другие службы.
Непосредственное отношение к началу розыскных действий имеет следователь. Такое решение он принимает на основании статьи номер 210 Уголовно-Процессуального Кодекса Российской Федерации.
Мнение эксперта
Юрченко Екатерина Васильевна
Заместитель председателя Комитета по разрешению долговых споров и антикризисному управлению
Такое решение может сделать и судья, когда убеждается в том, что виновное лицо не явилось на слушание по особо важному делопроизводству. Помимо этого, он обязательно должен отразить информацию о том, нужен ли будет арест виновного или нет.
“Три дня” уже в прошлом
Следственный комитет РФ, МВД и генпрокуратура в январе прошлого года утвердили приказ, в котором указаны все правила рассмотрения обращений по пропаже людей.
В документе упомянуты практически полные, хотя и не исчерпывающие обстоятельства, согласно которым можно сделать вывод, что пропавший человек подвергся нападению преступников. “Одними из таких обстоятельств являются пропажа человека с мобильным телефонов или авто, несовершеннолетний возраст, наличие у человека значительной суммы денег и т.п.” – уточнили в пресс-центре Генпрокуратуры РФ.
По новой инструкции, все сигналы о пропаже человека должны быть проверены независимо от срока давности и того, на каком месте зафиксирован факт исчезновения.
Сроки давности федерального розыска
У любого преступления есть свой срок давности, по истечении которого человека уже нельзя привлечь к уголовной ответственности за совершенное деяние:
- Через 2 года истекает срок давности за преступления небольшой тяжести;
- Через 6 лет после совершения преступления средней тяжести;
- 10 лет со дня совершения преступления тяжкого характера;
- Через 15 лет истекает срок давности для особо тяжких преступлений.
Но есть небольшой нюанс, срок давности начинает исчисляться со дня преступления и до дня вступления приговора в силу.
То есть, если следствие по делу шло слишком долго и за это время истек срок давности, то с человека снимается уголовная ответственность за совершенное деяние.
Но если преступник скрылся и был объявлен в федеральный розыск, то срок давности приостанавливается до те пор, пока местоположение преступника не будет обнаружено.
Так, сколько длится федеральный розыск? Он не прекращается до тех пор, пока местоположение разыскиваемого не будет установлено.
Немного другие правила работают при розыске без вести пропавших:
- Уже через год с момента пропажи через суд можно признать человека безвестно отсутствующим. Это нужно для решения материальных вопросов, связанных с наследством и опекой над несовершеннолетними.
- Через 5 лет поисков активные розыскные мероприятия по данному делу приостанавливаются. Но все сведения о пропавшем все еще имеются в базе данных и их можно в любой момент изучить.
- Через 15 лет поиск пропавшего прекращается совсем, а через некоторое время и вся информация о нем полностью удаляется из базы данных.
Что такое федеральный розыск человека и его последствия
Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7% ниже, чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние четыре года в среднем только по одному из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.
В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
В чем принципиальные отличия нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан? Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан. Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица.
Срок давности применяется только в том случае, если разыскиваемым лицом является уголовный преступник:
- 2 года для преступлений легкой тяжести.
- 6 лет для преступлений средней тяжести.
- 10 лет для преступлений тяжкого характера.
- 15 лет для преступлений особо тяжкого характера.
Однако, есть нюанс – срок давности начинает исчисляться со дня совершения преступления и до вынесения приговора суда. То есть, если по делу шло следствие слишком долго, и до суда так и не дошло, а срок давности вышел, то и претензии к преступнику у правосудия уже нет.
В отношении без вести пропавшего гражданина розыскные мероприятия по решению суда могут быть завершены, а он сам признан умершим спустя год. Через 15 лет федеральный розыск прекращается, а сведения об разыскиваемом удаляют из базы данных, но в архиве они по-прежнему могут храниться.
В середине XX в., после попытки сузить понятие розыска до ограничения его объекта известными преступниками и похищенными ценностями, данное понятие стало рассматриваться в широком и узком смыслах. При этом в узком смысле под розыском понималась деятельность по обнаружению известных объектов (скрывшегося обвиняемого, в частности), широкий смысл данного понятия в современных работах последователей, как и раньше, отождествляется с деятельностью по раскрытию преступлений и с ОРД в целом, поскольку предполагает выявление готовящихся и совершенных преступлений, установление виновных лиц.
Розыскная работа является самостоятельным направлением ОРД. Она включает не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, розыск лиц, пропавших без вести.
Осуществление розыскной работы обеспечивает нормальные условия ведения предварительного следствия, своевременное получение информации о подозреваемых лицах, скрывшихся обвиняемых и подозреваемых. Кроме того, оно направлено на повышение эффективности судебного разбирательства, привлечение преступников к ответственности и является одним из важнейших средств предупреждения рецидива со стороны скрывшихся преступников.
К нормативным актам, регулирующим розыскную работу, наряду с уголовно-процессуальным законодательством (ст. 210, 238, 253 УПК РФ) и Законом об ОРД (ст. 2) относятся подзаконные ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты.
Розыскная работа — это нормативно урегулированная деятельность правоохранительных органов по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер, предусмотренных законодательством, установлению личности неизвестных, предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, исполнения определенных обязанностей, отбывания наказания, безвестного исчезновения.
Розыскная работа относится к исключительной компетенции правоохранительных органов. В связи с этим таковой нельзя считать деятельность частных детективов по поиску без вести пропавших граждан.
Объектами розыска являются следующие лица:
- скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда:
- уклоняющиеся от уголовного наказания;
- без вести пропавшие.
Скрывшимися от органов дознания, следствия, суда считаются подозреваемые и обвиняемые, нарушившие избранную в отношении них меру пресечения, совершившие побег из-под стражи в целях уклонения от уголовной ответственности за содеянное. При этом побег из-под стражи является общественно опасным деянием, за которое дополнительно предусмотрена ответственность по ст. 313 УК РФ.
К категории уклоняющихся от отбывания наказания могут быть отнесены лица: совершившие побег из мест лишения свободы; оставившие место отбывания исправительных работ: осужденные к лишению свободы, которым разрешен краткосрочный выезд из мест лишения свободы и которые не возвратились в эти места; уклоняющиеся от наказания и скрывающие свое местонахождение.
К пропавшим без вести относятся лица, исчезнувшие внезапно без объяснения каких-либо причин, не оставившие сведений о себе, местонахождение которых остается неизвестным.
Задачами розыска являются:
- обнаружение местонахождения известных органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых);
- предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязательств, безвестного исчезновения;
- установление личности граждан по неопознанным трупам и лиц, не способных сообщить сведения о себе в силу состояния здоровья или возраста.
Основными субъектами розыскной работы выступают: а) подразделения полиции, осуществляющие криминальный розыск, которые входят в структуру Главного управления уголовного розыска: б) подразделения полиции (управления, отделы организации охраны общественного), функционирующие в структуре Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; в) подразделения ФМС России; г) следователи.
В структуре уголовного розыска функционируют территориальные подразделения криминального розыска (отделы, отделения, группы) и отдельные сотрудники, которые специализируются на розыскной работе.
Подразделения криминального розыска осуществляют розыск следующих категорий лиц:
- скрывшихся от органов дознания, следствия и суда;
- совершивших побег из-под стражи (конвоя), из ИУ, СИЗО или из-под охраны войскового наряда (совместно с оперативно- розыскным органом УИС);
- осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в колониях-поселениях, не прибывших к месту, указанному в предписании, а также самовольно оставивших эти места;
- психически больных, ушедших из дома или медицинского учреждения;
- уклонившихся от исправительных работ;
- пропавших без вести;
- уклонившихся от воинского учета, призыва на военную службу, сборов и альтернативной службы;
- лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить сведения о себе.
Кроме того, к компетенции данных подразделений относится установление личности погибших (умерших) граждан по неопознанным трупам.
Специфической особенностью розыскной работы подразделений уголовного розыска является ведение оперативными сотрудниками ДОУ в форме розыскного дела (РД). Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, анализа поисковых мероприятий и планирования работы. В РД концентрируются уголовно-процессуальные документы, послужившие основанием для объявления розыска и осуществления ОРМ; общие и частные планы работы по РД; рапорты и справки об их выполнении; материалы служебной переписки с различными подразделениями и другие необходимые оперативно-служебные документы.
Для заведения РД выносится постановление, которое утверждается руководителем территориального органа, осуществляющего ОРД. Кроме того, заполняются учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок. Учетно-регистрационные документы направляются в ИЦ УВД, а сторожевые листки находятся в картотеке паспортно-визовых подразделениях ФМС РФ.
Заведенное РД прекращается по следующим основаниям: 1) лицо разыскано; 2) прекращено уголовное дело или судом принято решение об отмене обвинительного приговора в отношении разыскиваемого лица; 3) имеется документальное подтверждение о смерти разыскиваемого; 4) розыск прекращен органом, в производстве которого находится уголовное дело, либо органом, обладающим соответствующими процессуальными полномочиями. О прекращении РД выносится мотивированное постановление, которое утверждает руководитель ОВД.
В функции подразделений полиции охраны общественного порядка входит;
- розыск несовершеннолетних, ушедших из дома, школы-интерната, детских домов, бежавших из приемников-распределителей и специальных школ и специальных училищ;
- установление личности граждан, не имеющих документов, удостоверяющих личность (паспортов, удостоверений, пропусков и т.п.);
- розыск лиц, совершивших побег из лечебно-трудовых профилакториев;
- установление личности лиц, которые по состоянию здоровья или возраста не могут сообщить сведения о себе.
Подразделения ФМС России осуществляют розыск:
- должников (ответчиков) по делам о взыскании алиментов и возмещении вреда;
- должников (ответчиков) по делам о взыскании средств с граждан в пользу юридических и физических лиц, если сумма долга составляет не менее трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ;
- иностранных граждан и лиц, уклоняющихся от регистрации в ОВД;
- граждан Российской Федерации, утративших связь с родственниками (лицами, утратившими связь с родственниками, считаются те, кто не желает поддерживать связь с ними либо относится безразлично к поддержанию родственных связей).
Следователи в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством (п. 38 ст. 5 УПК РФ) принимают розыскные меры для установления лица, подозреваемого в совершении преступления. Анализ следственной практики показывает, что на розыскную деятельность приходится до 30% всего времени, отводимого на расследование преступления.
В соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ следователь выступает инициатором розыска скрывшегося обвиняемого, который поручает органам дознания. При этом он выносит постановления о приостановлении производства предварительного следствия (ч. 2 ст. 208 УПК РФ), об объявлении розыска и избрании меры пресечения, а также заполняет справку на разыскиваемое лицо.
После приостановления предварительного следствия, если лицо, подлежащее привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, не установлено, следователь обязан принять меры к его установлению. В ситуации, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо его местонахождение не установлено по иным причинам, следователь обязан принять меры к его розыску (ст. 209 УПК РФ).
Законодательство также не исключает возможности производства розыскных действий органом дознания на основании положений ст. 157 УПК РФ.
В тех случаях, когда подсудимый скрылся во время судебного разбирательства, суд выносит определение о розыске данного лица (ч. 3 ст. 253 УПК РФ).
Наряду с перечисленными подразделениями в розыскной работе могут принимать участие подразделения внутренних войск, которые совместно с территориальными ОВД участвуют в местном розыске осужденных и лиц, заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск, самовольно оставивших место службы (дезертиров), выполняют розыскные задания округов, соединений и частей внутренних войск.
Розыскная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с различными правоохранительными и иными государственными органами: ФСИН России, ФССП России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, органами прокуратуры, а также государственными органами и общественными организациями.
Розыскная работа проводится в соответствии с упорядоченной системой, в которую в зависимости от территориальных границ розыска входят следующие его виды: 1) местный; 2) федеральный; 3) межгосударственный; 4) международный.
Местный розыск осуществляется после проведения первоначальных мероприятий и ведется на территории субъекта РФ. После его объявления производится сбор сведений, характеризующих личность разыскиваемого. В функции сотрудников розыскного подразделения входят: проверка разыскиваемого по учетам; направление розыскных заданий и ориентировок; изучение сводок; ознакомление личного состава с приметами разыскиваемого; использование возможностей СМИ (объявления, фотографии, видеосюжеты и др.); установление отношений с родственниками и лицами из окружения разыскиваемого для получения оперативно-значимой информации и др.
Федеральный розыск — комплекс оперативно-розыскных, поисковых, информационно-справочных и иных действий ОВД, направленных на обнаружение разыскиваемого лица на всей территории РФ 1 В ряде европейских стран (Соединенном Королевстве, Испании, Италии, Франции) розыск, проводимый на всей территории страны, называется национальным, а в США — государственным. .
В процессе такого розыска сигнальная система оперативно- справочных учетов правоохранительных органов используется централизованно. Он объявляется по истечении трех месяцев в случаях, когда меры местного розыска исчерпаны, не принесли положительных результатов, а разыскиваемое лицо представляет повышенную общественную опасность.
Межгосударственный розыск проводится при наличии информации о том, что разыскиваемое лицо может скрываться на территории другого государства, после объявления федерального розыска.
С распадом СССР и образованием независимых государств на основе бывших союзных республик появилась проблема, связанная с уклонением преступников от уголовного преследования и отбывания наказания во вновь образованных государствах. На основе заключенных странами — участниками СНГ межгосударственных соглашений начал формироваться новый вид розыска, ограниченный территориальными рамками государств Содружества, который стал называться межгосударственным.
Правовые нормы, регулирующие порядок международного розыска, сосредоточены в многочисленных международных и внутригосударственных источниках: Уставе СНГ (1993), Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минская конвенция 1993 г.) и др.
Вопросы сотрудничества правоохранительных стран СНГ в целях осуществления межгосударственного розыска отражены в следующих актах: Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью (Алма-Ата, 1992 г.), Соглашении о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере обмена информацией (Чолпон-Ата, 1992 г.), Соглашении о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с преступностью на транспорте (Ереван, 1995 г.). Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 1998 г.) и др.
Система межгосударственного розыска аналогична существующей системе федерального розыска и не подменяет международный розыск. Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда предпринятые меры розыска не привели к установлению или задержанию разыскиваемою и имеются основания предполагать, что данное лицо выехало или намеревается выехать в другое государство СНГ, или имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на территории одной или нескольких стран Содружества.
В целях активизации взаимодействия министерств внутренних дел государств — участников СНГ в решении розыскных задач и повышения эффективности реализации многосторонних и двухсторонних международных договоров и соглашений в сфере борьбы с преступностью 28 марта 2002 г. решением Совета министров внутренних дел государств — участников СНГ утверждена Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска № 1/1784. Данная Инструкция определила единый порядок взаимодействия министерств внутренних дел СНГ по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовных наказаний и решений судов, идентификации неопознанных трупов.
Основными формами взаимодействия в осуществлении межгосударственного розыска являются:
- розыск лиц, скрывшихся от уголовной ответственности или отбывания наказания, а также без вести пропавших;
- исполнение запросов о проведении ОРМ и следственных действий;
- обмен оперативно-розыскной и иной информацией; своевременное направление постановлений об объявлении межгосударственного розыска в Межгосударственный информационный банк (создан на базе ГИАЦ МВД России);
- выработка и внесение предложений по устранению причин и условий, затрудняющих совместную ОРД, органами государственной власти государств — участников СНГ;
- подготовка материалов по розыску обвиняемых.
Особенности международного розыска
Международный розыск ОВД в РФ производится в следующих ситуациях:
- наличие достоверных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации в другое государство;
- поступление запроса из национального бюро Интерпола о розыске человека, который въехал на нашу территорию из другого государства.
В качестве основания международного розыска выступает запрос в национальное бюро Интерпола в РФ, который формируется соответствующим ОВД. Он включает исчерпывающую информацию о человеке, объявленном в международный розыск, включая связанные с ним события и факты, наименование иностранных государств, городов, населенных пунктов, куда он может направляться, конкретные адреса, имена и фамилии людей, названия организаций (учреждений), которые это лицо может посещать.
Помимо этого, в запросе должны содержаться указания на основания розыска. Это может быть дата и номер возбужденного уголовного дела, краткая фабула, статья УК РФ, избранная мера пресечения (включает указание даты избрания и судьи, который удовлетворил ходатайство), целесообразность установления контроля передвижения разыскиваемого лица в случае его обнаружения, потребность в задержании с дальнейшей экстрадицией.
Поговорим о розыске: как без вести пропавших, так и преступников. А именно: какой бывает розыск, как нужно правильно оформлять людей в розыск и когда он заканчивается.
В Российской Федерации в сутки в среднем пропадает без вести около 200 человек. Несколько десятков тысяч за год. Большую часть из них находят.
Причины, по которым люди пропадают, совершенно разные:
- это пожилые люди, которые в силу своих возрастных заболеваний забывают, где они живут;
- это дети, которые заблудились-заигрались;
- это преступники и правонарушители и т. д.
Кто может быть объявлен в розыск?
Большую часть постановлений о розыске инициируют сотрудники уголовного розыска ГУ УМВД РФ. Однако, кроме них такие же полномочия имеют различные службы таможни, ФСБ и др.
Когда подсудимый не является в суд на рассмотрение уголовного дела, судья выносит постановление о его розыске.
В постановлении должно быть указано, требуется ли взять под стражу пропавшего или не требуется. Если не требуется, то, когда найдут скрывавшегося, его сразу доставят в здание суда.
Если же его нужно будет взять под стражу, его просто на месте арестуют на установленный в постановлении срок.
Чаще всего объявляют в розыск следующих субъектов:
- Обвиняемых и подозреваемых по уголовным преступлениям. Данную процедуру инициирует следователь на основании ст. 210 УПК РФ.
- Должников по неуплату штрафов, алиментов, неисполнения судебных решений. Инициируют в данном случае поиск сотрудники службы судебных приставов на основании специального федерального закона.
- Пропавшие без вести граждане. Заявление о поиске таких людей, как правило, поступает от родных. Нередко такие пропавшие субъекты намеренно избегают общения с родственниками.
- Уклонисты от военной службы. Поиск таких беглецов осуществляют военкомы военных комиссариатов.
Как только устанавливает место нахождения пропавшего человека, он сам находится живым или мертвым, его данные незамедлительно исчезают из базы данных розыска.
По преступникам и преступлениям розыск объявить может следователь и дознаватель, тех правоохранительных органов, которые ведут расследование данного уголовного дела.
О без вести пропавшем гражданине подать в розыск может любой из родственников того, кто пропал. Родственник идет в территориальный отдел полиции и пишет заявление по образцу, как правило, там указывается, кто пропал, при каких обстоятельствах, а именно, когда стало известно, что он пропал, когда он перестал отвечать на телефонные звонки, когда видели в последний раз.
Обязательно указывается, в чём был одет, когда вы его видели в последний раз, возможные места, где он может быть, дальние родственники, все контакты.
Очень часто бывает, что человек пропал и запил. Понятно, что родственники переживают, пишут заявление о том, что он пропал без вести и если в этом заявлении будут указаны, что называется адреса и явки, то проще будет найти этого человека, ну и конечно же фотографию, максимально приближенную к тому дню, когда он пропал.