СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В данной статье мы рассмотрим частые вопросы по капитальному ремонту многоквартирного дома. Ответы даны Андреевой Юлией Анатольевной, практикующим юристом, консультантом Ассоциации ТСЖ, ЖСК и ЖК города Санкт‐Петербург, соавтора нескольких изданий по вопросам жилищно‐коммунального хозяйства.

Фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора

Региональным оператором капитального ремонта считается созданное в форме фонда юридическое лицо, которое занимается организацией и проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Регионального оператора формирует субъект РФ, на территории которого нужно осуществлять деятельность. Если вы не знаете, какой региональный оператор работает в вашем регионе, информацию можно найти в ГИС ЖКХ.

Функции регионального оператора регулируются ст. 180 ЖК РФ. Так, он:

  • собирает взносы на капитальный ремонт;
  • открывает специальные счета;
  • совершает операции по специальным счетам;
  • выступает техническим заказчиком работ по капремонту;
  • финансирует расходы;
  • взаимодействует с местными властями.

Перечень обязанностей регоператоров представлен в ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.

Отметим, что регионального оператора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта лучше выбрать собственникам помещений в домах, которым проведение капремонта понадобится в ближайшее время. На специальном счёте деньги на все необходимые работы собственники скопить не успеют, а регоператору необходимую сумму можно будет возвращать постепенно после проведения капремонта.

Если собственники помещений в МКД приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, региональный оператор передаёт новому владельцу спецсчёта все имеющиеся у него сведения, связанные с формированием фонда (ч. 7 ст. 173 ЖК РФ).

Как можно уменьшить сумму долга

Платить за все шесть лет не нужно. В законе есть понятие исковой давности — это срок для защиты по иску лица, чье право нарушено. По общему правилу срок исковой давности составляет три года.

Минстрой считает , что трехгодичный срок действует и в отношении обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт. Суды тоже придерживаются этого правила.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе женщина не платила за капитальный ремонт несколько лет, поскольку ей не присылали квитанции. Фонд капитального ремонта подал иск и потребовал взыскать с нее задолженность с 1 сентября 2014 года по 29 февраля 2020 года, то есть почти за пять лет. По мнению фонда, женщина сама должна была обратиться за квитанциями, если она их не получала.

Должница просила суд отказать фонду в исковых требованиях: раз она не получала квитанции, то и платить не могла. Однако суд сказал, что обязанность собственника жилого помещения платить взносы на капремонт возникает в силу закона. А значит, если фонд не направлял собственнику платежные документы и требования об уплате задолженности, в том числе в течение длительного времени, — это не основание, чтобы вообще не платить за капремонт.

Однако взыскать всю сумму фонду так и не удалось. Женщина обратилась с заявлением о применении срока исковой давности, и суд его удовлетворил. Он частично уменьшил исковые требования: сумму задолженности сократил почти в два раза, а сумму пеней — в три.

Вы тоже можете применить срок исковой давности. Но есть один нюанс: это можно сделать только в ходе судебного разбирательства. То есть фонд капремонта должен подать заявление в суд, чтобы взыскать задолженность с вашего супруга. Пока нет судебного процесса, применить исковую давность нельзя.

Что делать? 26.04.19

Все о том, как жить в России И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи Подписаться

Кто освобожден от взносов

Не уплачивают взносы на капремонт собственники:

  • аварийных домов, включенных в программу расселения;
  • многоквартирных домов, земля под которыми изымается для муниципальных или государственных нужд, а граждане подлежат переселению;
  • квартир в закрывающихся населенных пунктах.

Законодательством установлен перечень лиц, которым предоставлены 50-% льготы на уплату взносов на капремонт:

  • инвалиды и ветераны ВОВ, боевых действий;
  • инвалиды 1-2 групп, дети-инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов;
  • Герои РФ и СССР, полные кавалеры орденов Славы;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и члены их семей.

Региональные законы могут устанавливать льготы в размере 50 % или предоставлять субсидии на уплату взносов:

  • для многодетных и малообеспеченных семей;
  • одиноко проживающих граждан старше 70 лет, не имеющих работы;
  • собственников старше 70 лет, если в семье только неработающие инвалиды 1-2 групп или пенсионеры.

Граждане, достигшие возраста 80 лет, освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства города Москвы от 29 декабря 2014 года № 834-ПП.

Фонд является унитарной некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.

Единственным учредителем Фонда является Правительство Москвы в лице Департамента капитального ремонта города Москвы.

Цели и функции Фонда

Целью деятельности Фонда является обеспечение организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы, в том числе финансовое обеспечение, формирование средств и имущества для проведения такого ремонта на территории города Москвы.

Предметом деятельности Фонда является выполнение следующих ключевых функций, направленных на достижение уставных целей:

1. Аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах Фонда;

2. Открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали Фонд в качестве владельца специального счета;

3. Осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту (привлечение для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключение с ними от своего имени соответствующих договоров; контроль качества, сроков оказания услуг и (или) выполнения работ и соответствия их требованиям проектной документации; осуществление приемки выполненных работ/услуг);

4. Финансирование расходов на капитальный ремонт с привлечением, при необходимости, средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета Москвы;

5. Взаимодействие с органами государственной власти города Москвы и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта;

Оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Тарифы в разных регионах

Безусловно, даже тех, кому платить не скоро, волнует вопрос: а сколько, собственно, придется отчислять?

Размер минимального взноса каждый регион устанавливает самостоятельно до 1 октября года, предшествующего следующему трехлетнему периоду. В среднем, собственники жилья платят 6-7 рублей за квадратный метр. В Ленинградской области вообще собирают всего по 2 рубля с квадратного метра, а в Москве эта сумма составляет 15 рублей.

С какой площади берется плата за капитальный ремонт? Начисляется плата, исходя из общей площади квартиры. К примеру, если у вас жилье в 50 «квадратов», и живете вы в столице, то увидите в квитанции сумму в 750 рублей, если вам не положено льгот.

Когда начали платить за капитальный ремонт, то кто должен это делать? Сбор взимается только с владельцев приватизированных квартир (читайте подробнее о том, нужно ли платить жильцам приватизированных и не приватизированных квартир). Если жилище находится в государственной собственности, то проживающий там по договору соцнайма человек ничего не платит. О том, в каких случаях можно отказаться от уплаты, читайте тут, а кто имеет право не платить взносы, можно узнать здесь.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов

Фонд капитального ремонта МКД – это формируемый на специальном счете из ежемесячных платежей жильцов денежный запас, который может расходоваться только на финансовое снабжение мероприятий по капремонту многоквартирного дома.

Обязанность собственников вносить сборы ежемесячно, процедура накопления и распределения средств и в целом реализация этой программы закреплены следующими законодательными актами:

  1. Жилищным кодексом РФ. В разделе 9 этого нормативного акта регламентируются основные положения о капитальном ремонте зданий. Они регулируют порядок накопления и распределения денежных средств, устанавливают перечень работ, которые реализуются в рамках проведения капремонта. Также этот нормативный акт закрепляет обязанность собственников помещений содержать принадлежащие им квартиры и имущество, которое находится в общем владении жильцов. В ЖК РФ содержатся и меры ответственности, применяющиеся к владельцам недвижимости, которые эти обязанности не исполняют.
  2. Гражданским кодексом РФ. Закрепляет обязанность собственника содержать, в том числе и финансово, принадлежащее ему недвижимое имущество. Данное правило пересекается с требованиями ЖК РФ, что подтверждает их законность.
  3. Нормативными актами субъектов РФ. В них каждый регион самостоятельно закрепляет нюансы реализации программы капитального ремонта домов в субъекте. В частности, в ведении местных законодателей находится определение минимального размера платежа, финансирование капремонта из иных источников, расширение перечня работ, льготы.
  4. Иными нормативными актами. К подобным документам можно отнести акты, содержащие нормы и стандарты проведения работ в рамках капитального ремонта.

В ведении региональных властей находятся также следующие моменты:

  • правила определения текущего состояния общего имущества жильцов в МКД;
  • составление региональной программы капитального ремонта в субъекте РФ;
  • организация мероприятий в рамках реализации программы капитального ремонта жилищного фонда;
  • контроль над накоплением и распределением средств на счетах.

Местные власти и региональный оператор обязаны обеспечивать доступность и открытость сведений для граждан, прозрачность системы капитального ремонта МКД.

[3]

Фонд капитального ремонта определенного дома может быть сформирован:

  • на специальном счете. По решению жильцов открывается отдельный счет, на котором аккумулируются поступающие ежемесячно платежи. Если этого не сделано, применяется следующий способ формирования фонда;
  • на счете регионального оператора. Этот вариант используется по умолчанию, если жильцы дома не организовали отдельный, специальный счет.
Читайте также:  Порядок общения с ребенком после развода

При выборе второго варианта средства поступают на общий счет со всех участвующих в программе домов. Однако деньги жильцов каждого конкретного здания тщательно отслеживаются и могут быть использованы только для капремонта их МКД.

Для того чтобы учредить фонд на специальном счете жильцам, следует созвать общее собрание. Процедура проведения подобных мероприятий регламентируется статьей 45 Жилищного кодекса РФ. При этом повестка дня должна содержать вопрос о выборе счета для капремонта.

Далее проводится голосование собственников. Для принятия решения необходимо, чтобы заявленные требования одобрило 2/3 голосов или больше от общего числа квадратных метров в доме. При этом вес голоса каждого собственника зависит от площади принадлежащего ему жилища. После принятия положительного решения собственникам нужно определиться со следующими вопросами:

  • размером ежемесячного платежа за капремонт. Он не может быть меньше установленного в регионе минимального размера. Если было принято решение об увеличении ежемесячной суммы сборов, на излишне накопленные средства они могут заказать дополнительные работы. Также увеличение размера ежемесячного платежа может приблизить сроки капремонта;
  • перечнем услуг и работ по капремонту. Список мероприятий, которые проводятся в рамках ремонта за минимальный размер ежемесячного платежа, установлен статьей 166 ЖК РФ. Он может быть расширен региональным законодателем или самими собственниками, если они приняли решение об увеличении ежемесячного сбора;
  • датой и периодом реализации капремонта;
  • с тем, кто будет выступать собственником счета;
  • с финансовым учреждением, в котором будет открыт счет.

Далее сведения о принятых жильцами решениях вносятся в реестр специальных счетов госорганом в сфере надзора за жилым фондом.

Принять решение об учреждении фонда на счете регионального оператора граждане также могут посредством проведения общего собрания. Согласно поправкам, вступившим в силу в 2018 году, собственники обязаны определиться со способом учреждения фонда в течение трех месяцев, с момента поступления предложения управляющей компании или ТСЖ. Данное правило отражено в ст. 189 ЖК РФ. УК или ТСЖ, в свою очередь, обязаны выступить с таким предложением перед жильцами.

В статье 170 ЖК РФ раскрыты понятие и способы формирования фондов капремонта, которым признается совокупность следующих финансовых поступлений:

  • ежемесячные перечисления (взносы) на капремонт от владельцев жилых помещений многоквартирных зданий (размер платежей утверждается на региональном уровне с учетом минимально допустимого тарифа);
  • штрафные санкции, взысканные за несвоевременное перечисление гражданами взносов;
  • банковские проценты, начисленные кредитным учреждением на средства, поступающие и размещенные на специальных расчетных счетах;
  • доходы, полученные от размещения и использования средств на спецсчетах;
  • средства финансовой поддержки из различных бюджетных и внебюджетных источников;
  • заемные средства, привлекаемые для софинансирования капремонта, в том числе для увеличения объекта ремонтных работ.

Контроль над наполняемостью указанного фонда осуществляется региональным оператором, либо самими владельцами жилых помещений (если они приняли решение о непосредственном управлении спецсчетом на капремонт).

Собственники, в обязанности которых входит управление домом, коллективно определяются со способом размещения временно свободных средств, необходимых для финансирования ремонтных работ здания или его конструктивных элементов. Выбрать нужно один из двух способов:

  • формирование фонда капитального ремонта на специальном счете;
  • поступление средств на счет регионального оператора.

УДК 332.872.45

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

Е.Ю. Горбачевская, С.В. Дугарова

Проанализирована проблема формирования и использования Фондов капитального ремонта жилых домов. Рассмотрены возможные способы решения этой проблемы. Выявлено, что наиболее эффективным методом решения данной проблемы является привлечение заемных средств финансово-кредитных учреждений.

Ключевые слова: капитальный ремонт; многоквартирный дом; собрание собственников жилья; кредитование.

FUNDS FORMATION FOR THE CAPITAL RECONSTRUCTION OF BLOCK OF

FLATS

E.Iu. Gorbachevskaia, S.V. Dugarova

We analysed the problem of fund formation and use in capital reconstruction of houses and considered the possible variants and problems. The most effective method of this problem solution is the participation of borrowed means from financial and credit institutions.

Key words: capital reconstruction; block offlats; meeting of the owners; credit provision.

По состоянию на 2014 год, на территории России зафиксировано 77,7% ветхого и 22,4% аварийного жилья [1]. Ветхий жилой фонд представляет собой аварийно-опасный объект и угрозу для проживающих в нем людей. Капитальный ремонт такого жилья не осуществлялся на протяжении длительного времени из-за отсутствия средств. Согласно действующему законодательству РФ обязанность по ремонту помещений общего пользования многоквартирных домов стала возлагаться на собственников [2]. В соответствии с принятым Федеральным законом «О проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов» собственники помещений в таких домах теперь обязаны осуществлять уплату взносов на формирование фонда средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны организовывать обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирном доме [3].

Для реализации вышеизложенных требований законодательства субъекты РФ обязаны разрабатывать региональные программы капитального ремонта, в которых утверждается перечень всех многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, перечень работ по капитальному ремонту и сроки их проведения. А также создавать Фонд капитального ремонта, утверждать и принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок их использования и организации капитального ремонта и минимальный размер взноса на капитальный ремонт, порядок контроля формирования и расходования фондов, обеспечивать контроль деятельности управляющих компаний в сфере жилищно-коммунальных услуг. Фонд денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, может аккумулироваться на специальном счете, открытом в кредитной организации Российской Федерации, с капиталом не менее 20 млрд руб. или на счете регионального оператора. Региональный оператор — это юридическое лицо (фонд) субъекта РФ, расходы, на административно-хозяйственную деятельность которого финансируется за счет взносов учредителя.

Если выбранный способ формирования Фонда осуществляется путем перечисления средств на специальный счет, то общее собрание собственников помещений многоквартирного дома обязано принять решение:

— о размере ежемесячного взноса на капитальный ремонт, но не меньше минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ;

— о перечне и сроках работ по капитальному ремонту, но не менее перечня и не позднее сроков их проведения, установленных региональной программой капитального ремонта;

— о владельце специального счета, которым может быть определен региональный оператор;

— о кредитной организации, для открытия специального счета.

Если собственники помещений не выбрали кредитную организацию или кредитная организация не соответствует требованиям, установленным законодательством, то ее выбор осуществляется региональным оператором. Владельцами специального счета могут быть товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы или региональный оператор.

Региональный оператор обеспечивает заключение договоров на формирование Фонда капитального ремонта и выполнение капитального ремонта общедомового имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, выставляет платежные документы собственникам помещений многоквартирного дома, в отношении которых Фонд капитального ремонта формируется на счетах регионального оператора, аккумулирует средства, ведет их учет в разрезе каждого собственника, выполняет функции технического заказчика (разрабатывает проектно-сметную документацию, отбирает в установленном нормативно-правовым актом субъекта РФ порядке подрядную организацию для проведения капитального ремонта, обеспечивает контроль за проведением работ и приемку выполненных работ, их финансирование).

  • Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также
  • собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта,
  • в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 «Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда» Жилищного кодекса РФ,
  • имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 этой статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 «Взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» и частью 5.1 статьи 170 «Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда» Жилищного кодекса РФ, а

региональный оператор

  • должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 «Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса РФ,
  • перечислить в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом, денежные средства фонда капитального ремонта на специальный счет или
  • выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом.

Статья 181 «Формирование фондов капитального ремонта на счете регионального оператора» Жилищного кодекса РФ

  • ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 «Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт» Жилищного кодекса РФ сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт;
  • принимают решения, участвуют в принятии решений, которые предусмотрены Жилищным кодексом, в связи с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме;
  • участвуют в осуществлении приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту в таком многоквартирном доме;
  • запрашивают и получают предусмотренные Жилищным кодексом сведения (информацию) от заинтересованных лиц;
  • реализуют иные права и исполняют иные обязанности, предусмотренные Жилищным кодексом, иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Методическое обеспечение деятельности регионального оператора в части организации его взаимоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме осуществляется:

Региональный оператор применяет установленные законодательством меры,

  • включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 «Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги» Жилищного кодекса РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора,
  • в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.

В случае, если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме:

  • были оказаны отдельные услуги и были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта,
  • оплата этих услуг и работ была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора и
  • при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме повторное оказание этих услуг и повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются,
  • средства в размере, равном стоимости этих услуг и работ, но не свыше чем размер предельной стоимости этих услуг и работ, определенный в соответствии с частью 4 статьи 190 «Финансирование расходов на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме» Жилищного кодекса РФ,
  • засчитываются в порядке, установленном законом субъекта РФ, в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирных домах, формирующими фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.
Читайте также:  Банки-партнёры Россельхозбанка для снятия наличных без комиссии

Взнос на капитальный ремонт

Итак, в первую очередь фонд капитального ремонта образуется из взносов, имеющих минимально допустимый размер. Пунктом 8.1 ст. 156 ЖК РФ предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Справка. Согласно Распоряжению Правительства РФ N 720-р методические рекомендации по определению минимального взноса на капитальный ремонт должны были быть подготовлены ответственными исполнителями (это Минрегион и Госстрой) в мае 2013 г.

Осуществлять взносы на капитальный ремонт в минимальном размере обязаны все собственники помещений в МКД (п. 1 ст. 169 ЖК РФ). Исключение установлено только для собственников помещений в тех домах, которые признаны аварийными, а также для собственников, чьи помещения и земельный участок под домом изымаются для государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 169 ЖК РФ). Остальные при наступлении определенных обстоятельств могут лишь приостановить отчисление взносов на капремонт на некоторое время (см. п. 8 ст. 170 и п. 4 ст. 181 ЖК РФ).

Вместе с тем собственники не ограничены в праве принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный (п. 8.2 ст. 156 ЖК РФ). Кстати, сбор взносов в повышенном размере может быть обеспечен за счет (п. 4 ст. 169 ЖК РФ):

  • доходов от передачи в пользование объектов общего имущества в МКД (по решению собственников);
  • средств ТСЖ, в том числе доходов от хозяйственной деятельности (по решению членов ТСЖ).

Как собственникам определиться, какой из способов формирования фонда капитального ремонта лучше?

  • Право выбора способа формирования фонда капитального ремонта принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме.
  • Решение зависит, в том числе и от того насколько активно собственники участвуют в жизни своего многоквартирного дома, от готовности нести расходы на обслуживание специального счета, а также от возможностей заниматься вопросами проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
  • И на специальном счете, и на счете регионального оператора ведется учет средств, поступивших на счет, в виде взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, отдельно в отношении каждого многоквартирного дома, а также в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме
  • Каковы преимущества формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора?
  • В случае выбора способа формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, последний обеспечивает проведение капитального ремонта в полном объеме и в установленные сроки: привлекает подрядные организации, контролирует качество и сроки оказания услуг, осуществляет приемку выполненных работ, несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными им подрядными организациями.
  • Каковы преимущества формирования фонда капитального ремонта на специальном счете?
  • Собственники помещений в многоквартирных домах, формирующие фонд капремонта на специальном счете, имеют реальную возможность гибко подходить к планированию капитального ремонта.
  • Сроки и этапы проведения капитального ремонта зависят от того, есть ли в действительности необходимость в проведении капитального ремонта.

Оценив фактическое состояние элементов общего имущества и определив, соответствует ли их состояние обязательным требованиям надежности и безопасности, нуждается ли тот или иной элемент общего имущества в капитальном ремонте или замене, собственники в любое время могут по собственной инициативе принять решение о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Сроки и объемы капитального ремонта общего имущества в данном доме, установленные региональной программой, служат для собственников, формирующих фонд капремонта на специальном счете, только ориентиром при планировании капитального ремонта. Когда на самом деле проводить капитальный ремонт, определяют только собственники помещений. Нет никаких препятствий, чтобы провести ремонт раньше установленных региональной программой сроков.

  1. Также, ремонт может быть перенесен по решению собственников и на более поздний срок, если будет признано, что в установленный программой срок такой ремонт не является необходимым.
  2. Таким образом, у собственников есть возможность принять решение о большем перечне работ, чем установлено региональной программой, а также реализовать и мероприятия по повышению энергоэффективности своего дома, установив необходимый для этого размер взноса на капитальный ремонт.
  3. Вместе с тем, данный способ формирования фонда капитального ремонта требует ответственного отношения собственников к общему имуществу многоквартирного дома.

Сколько времени есть у собственников, чтобы принять решение о выборе способа формирования счета? И кому направить решение?

Согласно пункту 5 ст. 170 ЖК РФ решение должно быть принято и реализовано собственниками не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта. Дата официального опубликования региональной программы 27.11.2013.

В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, или на счете регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.

Адрес регионального оператора: 630099, ул. Каменская 3, каб. 22

Фонд модернизации ЖКХ. Тел. горячей линии 375-07-61

Часы приема: пятница с 8.00 до 13.00 , записаться на прием можно по тел. 223-40-47

В случае, если владельцем специального счета выступает ТСЖ, ЖСК, жилищный кооператив, специализированный потребительский кооператив, то уведомление с приложением копии протокола общего собрания собственников и справка об открытии счета подается последними в Государственную инспекцию Новосибирской области.

Адрес ГЖИ НСО для почтовой пересылки документов: 630011, Красный проспект 18, Государственная жилищная инспекция Новосибирской области

Адрес ГЖИ НСО для приема документов: ул. Ленина 1, каб. 315, тел. 211-29-49

  • Пошаговые действия собственников многоквартирного дома, для принятия решения о способе формирования фонда капитального ремонта?
  • Для принятия решения о формировании фонда капитального ремонта собственникам необходимо:
  • Инициировать собрание.
  • Инициатором собрания может выступать: председатель и (или) совет МКД, председатель и (или) правление ТСЖ и ЖСК, инициативная группа, созданная из числа собственников, любой собственник МКД, орган местного самоуправления.
  • Формирование повестки дня общего собрания собственников МКД.
  • Направление сообщения собственникам многоквартирного дома о проведении собрания.
  • Сообщение о проведении собрания направляется не позднее 10 дней до даты проведения собрания.
  • Проведение собрания.
  • Проведение собрания в очной форме.

Выбор способа формирования ФКР, оформление решения собственников

Каким образом собственниками оформляется выбор способа формирования фонда капитального ремонта? Какие требования необходимо учесть? Какие вопросы должны быть включены в повестку общего собрания собственников?

  • Для выбора способа формирования фонда капитального ремонта необходимо проведение соответствующего общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В повестку общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа формирования фонда капитального ремонта, в соответствии с требованиями статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо общих, должны быть включены следующие вопросы:
  • 1) Выбор одного из способов формирования фонда капитального ремонта:
  • — формирование фонда капитального ремонта на специальном счете;
  • — формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
  • Вопросы, включаемые в повестку собрания с указанием, что они рассматриваются только в случае выбора способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете:
  • 2) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • 3) владелец специального счета;

4) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Специальный счет может быть открыт в российских кредитных организациях, величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей.

Центральный банк Российской Федерации ежеквартально размещает информацию о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным настоящей частью, на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

5) выбор лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, определение порядка представления платежных документов и размера расходов, связанных с представлением платежных документов, определение условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица осуществляется по согласованию с ним.

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом.

Какие существуют способы формирования фонда капитального ремонта?

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме (МКД), пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ).

  1. Формирование фондов капитального ремонта осуществляется двумя способами:
  2. 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
  3. 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в МКД в отношении регионального оператора.
  4. Другими словами, в первом случае фонд капитального ремонта формируется в отношении отдельно взятого многоквартирного дома, а во втором – «в общем котле».

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств (ч. 1 ст. 182 ЖК РФ).

Читайте также:  Можно ли и как выписать дарителя из подаренной квартиры? Пошаговая инструкция

Возможно ли установление минимального размера фонда капитального ремонта, по достижению которого собственники помещений могут прекратить уплачивать взнос на капитальный ремонт?

Согласно пункту 8 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах.

В этом случае по достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Статьей 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников относится принятие решения о выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете. В данном случае имеется в виду определение владельца специального счета или это разные решения общего собрания собственников?

  • В части 1 статьи 176 ЖК РФ указано, что специальный счет открывается на имя лица, указанного в частях 2 и 3 статьи 175 ЖК РФ, при предъявлении оформленного протоколом решения общего собрания собственников помещений в МКД, и других документов, предусмотренных банковскими правилами.
  • Согласно частям 2 и 3 статьи 175 ЖК РФ владельцем специального счета может быть:
  • 1) товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах.
  • 2) осуществляющий управление многоквартирным домом жилищный кооператив;
  • 3) управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
  • 4) региональный оператор.
  • Таким образом, лицом, уполномоченным общим собранием собственников помещений в МКД на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете, является владелец специального счета.

Если вы удовольствуетесь моим вольным переводом казенного юридического документа, то, по сути, в нем сказано, что главная и святая обязанность каждого гражданина, проживающего в многоквартирном доме (от 2 и более квартир), платить ежемесячную сумму, рассчитанную исходя из стоимости квадратного метра. Для хрущевок, сталинок и других зданий ниже 5 этажей сумма составляет 5 рублей 7 копеек, для высоток — 5 рублей 84 копейки. От уплаты взносов освобождаются жители аварийных домов или тех домов, кто подпадает под снос.

Стоит заметить, что в Самарской области сумма установленных платежей ниже, чем во многих других регионах. Разбег цен варьируется от 1 рубля до 15 рублей за м2. Однако на вопрос, каким образом просчитали размер взносов, никто из чиновников внятного ответа не дал.

Объективная оценка состояния жилого фонда не проводилась. Для того, чтобы обследовать 18 632 дома, обозначенных в программе капитального ремонта, 10 бригадам специалистов потребовалось бы примерно 5 лет.

Рассказывали, что перед тем, как вводить в регионе плату за капремонт, Фонд капитального ремонта провел исследование, сколько денег готовы платить люди за эту услугу. И сумма до 6 рублей по итогам опроса оказалась самой комфортной. Формула расчета платы за капитальный ремонт должна была сложиться из количества домов, оценки их состояния и средней стоимости основных видов работ. Совершенно очевидно, что объективная оценка состояния жилого фонда не проводилась. Для того, чтобы обследовать 18 632 дома, обозначенных в программе капитального ремонта, 10 бригадам специалистов потребовалось бы примерно 5 лет. Поэтому если вы откроете на сайте Фонда капитального ремонта реестр домов с указанными видами работ, вы всё поймете сами.

В мутной воде и рыб не видать

В середине июня 2015 года я написала запрос на имя Андрея Чибисова, генерального директора НО «Фонд капитального ремонта» Самарской области, где сформулировала 6 вопросов: и по поводу темпов ремонта, и по поводу собираемости средств, и по поводу эффективности их использования. Вполне себе корректный журналистский запрос, на который власти должны отреагировать максимально в недельный срок. Но ответа я так и не получила ни через неделю, ни через месяц, ни через полтора. Пресс-секретарь Анастасия Терещенкова, в святые обязанности которой, я полагаю, должно входить раскрытие запрашиваемой информации, сделала всё для её сокрытия.

В поисках вообще какой-либо информации я встретилась с депутатом Самарской городской думы Максимом Федоровым, который некоторые время работал в статусе заместителя генерального директора Фонда капремонта и был дважды оттуда уволен. На прямой вопрос, почему фонд столь закрыт, Максим Федоров, ничтоже сумняшеся, ответил: «Там есть что скрывать». А после этого поведал мне длинную и запутанную историю про установку приборов учета по разным городам Самарской области, где фонд выступал заказчиком, в результате которой сейчас заведено уголовное дело по финансовым махинациям.

Николай Меркушкин сказал, что Фонд капитального ремонта за минувшие полгода проверяли 91 раз! Это было сказано в тональности, что, дескать, мешают работать, тормозят деятельность. Но на это можно посмотреть и другого угла: а почему у молодой организации столько поводов для проверок? Кто и почему недоволен деятельностью фонда?

Я бы не хотела пересказывать другие истории, где нелицеприятно выглядят сотрудники и генералитет фонда, пусть это останется на совести Максима Федорова вместе с его правом обращаться в правоохранительные органы. Но есть еще один факт, который был предан огласке самим губернатором. Николай Меркушкин сказал, что Фонд капитального ремонта за минувшие полгода проверяли 91 раз! Это было сказано в тональности, что, дескать, мешают работать, тормозят деятельность. Но на это можно посмотреть и другого угла: а почему у молодой организации столько поводов для проверок? Кто и почему недоволен деятельностью фонда?

Статья 170. Жилищного кодекса РФФонд капитального ремонта испособы формирования данного фонда

1. Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственникамипомещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченныесобственникамитаких помещений в связи с ненадлежащим исполнениемимиобязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты,начисленныеза пользование денежными средствами, находящимися наспециальномсчете, образуют фонд капитального ремонта.

2. Размер фонда капитального ремонта исчисляется как суммауказанныхв части 1 настоящей статьи поступлений в фонд за вычетомсумм,перечисленных за счет средств фонда капитального ремонта воплатустоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ покапитальномуремонту общего имущества в многоквартирном доме иавансовза указанные услуги и (или) работы.

3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправевыбратьодин из следующих способов формирования фонда капитальногоремонта:

1) перечисление взносов на капитальныйремонт на специальныйсчет в целях формирования фонда капитального ремонта в видеденежных средств, находящихся на специальном счете (далее -формированиефонда капитального ремонта на специальном счете);

2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счетрегиональногооператора в целях формирования фонда капитальногоремонтав виде обязательственных прав собственников помещений вмногоквартирномдоме в отношении регионального оператора (далее -формированиефонда капитального ремонта на счете региональногооператора).

4. В случае, если собственники помещений в многоквартирномдомев качестве способа формирования фонда капитального ремонтавыбралиформирование его на специальном счете, решением общегособраниясобственников помещений в многоквартирном доме должны бытьопределены:

1) размер ежемесячного взноса накапитальный ремонт, которыйнедолжен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальныйремонт, установленный нормативным правовым актом субъектаРоссийскойФедерации;

2) перечень услуг и (или) работ покапитальному ремонту общегоимуществав многоквартирном доме в составе не менее чем составперечнятаких услуг и (или) работ, предусмотренный региональнойпрограммойкапитального ремонта;

3) сроки проведения капитальногоремонта общего имущества вмногоквартирномдоме, которые не могут быть позднее планируемыхсроков,установленных региональной программой капитального ремонта;

4) владелец специального счета;

5) кредитная организация, в которойбудет открыт специальныйсчет.Если владельцем специального счета определен региональныйоператор,выбранная собственниками помещений в многоквартирном домекредитнаяорганизация должна осуществлять деятельность по открытиюи ведению специальных счетов на территории соответствующегосубъекта Российской Федерации. В случае, если собственникипомещенийв многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию,в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитнаяорганизацияне соответствует требованиям, указанным в настоящемпунктеи части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборекредитнойорганизации, в которой будет открыт специальный счет,считаетсяпереданным на усмотрение регионального оператора.

5. Решение об определении способа формирования фондакапитального ремонта должно быть принято и реализованособственникамипомещений в многоквартирном доме в течение срока,установленногоорганом государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, но не более чем в течение двух месяцев послеофициальногоопубликования утвержденной в установленном закономсубъекта Российской Федерации порядке региональной программыкапитальногоремонта, в которую включен многоквартирный дом, вотношениикоторого решается вопрос о выборе способа формированияегофонда капитального ремонта. В целях реализации решения оформировании фонда капитального ремонта на специальном счете,открытомна имя регионального оператора, собственники помещений вмногоквартирном доме должны направить в адрес региональногооператоракопию протокола общего собрания таких собственников,которымоформлено это решение.

6. Не позднее чем за месяц до окончаниясрока, установленногочастью5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созываетобщеесобрание собственников помещений в многоквартирном доме длярешениявопроса о выборе способа формирования фонда капитальногоремонта,если такое решение не было принято ранее.

7. В случае, если собственники помещений в многоквартирномдомев срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбралиспособформирования фонда капитального ремонта или выбранный имиспособне был реализован в установленный частью 5 настоящей статьисрок,и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение оформировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома насчете регионального оператора.

8. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартир ныхдомов, собственники помещений в которых формируютуказанныефонды на специальных счетах. Собственники помещений вмногоквартирномдоме вправе установить размер фонда капитальногоремонта в отношении своего дома в размере большем, чемустановленныйминимальный размер фонда капитального ремонта.

Платить или нет взносы

Законодательные изменения в части внесения взносов за капремонт действуют уже несколько лет, но споры о необходимости их внесения до сих пор продолжаются. Действующие правила говорят о том, что владельцы квартир обязаны оплачивать квитанции. В некоторых регионах счета за капремонт приходят отдельной платежкой, в других включаются в общий документ квартплаты.

Отсутствие своевременной оплаты чревато начислением пеней, а при длительной задолженности возможны судебные разбирательства. Последнее в большинстве случаев происходит при накоплении задолженности в несколько тысяч. На основании рассмотрения дела и вынесенного решения формируется исполнительный лист, передаваемый в дальнейшем приставам. В их распоряжении имеется целый арсенал инструментов для взыскания долга. В их число входит арест банковского счета, запрет на выезд за границу и ряд иных методов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *