Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «При вьезде во двор у кого главная». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во дворе жилого дома или многоэтажного дома в движении могут участвовать не только автомобилисты. Но поскольку въезд и выезд из этих зон настолько проблематичен, некоторые водители считают, что им следует дать преимущество. И после того, как машина проезжает, отпустите людей.
Куда пожаловаться жителям на неправильно припаркованные автомобили
Если на заднем дворе припаркован большой грузовик или автомобиль с долго работающим двигателем, граждане могут обратиться в ближайшее отделение полиции.
Вскоре на место приедет дежурный ГИБДД, на нарушителя будет составлен протокол.
Многие не знают, что ездить по лужайке тоже запрещено. Водители часто не обращают внимания на это правило. Между тем, это требование не закреплено в правилах дорожного движения: запрет устанавливается законами субъектов нашей страны.
В этом случае составление протоколов не входит в компетенцию сотрудников полиции: акт составляет сотрудник администрации. В таких случаях все же необходимо обращаться в органы внутренних дел.
Полиция либо оформит раскрытый факт нарушения и передаст материалы под свою юрисдикцию, либо приедет по вызову вместе с представителем властей.
В идеале человек должен позаботиться о наличии парковочного места перед покупкой машины. Это важно не только потому, что нельзя нарушать закон — всегда должно быть уважение к соседям по двору.
При въезде в жилой район водитель должен осознавать преимущество прогулки по нему. Движение в таких местах всегда должно быть предельно осторожным.
Нужно ли уступить дорогу пешеходу
Но в правилах дорожного движения другие условия. Юридический документ требует от пешехода оставлять полосу отчуждения во дворах, независимо от того, въезжает ли автомобиль на территорию или выезжает из нее. Это записано в пункте 8.3:
При въезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу движущимся по ней транспортным средствам и пешеходам, а при выезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, пути которых он пересекает.
Что касается самого дворового пространства, то правила дорожного движения такие же — пешеход имеет преимущество перед автомобилем. Водитель должен сначала пропустить его, а затем ехать сам. Эта необходимость четко обозначена в пункте 17.1. Правда, речь идет о жилом районе, обозначенном специальными дорожными знаками. Но в соответствии с п. 17.4 это правило распространяется и на дворы. И им не нужны специальные символы.
Есть еще один нюанс, которого иногда не хватает пешеходам. Пункт 17.1 ПДД гласит, что, несмотря на присвоенный им приоритет, необходимо передвигаться по двору, чтобы не создавать особых препятствий для машин. То есть нельзя, например, пройти по середине улицы. Лучше идти по краю, чтобы машина при этом могла без промедления проехать.
Попутный разъезд во дворах
Разъезд во дворах может быть не только встречным, но и попутным. В данном случае объезжать приходится остановившиеся непосредственно на дороге автомобили. Как правило, подобные остановки выполняются водителями для посадки или высадки пассажиров, кратковременной разгрузки груза. В подобных ситуациях лучше подождать, пока водитель остановившегося впереди транспортного средства закончит свои дела и продолжит движение.
В случаях, когда остановка переднего автомобиля связана с его неисправностью или длительной деятельностью (работа пожарных, скорой медицинской помощи, полиции, коммунальных служб), не следует проявлять агрессию и пытаться согнать водителя с места. Он остановился не просто так, и отъезжать с необходимого места врятли станет. Гораздо проще сдать задним ходом до места, где возможен разворот, выехать и заехать во двор с другой стороны. При этом удастся избежать проблем со встречным разъездом. Дорога перекрыта служебным автомобилем, а значит, навстречу не будет двигаться никто.
Следует помнить, что все неофициальные правила разъезда основаны на принципах взаимоуважения и заботы об окружающих. Конфликты на дороге редко позволяют добиться желаемого результата. Как правило, они приводят исключительно к потере времени, а порой и здоровья. Поэтому общение с другими водителями и совместное принятие решения об оптимальном пути разъездов должно осуществляться в дружественной обстановке, без оскорблений и рукоприкладства. К сожалению, многие современные водители пренебрегают этим очевидным правилом, что часто имеет весьма негативные последствия для обоих участников конфликта.
За что оштрафуют в жилой зоне
ВСПОМНИТЬ ВСЕ
В целом списке нарушений Правил дорожного движения, наказание за которые доросло с 1 июля до трех тысяч рублей (см. подробнее), есть один, на первый взгляд, малозаметный пункт: «Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах». Так звучит формулировка статьи 12.28 ч.1 Кодекса об административных правонарушениях. Из нее мало что понятно, а, между прочим, к жилым зонам относятся не только территории, отмеченные большим синим знаком с изображением дома и бегающих детишек, но и любые дворовые территории наших с вами многоэтажек. Об этом прямо написано в статье 17 ПДД. И в ней, кстати, еще много чего любопытного написано. Перечисляем.
♦ В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
♦ Движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части.
♦ В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
Что касается самого дворового пространства, в нем указание ПДД то же: пешеход имеет преимущество перед машиной. Автомобилист должен прежде пропустить его, а затем ехать сам. Эта необходимость прописана в пункте 17.1. Правда, там речь идет о жилой зоне, очерченной соответствующими дорожными знаками. Но в соответствии с пунктом 17.4 это правило распространяется и на дворы. А в них наличие специальных символов необязательно.
Есть еще один нюанс, который пешеходы иногда упускают. Пункт 17.1 ПДД гласит, что несмотря на даваемый им приоритет, двигаться по двору необходимо так, чтобы не создавать специальных препятствий машинам. То есть нельзя, например, идти по центру дороги. Лучше следовать по краю, чтобы и автомобиль мог в это же время проехать без задержки.
В жилых зонах установлен приоритет пешеходов (пункт 10.2 ПДД). Они имеют право перемещаться по проезжей части, не говоря о специально предназначенных для этого тротуарах.
Водители при движении в жилой зоне, обязаны уступать пешеходам дорогу, так же запрещена учебная езда.
При этом умышленно мешать движению по проезжей части запрещается, то есть курить, стоя посреди дороги, не давая проехать автомобилю или машине скорой помощи, нельзя.
Возможные ДТП и их последствия
ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:
- Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
- Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:
При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.
- Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.
Вам никогда не вменят проезд на запрещающий сигнал светофора при пересечении стоп-линии на разрешающий сигнал.
Правила дорожного движения и официальные правила разъезда
Согласно ПДД, двор является прилегающей территорией, и движение в нем не всегда регламентируется ими. При этом значение может иметь пункт, касающийся разъезда на дороге, одна полоса которой занята препятствием. В соответствии с данным пунктом, дорогу должен уступить тот автомобиль, который движется на спуск, так как движущемуся на подъем автотранспортному средству будет значительно труднее тронуться с места после остановки.
Помимо этого, ПДД регламентируют выезд с прилегающей территории. В данном случае Правила предписывают водителю перед выездом занять крайнее положение на проезжей части и уступить дорогу тем, кто движется по ней. При этом вид транспортного средства и его направление движения значения не имеют. Тоже самое касается и въезда во дворы.
К сожалению, четкой регламентации разъезда в глубине дворов и приоритетов при этом в Правилах Дорожного Движения не приводится, что нередко является причиной конфликтов между автовладельцами, каждый из которых пытается доказать свое преимущество, основываясь на невнятных выдержках из различных законодательных актов. Между тем, все просто. Встречный разъезд во дворах между опытными водителями осуществляется на основе взаимоуважения и неписанных правил подобного маневра.
Как применяется на перекрестке
Правило ПДД «помеха справа» на перекрестке работает, когда:
- Участок представляет собой пересечение равнозначных дорог, на нем не установлен светофор. На первое могут указывать символы 1.6 и 2.2. Если их нет, обе дороги должны быть с одинаковым покрытием. Асфальт только на одной из них делает ее главной, другую – второстепенной. И применение правила в этом случае невозможно.
- На участке сходятся неравнозначные пути, но главный уходит в сторону. Светофора при этом тоже быть не должно. Ситуация подпадает под пункт 13.10: «В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.
Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.». А если так, то условие правой руки как раз и работает. Автомобили, к которым прочие ТС приближаются с этой стороны, должны предоставить им дорогу.
Кто имеет преимущество в движении
В соответствии с Правилами дорожного движения (ПДД) Российской Федерации, водителям, выезжающим с прилегающей территории или двора на дорогу, необходимо уступить дорогу.
Таким образом, если вы совершаете поворот с прилегающей территории на дорогу, вам нужно уступить дорогу другим участникам движения.
Кстати, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), несоблюдение данной правила может повлечь штраф в размере от 2000 до 5000 рублей (статья 83.23 КоАП РФ).
В то же время, если вы водитель и двигаетесь по дороге, имеющей пересечение с прилегающей территорией или двором, вам следует уступить дорогу выезжающему с этой территории автомобилю.
При повороте направо или налево с дороги на прилегающую территорию или двор, вы также обязаны уступить дорогу автомобилям, двигающимся по дороге.
В случае с пересечением дороги и прилегающей территории без официального съезда (например, через тротуар), водитель, выезжающий на дорогу, должен уступить дорогу всем участникам движения, включая пешеходов.
В случае пересечения дороги и прилегающей территории с официальным съездом, необходимо придерживаться правил, определенных ПДД.
Должны ли Вы уступить дорогу грузовому автомобилю в данной ситуации
При выезде с прилегающей территории вы обязаны уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по дороге, куда Вы собираетесь выехать. В данном случае, если грузовой автомобиль движется по главной дороге, имеет преимущество перед вами и выезжает с прилегающей территории на эту дорогу, то вы обязаны уступить ему дорогу.
Согласно статье 12.18 КОАП РФ, если вы пытаетесь повернуть налево со своего двора на дорогу, на которой движется грузовой автомобиль, то вы также должны уступить дорогу данному участнику движения.
В случае если на дороге имеется установленный дорожный знак «Уступите дорогу», вы обязаны уступить дорогу всем автомобилям на главной дороге, включая грузовые автомобили.
Также важно отметить, что выезжая с прилегающей территории на дорогу, вам необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по дороге справа от вас. В данной ситуации, если грузовой автомобиль движется справа от вас на главной дороге, то вы должны уступить ему дорогу.
Выезд с прилегающей территории
Согласно общепринятым правилам, задуманные выезды с прилегающей территории, которая теоретически не является перекрёстком, не всегда бывает просто отличить и соответственно, выбрать верный вариант езды. Признаки прилегающей территории сводятся к следующим пунктам: отсутствие дорожных знаков (это свойственно исключительно пересечениям), всегда являться второстепенной дорогой, а при выезде с рассматриваемой зоны по пути вовсе не будет встречаться светофоров.
Автолюбитель, который желает научиться их различать, в первую очередь обязан вспомнить условную терминологию и основные признаки обоих локаций. Когда впереди находится обыкновенное пересечение трасс, где настроены светофоры и знаки, то водитель находится на перекрёстке. Согласно правилам, лишь на регулируемых перекрёстках и пешеходных переходах есть подобный контроль: располагать нечто аналогичное на прилегающей территории уже нельзя.
Правила проезда нерегулируемых перекрёстков
ну ладно… начнем с начала.
Пытаетесь везде где можно и нельзя притянуть за уши «помеху справа», хотя то что можно так назвать в просторечии, в ПДД называется «ТС приближающееся справа».Далее из шапки статьи , где ТС движущееся со ВСТРЕЧНОГО направления, вдруг стало «помехой справа» при повороте налево. Каким образом? в ПДД ни слова нет про «с права» в пункте 13.12. иногда пытаются оправдать такую формулировку чем то вроде: «подставить правый борт», «окажется справа» и тому подобной ерундистикой. может окажется, а может нет. может подставит, а может протаранит другое ТС в левый борт или будет лобовое. почему тогда не «помеха спереди» ? можно при развороте и в зад удар получить — давайте этот случай будем называть «помеха сзади» тогда. это всё фантазии с множеством вариантов развития событий и никакой «помехи справа тут быть не может». еще много раз слышал от преподавателей фразы типа: «пусть эти дебилы хоть так запомнят. пусть для них везде где можно придумать будет помеха справа», но ориентироваться на дебилов и всех учить по принципу «для дебилов» не допустимо, когда есть ПДД. пусть и дырявое.
А теперь для многих самая главная часть нашего рассказа. А именно раздел со штрафами, которые грозят водителям, если они будут нарушать правила, распространяющиеся на действие рассматриваемого знака о жилой зоне.
Стоит выделить несколько основных моментов на этот счет:
- Нарушая скоростной режим, водитель будет платить по стандартной схеме штрафов;
- Если двигаться в жилой зоне со скоростью свыше 100 километров в час, с правами можете попрощаться;
- Нарушив правила приоритетности, штраф может составить от скоромных 500 рублей до более внушительных 3 тысяч рублей;
- Неправильно въезжая или выезжая с территории жилой зоны, штраф может составить около 1500 рублей;
- С правилами парковки и остановки все также стандартно, как и в ПДД для обычных автодорог;
- Остановившись на газоне, заплатить можно разную сумму. Это зависит от ряда факторов. В Москве, к примеру, это 5 тысяч рублей.
Нарушения правил движения по внутридомовым территориям оплачиваются штрафом в размере 1500 рублей. Но если вы нарушили правила в Питере или Москве, сумма удваивается.
Выезжая со двора, смотри в оба!
В городе Перми зимой прошлого года произошло рядовое на первый взгляд дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. Один из них выезжал с дворовой территории, другой ехал по главной дороге:
«В нарушение пункта 8.3 Правил дорожного движения, – говорится в материалах административного дела, – при выезде с прилегающей территории не уступила дорогу транспортному средству Volkswagen Passat».
Как видно, все очень прозаично и стандартно. Любой водитель, даже недавно получивший права автомобилиста, без труда скажет, кто виноват в данной аварии, достаточно руководствоваться одним пунктом ПДД:
«8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает».
Иными словами, уступаем дорогу всем, а не только транспортным средствам.
Однако в нашем случае, попавшем в практику Верховного суда, был один весомый нюанс: Volkswagen Passat двигался по дороге с односторонним движением во встречном направлении.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения … Н.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
И кто теперь виноват в подобной ситуации? Для решения этой задачки необходимо ввести дополнительные вводные. Улица, на которую совершался выезд со двора, была односторонней. На выезде от домов стоял знак 2.4 «Уступите дорогу» и знак, оповещающий о том, что улица, на которую совершается маневр, – с односторонним движением.
Водитель, а вернее водительница, посмотрев в сторону движения транспортных средств и пропустив все помехи, начала движение. Она не могла предполагать, что с другой стороны на нее вылетит нарушитель.
Если ни у кого нет явного преимущества при въезде и выезде
Иногда автомобили встречаются уже во дворе, когда оба оказываются на прилегающей территории. И в этом случае выяснить, кому принадлежит приоритет в движении, нельзя. А продолжить путь необходимо, но просто проехать мимо друг друга не удается из-за узости пространства. В таком случае кто уступает дорогу во дворе, определяется условиями безопасности для обоих водителей, ТС и здравым смыслом.
Если у одного из автомобилей есть возможность дать задний ход, следует так и сделать, чтобы второй проехал. Уступить должен также тот, кто может свернуть в сторону и там подождать, пока оппонент покинет узкий участок. Если встретились внедорожник и «легковушка», первый может заехать на расположенную высоко обочину или переместиться на грунтовку, чтобы дать проезд второй машине.
Чтобы лучше понять, как работает это правило, лучше рассмотреть конкретные примеры, они помогут понять, как вести себя в спорных ситуациях.
- Простой пример: автомобиль выезжает из арки жилого дома, как понять, считается ли это прилегающей зоной? Здесь разобраться довольно просто, так как в правилах ясно сказано, что двор жилого дома принадлежит к категории прилегающих территорий.
- Еще одна распространенная ситуация – во двор одновременно хотят заехать две машины, одна уже начала маневр и заехала на дворовую зону. И тут из неё выезжает другой автомобиль, пытаясь выехать – что делать в такой ситуации, кто и кому должен уступать? Это ситуация «встречного разъезда», и в правилах нет конкретной информации на этот счет, водителям придется разбираться самостоятельно. Поэтому очень важно перед заездом во двор выпустить все автомобили и только потом заезжать самому, чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации. Но если это всё же произошло, должен уступить тот водитель, у которого больше места для маневра и которому не будут мешать другие автомобили.