Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корень с чередованием дал дол». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.
Корень с чередованием дал дол
Корень с чередованием дал дол
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова?
Решаем проблему, открываем новые знания Работа в паре. Выберите одну группу слов. Выполните задания. Снежок, снежинка, снеговик, снежный Дружок, подруга, дружный, дружить друзья. На этом же правиле основано правописание корней, в которых — а — — я — чередуется с — им — или — ин -, например: сажать — сж и мать, примять — прим и нать, начать — нач и нать, снять — сн и мать; — им — или — ин — пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс — а -.
Прикасаться — прикосновение
Положить — полагать
Тварь — вытворять
Заря — зори
Скакать — выскочить
Растение — росток
Пригорать — гарь
Вымирать — умереть
Отдирать — отдерёшь
Блистать — блестеть
Вытирать — вытереть
Упомянуть — упоминать
«ДАлина» или «дОлина» — как правильно пишется слово?
И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др. Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед. У корня сед- есть омоним: седой. Среди заданий ЕГЭ, которых коснулись изменения, есть и задание, в котором проверяется знание правописания безударных гласных в корне.
В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное.
Скачу, скачок, скачи, вскачь. Слагаемое, полагать, разлагать — сложить, положить, разложить. Касаться, касательная — коснуться, прикоснуться. Равнина, поровну, уровень, ровесник. Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е. Забирать — заберу. Пожимать — пожать, нажимать — нажать, разминать — размять, понимать — понять, начинать — начать, поминать — память.
Корень с чередованием дал дол
Например: подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем: -вод- — корень, общая часть родственных слов, составляет основу лексического значения слова; под- — приставка, указывает на положение в пространстве — ниже чего-либо; -ник — суффикс, указывает на человека по роду деятельности.
Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте, пожалуйста, эту презентацию своим друзьям в любой соц. Кнопочки находятся чуть ниже. Презентация была опубликована 6 лет назад пользователем mein Морфемика от греч. Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний. Морфемы — это минимальные значимые части слова. Они образуют морфемный состав языка. Каждая морфема имеет свое значение.
Правописание слова «долина»: грамматика, примеры употребления и значение
Оздоровительные учреждения готовы встретить посетителей круглый год. Конечно, предпочтение отдается именно летнему сезону, когда дети свободны от учебы и могут вдоволь насладиться развлечениями или оздоровительными процедурами.
Получить льготные путевки в лагерь для детей или санатории можно разными способами.
Если день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. В нем, в частности, сказано, что не будет считаться прогулом использование работником дней отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов, если работодатель отказал в их предоставлении (подп. Первичная специализированная помощь взрослым: нефрология. Желательно, чтобы в расписке был указан четкий график, согласно которому будет погашаться долг.
Обратите внимание на написание выделенных корней слов:
Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме.
есть суффикс а , пиши в корне и: у бир а ть , блист а ть , нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .
- есть суффикс а , пиши в корне а: кас а ться , кас а ние ,
- нет суффикса а, пиши о: кос нуться , при кос новение
«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .
«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки , «равенство», пиши а: у равн ять в правах , равн осторонний .
без ударения, пиши о: гор и ? т , клон и ? лся , твор и ? ть , под ударением, пиши, как слышишь: за га ? р , кла ? н яться , тво ? р чество , тва ? рь .
Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.
Буквы е и и в корнях с чередованием.)
– Записываем тему урока.
Какую цель мы поставим на урок?
Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и
— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?
1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».
2.
Научиться находить орфограмму в словах.
3. Отработать способ проверки орфограммы.
4. Оценить свои знания.
— Как вы думаете, какая будет первая задача?
Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.
– Определите вид глаголов.
– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.
– Посмотрите внимательно.
Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)
ать — за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)
Обратите внимание на слова-исключения!
Написание зависит от суффикса –а- |
|||
-бер-бирА- -дер-дирА- -мер-мирА- -пер-пирА- -тер-тирА- -блест-блистА- -жег-жигА- -стел-стилА- -чет-читА- исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) |
-касА- если после корня стоит суф. -а- прикасаться; -кос- если нет суф.-а- коснуться |
-лагА- если после корня стоит суф. –а- прилагательное; -лож- если нет суф. -а- предложение исключения: полог |
-а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)- пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять, понимАть-понять, запоминАть-память |
Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.
С чередующейся гласной. Как ответила мне наша учительница на тот же вопрос — внимательно слушать учителя во время диктанта. У нас в каждом диктанте в третьем классе встречаются корни с чередующимися гласными. В первых двух дочь допустила такие же ошибки, оценка естественно была снижена. Потом я ей объяснила суть — больше ошибок не было.
Корень С Чередованием Дал Дол
ПРИМЕЧАНИЯ
Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: залезать (в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) – отворить (дверь), поласкать (кошку) – полоскать (рот), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде), примерять (ме́ра) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (ве́ять) флаг – развивается (разви́тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.
Чередование гласных и согласных в корне слова
3) СтИлистический. Проверочное слово — стИль. Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”). Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.
СтИлистический. Проверочное слово — стИль. Корень -стил- не является чередующимся в данном случае, т.к. отличается по значению (“совокупность художественных средств, характерных для произведений искусства какого-нибудь творца, эпохи или нации”). Корни с чередованием -стел-/-стил- будут иметь значения, связанные с понятием “расстилать по поверхности, распространять по поверхности или низко над поверхностью”.
Обратите внимание на слова-исключения!
Написание зависит от суффикса –а- |
|||
-бер-бирА- -дер-дирА- -мер-мирА- -пер-пирА- -тер-тирА- -блест-блистА- -жег-жигА- -стел-стилА- -чет-читА- исключения: сочетать, сочетание, словосочетание, чета (пара) |
-касА- если после корня стоит суф. -а- прикасаться; -кос- если нет суф.-а- коснуться |
-лагА- если после корня стоит суф. –а- прилагательное; -лож- если нет суф. -а- предложение исключения: полог |
-а(я)-им(ин)- сочетания -им(ин)- пишутся после суффикса -а- сжимАть-сжать, снимАть-снять, понимАть-понять, запоминАть-память |
Корни с чередующимися гласными
-бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -блест- — -блист-, -жег- — -жиг-, -стел- — -стил-, -чет- — -чит-: перед суффиксом —А— пишется И (собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е (блЕстеть, зажЕчь).
- -лаг-—-лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
- -кас-—-кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется О (кОснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);
Правописание слова «долина»: грамматика, примеры употребления и значение
Оздоровительные учреждения готовы встретить посетителей круглый год. Конечно, предпочтение отдается именно летнему сезону, когда дети свободны от учебы и могут вдоволь насладиться развлечениями или оздоровительными процедурами.
Получить льготные путевки в лагерь для детей или санатории можно разными способами.
Если день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. В нем, в частности, сказано, что не будет считаться прогулом использование работником дней отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов, если работодатель отказал в их предоставлении (подп. Первичная специализированная помощь взрослым: нефрология. Желательно, чтобы в расписке был указан четкий график, согласно которому будет погашаться долг.
Обратите внимание на написание выделенных корней слов:
Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме.
есть суффикс а , пиши в корне и: у бир а ть , блист а ть , нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .
- есть суффикс а , пиши в корне а: кас а ться , кас а ние ,
- нет суффикса а, пиши о: кос нуться , при кос новение
«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .
«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки , «равенство», пиши а: у равн ять в правах , равн осторонний .
без ударения, пиши о: гор и ? т , клон и ? лся , твор и ? ть , под ударением, пиши, как слышишь: за га ? р , кла ? н яться , тво ? р чество , тва ? рь .
Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.
Буквы е и и в корнях с чередованием.)
– Записываем тему урока.
Какую цель мы поставим на урок?
Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и
— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?
1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».
2.
Научиться находить орфограмму в словах.
3. Отработать способ проверки орфограммы.
4. Оценить свои знания.
— Как вы думаете, какая будет первая задача?
Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.
– Определите вид глаголов.
– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.
– Посмотрите внимательно.
Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)
ать — за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)
Вы просто обязаны выучить слова-исключения!
Написание зависит от согласного |
-раст-рос-ращ- выращенный, растение исключения: росток, росточек, рост, выросток, выростковый, подростковый, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль |
-скак-скоч- перед -к- напишем -а, перед -ч- напишем –о: скакать, выскочить исключения: скачок, скачу |
-лаг-лож- перед -г- напишем -а, перед -ж- напишем –о прилагать, приложить исключения: полог |
Правописание корней с чередованием гласных
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О.
- -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)
— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.
- -гАр -//- гор- (загАр – загорать)
- -клАн-//-клон- ( клАняться – поклониться)
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на —ра-\-ла- (старославянское).
Не забывайте о словах-исключениях!
Написание зависит от места ударения |
-гор-гар- загар, подгорелый исключения: выгарки, изгарь, пригарь |
-зар-зор- под ударением буква, которую слышим, без ударения –а зорька, зарница исключения: зоревать (не спать на заре), зорянка (всполохи молнии) |
-клан-клон- -твар-твор- под ударением буква, которую слышим, без ударения о: кланяться, поклониться, творчество, тварь, творец исключения: утварь |
-плав- гласный ударный и безударный: плавать, плавучий, поплавок -плов- пловец, пловчиха исключения: плывуны, плывучий грунт (плыть) |