Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать библиотечный фонд в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С применением компьютерных программ для автоматизации бухгалтерского (бюджетного) учета стало возможным вести бухгалтерский учет каждой единицы библиотечного фонда как самостоятельного учетного объекта. Нередко такую методику используют в небольших по объему фонда библиотеках, являющихся подразделениями учреждений. Такой подход позволяет иметь в бухгалтерском (бюджетном) учете более точные данные. Недостатком такого подхода является больший объем работы по внесению данных, особенно при первоначальном заполнении базы данных.
Как Списать Библиотечный Фонд В Бюджетном Учреждении В 2023 Году
Такие библиотеки имеют упорядоченный фонд документов и доступ к другим источникам информации, а их главной задачей является обеспечение образовательных, культурных, информационных потребностей пользователей.
Остальным имуществом, находящемся на праве оперативного управления (в т.ч. недвижимым и особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств от деятельности, приносящей доход после изменения типа учреждения), автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух » версия для бюджетных , казенных и автономных учреждений В процессе эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются.
Основными единицами учета документов библиотечного фонда являются экземпляр и название, для газет – годовой комплект и название. Также применяются и дополнительные единицы учета, например метрополка, подшивка, единица памяти данных (для электронных документов).
В бухгалтерском учете списание утерянного или испорченного по вине читателя объекта библиотечного фонда оформляется актом о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) с указанием причины его выбытия из фонда. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а другой – материально ответственному лицу.
-
Добавили новые балансовые счета:
- 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
- 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
- 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
- 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
- 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
- 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
- 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
- 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
-
Добавили новые забалансовые счета:
- 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
- 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
- 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
- 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
-
Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
- одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
- счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
- на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
- возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
- НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
- за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
- на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
- Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Таблица соответствия КВР и КОСГУ на 2023 год 1.2 МБ
- Дайджест № 55: приняты поправки к налоговому кодексу
- Дайджест № 54: новости для тех, кто на УСН
- Дайджест № 53: разъяснения по НДС и новая декларация по налогу на имущество
- Новые формы первичных документов и регистров: изменения в Приказе № 52н
- Дайджест № 52. Перешли с ЕНВД на УСН? Переведите на «упрощенку» все расчеты и обязательства
- Дайджест по налогам № 51. Важное за первую половину декабря
В соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ Правительство РФ определило ПАО «Ростелеком» единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2023 году закупок ряда услуг для:
-
государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего и среднего профессионального образования;
-
избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий.
Это касается услуг по:
-
предоставлению с использованием единой сети передачи данных доступа к государственным, муниципальным и иным информационным системам, а также к сети «Интернет»;
-
передаче данных при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
защите данных, обрабатываемых и передаваемых при осуществлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет»;
-
обеспечению ограничения доступа к информации, распространение которой в России запрещено, и к информации, наносящей вред здоровью и развитию детей, содержащейся в сети «Интернет»;
-
мониторингу и обеспечению безопасности связи при предоставлении доступа к информационным системам и к сети «Интернет».
Предельным сроком, на который заключаются контракты на оказание перечисленных выше услуг, является 31 декабря 2023 г.
В план счетов введут новые аналитические коды для учета нематериальных активов: N, R, I, D по счетам 102 00, 104 00, 106 00, 114 00. Для прав пользования нематериальными активами предусмотрят отдельную группу «60» по счетам 104 00, 106 00, 114 000, 111 00.
Исправление прошлогодних ошибок, которые нашли контроллеры, нужно будет отображать с использованием новых счетов и аналитических кодов по счетам 304 06, 401 10 и 401 20. Для учета вложений в имущество казны предусмотрели счет 106 50.
Виды и категории документов
Порядок N 1077 значительно подробнее, чем Инструкция N 590, описывает деление документов по видам и категориям. Отметим, что многие пункты Порядка N 1077 повторяют положения действующего ГОСТ 7.20-2000 «СИБИД. Библиотечная статистика» (утв. Постановлением Госстандарта России от 19.04.2001 N 182-ст) и фактически используются учреждениями. Поэтому остановимся только на новшествах. Так, п. 3.1 Порядка N 1077 установлено, какие документы относятся к печатным изданиям, а какие — к неопубликованным документам.
К печатным изданиям относятся тиражированные издания, полученные печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленные: книги, брошюры, журналы, продолжающиеся издания, листовые издания, газеты, изоиздания, нотные издания, картографические издания, нормативно-технические и технические документы, авторефераты диссертаций.
К неопубликованным документам относятся рукописные документы (рукописные книги и архивные документы), а также документы, изготовленные в единичных экземплярах, являющиеся объектами интеллектуальной собственности (депонированные научные работы, диссертации, препринты, отчеты о научно-исследовательских работах, переводы, описания алгоритмов и программ ЭВМ, проектно-конструкторская документация), тактильные рукодельные издания для слепых и слабовидящих.
Обратите внимание! Рукописные документы, входящие в библиотечные фонды, являются составной частью Архивного фонда РФ и учитываются в соответствии с нормативными и правовыми актами по учету архивных документов.
Пунктом 3.1.2 Порядка N 1077 установлено, что документы, выполненные рельефно-точечным шрифтом (шрифтом Брайля), учитываются в экземплярах и названиях. Экземпляром для данного вида изданий является каждая из книг комплекта, объединенных общим названием. Как одно название учитывается комплект издания независимо от числа входящих в него книг.
Учет библиотечного фонда по новым правилам
Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, стоимость которых не является существенной (например, библиотечные фонды), могут в соответствии с принятыми положениями учетной политики объединяться учреждением в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств (п. 10 СГС «Основные средства»).
Учреждение самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта и существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
С целью объединения библиотечного фонда в один инвентарный объект учреждение вправе в рамках учетной политики определить, что критериями признания стоимости объектов библиотечного фонда несущественной являются критерии, установленные СГС «Основные средства» для начисления 100 %-й амортизации при вводе в эксплуатацию (стоимость до 100 000 руб.) (ч. 4 Методических рекомендаций).
Для группового учета объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой (п. 54 Инструкции № 157н,Приказ Минфина РФ № 52н). Данная карточка открывается на основании акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), а закрывается на основании акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144).
Забалансовые счета бюджетных учреждений: разберем «по полочкам»
Учет на счете ведут учреждения-заказчики снабжения. Материальные ценности отражают по документам, которые подтверждают отгрузку грузополучателю в сумме выплат на их покупку. Учет ведется в книге учета материальных ценностей по каждому грузополучателю и виду имущества.
Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по материально ответственным лицам, местам хранения и каждому предмету. Если ответственные лица одновременно представляют документы о приобретении и вручении матценностей, то их на забалансовом счете не отражают. В этом случае признают расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков или сувениров.
Обеспечение (имущество, за исключением денежных средств) принимается к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.
- Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
- Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»
Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.
Полученные реализации от доходы макулатуры согласно пункту 13 статьи Налогового 250 кодекса (доходы в виде стоимости материалов полученных или иного имущества при или демонтаже разборке при ликвидации выводимых из основных эксплуатации средств) следует учитывать как доходы внереализационные в том отчетном периоде, в котором имущество это было реализовано образовательным учреждением на выставленных основании документов покупателю.
————————————————————————-
*(1) Учет ведется в регистрах индивидуального и суммарного учета в традиционном и (или) электронном виде в соответствии с требованиями Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда, утвержденного приказом Минкультуры РФ от 08.10.2012 N 1077 (далее — Порядок N 1077) и Межгосударственного стандарта ГОСТ 7.20-2000 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиотечная статистика».
*(2) Обоснование данной позиции смотрите в ответе службы Правового консалтинга на Вопрос: В бюджетном учреждении библиотечный фонд учитывается частично поштучно, частично групповым учетом (при этом ведется несколько инвентарных карточек). Как привести ведение библиотечного фонда на единую инвентарную карточку группового учета? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2023 г.)
*(3) Смотрите, в частности, примерную форму Учетной политики для целей бухгалтерского учета и примерную форму Акта о разукомплектации (частичной ликвидации) основного средства, подготовленные экспертами компании «Гарант».
*(4) В соответствии с п. 5.3 Порядка N 1077 к Акту о списании (ф. 0504144) прилагается также список на исключение объектов библиотечного фонда, который включает следующие сведения: регистрационный номер и шифр хранения документа, краткое библиографическое описание, цену документа, зафиксированную в регистре индивидуального учета документов, коэффициент переоценки, цену после переоценки и общую стоимость исключаемых документов.
*(5) С 1 января 2023 года стоимостной критерий, при котором амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при выдаче объектов библиотечного фонда в эксплуатацию, увеличен с 40 000 до 100 000 рублей.
Учет основных средств при поступлении в бюджетные учреждения
Учетная карточка отражает движение каждого отдельного названия документа (издания), прошедшего безынвентарный учет.
Инвентарная книга представляет собой опись всех документов, поступивших в библиотеку. Записи в ней расположены в хронологическом порядке поступления и должны вестись аккуратно, разборчивым почерком. Подчистки не допускаются. Ошибки зачеркиваются, правильная надпись делается сверху и заверяется подписью библиотекаря в графе «Примечания».
При отсутствии пунктов вторичного сырья или в случаях, когда сдача документов на переработку экономически нецелесообразна, сотрудники библиотеки уничтожают исключенные из библиотечного фонда документы в специально отведенном для этих целей месте в присутствии уполномоченных учредителем лиц, которые составляют акт об уничтожении списанных объектов библиотечного фонда.
Все документы, поступающие в библиотеку, принимаются по сопроводительному документу (счет, накладная, акт и так далее), за исключением документов, полученных по подписке, а также в подарок. Записи в сопроводительном документе сравниваются с фамилиями авторов и названиями, ценой и количеством экземпляров полученных документов.
О том, как вести учет библиотечного фонда в свете положений названного стандарта, расскажем в консультации. 1 40 457 09.02.18 С 2022 года начали действовать пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе СГС «Основные средства».
Проводки бухучета по ОС в бюджетных организациях
Бюджетные организации – это учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств. Бухгалтерский учет в таких организациях ведется на основе особого плана счетов для бюджетных учреждений со своими проводками, который утвержден Приказом № 174н МФ РФ от 16.12.2010 г. Во всех бюджетных учреждениях основные средства, согласно Инструкции № 25н, учитываются на счете № 010100000 — Основные средства.
Основные средства учитываются в регистрах учета по их первоначальной стоимости. Она включает затраты на приобретение и сооружение объектов, консультационные услуги, доставку и прочие затраты, требуемые для приведения объекта в состояние готовности к эксплуатации с учетом предъявленного НДС. Учет на счетах бюджетного учета ведется в рублях и копейках.
Тема: Причины Списания Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2022 Году
Сегодня в отчетности необходимо внимательно относиться к отражению именно основных средств. Так как налоговые органы, иные контролирующие организации внимательно проверяют именно данный раздел отчетности.
Основными единицами учета документов библиотечного фонда являются экземпляр и название, для газет – годовой комплект и название. Также применяются и дополнительные единицы учета, например метрополка, подшивка, единица памяти данных (для электронных документов).
Остановимся на организации бухгалтерского учета подробнее. Активы, составляющие библиотечный фонд, за исключением периодических изданий, принимаются к учету в качестве основных средств с применением счета 101 07 «Библиотечный фонд» Единого плана счетов. Для учета периодических изданий, приобретаемых для комплектации библиотечного фонда, следует использовать счет 23 «Периодические издания для пользования». Согласно «Инструкции об учете библиотечного фонда», принятой в 1998г., срок хранения актов о списании – «постоянно». В проекте «Порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда» срок хранения данного акта сокращен до 10 лет.
Бюджетный учет основных средств в 2021 году (нюансы)
Учет обеспечения гарантий ведут на счетах 10 и 11.
- Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств»
Обеспечение (имущество, за исключением денежных средств) принимается к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества, количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списывают в случае исполнения обязательств.
- Счет 11 «Государственные и муниципальные гарантии»
Учет ведется в карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены государственные и муниципальные гарантии, по видам и сумме гарантии, правовым основаниям, кодам бюджетной классификации. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.
В 2020 году в Инструкцию № 157н ввели новые забалансовые счета:
- Счет 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии» и Счет 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию)объекта концессии» — предназначены для учета сумм инвестиций.
- Счет 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда»
На счете подрядчик учитывает результаты долгосрочных договоров строительного подряда.
- Счет 33 «Ценные бумаги по договорам репо» — для учета операций с ценными бумагами.
РЕПО — это покупка ценных бумаг с обязательством обратной продажи.
- Счет 53 «Ценные бумаги по договорам репо от управления остатками средств на ЕКС» — для учета операций с ценными бумагами, применяют органы Федерального казначейства.
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
6 практических примеров учета на забалансовых счетах 679.8 КБ
Госучреждения начисляют амортизацию ОС линейно в течение срока их службы. Также действует правило ежемесячных начислений в размере 1/12 годовой суммы. Амортизационные начисления начинают отражать в месяце, следующем за месяцем ввода объекта в эксплуатацию.
О практическом применении линейного метода читайте в статье «Линейный метод начисления амортизации основных средств (пример, формула)».
Срок полезного использования определяется исходя из:
- ожидаемого срока получения экономических выгод;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя;
- гарантийного срока использования объекта;
- др. методов, описанных в п. 35 Стандарта
При начислении амортизации основных средств в бюджетном учете применяется следующий порядок:
- на объект ОС стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
- на объект ОС стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется, стоимость объекта сразу списывается в затраты, далее ОС учитывается на забалансовом счете 21;
- на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
- на иной объект ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию».
Амортизация отражается на синтетическом счете 010400000 «Амортизация».
В бюджетном учреждении по приказу 174н для записи проводок по амортизационным отчислениям предназначены аналитические счета, оканчивающиеся на 410, которые используются в следующей транзакции: Дт 040120271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960271, 010970271, 010980271, 010990271) Кт 010400000 «Амортизация» (010410410, 010420410, 010430410, 010440410, 010460410, 010490410).
Операции по начислению амортизации на объекты учета операционной аренды отражаются по дебету счета 040120224 «Расходы на арендную плату за пользование имуществом», 040120229 «Расходы на арендную плату за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами», соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (010960224, 010960229, 010970224, 010970229, 010980224, 010980229) и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010440000 «Амортизация прав пользования активами».
Списание библиотечного фонда в образовательном учреждении
- введением в образовательного действие стандарта начального общего образования, приказом утвержденного Минобрнауки России от 6 октября 2022 г. № утверждении «Об 373 и введении в действие федерального государственного стандарта образовательного начального общего образования», установлены технические-материально условия реализации программы, стандарты библиотек помещений (площадь, размещение зон, число мест читательских);
- библиотеки образовательных учреждений входят в структуру общую образовательного учреждения и не являются самостоятельными лицами юридическими, это условие установлено статьей 27 декабря от 29 Закона 2022 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской далее» (Федерации — Закон № 273-ФЗ);
- библиотеки приобретают издания учебные в больших количествах экземпляров одного учет, названия которых осуществляется безынвентарным методом, котором при предусматривается суммарная запись многоэкземплярных названиям по документов.Многоэкземплярными документами считаются документы, количестве в приобретенные свыше 10 экземпляров.
Бухгалтерские регистры для учета библиотечного фонда
Для аналитического учета объектов библиотечных фондов открывается одна инвентарная карточка группового учета основных средств (ф. 0504032) . Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой.
Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
Инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных карточек по учету основных средств (ф. 0504033). Опись ведется в одном экземпляре в бухгалтерии учреждения в целях контроля за сохранностью инвентарных карточек. Опись сдается в архив, когда в ней имеются отметки о выбытии объекта основных средств по последней инвентарной карточке. Регистрация производится по соответствующим счетам бухгалтерского учета. При выбытии и перемещении основных средств указываются дата (число, месяц, год) и номер журнала операций по выбытию и перемещению объектов нефинансовых активов (ф. 0504071).
Списание библиотечного фонда в образовательном учреждении
Дебет 0 172 10 401
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 000 ХХ 101
«Основные средства»
— списана остаточная библиотечного стоимость фонда по причине ветхости (физического дефектности), износа, морального износа, непрофильности, утери хищения, читателями, продажи, уничтоженного в результате террористических Дебет и т. д.;
Полученные реализации от доходы макулатуры согласно пункту 13 статьи Налогового 250 кодекса (доходы в виде стоимости материалов полученных или иного имущества при или демонтаже разборке при ликвидации выводимых из основных эксплуатации средств) следует учитывать как доходы внереализационные в том отчетном периоде, в котором имущество это было реализовано образовательным учреждением на выставленных основании документов покупателю.
Понятие и особенности бюджетного учета
Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.
Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:
- классифицирует доходы;
- распределяет виды расходов;
- показывает, из какого источника организация финансируется;
- какой вид деятельности является целевым;
- синтетические и аналитические счета;
- поступление и выбытие объектов.
Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:
- Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
- Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
- приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:
- средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
- деньги, предоставленные во временное распоряжение;
- средства по медстрахованию;
- собственные доходы учреждения и др.
Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.
ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.
Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:
- каждый месяц – от 1 до 5 документов;
- каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
- ежегодно – от 10 до 30 бланков.
Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:
- баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
- баланс самого учреждения – по форме 0503730;
- отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
- отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
- данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
- информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.
Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:
- Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
- «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
- Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
- Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.
Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.
Топ‑5 изменений для бухгалтера бюджетной сферы за октябрь
В соответствии с определением, приведенным в статье 1 Закона № 78-ФЗ: библиотека – информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам. Из этого определения видно, что с организационно-правовой точки зрения библиотеки бывают двух типов:
– библиотеки, являющиеся самостоятельными учреждениями;
– библиотеки, являющиеся специализированными подразделениями в учреждениях.
В соответствии с законом 8 библиотеки создают во всех видах муниципальных образований: и в поселениях, и в городских округах, и в муниципальных районах (межпоселенческие библиотеки), и в городских округах. Полномочия по организации библиотечного обслуживания населения также есть и на уровнях субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне. Таким образом, учреждения-библиотеки могут быть на любом уровне бюджета.
Безвозмездное поступление литературы проводки в бюджетном учете 2021
Как оформить и отразить в бухучете поступление бланочной продукции подробно описано в рекомендации.
О боснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для бюджетных, казенных и автономных учреждений могут поступить в учреждение:
- (по договору дарения, при внутриведомственном перемещении, централизованном снабжении из бюджета одного или разных уровней);
- .
- в результате проведения ;
- в виде излишков, ;
- (купля-продажа, поставка и т. п.);
Кроме того, учреждение может либо получить их . Об этом сказано в Инструкции № 183н, Инструкции № 174н, Инструкции № 162н. Независимо от того, каким способом получены материальные запасы:
- отразите их в бухучете по фактической стоимости (). Фактическая стоимость,
- оформите их поступление первичными документами (, п. , Инструкции к Единому плану счетов № 157н);
/ / Безвозмездная передача основных средств проводки в бюджете 2021 Прекращение (закрепление) права оперативного управления материальными запасами при их передаче (получении) 0 401 20 241 0 105 xx 440 0 105 xx 340 0 401 10 180 0 210 06 660 Автономные учреждения Списание с учета (принятие к учету) объекта основных средств по ранее сформированной стоимости, полученного (переданного) от государственных (муниципальных) учреждений: — на балансовую стоимость основного средства; 0 401 20 241 0 101 xx 000 0 101 xx 000 0 401 10 180 — на сумму начисленной амортизации 0 104 xx 000 0 401 20 241 0 401 10 180 0 104 xx 000 Прекращение (закрепление) права оперативного управления материальными запасами при их передаче (получении) 0 401 20 241 0 105 xx 000 0 105 xx 000 0 401 10 180 Пример 1.
Порядок Списания Библиотечного Фонда В Бюджетных Учреждениях В 2021 Году
Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:
Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.
В соответствии с п. 38, п. 53 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных учреждений), утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2021 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н) объекты библиотечного фонда принимаются к учету в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования и отражаются на счете 0 101 37 000 «Библиотечный фонд — иное движимое имущество учреждения», 0 101 27 000 «Библиотечный фонд — особо ценное движимое имущество учреждения».
В бухгалтерском учете выбытие объектов библиотечного фонда осуществляется на основании утвержденного руководителем Акта о списании исключенных объектов библиотечного фонда (ф. 0504144) (далее — акт) форма которого утверждена приказом Минфина России от 30 марта 2021 г. № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (с приложением списка исключаемых объектов библиотечного фонда)). Акт составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов при оформлении решения о списании объектов библиотечных фондов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия указанных объектов учета.
В сформированном комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов акте указываются причины, послужившие основанием для принятия решения о списании объектов библиотечных фондов, и перечень мероприятий по исполнению решения о списании, отметка о результатах проведенных мероприятий (оформляется на основании утвержденного акта и документов, подтверждающих их утилизацию в качестве вторичного сырья, передачу, уничтожение и т.п.), в том числе перечень имущества, подлежащего постановке на учет по результатам проведенных мероприятий, указанных в акте, с целью дальнейшего их использования.
Решение о списании может быть принято по результатам инвентаризации библиотечного фонда. Общие правила проведения инвентаризации установлены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Обратите внимание: перевод объектов библиотечного фонда в группу «Прочие основные средства» не должен приводить к изменению их балансовой стоимости и сумм накопленных амортизационных отчислений.
К инвентарному объекту должны применяться критерии признания объекта основных средств, предусмотренные п. 8 СГС «Основные средства». В частности, это возможность получения экономических выгод или полезного потенциала от использования объекта и надежной оценки его первоначальной стоимости как объекта учета.