Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Класс водителя в ОСАГО: таблица 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Коэффициентом водителя часто называют КМБ — показатель «бонус-малус». В переводе с латыни это означает «хороший-плохой». Этот показатель влияет на стоимость полиса ОСАГО в зависимости от страховой истории автовладельца. Водителю присваивается класс, который определяется количеством страховых случаев (СС), возникших по его вине за предыдущие периоды страхования. Он может как повышаться, так и понижаться.
Зачем нужен коэффициент «бонус-малус»
Рассмотрим пример. За предыдущий страховой период автовладелец с классом 6 и коэффициентом ОСАГО 0,85 не имел страховых случаев, приводящих к возмещению ущерба. На следующий год его КМБ составит 0, 80, а класс повысится до 7. Если это же лицо совершит ДТП со страховой выплатой, его класс понизится до 4, а коэффициент поднимается до 0,95. За два СС присваивается класс 2, КМБ — 1,40, за три страховые выплаты и более по ОСАГО нарушитель получает М-класс и повышающий коэффициент 2,45.
В России бонус-малус применяется с 2012 года. Тогда ввели в действие электронную систему АИС РСА. Здесь можно узнать данные обо всех страховых случаях для расчета КБМ с 2011 года. Всем страховым организациям вменено в обязанность пополнять базу ОСАГО, внося в нее данные о страхователе.
С 2014 года СК обязана корректировать АИС и передавать сведения о водителе в течение одного дня с момента заключения договора страхования. Такая система предотвращает злоупотребления СК при расчете стоимости полиса: автомобилист всегда сможет узнать точное значение своего коэффициента КБМ. Но и страховым организациям полезна электронная база. При желании страхователя уменьшить коэффициент ОСАГО и скрыть предыдущие страховые случаи обман будет быстро разоблачен.
В КМБ всего 15 классов страхования. Если страховка по ОСАГО ограниченного действия, коэффициент присваивается всем, указанным в списке. За общий КМБ берется самый низкий показатель. Для расчета стоимости неограниченной страховки применяется КМБ, равный единице.
1. Как узнать класс водителя ОСАГО онлайн
2. Не применился коэффициент безаварийности по ОСАГО?
— Восстановление утерянного бонуса-малуса
— Обнуление коэффициента безаварийности при переходе с ограниченной ОСАГО на открытую и обратно
3. Принципы применения скидки по коэффициенту безаварийности
4. Заключение
Класс водителя – ключевое понятие коэффициента бонуса-малуса (КБМ). КБМ еще называют «коэффициентом безаварийности». Уменьшает цену страховки при отсутствии аварий
по собственной вине. И наоборот. Так как узнать класс водителя ОСАГО у страховщиков бывает сложно, и нередко происходят ошибки, РСА еще в 2015 г. обнародовал информацию, упростив процедуру проверки.
При этом бонус-малус — коэффициент с подводными камнями. Мы в каждодневной работе по автострахованию сталкиваемся с этим. И расскажем все тонкости простым языком.
Как рассчитывается класс водителя по ОСАГО?
Класс водителя по ОСАГО считается на момент срока действия полиса. Он зависит от количества страховых случаев, произошедших за этот период. Если за срок действия страховки по вине водителя не произошло ни одной аварии, то класс водителя перейдет на следующую ступень. Если за это время произошел хотя бы один страховой случай, то класс откатится на несколько позиций назад. Чем больше было страховых случаев, тем сильнее откатится класс.
Например, водитель впервые оформил ОСАГО и получил класс 3 с коэффициентом 1. Если за срок действия полиса не будет страховых случаев, то ему будет присвоен класс 4 с коэффициентом 0,95 — следующий полис он оформит со скидок. Если за это время произойдет один страховой полис, то класс уменьшится до 1 с коэффициентом 1,55. Тогда следующий полис будет стоить заметно дороже.
Класс водителя действует в течение года после окончания срока действия полиса. Если в течение этого времени вы не оформите новую страховку, то показатель обнулится. В этом случае при оформлении нового полиса вам будет присвоен класс 3 с коэффициентом 1. То же самое происходит, если владелец меняет автомобиль. Если договор расторгнут досрочно, то за ним сохраняется тот класс, который действовал на дату оформления полиса.
Как повысить класс водителя
Класс водителя по КБМ повышается только при безаварийной езде. Чтобы повысить его, старайтесь не допускать страховых случаев по ОСАГО. Даже одна авария, возникшая по вашей вине, может очень сильно снизить класс.
Иногда информация о классе в базе РСА не обновляется, из-за чего действующая для него скидка не засчитывается. Об этом сразу нужно заявить менеджеру компании. Чтобы оспорить действующий коэффициент, требуется:
- Через сервис АИС РСА запросить распечатку информации о текущем показателе.
- На основе данного документа обратиться в свою страховую компанию и подать соответствующее заявление
- Проверить изменение класса в РСА
- Если страховка уже была оплачена по неверной цене — направить заявление в соответствующий банк о возврате денежных средств из-за неправильно рассчитанной стоимости
- Если оспорить низкий класс не удалось, можно обращаться в суд
Таблица коэффициентов
Таблица коэффициентов выглядит так:
Класс ТС | коэффициент КБМ | 0 страховых выплат за год (новый класс ТС) | 1 страховая выплата за год (новый класс ТС) | 2 страховые выплаты за год (новый класс ТС) | 3 страховых выплаты за год (новый класс ТС) | Более 3 страховых выплат за год (новый класс ТС) |
---|---|---|---|---|---|---|
M | 2,45 | M | M | M | M | |
2,3 | 1 | M | M | M | M | |
1 | 1,55 | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 6 | 2 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Как класс КБМ (коэффициент бонус-малус) зависит от стоимости ОСАГО?
Класс КБМ и коэффициент – величины, в той или иной степени зависящие друг от друга. Установить одну неизвестную величину, при условии, что вторая величина известна, не составит ни малейшего труда. Для этой цели существует Таблица КБМ, которая достаточно объемна, но очень проста в применении. На базовые коэффициенты в этой таблице, обозначающие 3-й класс, делается особый акцент. Их специально выделяют жирным шрифтом. Делается это для облегчения оформления страхового полиса для людей, которые впервые стали этим заниматься (базовые показатели – «ориентир для новичков», стоимость страхового полиса – базовая, а коэффициент – «1»).
Через год коэффициент может как уменьшиться, так и возрасти. Зависит от того, сколько ДТП было совершено водителем и по чьей вине. На следующий период при расчете новой стоимости страховки учитывается класс водителя. Чем чаще водитель обращался за страховой выплатой, тем ниже будет его класс. Для водителей с низким классом цена страхового полиса может увеличиться в два раза, а для водителей с высоким классом – уменьшиться и может составить половину от базовой стоимости.
Коэффициент бонус-малус
Номер класса позволит автовладельцу узнать свой коэффициент. Для самых аккуратных водителей, то есть имеющих класс 13, скидка будет составлять 0,5, то есть страховой полис обойдется в 2 раза дешевле, чем новичку. А вот для самых аварийных водителей с классом М полис будет стоить почти в 2,5 раза дороже с их коэффициентом в 2,45.
Для примера, если водитель в первый год своего нахождения за рулем станет виновником в 2 страховых случаях, то ему чтобы вернуться на прежний уровень, понадобится еще 4 года ездить аккуратно.
Другой пример — если автовладелец 10 лет проездил безаварийно, заработав самый высокий 13 класс, в течение года совершив 4 аварии, в которых он был признан виновником, его класс падает до минимального — М.
Что такое КБМ и как его узнать?
У водителя имеется информация о собственном классе. Но класс, сам по себе, это не более, чем буквенное обозначение коэффициента КБМ (бонус-малус). Данный показатель является единственным способом уменьшения размера выплат по страховке. Вся информация, которую мы рассматривали о классах водителя, в большей мере относится и к коэффициенту КБМ.
Ранее КБМ использовался только для определенного автомобиля, поэтому при продаже транспортного средства скидка или лишняя стоимость по страховке пропадала. В таком случае водитель должен быть зарабатывать новые баллы для получения скидок. С 2008 года система поменялась, и в 2020 году КБМ присваивается не автомобилю, а непосредственно водителю. Это означает, что вне зависимости от транспортного средства или страховщика, КБМ у водителя остается единичным показателем.
Как проверить КБМ водителя по базе РСА? Для этого необходимо выполнить действия, описанные в предыдущем разделе, после чего приступать к вычислению собственной страховой ставки по ОСАГО. Для удобства наших читателей мы приведем в пример таблицу, в которой доступно разъясняется информация о коэффициенте КМБ как на нынешний период, так и на будущий год. Для того, чтобы пробить информацию о КБМ по данной таблице, достаточно лишь знать собственный класс и количество страховых компенсаций за год.
Как повысить класс водителя
Класс водителя по КБМ повышается только при безаварийной езде. Чтобы повысить его, старайтесь не допускать страховых случаев по ОСАГО. Даже одна авария, возникшая по вашей вине, может очень сильно снизить класс.
Иногда информация о классе в базе РСА не обновляется, из-за чего действующая для него скидка не засчитывается. Об этом сразу нужно заявить менеджеру компании. Чтобы оспорить действующий коэффициент, требуется:
- Через сервис АИС РСА запросить распечатку информации о текущем показателе.
- На основе данного документа обратиться в свою страховую компанию и подать соответствующее заявление
- Проверить изменение класса в РСА
- Если страховка уже была оплачена по неверной цене — направить заявление в соответствующий банк о возврате денежных средств из-за неправильно рассчитанной стоимости
- Если оспорить низкий класс не удалось, можно обращаться в суд
Даже если вы сменили страховщика, класс водителя не обнуляется. Он является постоянным показателем в течение всего стажа вождения.
Классы страхования для водителей
Таблица коэффициентов предусматривает 15 классов водителей. Самый наименьший для водителя машины обозначается как «М» и предусматривает максимальный КБМ, равный 3,92. Это значит, что базовый тариф, выбранный страховой компанией, будет умножаться на это значение, а также на другие коэффициенты. В таком случае стандартная стоимость страховки на авто увеличится практически в 4 раза. Даже при условии, что все остальные коэффициенты будут равны 1, стоимость полиса ОСАГО для водителя с «М» составит более 7 000 рублей.
Самый лучший класс водителя по ОСАГО — 13. Он позволяет получить скидку на полис до 54%. Но чтобы добиться такой скидки автолюбитель из года в год должен доказывать свое водительское мастерство, избегая аварий на дорогах. При условии, что при оформлении первой страховки у водителя авто был 3 класс, ему понадобится 10 лет безаварийной езды для того, чтобы покупать полис ОСАГО за полцены.
Транспортный налог, онлайн калькулятор
Стоимость полиса ОСАГО определяется по базовой стоимости, умноженной на различные коэффициенты: стаж вождения, мощность транспортного средства и т. п. Среди них и КБМ (коэффициент бонус-малус), значение которого указывается в полисе. КБМ является скидкой в тех случаях, когда у водителя не было ДТП по его вине, а в обратной ситуации – наценкой. В 2022-м году были установлены новые максимальные и минимальные значения этого коэффициента: 3,92 и 0,46 соответственно. Эти параметры вступят в силу с 01 апреля 2022 г. Кроме того изменился и сам метод расчета КБМ, который приведет к значительному подорожанию полиса для тех, кто совершил два и более ДТП за 2021-й год. А вот для водителей с безаварийным стажем более трех лет новый метод поможет сэкономить на полисе дополнительно 8%, что является хорошим стимулом к соблюдению правил дорожного движения.
-
Скидка при отсутствии аварий
Когда страховая компания подписывает со своим клиентов договор насчет составления полиса, она обязательно должна проверить наличие аварий за прошедший период. Это делается совершенно не из-за любопытства инспекторов. Данный процесс имеет вполне объективные причины, которые заключаются в том, что при отсутствии ДТП водитель считается надежным и ответственным.
Таким образом, стоимость услуги страхования может изменяться посредством коэффициента бонус малус (КБМ или КМБ). Такое обслуживание клиента является довольно выгодным компании. Это обусловлено не тем, что организация теряет прибыль, а тем, что коэффициент влияет на более аккуратное вождение ТС водителем. Именно из-за последнего в итоге страховщику не требуется часто выплачивать компенсацию, потому что не случается аварий.По сути услуга бонуса малуса выражается в стимуляции повышения водительских навыков, так как компания в данном случае существенно меньше теряет своих финансовых средств. Один год без ДТП способствует увеличению скидки на 5 процентов. Далее процент только повышается. Соответственно, каждый владелец транспортного средства заинтересован в том, чтобы иметь «чистую» репутацию.
Классы страхования для водителей
Большая часть показателей, которые берутся в расчет при определении стоимости страховки, понятна. Например, стаж и возраст водителя зафиксированы в удостоверении, а мощность и тип авто в ПТС. С регионом проживания и планируемым периодом пользования полисом тоже можно разобраться. Вопросы в большинстве ситуаций связаны с КБМ.
Учтем, что раньше этот был загадочный параметр, который, казалось, рассчитывается интуитивно специалистами страховых компаний. Сегодня все более прозрачно. КБМ определяется непосредственно классом водителя ОСАГО. Достаточно узнать индивидуальный показатель и коэффициент определится по схеме.
Классов страхования в 2020 году – 15 уровней. Первым идет М, где величина коэффициента максимальна, а далее от 0 до 13 пункта. При первичном оформлении полиса человеку присваивается сразу 3 класс, чтобы бонус-малус был равен единице. А дальше все будет зависеть от водителя и его стиля. Если он сможет без аварий использовать авто, то каждый год класс будет повышаться, а стоимость страховки снижаться. Но при страховом случае будет произведено понижение класса. Притом, не на единицу, а сразу на несколько пунктов.
Чтобы проверить свой текущий класс страхования достаточно обратиться на официальный портал РСА, где представлены сведения обо всех фирмах, имеющих лицензии, и хранятся данные о водителях.
Похожие записи: