Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности позволяет минимизировать риск возникновения пожара в помещении или на открытой местности. Нарушение этих правил чаще всего провоцирует возгорание и/или задымление, в результате которого люди травмируются, получают ожоги или даже гибнут. Также страдает имущество, а если говорить глобально, то и вся экосистема.

Наказания за нарушения могут быть:

  1. Дисциплинарными.

Такая ответственность распространяется исключительно на должностных лиц, а заключается она в различного рода замечаниях, выговорах, которые заносятся в личное дело работника или же бывают только лишь устными. Как правило, в случае с дисциплинарным наказанием решающим становится мнение руководителя предприятия (компании, фирмы). К такому виду ответственности чаще всего привлекаются сотрудники, не соблюдавшие правила пожарной безопасности или допустившие нарушение из-за халатности. Работник, который несёт ответственность за противопожарную безопасность, должен быть ознакомлен с соответствующими инструкциями.

2. Административными.

В этом сегменте наказание следует не только за прямое нарушение правил безопасности, но также и за несоблюдение самых разных требований (к примеру, к эвакуационному плану или обустройству путей для эвакуации в случае пожара, к наличию технических элементов, защищающих от дыма и распространения огня и т. д.). В качестве административного наказания может применяться штраф за нарушение правил пожарной безопасности (например, штраф за отсутствие пожарной сигнализации), предупреждение (если нарушения не повлекли за собой серьёзных последствий), приостановление деятельности (эта мера наказания касается ИП или юрлиц как нарушителей). Штрафы могут составлять:

  • от 1000 до 5000 ₽ для граждан, которые не исполняют свои служебные обязанности;
  • от 6000 до 50 000 ₽ для должностных лиц;
  • от 30 000 до 50 000 ₽ для предпринимателей (ИП, также их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток, чтобы была возможность исправить все нарушения после инспекции);
  • от 90 000 до 500 000 ₽ и до 1 000 000 ₽ в случае нанесения вреда здоровью (тут чаще подразумевается нанесение тяжкого вреда или смерть людей), также в качестве наказания может применяться и приостановка деятельности юрлица на срок до 90 дней.

Профилактические меры

Первоочередными пожарно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся на объекте, являются:

  • Применение негорючих моющих средств в тех местах, где обезжириваются и очищаются детали или готовая продукция.
  • Сбор информации о параметрах пожарной опасности различных используемых в технологическом процессе веществ и материалов.
  • Задействование автоматических систем пожарной безопасности.
  • Регулярная проверка работоспособности систем пожарной автоматики.
  • Изоляция пожароопасного технологического оборудования. При необходимости его можно вынести на открытые участки территории.
  • Использование противопожарных препятствий и быстродействующих клапанов, которые будут предотвращать быстрое распространение пожара по помещению и коммуникациям.
  • Запрет на задействование горючих материалов при ремонтных работах путей, которые являются эвакуационными.
  • Использование в наиболее пожароопасных помещениях специальной защиты от дыма и других систем.

Эффективность борьбы с возгораниями обеспечивается только лишь на тех предприятиях, где хорошо поставлена организационная и агитационная работа. Также на образцовых предприятиях есть и функционируют ДПД (добровольная пожарная дружина) и ПТК (пожарно-техническая комиссия).

Согласно статистической информации, на предприятиях больше половины всех пожаров происходит из-за человеческой небрежности или же грубейшего нарушения работниками существующих правил пожарной безопасности. К самым частым причинам возгорания сегодня можно отнести:

  • Курение в местах, которые не предусмотрены для этого.
  • Не выключенные электрические бытовые приборы.
  • Применение факелов или паяльных ламп для разогрева деталей, труб и прочих конструкций.

Для полного устранения перечисленных выше причин необходимо вводить наиболее жёсткий режим противопожарной безопасности, а сотрудников постоянно учить основным правилам ПБ.

Профилактические меры

Первоочередными пожарно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся на объекте, являются:

Эффективность борьбы с возгораниями обеспечивается только лишь на тех предприятиях, где хорошо поставлена организационная и агитационная работа. Также на образцовых предприятиях есть и функционируют ДПД (добровольная пожарная дружина) и ПТК (пожарно-техническая комиссия).

Согласно статистической информации, на предприятиях больше половины всех пожаров происходит из-за человеческой небрежности или же грубейшего нарушения работниками существующих правил пожарной безопасности. К самым частым причинам возгорания сегодня можно отнести:

Для полного устранения перечисленных выше причин необходимо вводить наиболее жёсткий режим противопожарной безопасности, а сотрудников постоянно учить основным правилам ПБ.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности четко сформулированы в главном документе, регулирующем рассматриваемую сферу деятельности, а именно ФЗ №69-ФЗ, принятым 21.12.1994 года. После вступления его в силу в законодательный акт неоднократно вносились изменения и корректировки, уточняющие и поясняющие основные понятия, а также конкретизирующие условия правоприменительной практики.

В результате на сегодняшний день граждане РФ обязаны:

  • соблюдать и выполнять предписанные законодательством требования пожарной безопасности, что включается в себя:
  • уметь обращаться с открытым огнем в обычной жизни;
  • следить и поддерживать электропроводку в исправном состоянии;
  • не перекрывать и не захламлять пути эвакуации и различные подсобные помещения (лоджии, балконы, чердаки, подвалы);
  • уметь пользоваться средствами пожаротушения и знать место их расположения или хранения;
  • знать основные правила тушения пожара при его возникновении;
  • при выявлении пожара немедленно сообщить об этом сотрудникам МЧС;
  • до прибытия работников пожарной службы оказывать содействие по тушению пожара, выведению из горящего здания или сооружения людей и спасению имущества;
  • выполнять законные указания работников пожарной службы.

Исходя из перечисленного выше перечня обязанностей, можно сделать вывод, что от граждан требуется, прежде всего, знание и соблюдение требований противопожарного законодательства.

Нарушение требований пожарной безопасности

Огонь – стихия страшная и неконтролируемая. Последствия от его распространения – плачевны. И хорошо, если пожар затронул только материальные ценности.

Но, как показывает статистика, людей гибнет на пожарах от года в год все больше и больше. Причины возгораний огромное количество. Это и стихийные природные силы, катаклизмы, и воздействия бытового или производственного характера.

Важно

Но все чаще в статистике появляется одна оговорка – нарушение правил пожарной безопасности.

Почему так происходит, ведь всем понятно, что именно соблюдение правил ПБ дает возможность минимизировать потери. Тем более они узаконены государственными актами, нарушать которые – значит, понести ответственность. Это касается всех людей, но особенно тех, кто наделен ответственностью воплощать эти правила в жизнь.

Ответственность лица, отвечающего за пожарную безопасность

На каждом предприятии приказом назначается ответственное лицо за ПБ. Единых рекомендаций по назначению тех или иных специалистов ответственными за ПБ не существует, все остается на усмотрение руководителя организации. Кроме того, если компания небольшая, сам руководитель может выполнять эти функции.

Читайте также:  Отражение сумм начислений и НДФЛ у работника- чернобыльца.

Основные мероприятия, за которые непосредственно отвечает это лицо, условно делят на:

  • технического плана: закупка, списание огнетушителей и других средств для тушения пожара, контроль за работоспособностью автоматической системы пожаротушения и эвакуации на предприятии (установка, контроль за техобслуживанием, своевременный ремонт, проверка работоспособности и т. п.), замена старых средств индивидуальной защиты на новые;
  • организационного плана: проведение инструктажей (первичных, периодических, внеплановых), обучение сотрудников организации, разработка и согласование внутренних инструкций, плана эвакуации и иных документов, проведение учебной эвакуации в компании с последующей подготовкой доклада по проведенному мероприятию для службы ГО и ЧС и т. п.

Обзор новых правил проведения пожарных проверок с 1 июля 2021 года


На практике встречаются случаи, когда даже правильная эксплуатация электроприборов приводит к их переходу в аварийный режим работы, что нередко заканчивается возникновением пожара.


При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:

  • оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
  • эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
  • пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
  • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
  • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
  • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
  • оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.

КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

  1. предупреждение;
  2. административный штраф;
  3. административное приостановление деятельности;
  4. дисквалификация.

Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.

Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.


Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.


Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.


Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, КоАП РФ признаются:

  • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • повторное совершение однородного административного правонарушения, т. е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения;
  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  • совершение административного правонарушения группой лиц;
  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать соответствующее обстоятельство отягчающим.

Административной ответственности, применяемой при нарушении требований пожарной безопасности, посвящена ст. 20.4 КоАП РФ (ее положения не касаются нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, которые предусмотрены ст. 8.32 и ст. 11.16 КоАП РФ соответственно).

Так, согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет следующее административное наказание:

  • для граждан – в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено следующее административное наказание:

  • для граждан – в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в виде штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Нарушения такого рода наказываются штрафом:

  • для граждан – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ при повторном нарушении требований пожарной безопасности штрафные санкции увеличиваются (штраф, накладываемый на организацию в этом случае, может достигать 400 тыс. руб.), а административные материалы на юридическое лицо могут передаваться в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объекта защиты на срок до 90 суток.

Читайте также:  Выберите способ записи на прием:

Самое суровое наказание предусмотрено ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на организацию в целом, так и на ее руководителя, а также лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Профилактика нарушений требований пожарной безопасности

Магазин «Пожбезопасность от А до Я» — это магазин противопожарного оборудования и инвентаря.

Компания «ББЛ-Сервис» предоставляет широкий спектр услуг в сфере безопасности.

Вся информация на сайте имеет демонстративный характер.

Многие предприниматели думают, что если они взяли помещение в аренду, то вопросы ПБ их не должны касаться.

Однако, за арендованное помещение с точки зрения закона ответственность будет нести как собственник имущества, так и тот, кто его арендует [статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 No69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»]. В этом случае требования выполнять необходимо как и в любом другом, но зона ответственности у собственника и арендатора будет различной.

Например, за наличие необходимой у организации документации и первичных средств пожаротушения отвечать будет арендатор, а вот за отсутствие или неисправность внутреннего противопожарного водоснабжения, эвакуационных выходов, отвечать будет собственник помещения.

  • за нарушение требований пожарной безопасности на должностное лицо примерно в 6 раз, а на юридическое лицо — в 10 раз;
  • за возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека на должностное лицо более чем в 10 раз, и на юридическое — более чем в 10 раз.

Кроме того, существенно изменилась ответственность в зависимости от тяжести вреда от последствий пожаров, здесь размер штрафа достиг 1000000 рублей.

Для начала необходимо отметить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по действующему законодательству несут следующие лица:

  • Владельцы имущественных комплексов.
  • Руководство органов федерального значения исполнительной власти.
  • Руководство государственных органов самоуправления местного предназначения.
  • Лица, которые уполномочены владеть, распоряжаться или пользоваться имущественными комплексами. Необходимо дополнить, что сюда же относится руководство структур.
  • Лица, которые в определенном законодательством порядке назначены ответственными за организацию пожарной безопасности.
  • Определенные должностные лица в рамках их компетенции.

Итак, ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – не что иное, как правовая сторона организации безопасности при пожаре на производстве и в структурах. Как выяснилось, она предполагает привлечение виновных граждан и иных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение или же неисполнение требований и правил безопасности. Другими словами, нести наказание за халатное и наплевательское отношение в отношении мер предосторожности в сфере безопасности при пожаре может как руководство организации, так и любой ее сотрудник.

На государственном, региональном и муниципальном уровнях разрабатываются специальные программы и планы проведения профилактики пожаров.

В повседневной жизни человек сталкивается с огнем достаточно часто: у многих в квартирах установлены газовые плиты, в автосервисах часто используется пламя в ходе ремонта и пр. В этих программах закреплены правила обращения не только с пламенем, но и горючими материалами, различной техникой.

План профилактики пожаров в повседневной жизни предусматривает проведение работы с населением. Периодически представители Госпожнадзора, МЧС и других ведомств разъясняют гражданам действующие правила, инструкции, рассказывают о действиях, которые следует предпринимать для предотвращения возгораний.

Права и обязанности работодателя и работников в сфере пожарной безопасности

Права и обязанности работодателя и работников определены в базовом документе — Законе № 69-ФЗ.

Руководители организации-работодателя, в том числе индивидуальные предприниматели, заключившие трудовые договоры с работниками, в соответствии со ст. 37 Закона № 69-ФЗ обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных.

Работники в соответствии со ст. 34 Закона № 69-ФЗ должны исполнять следующие обязанности:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
  • предоставлять в порядке, установленном законодательством РФ, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности организация и индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности.

В соответствии со ст. 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, а также должностные лица в пределах их компетенции. Поскольку часто ответственность за пожарную безопасность возлагают на кадровых работников, положения вышеуказанной статьи распространяются и на них, как на должностных лип.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена ст. 20.4 КоАП РФ, которая с 17.06.2011 действует в новой, более ужесточенной редакции. Кроме того, в КоАП РФ содержатся санкции за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32) и за нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте (ст. 11.16 КоАП РФ). Нельзя забывать и о предусмотренной ст. 19.5 КоАП РФ ответственности за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного липа), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена ст. 219 УК РФ.

Читайте также:  Как закрыть ИП в 2023 году: понятная пошаговая инструкция

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что соблюдение требований пожарной безопасности важно не только как гарантия от претензий проверяющих органов, привлечения к ответственности, но и как залог безопасности и предотвращения угрозы уничтожения и повреждения имущества работодателя, и, главное, угрозы жизни и здоровью его работников.

1«Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум» (утв. МЧС РФ).

Обязанности инспектора при проверке пожарной безопасности

Проверяющий, при проверке обязан:

  1. предупреждать появление нарушений;
  2. выявлять нарушения;
  3. принимать меры по недопущению нарушений, то есть наказывать;
  4. соблюдать законы;
  5. не нарушать прав проверяемого;
  6. проводить проверку по распоряжению;
  7. проводить проверку в рабочее время (с понедельника по четверг с 9.00-18.00, а в пятницу с 9.00 – 16.45);
  8. перед проверкой предъявлять служебное удостоверение и копию распоряжения;
  9. не мешать Вам, присутствовать при проведении проверки;
  10. давать пояснения по вопросам пожарной безопасности;
  11. предоставлять Вам, информацию и документы по проверке;
  12. знакомить Вас с результатами проверки;
  13. учитывать тяжесть и опасность нарушений при определении мер наказания;
  14. доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
  15. соблюдать сроки проведения проверки;
  16. не требовать документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  17. перед началом проведения проверки по просьбе проверяемого лица, ознакомить с положениями Административного регламента.

Как видите обязанностей у инспектора намного больше, чем у Вас и каждое отклонение от исполнения этих обязанностей является нарушением порядка проведения проверки, которое может быть обжаловано.

За что предусмотрена административная ответственность

Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:

  • 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
  • 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
  • частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
  • частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
  • 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
  • 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
  • 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
  • частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
  • частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
  • 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
  • 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
  • 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
  • частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.

Нарушение правил пожарной безопасности

ППБ содержит в себе большое количество обязательных к исполнению требований, которые позволяют предотвратить неконтролируемое распространение огня. При исполнении методических требований стоит различать типы индивидуальных объектов, на которые они действуют. Особенно серьезные установлены на предприятиях, содержащих в оборудовании или коммуникациях вещества, которые могут самостоятельно воспламеняться или поддерживать процесс горения.

Тяжкий вред здоровью может быть нанесен и при пренебрежении элементарными правилами безопасности на рабочем месте или дома. За такого рода ожоги виновное лицо может понести суровое наказание, вплоть до уголовного. При умышленном инициировании возгорания в законодательстве существует отдельная статья. Поджог в рассматриваемом вопросе будет наиболее тяжким преступлением, поскольку в таком случае пострадавшие физически не могли предусмотреть случившегося.

Важно! Отличием от самовозгорания будет то, что инициатор пожара будет очевиден.

Сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, может быть назначен, но не имеет права приступить к выполнению обязанностей без прохождения, с освобождением от основной работы, обучения ПТМ по специально разработанным программам, в т.ч. с учетом специфики основных технологических процессов, рабочих режимов на объектах защиты.

Такой вид обучения организован и проводится в рамках требований ст. 25 ФЗ-69, п. 3 «ППР в РФ»; с указанием конкретных условий по НПБ «Обучение мерам ПБ работников организаций», утвержденных в 2007 году.

ПТМ в объемах комплекса знаний законодательных актов, нормативной документации по пожарной безопасности в части организации противопожарного режима, сохранения безопасного ведения производства, технологических процессов; изучения средств и способов тушения пожаров при их возникновении на объектах; навыков предупреждения возгораний, эвакуации людей и имущества проходят:

  • Работники, назначенные ответственными за пожарную безопасность, организацию инструктажей.
  • Руководители, ведущие специалисты предприятий, организаций, а также исполняющие их обязанности лица.
  • Руководители отделений ВДПО объектов.
  • Руководители мест летнего отдыха детей.
  • Специалисты, осуществляющие огневые, в т.ч. электрогазосварочные работы.
  • Водители пожарной автотехники, операторы пожарных мотопомп.

Такое обучение должно проводиться в течение месяца после устройства на работу. Периодичность обучения для руководителей, ответственных лиц, работающих на взрывопожароопасных производствах – ежегодно после последнего получения свидетельства, а для руководства, должностных лиц организаций с нормальными условиями – раз в 3 года.

Обучение с отрывом от основной профессиональной деятельности проводится на базе учебных центров ФПС МЧС, учебно-методических центров ГО и ЧС республик, краев, областей, территориальных органов МЧС; а также в образовательных заведениях противопожарного профиля, учебных курсах, оказывающих такие услуги.

Руководители, главные специалисты, ответственные за ПБ предприятий со взрывопожароопасными производствами по возможности должны проходить обучение по программам ПТМ в специализированных центрах с оборудованными полигонами, выполненными согласно специфики таких объектов.

Непосредственно на объектах по утвержденным программам ПТМ обучают:

  • Работников, ответственных за ПБ в структурных подразделениях объектов.
  • Педагогических работников дошкольных заведений образования.
  • Сотрудников круглосуточной охраны объектов.
  • Членов ДПД.
  • Работников, привлекаемых к проведению взрывопожароопасных работ.

Обязанности и права ответственного за пожарную безопасность

Ответственное лицо за соблюдение и обеспечение пожарной безопасности, вступив на эту должность, приобретает как обязанности, так и права:

  • Общие обязанности у единственного ответственного за ПБ в организации, тогда ему приходится отвечать за все – от проведения инструктажей до контроля за организацией списания, утилизации огнетушителей.
  • Кроме того, придется вести всю отчетную документацию, подписывать наряд-допуски на проведение огневых работ; контролировать сроки службы (годности) огнетушителей, состояние активной и пассивной огнезащиты зданий; разрабатывать планы эвакуации при пожаре; готовиться к проверкам с участием представителей ГПН и участвовать в них, контролируя ход устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности.
  • Функциональные обязанности ответственного руководителя, понимающему всю сложность, масштабность задач по правильному обеспечению противопожарного режима, необходимо распределить среди ведущих специалистов, инженерных, материально-технических служб; оставив за главным ответственным контроль, организацию документооборота, проведение обучения работников.
  • Права, которые специалист отвечающий за ПБ, имеет, мало чем отличаются от обязанностей – представлять организацию во всех инстанциях; в любое время проверять структурные подразделения, филиалы; приостанавливать работы при выявлении грубых нарушений; требовать от руководителей объектов всех уровней подчиненности соблюдения мер безопасности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *