Как стать пилотом пассажирского самолета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать пилотом пассажирского самолета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


История для пилота только начинается, после обучения в училище для лётчиков. Молодому специалисту выдают сертификат, который фактически подтверждает получение базовых знаний пилотирования гражданскими воздушными судами и 150 часов налёта. Для сравнения – у пилота гражданской авиации международных рейсов более 500 часов налета, на каждом воздушном судне международного класса.

Пилот гражданской авиации: кто это и чем занимается

Чтобы «набрать»(налетать) часы, молодые специалисты идут в маленькие авиакомпании. Если раньше они «набирались» на промышленных вылетах (например, на кукурузниках), то сейчас приходится искать себе дополнительное место работы. Иногда, для этого приходится сменить место жительства.

Профессия пилота, совсем не похожа на ту, которая представляется в сознании, которую показывают в кино: летный состав маленьких авиакомпаний далек от идеала, а как было сказано ранее, чтобы получить допуск к работе на авиалайнере, нужно «налетать» часы на нём.

Чтобы освоится, разобраться в управлении и чувствовать себя комфортно в новой кабине, должно пройти время.

Зарплата пилотов варьируется от 65 000 до 300 000 руб. В 2021 году средняя плата за труд российских пилотов составляет 150 000 рублей в месяц.

Ситуация по городам представлена в табличке.

Город Месячный размер зарплаты (руб.)
Москва 130000
Санкт-Петербург 102000
Новосибирск 70000
Томск 70000
Барнаул 70000

Зарплата может меняться в течение месяца.

Профессии в гражданской и военной авиации

Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.

К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.

Авиационных вузов в России немало. Кроме того, в некоторых технических университетах есть аэрокосмические факультеты или как минимум кафедры авиационной направленности. В Советском Союзе авиационные вузы создавались, как правило, в крупных областных центрах, где уже существовали предприятия авиационной или аэрокосмической промышленности. Это Воронеж, Харьков, Самара, Казань, Красноярск, Байконур, Москва.

В современной России, разумеется, пальму первенства держат московские вузы:

  • МАИ;
  • МАТИ;
  • МГТУ;
  • МФТИ;
  • МГТУГА.

При этом вузы в Самаре и Казани не только не потеряли своего значения, но и оказались лидерами по качеству образования на довольно больших территориях. Прибавьте к этому ряд военных училищ и университетов, где есть авиационные и аэрокосмические специальности — академия ракетных войск им. Петра Великого, училища в Егорьевске, Жуковском, Кубинке. И это только в Подмосковье.

Результаты каких экзаменов нужны для поступления? Согласно опубликованному Минобрнауки России перечню экзаменов в форме ЕГЭ, которые надо сдавать для поступления в авиационные вузы, необходимы сертификаты по следующим предметам: по всем специальностям — математика и русский язык, по остальным (за некоторыми исключениями) — физика или информатика и ИКТ. Будущие экологи (есть и такая специальность, преимущественно на аэрокосмических факультетах) вместо физики сдают биологию, а будущие специалисты по прикладной информатике — обществознание.

История специальности

«А мне летать охота» — древнее как мир желание человека оторваться от земли. Пример птиц всегда казался людям заоблачной мечтой, но герои, пытавшиеся летать, появлялись постоянно, начиная с Древнего Китая, Греции и других цивилизаций. Энтузиасты конструировали крылья, надевали их на себя и смело шагали с крыш, башен и других возвышенностей. Полеты длились недолго, совершались не вверх, а вниз, и не всегда заканчивались благополучно. Но это не останавливало их последователей.

Читайте также:  Льготы ликвидаторам Чернобыльской АЭС

Первые серьезные попытки разобраться в принципах аэродинамики предприняли китайцы, когда сконструировали воздушного змея. В 15 веке итальянский врач Джованни де Фонтана попробовал с помощью пороха запустить бумажно-деревянную ракету. Она поднялась, но не высоко и пролетела короткое расстояние. Невзирая на неудачу, изобретатель никогда не сомневался в том, что человек с помощью крыльев, искусственно приводимых в движение, все-таки поднимется в небо.

Плюсы и минусы профессии

Стать летчиком мечтают многие. Это не вызывает удивления: летчиком быть престижно, романтично, интересно и прибыльно — крупные российские авиаперевозчики обещают капитану воздушного судна зарплату от 400 000 рублей в месяц. Небо манит юношей и девушек, а перспективы заработка только укрепляют молодежь в желании выбрать эту профессию.

Однако есть в профессии пилота и свои недостатки. Прежде всего, это высокий риск. Дело даже не в том, что самолет может упасть из-за ошибки пилота или технической неполадки. Не выдержать может сам организм пилота, т. к. полет всегда сопряжен с перегрузками.

В профессии летчика нужна высокая стрессоустойчивость. Непредвиденные ситуации, сложные погодные условия, пьяные и буйные пассажиры. Это требует немалой выдержки от пилота, ведь параллельно с этим ему необходимо удерживать высокую концентрацию на процессе ведения воздушного судна.

Кроме того, пилоты редко видятся с семьей. Когда профессия связана с частыми перелетами, семейная жизнь отходит на второй план. С другой стороны, авиакомпании оплачивают пилотам и членам их семей проживание и перелеты при необходимости сменить место жительства. Да и отпуск у летчиков 70 дней в году. Правда, в полный отрыв в отпуске не уйдешь — нужно следить за здоровьем и сохранять физическую форму.

Профессиональный век пилотов недолог. На пенсию с этой профессии уходят рано, и нанимают летчиков исключительно до 30 лет. Так что тем, кого манит небо, нужно поторопиться исполнять мечту.

Как стать пилотом в России в 30 лет

30 лет – это предельный возраст для тех, кто думает о небе. Поэтому во многие высшие учебные заведения для них дорога уже закрыта. Единственным выходом из ситуации является поступление в частный аэроклуб. Выбирать желательно крупную школу, которая имеет возможность выдавать лицензии и присваивать летные квалификации.

Но процесс это довольно длительный, так как изначально «студент» получит сертификат любителя, не дающий право совершать перевозку пассажиров на коммерческой основе. При продолжении обучения летчик получит квалификацию следующих типов:

  • коммерческая – она дает право на работу в авиакомпании;
  • линейная – такому специалисту подвластны авиалайнеры любого типа.

В процессе учебы в аэроклубе дается большое количество практических занятий. В результате специалист получает бесценный опыт и часы налета, который в 90% случаев превышают показатели выпускников ВУЗов. Найти работу такому летчику будет несложно.

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание

Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.

Поиск подходящего места работы

Поиск места работы связан с просмотром вакансий пилота гражданской авиации на сайтах поиска работ либо на официальном портале работодателя. В связи с острой нехваткой кадров в последнее время компании начали брать к себе летчиков без допуска к нужным самолетам и обучать их самостоятельно.

Чтобы попасть в крупную компанию, необходимо получить ATPL – лицензию пилота авиалиний. Для этого, вероятно, придется определенное время пробыть пилотом в небольшой локальной авиакомпании, которая выполняет чартерные рейсы. «Аэрофлот» готов рассматривать в качестве потенциальных пилотов на свои лайнеры лишь тех, чей общий налет составляет не менее 1500 часов, и у кого отсутствуют длительные перерывы в работе. Пилоты международных компаний должны знать английских язык на уровне Advanced, что равняется 4 и 5 ступени в ИКАО.

Пилоты военной авиации: особенности

Главное отличие армии от гражданской авиации – казарменное положение. Военные летчики живут жизнью военных, выполняя свой воинский долг за штурвалом самолета. Их работа морально и физически гораздо более тяжелая, чем в ГА.

Пилот ВВС после каждого боевого вылета не может быть уверен, что вернется домой, в отличие от гражданской авиации, где безопасность пассажиров и экипажа – первостепенная задача, и любая авария становится трагедией целой страны.

Военные истребители и штурмовики развивают гораздо большие скорости и способны сильно маневрировать, что приводит к развитию у пилотов сильных перегрузок и к риску развития серьезных патологий сердечно-сосудистой и нервной системы.

У военнослужащих коммерческая форма обучения – они находятся на полном государственном обеспечении. Первые два года получения образования у летчиков ВКС проходят в Краснодарском летном училище, в дальнейшем их распределяют в другие города, в зависимости от выбранной специализации.

Что нужно, чтобы стать пилотом

Чтобы стать пилотом, необходимо получить соответствующее образование и научиться управлять самолетом.

Помимо частных школ, которые предоставляют учебные курсы на платной основе, получить специальность пилота можно в средних профессиональных или высших учебных заведениях.

К средним профессиональным учебным заведениям относятся летные училище, а к высшим — институты, университеты и академии гражданской авиации.

После получения образования необходимо налетать определенное количество часов, также при устройстве в крупные компании приходится проходить дополнительное обучение.

Поступление на соответствующее направление обучения отличается от поступления в обычные вузы.

Пакет документов, который необходимо подать в приемную комиссию, включает, помимо стандартных документов (аттестат, документы, удостоверяющие личность, заявление на поступление, анкета) также справку ВЛЭК, поэтому врачебно-летную экспертную комиссию необходимо начинать проходить уже в апреле.

Важно!

Профессиональные пилоты тоже проходят комиссию для проверки здоровья регулярно, в том числе, при устройстве на работу.

Получившие справку ВЛЭК соискатели должны пройти профотбор.

Профессиональный отбор заключается в прохождении ряда тестов, вопросы которых соответствуют программе средней школы. На тестирование выделяют 3–4 часа.

Чтобы быть уверенным в правильном выполнении всех заданий, желательно заранее потренироваться на типовых заданиях, которые можно найти в интернете.

Профотбор можно проходить при прохождении ВЛЭК либо в летном училище. Задания не отличаются.

Если результаты недостаточно высокие, тест на профотбор можно сдать еще раз.

Интересно!

Проходной балл равен 43, максимальный — 60.

После успешного прохождения этих этапов, необходимо предоставить документы в приемную комиссию. Полный состав пакета документов необходимо уточнить в учебном заведении. После приема документов данные соискателей заносят в график сдачи вступительных испытаний по физкультуре.

Эти испытания в разных учебных заведениях могут немного различаться.

Обычно соискателям предлагают следующие типы испытаний:

  • стометровка на время;
  • бег 1 и 3 км на время;
  • разгибание рук в упоре лежа;
  • подтягивание на перекладине;
  • поднимание ног к перекладине из виса;
  • подъем туловища из положения лежа.

Если сданы все нормативы, претендент проходит по конкурсу, после чего можно ждать зачисления на учебу.

Важно!

Положительно повлиять на поступление на бюджет могут следующие факторы:

  • высокий средний балл по четырем предметам (русский язык, математика, физика, иностранный язык);
  • высокий средний балл аттестата;
  • целевой прием (за учебу платит компания, в которой соискатель будет работать после обучения);
  • наличие достижений в учебе и спорте;
  • ГТО;
  • высокая степень годности по результатам профотбора (всего есть три степени годности — «не рекомендован к зачислению», «рекомендован к зачислению», «рекомендован в первую очередь»);
  • ранняя подача документов.

Конкурсы в летные училища достаточно высокие, например, в наиболее престижных летных училищах России БЛУГА и СЛУГА конкурс при поступлении составляет порядка 7 человек на место.

Читайте также:  Статья 50 СК РФ. Установление судом факта признания отцовства

Как стать пилотом? Любой специалист должен постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. Тут на помощь приходят различные курсы, организованные в аэроклубах, где опытные преподаватели расскажут о новинках в области авиации и проконтролируют пробные полёты.

Если человек намерен стать пилотом-любителем, то ему достаточно пройти полный курс в аэроклубе без начального обучения в Академии гражданской авиации. Однако Росавиация требует большой объём практических и теоретических знаний от пилотов аэроклуба.

На первом же занятии новичку предложат совершить пробный полёт вместе с инструктором и расскажут о работе основных приборов на панели управления самолёта.

Теоретическую подготовку пилот должен будет освоить самостоятельно, так как обучение в аэроклубах в большей степени направлено на практику и налёт часов.

По окончании курса новоиспечённый пилот проходит медицинскую комиссию ВЛЭК ГА (врачебно-лётная экспертная комиссия) на профпригодность.

Важно знать, что только аэроклубам, имеющим все необходимые сертификаты и лицензии, предоставляется право на осуществление профессиональной деятельности в рамках действующего закона

Как стать пилотом самолета — что сдавать и где учиться

Какие же требования выдвигаются будущим пилотам и где проходить обучение?

Перед началом овладения этой профессией нужно знать, что лишь наличие летного свидетельства дает возможность управлять самолетом. Выделяется три категории «летных» прав – частный пилот, коммерческий пилот и линейный пилот. Присвоение каждой последующей категории происходит постепенно, так что получить «линейного пилота» сразу не возможно.

Существует три основных места, где проводится обучение пилотированию и выдача летных свидетельств (лицензии на право управления самолетом/вертолетом). Это летное училище, академия гражданской авиации и коммерческие аэроклубы.

Для зачисления на обучение в первые два учебных заведения необходимо пройти экзамен по физической подготовке, а именно проявить себя в беге на дистанции 100м и 1000м, а также сдать нормативы в подтягивании.

Если результаты удовлетворяют комиссию, то человек «рекомендуется к обучению»

Важно понимать, что если на протяжении всего срока в училище или академии здоровье студента ухудшилось, то существует вероятность того, что пилотом по итогу он так и не станет

Аэроклубы же более лояльно относятся к своим потенциальным ученикам, но по окончанию учебного курса пилот получает лишь первую категорию «летных прав» — частный пилот (пилот-любитель), что дает возможность совершать полеты лишь для собственного удовольствия.

Требования к специалистам

С пилотов гражданской авиации особый спрос. По большому счету, эти люди должны быть безупречны во всем. Вредные привычки для них запрещены. Пилот должен иметь отличное здоровье, быть физически выносливым, технически грамотным и высококвалифицированным специалистом.

Назовем еще ряд качеств, необходимых для этой работы:

  • ответственность;
  • внимательность;
  • сосредоточенность;
  • хорошая реакция;
  • устойчивая психика;
  • аналитический склад мышления;
  • умение быстро принимать решения;
  • хладнокровие в «горячих» ситуациях.

Чтобы стать сотрудником крупной авиакомпании, командиром экипажа, работать на престижных пассажирских авиарейсах, молодому пилоту необходимо проделать определенный карьерный путь.

Выпускник летного училища или авиационного института должен:

  • иметь не менее 150 часов учебных полетов;
  • налетать не менее 250 (в крупных авиакомпаниях не менее 350) часов на грузовом самолете;
  • получить разрешение на управление пассажирским лайнером после сдачи экзамена;
  • получить заключение медкомиссии.

В будущем работникам летных экипажей воздушных судов придется ежегодно проходить аттестацию и подтверждать квалификацию. Для пилотирования больших самолетов типа Airbus и Boeing потребуется дополнительное обучение и допуск к управлению.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *