Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка детей в автомобиле в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Какой штраф за перевозку ребенка без автокресла
Согласно статистике, 70-80% аварий на автомобиле с участием детей заканчиваются смертельным исходом как раз из-за отсутствия автокресла.
И поэтому, чтобы избежать таких страшных цифр, в РФ существует свод законов, регламентирующих защиту несовершеннолетних в транспортном средстве.
Рассмотрим в статье, какие существуют правила перевозки детей в салоне авто, а также какие санкции возлагаются на тех, кто их не соблюдает.
Правила перевозки несовершеннолетних описываются в ПДД. Согласно пункту 22.9, водитель обязан обеспечить ребенку безопасные условия передвижения, исключающие риск получения травм и повреждений. В числе требований прописан выбор специального сидения, которое подбирается с учетом возраста пассажира.
Так, по требованию закона, новорожденные и дети до 7 лет обязаны сидеть в автокресле. С 7 до 11 лет можно сажать ребенка на заднее сиденье без специальных приспособлений. Достаточно ремня безопасности.
Должно ли быть детское кресло в такси и кто платит штраф
Аналогичные правила распространяются и на перевозку маленьких пассажиров в такси. При вызове транспортного средства родители обязаны сообщить в компанию – перевозчика о перевозке детей.
Если в машине, приехавшей по вызову, отсутствует удерживающее устройство, то родители имеют право отказаться от поездки.
Водитель автомобильного транспорта так же может отказаться от перевозки, если при вызове не указано наличие детей в возрасте до 12 лет.
Если водителем принимается решение о перевозке в отсутствии детского кресла, то и ответственность ложиться:
На водителя-нарушителя, который, как правило, одновременно является и должностным лицом. То есть сумма штрафа | 25 000 рублей |
На компанию-перевозчика | 100 000 рублей |
Если сотрудник ГИБДД заметит в салоне авто ребенка без детского автокресла, он обязательно остановит водителя. Если окна автомобиля тонированные, то сотрудник попросит водителя опустить их. Если же инспектор самовольно открывает дверь, то это незаконно – сделать это допускается только в присутствии понятых или через видеозапись после предварительного составления протокола досмотра.
Если в автомобиле перевозится ребенок, а детское автокресло отсутствует, то водителю выпишут штраф на сумму в 3 тысячи рублей. Сумма штрафа одинакова вне зависимости от количества детей.
При этом за аналогичное нарушение должностные лица платят 25 тысяч рублей, юридические лица – 100 тысяч.
Конкретные, ужесточенные требования по перевозку детей на автотранспорте появились в России в 2007 году. На западе они существуют уже 30 лет – европейцам и американцам не приходит в голову везти дитя на машине без детского автокресла. Мотивирует их не угроза штрафа, а безопасность чада.
В 2007-ом в России впервые заговорили о детских удерживающих устройствах для автомобилей, а от водителей стали требовать их использования. Правда началось всё вяло – угроза штрафа 500 рублей не мотивировала автолюбителей приобретать дорогостоящее устройство. Сотрудники ДПС не придирались к отсутствию детского кресла жестко.
К 2013-му уровень детской смертности в ДТП остался прежним. Правительство поняло — нужно ужесточать меры. В КоАП РФ была дополнена статья 12.23 «Нарушение правил перевозки людей». Появилась 3-я часть, регулирующая вопросы перевоза детей в автомобиле. Размер штрафа вырос в шесть раз – до 3000 рублей.
В 2017 году правила снова частично изменили.
Самые основные поправки:
- оставить ребёнка до 7 лет в машине одного стоит от 500 до 2500 рублей;
- разрешено возить без детского кресла детей от 7 до 11 лет, но только пристёгнутыми на заднем сидении;
- детей до 12 лет запрещается перевозить на мототранспорте;
На что обращать внимание при выборе автокресла
- Детское автокресло должно соответствовать стандартам безопасности. Сегодня главные из них — европейские ЕСЕ 44, ЕСЕ 129 (i-Size) и российский ГОСТ Р 41.44-05.
- Перед покупкой примерьте кресло в автомобиле, чтобы оно встало правильно, а длины штатных ремней хватало для крепления. Заранее проверьте, есть ли в вашем автомобиле система ISOFIX.
- Выбирайте автокресло, которое соответствует росту, весу и возрасту ребенка. Кресло не должно быть большим или слишком маленьким.
- Старайтесь избегать покупки подержанных автокресел. Проверить историю устройства — было оно в аварии или нет, почти невозможно.
Зачем использовать детское кресло
Многие считают, что покупка автокресла является неоправданной тратой денег. И они заблуждаются. На самом деле, его приобретение оправдано сразу несколькими аргументами:
- Ребенок останется в живых. Когда машина врезается в препятствие, ребенок вылетает на трассу через переднее стекло, либо сильно ударяется о приборную панель.
- Кресло же удержит его на месте, чтобы он не получил травм.
- Водителя автомобиля не накажут.
- Дети не смогут отвлекать водителя, ведь ребенок с первых месяцев жизни начинает активно взаимодействовать с миром, познавая его. Например, он может кинуть в человека игрушку, тем самым помешав ему вести автомобиль.
- Безопасность во время движения даже при активной деятельности детей. Пристегнутый ребенок может заниматься чем угодно в автокресле, в том числе и играть, при этом он не соскользнет и не ударится.
- Еще одно преимущество – с появлением автокресла женщины получили возможность управлять автомобилем, поместив ребенка на заднем сидении автомобиля.
Исходя из всех вышеперечисленных доводов, можно с уверенностью сказать, что автокресло – это необходимость. И его установка обязательна, если у человека есть ребенок.
Возрастная специфика использования детского автокресла
Подбор кресла происходит на основе веса, роста и возраста ребенка. На основании этого выделяют 5 категорий:
Категория |
Вес | Возраст | Специфика транспортировки |
0 | 0-9 кг. | Новорожденные до 1 года |
Для перевозки может использоваться только автолюлька. Пассажира фиксируют в нужном положении ремнями безопасности. Кресло можно поставить как спереди, так и на заднем сидении. |
0+ |
0-13 кг. | От 0-1,5 года | Можно использовать как люльку, так и бэби-конон. Располагать автокресло можно как спиной, так и лицом по направлению движения. |
1 | 9-18 кг. | 1-4 лет |
Применяется детское автокресло с эргономичной поверхностью для поддержания позвоночника. Пассажира фиксируют пятиточечным ремнем. Сидение устанавливается лицом к направлению движения. |
2 |
15-25 кг. | 3-7 лет | Детей перевозят в кресле с регулируемой спинкой. Однако фиксация осуществляется при помощи ремней автомобиля. В таком положении ребенок может находиться на заднем и переднем сидении. |
3 | 22-36 кг. | 7-12 лет |
Для перевозки используют кресло без крепления. Ребенок пристегивается стандартными ремнями. |
Штрафы за нарушение правил перевозки детей в легковом автомобиле
В новом КоАП будет содержаться наказание за управление авто в нетрезвом виде и отказ от медицинского освидетельствования, если в машине находится ребенок до 16 лет. По ч. 2 ст. 21.8, ч. 2 ст. 21.27 КоАП, водитель будет оштрафован на 50 тысяч рублей и лишится прав на 2-3 года. Наказание суровое, но документ находится на доработке, и точная дата вступления в силу пока неизвестна.
Также можно получить штраф за непристегнутого ребенка, неправильную установку детского кресла или несоответствие маркировки удерживающего устройства росту и весу ребенка.
Штраф за нарушение правил перевозки детей:
-
3 000 рублей – для граждан
-
25 000 рублей – для должностных лиц
-
100 000 рублей – для юридических лиц
В 2021 году стал действовать запрет на оставление детей в автомобиле. В пункте 12.8 ПДД говорится, что водителю запрещено покидать и оставлять машину более чем на 5 минут (период, называемый остановкой), если в ней находится малолетнее лицо до 7 лет без присмотра взрослых.
Моменты, которые могут вызвать споры
В правилах дорожного движения нет описания того, как перевозить детей с инвалидностью в автокресле. Также водителей возмущает тот факт, что при движении по трассе без автокресла его на каждом пункте могут останавливать и штрафовать по одной и той же статье. По сумме он уже давно мог бы купить автокресло, но детских магазинов на трассе нет.
А также водители старых транспортных средств, где не предусмотрены конструкцией ремни безопасности, разводят руками в попытке сотрудника ДПС спросить, почему кресла не крепятся. Пока эти вопросы остаются открытыми.
Бывает также, что ребёнок низкий ростом, но ему уже есть 12 лет. При остановке сотрудником ДПС возраст устанавливается примерно. Если ребёнку уже есть 12 лет, то никаких штрафных санкций применяться быть не должно. Если вы не согласны с постановлением инспектора, то можете оспорить это — в течение 10 дней подать заявление руководству ГИБДД или в суд.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Какая есть альтернатива?
Существует несколько вариантов замены автокресел:
-
Компактная удерживающая система. Она предназначена для поездки детей, достигших 7-месячного возраста и не превышающих 4 лет. Фиксация осуществляется к сидению машины ремнями. Недостатками изделия считаются:
- неудобство малыша во время сна в положении сидя;
- большая нагрузка на спину крохи, которая только начала сидеть;
- нельзя пользоваться для поездок на дальние дистанции.
-
Универсальный адаптер «ФЭСТ». Представляет собой мягкое удобное стандартное сидение. На нем ребенок фиксируется ремнем, проходящим через плечевой пояс и регулирующимся с учетом роста малыша. Предназначен для детей 2-14 лет с массой тела 9-36 кг.Адаптер имеет достоинства:
- недорогая стоимость;
- удобное и простое применение;
- компактное размещение;
- наличие сертификатов, соответствующих европейским стандартам.
-
Автобустер. Представляет собой сидение, фиксированное на заднем месте салона машины. Разрешен для перевозки детей, достигших 3-12 лет с массой тела от 15 до 36 кг. Отличается более низкой стоимостью по сравнению с автокреслом, компактностью, легкостью и удобством.На заметку! Недостатками изделия считают сниженный уровень защиты. При аварии в бок машины ребенок может удариться о стекло, получив травмы различной степени тяжести.
Но если бустер использовать вместо автокресла, то штрафа за это не будет. Только необходимо соблюдать правила использования.
Перевозка ребёнка в автомобиле без кресла — это в первую очередь не риск получить штраф, а небрежное отношение к безопасности своих детей. Вызывая такси или отправляясь в дорогу на своей машине лучше заранее обеспокоиться фактом наличия специального удерживающего устройства, дабы, в случае непредвиденной ситуации, шансов на то, что малолетний не пострадает, было больше.
Дополнительная информация
Все дети, не достигшие возраста 12 лет, должны быть пристегнуты специальными детскими удерживающими средствами (LEE). Нарушители этого требования наказываются штрафом. Размеры взыскания для родителей, водителей такси и должностных лиц отличаются, а также существуют некоторые особенности погашения штрафа.
Какие обстоятельства противоречат действию законодательства
Иногда, отдельные пункты российского законодательства противоречат реальным обстоятельствам и водитель не в состоянии выполнить все требования. Именно по этой причине нередко, назначение штрафа за нарушение данного положения зачастую вызывает недовольство со стороны населения.
Ситуации могут быть такими:
- сложно перевозить детей с ограничениями по здоровью, а именно с инвалидностью;
- водитель, получивший штраф, продолжает движение с ребенком без кресла;
- дети, имеющие физические показатели, превышающие вышеуказанные параметры, а именно, дети-акселераты, также должны перевозиться в специальных креслах;
- в старых автомобилях, не предусматривающих ремни безопасности, применение детского кресла не требуется.
Все эти моменты являются спорными, и граждане зачастую начинают выяснять отношения, а не оплачивать штраф.