Когда составляется протокол об административном правонарушении

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда составляется протокол об административном правонарушении». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вы сами вправе решать это — обязать вас никто не может. Более того, если в машине есть пассажир, пусть он присутствует при вашем общении с инспектором в качестве свидетеля. Если вы все же решите сесть в машину к инспектору, оставьте открытой ее дверь или окно, чтобы свидетель слышал весь разговор.

Какие правила выписывания?

Порядок составления протокола регулируется статьёй 28.2 КоАП и соседних статей. Так, в протоколе должны быть обязательно написаны определённые данные о месте и дате совершения нарушения ПДД, об инспекторе и водителе.

В частности, обязательные данные для протокола (ч.2 ст. 28.2 КоАП):

  • дата и место написания протокола об АПН,
  • ФИО и должность инспектора ДПС, который его выписывает
  • ФИО полностью, адрес регистрации, место работы привлекаемого водителя,
  • ФИО полностью, адреса регистрации свидетелей и/или потерпевших по вине водителя,
  • дата и время нарушения ПДД, а также описание самого события нарушения,
  • любые другие данные, так или иначе относящиеся к рассмотрению АПН.

Также в протоколе предусмотрено место и для объяснений привлекаемого лица, пострадавших в результате нарушения и свидетелй.

Проследите, чтобы инспектор внес в протокол данные свидетелей, например наших пассажиров. Если сотрудник ГИБДД отказывается делать это. ссылаясь на то. что ваши пассажиры — заинтересованные лица, впишите свидетелей в протокол самостоятельно, поскольку заинтересованность не является основанием для отвода свидетеля. В графе с объяснениями отметьте, что инспектор отказался вносить свидетелей в протокол. Если же вы в автомобиле один и свидетелей нет, поставьте в соответствующей графе Z, чтобы потом не встретиться на суде с нежданными очевидцами. Советуем вам поставить Z и во всех пустых графах.

Норма закона

«В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний» (чч. 1-2 ст. 25.6 КоАП).

Комментарий к ст. 28.2 КоАП РФ

Комментируемая ст. 28.2 КоАП РФ урегулирует порядок составления и применения протокола об административном правонарушении.

Протокол — основной процессуальный документ, которым фиксируется факт административного правонарушения. Соответственно, протокол представляет собой основное доказательство по делу об административном правонарушении. Требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения продиктованы необходимостью не только фиксации факта правонарушения, но и обеспечения соблюдения гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности.

Протокол об административном правонарушении является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол, то есть каждое правонарушение фиксируется в отдельном протоколе.

Составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы, а сам протокол как доказательство по делу об административном правонарушении исследуется и оценивается при рассмотрении всех материалов административного дела и решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2016 N 05АП-3942/2016, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 N 17АП-8481/2016-АК).

Правильное составление протокола об административном правонарушении обеспечивает гарантированное ст. 25.1 КоАП РФ право на защиту. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, уже в момент составления протокола об административном правонарушении вправе знать, по какой норме КоАП РФ квалифицированы его действия (бездействие) (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2015 N 18АП-9419/2015).

Читайте также:  Полный список безвизовых стран для Россиян 2023

Срок вынесения постановления

Протокол выступает главным доказательством вины водителя. Он оформляется на месте происшествия. Из правила бывают исключения. Если присутствуют спорные моменты, или необходимо выяснить подробности, период оформления документа может быть продлен до двух суток. Подобное нарушением не считается.

Постановление составляется после того, как завершено разбирательство по делу об административном правонарушении. Если речь идет о штрафе, вердикт выносится в течение 2 месяцев. В случае серьезного правонарушения период может быть продлен до 3 месяцев. Если решение так и не принято в течение этого срока, дело закрывается.

Вынесенный вердикт по делу вступает в силу в течение 10 дней с момента его принятия. Согласно действующему законодательству, документ является действительным в течение 2 месяцев. В этот период необходимо заплатить штраф ГИБДД. Если гражданин не выполнил предписание, в его отношении может быть начато исполнительное делопроизводство.

Если в постановлении не указан протокол

Перечень сведений, которые в обязательном порядке должны присутствовать в постановлении ГИБДД, закреплены в статье №29.10 КоАП РФ. Согласно нормативно-правовому акту, в документе в обязательном порядке должны быть отражены:

  • информация о лицах, вынесших решение по делу;
  • место рассмотрения дела и дата осуществления процедуры;
  • информация о гражданине, в отношении которого применяется наказание;
  • обстоятельства, которые удалось выяснить в процессе рассмотрения дела
  • нормативно-правовой акт, который предусматривает ответственность за совершенное правонарушение;
  • итоговый вердикт по делу;
  • срок и порядок обжалования штрафа.

Что такое постановление ГИБДД об административном правонарушении в сфере дорожного движения?

Законодатель трактует постановление о привлечении к административной ответственности (в том числе и в сфере ПДД), как исполнительный документ, являющийся результатом разбирательства. Именно в нем указаны все обстоятельства произошедшего, виновные, потерпевшие, а также вид и размер наказания.

Стоит отличать постановление от протокола — это разные процессуальные документы. Второй предназначен для закрепления факта правонарушения и дальнейшего разбирательства на его основе, а постановление – уже решение, принятое уполномоченным на то лицом.

Только следующие лица, облеченные властью, имеют право выносить постановления об административном наказании за нарушение дорожных правил:

  • инспекторы ГИБДД;
  • судьи соответствующего уровня.

Этот документ может быть составлен непосредственно после установления факта правонарушения либо же по окончании разбирательства, но не позднее установленного законом срока.

Возможные сроки вынесения постановления:

  • два месяца, если решение принимает сотрудник ГИБДД;
  • три месяца, если решение принимает судебный орган.

Чтобы обжаловать постановление необходимо обратится в инстанцию выше той, которая вынесла первоначальное решение (руководитель подразделения ГИБДД, вышестоящий суд). В статье 30.3 Кодекса об административных правонарушениях законодатель устанавливает сроки обжалования решений о нарушении правил дорожного движения. В соответствии с этой нормой несогласный имеет право подать жалобу в течение 10 дней со дня вынесения решения, либо же со дня получения его копии.

Если же десятидневный срок пропущен, то необходимо восстановить его. Для этого направляется иск в суд с соответствующим требованием. Основанием для этого может быть:

  • фактическая невозможность обжалования по состоянию здоровью (нахождение в коме);
  • неполучение копии документа;
  • невозможность обжалования из-за иных объективных причин.

Кто имеет право заниматься доставлением

В любом случае заниматься этим могут только представители силовых структур либо надзорных органов. Должностные лица административных органов такими полномочиями не наделены. Чтобы доставить правонарушителя и составить протокол, они должны обращаться к помощи сотрудников полиции.

Перечень лиц, которые могут использовать данную меру, определен ст. 27.2 КоАП:

  1. Сотрудники органов внутренних дел вправе доставлять в отдел полиции, в первую очередь, нарушителей ПДД, а также прочих граждан в случае обращения к ним должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях;
  2. Сотрудникам нацгвардии обязаны препроводить гражданина в отделение полиции или служебное помещение, если он причинил ущерб охраняемому объекту или незаконно проник на него. Кроме того, они вправе доставлять граждан в случае мелких хищений, нарушения правил обращения с оружием, несоблюдения правил плавания и стоянки судов. Транспортное средство при этом помещают на специализированную стоянку;
  3. Должностные лица Ространснадзора вправе применять доставление в служебное помещение к нарушителям транспортной безопасности, например, пьяных пассажиров, которые устраивают дебош;
  4. Если ПДД нарушает водитель транспортного средства, принадлежащего Вооруженным Силам, Нацгвардии, МЧС, его доставляют к месту составления протокола сотрудники военной полиции;
  5. В случае несоблюдения экологических требований, правил рыболовства или использования объектов животного мира препроводить гражданина имеют право инспекторы соответствующих надзорных органов;
  6. При незаконной деятельности граждан в территориальных или внутренних морских водах, доставлением занимаются должностные лица пограничных органов, если выявлены нарушения таможенных правил – сотрудники соответствующей службы.
Читайте также:  Как отчитываться и платить НДФЛ за сотрудников, работающих в другом городе

О применённой к гражданину мере делают запись в протоколе об административном правонарушении либо составляют отдельный документ.

Понятие протокола ГИБДД об административном правонарушении

Протоколом называется специальный документ, который может оформлять исключительно должностное лицо. В нем отражается суть совершенного нарушения закона. Настоящий документ не является доказательством правонарушения, это всего лишь своеобразный подготовительный этап к рассмотрению дела. Итогом процессуальной деятельности является оформление постановления, которое представляет собой нормативный правовой акт.

Когда автомобилист совершил незначительное правонарушение на дороге, то постановление может быть оформлено инспектором ГИБДД прямо в том месте, где не были соблюдены правила, а автомобиль был остановлен должностными лицами. В иной ситуации данным документом оформляется решение судебной инстанции.

Порядок и правила составления протокола ГИБДД об административном правонарушении представлены ниже.

Когда составляется протокол о нарушении ПДД при дорожно-транспортном происшествии

В ходе производства по делу о дорожно-транспортном происшествии, находящегося в компетенции ГИБДД, после выяснения обстоятельств и причин его повлекших, в отношении нарушителя ПДД РФ составляется административный протокол.

Данный акт может быть выполнен как непосредственно на месте аварии, так и по прошествии достаточно длительного срока.

Срок в течение, которого может быть выполнен рассматриваемый нами документ, зависит от ряда факторов, предусмотренных законом.

Так, если установлен виновник происшествия, а квалификация его действий не вызывает сомнения у сотрудника ГИБДД и при этом нет пострадавших с телесными повреждениями, то протокол о нарушении ПДД составляется незамедлительно.

При необходимости установления дополнительных обстоятельств дела или данных о нарушителе, закон позволяет должностному лицу составить протокол в течение двух суток статья 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту — Кодекса).

В иных случаях, например, при наличии тяжких последствий в виде вреда здоровью потерпевшего, назначении экспертиз, исследований, необходимости розыска водителя скрывшегося с места происшествия, проводится административное расследование.

Вопрос о составлении протокола по делу об АПН, решается по окончании расследования, максимальный срок которого может составлять шесть месяцев (статья 28.7 Кодекса).

В административном производстве существуют правило, в соответствии с которым, сначала составляется протокол, а за тем выносится постановление.

В виде исключения из правила, для упрощения процедуры, законодатель дает возможность сотруднику ГИБДД выносить постановление и назначать наказание, минуя стадию протоколирования нарушения (статья 28.6 Кодекса). Для этого необходимо одновременное наличие следующих условий:

постановление выносится непосредственно на месте совершения правонарушения с назначением наказания в виде предупреждения или штрафа;

нарушитель не оспаривает факт совершения им административного проступка и согласен с квалификацией его действий.

Так как в 99,9 % случаев разбор дорожно-транспортных происшествий происходит в служебных помещениях подразделений ГИБДД, а не на месте аварии, то протоколирование нарушении является обязательной процедурой.

Часто сотрудники ДПС расширительно толкуют положения названной нормы и выносят постановления без составления административного протокола, что позволяет без особых трудностей отменять такие акты при их обжаловании.

Статья в помощь:

Правила составления протокола ГИБДД

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Получить консультацию

Итак, для того, чтобы вычислить грубую ошибку, допущенную инспектором, необходимо изначально знать как правильно должен составляться протокол. По статье 26.2 КоАП протокол является основным доказательством вины водителя ТС, поэтому от того, как он будет составлен, во многом зависит, понесет водитель наказание или нет. Если инспектор ГИБДД затягивает процесс составления протокола, это может считаться административным правонарушением по статье 12.35 КоАП РФ.

Применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати тысяч рублей.

Чем отличается от постановления?

Протокол ГИБДД от постановления отличается, и разница кардинальна, хотя и относятся они оба к факту нарушения водителем ПДД.

Если протоколом, как мы уже говорили выше, возбуждается дело о нарушении, то постановлением фактически завершается рассмотрение этого дела. То есть постановление — эдакий вердикт и исход ведения процедуры выяснения обстоятельств и определения вины водителя с назначением штрафа (или иного вида наказания) как итог этого дела.

В принципе, многие нижеперечисленные правила относятся как к протоколу, так и к постановлению. Ведь в последнем также есть графа для замечаний привлекаемого лица, куда нужно писать нужную информацию (см. ниже), если тот не согласен с нарушением ПДД, его также нужно подписывать, а отказ от подписи может обернуться аналогичными последствиями.

Только образцы протокола и постановления ГИБДД разные.

Какие правила выписывания?

Порядок составления протокола регулируется статьёй 28.2 КоАП и соседних статей. Так, в протоколе должны быть обязательно написаны определённые данные о месте и дате совершения нарушения ПДД, об инспекторе и водителе.

В частности, обязательные данные для протокола (ч.2 ст. 28.2 КоАП):

  • дата и место написания протокола об АПН,
  • ФИО и должность инспектора ДПС, который его выписывает
  • ФИО полностью, адрес регистрации, место работы привлекаемого водителя,
  • ФИО полностью, адреса регистрации свидетелей и/или потерпевших по вине водителя,
  • дата и время нарушения ПДД, а также описание самого события нарушения,
  • любые другие данные, так или иначе относящиеся к рассмотрению АПН.

Также в протоколе предусмотрено место и для объяснений привлекаемого лица, пострадавших в результате нарушения и свидетелй.

Порядок самого процесса представляет собой поэтапное прохождение следующих стадий:

  • Извещение лица, относительно которого будет проводиться заседание, о его дате и времени;
  • Объявление того, кто будет рассматривать дело, а также на основании каких законодательных актов привлекается;
  • Установление факта явки лица, виновного в нарушении, или же его представителя. При разборе тех дел, какие заведены в результате фиксации нарушений посредством технических средств, имеют некоторые особенности – они могут осуществляться в отсутствие лица, по действиям которого открыто дело;
  • Осуществление проверки наличия полномочий у представителя физ. или юр. лица, а также его защитника. Стоит отметить, что если проводится закрытое рассмотрение, которое может быть связано с определенными факторами, такими как неразглашение государственной тайны, представление опасности для жизни лиц и прочих случаев, отдельно предусмотренных законодательством, на заседание не допускается присутствие лиц, не причастных к нарушению или не пребывающих на нем для выполнения обязанностей или дачи свидетельских показаний;
  • Суд выясняет, была ли направлена информация по делу. При отсутствии кого-либо из тех, кто должен был явиться отдельно решают, будет ли рассмотрено дело в их отсутствии или предстоит отложение рассмотрения на срок, отдельно определенный судьями;
  • Осуществление разъяснения прав тем лицам, какие участвуют в разборе данного дела;
  • В случае отводов разбираются полученные данные и прочие ходатайства, имеющие отношение к делу;
  • Определяется необходимость отложения дела. Такое действие становится возможным в тех ситуациях, когда от сотрудников суда, разбирающих дело, поступил самоотвод или при прочих факторах, отдельно отраженных в регулирующем законодательстве. Также переносить дело могут при возникновении необходимости проведения дополнительной экспертизы;
  • Выносится решение о приводе лица, присутствие какого при разборе данного протокола обязательно;
  • Объявляется решение о том, что дело передается на рассмотрение в определенный орган (такое действие в большинстве случаев происходит в порядке подведомственности).

Дальнейшее делопроизводство заключается в оглашении протокола о разбираемом нарушении и при наличии такой необходимости дополнительно зачитываются другие имеющиеся сведения и информация относительно дела. Правила разбора таких дел предполагают заслушивание объяснений гражданина, в отношении какого заведено дело, показаний других лиц, если они имеют значение, дополнительные данные от специалистов и участвовавших в рассмотрении обстоятельств дела экспертов, принимаются во внимание имеющиеся доказательства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *