Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как установить общедомовой прибор учета за счет средств капитального ремонта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Устройства учета расхода общих ресурсов, как правило, устанавливается в подвалах или подсобных помещениях здания. Они выпускаются отдельно для учета электроэнергии, горячей и холодной воды и тепловой энергии. После установки и запуска доступ к приборам со стороны жильцов блокируется, чтобы они не смогли испортить оборудование или изменить его показания.
Требования законодательства
Правительство на законодательном уровне определило, что эксплуатация многоквартирных домов без общедомовых приборов учета запрещена.
Порядок расчета и оплаты определен в Постановлении №354 от 2 мая 2011 года.
До 2021 года был переходный период. Он необходим для того, чтобы УК и ЖЭУ провели ревизию жилищного фонда и привели его в соответствие с законодательством.
Теперь установка ОДПУ в многоквартирных домах обязательна. При отсутствии приборов учета оплата общедомовых нужд с 2021 года производится с применением повышающего коэффициента. При этом 16 апреля 2013 года постановлением №344 был разъяснен порядок расчетов.
- Общедомовые расходы не могут превышать установленные нормативы;
- Снижены действующие нормативы на холодную и горячую воду;
- Оплату за водоотведение и отопление общего имущества отменили;
- Установлен повышающий коэффициент для домов, в которых не установлены ОДПУ. При условии, что имеется техническая возможность монтажа.
При этом плата за установку ОДПУ возложена на жильцов дома. В постановлении предусмотрен лизинг, рассчитанный на 5 лет.
Согласование установки
Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.
Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.
Приборы учета (ПУ) обязательны
Федеральный закон № 261 2009 г. «Об энергосбережении…» коснулся собственников жилья многоквартирных домов (МКД). Ст. 11 гласит, что всякое строительство (кроме мелких разновидностей типа навеса для дров) должно происходить с использованием энергосберегающих технологий. Что такое ОДПУ, теперь знают многие. Сдаваться в эксплуатацию объекты должны с установленными приборами учета. Многочисленный квартирный фонд должен заняться установкой ОДПУ. Что это такое? Разъяснение не бывает лишним.
Общедомовые приборы учета (ОДПУ) начали внедрять уже более, чем 5 лет назад. Надежды – авось пронесет, авось само уляжется, к сожалению, канули в лету. Большинство многоквартирных домов являются потребителями газа, электроэнергии, горячей и холодной воды. Эти источники комфорта и удовлетворения естественных потребностей требуют установки ОДПУ. Что это не простое и не дешевое дело, убедились те, кто этим уже занимался. Ответственность в этом вопросе возложена на жильцов в лице управляющей организации, товарищества собственников дома или лиц, организующих хозяйственное обслуживание здания.
Расходы на установку ОДПУ ложатся на плечи граждан, проживающих в МКД. Если жильцы отказываются приобретать приборы, им начисляется стимулирующий коэффициент в дополнение к оплате коммунальных услуг. На уклоняющуюся ресурсоснабжающую организацию (РСО) и ее должностных лиц накладываются административные штрафы. В конце концов, в дома, самостоятельно не нашедшие исполнителя для установки ОДПУ в срок, назначенный законодательством, их устанавливают РСО. Да и все равно другие компании должны согласовать свои действия с теми же ресурсоснабжающими организациями. Принудительная установка ОДПУ не изменяет порядка оплаты. Сумма расходов делится между жильцами. Оплата происходит либо сразу, либо собственникам дается рассрочка до 5 лет с начислением %, определенного ЦентроБанком.
Расчет тарифов за потребленные коммунальные услуги в местах общего пользования
Места общего пользования в доме – подъезд, подвал, кладовая, лестничная клетка. В коммунальной квартире – кухня, коридор, ванная. Фактически это любое место на территории дома, к которому имеют доступ все жильцы.
Общественные места освещаются и отапливаются (иногда), а плату за это обязаны вносить все жильцы дома.
В «Правилах предоставления коммунальных услуг» №307 сказано, что расчет производится по формуле:
С(общ) = П * Т – С(инд),
где:
С(общ) – плата за коммунальную услугу в местах общего пользования;
П — показания общедомового счетчика;
Т — действующий в конкретном регионе тариф на определенную услугу;
С(инд) — плата жильцов по квартирным счетчикам.
Полученная разница в киловаттах, кубических метрах и будет являться суммой к оплате всеми жильцами. Поэтому сумму делят на всех собственников жилья в многоквартирном доме.
Применяется коэффициент: объем ресурса, израсходованный на нужды дома, делится на количество ресурса, потребленного жильцами в совокупности по их квартирным счетчикам.
Что такое одпу в квитанции за квартиру
Всем понятно, что ОДПУ устанавливаются в первую очередь в интересах ресурсоснабжающих организаций. Главный плюс от установки ОДПУ это возможность отделить потери в сетях поставщика услуг от потерь организации, управляющей домом. Ни для кого не секрет что коммунальные сети не совершенны — ошибки в проектировании, утечки, неправильная коммутация и т.п. Плюс «человеческий фактор» — потребители не всегда передают показания счетчиков вовремя, есть вероятность неверного снятия показаний, хищения коммунальных ресурсов. Если поставщик услуг может определить соответствующие потери непосредственно в своих сетях (как правило, они должны попадать в определенные нормы, которые закладываются в тариф на соответствующую услугу), то многоквартирный дом, которым управляет сторонняя организация — это без преувеличения «черный ящик» с потерями в котором сделать что-то проблематично. То есть ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление дома как объекта учета.
Статья 13 Закона 261-ФЗ действительно устанавливает обязанность РСО «осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют» (часть 9 статьи 13), а также «совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов…» (часть 12 статьи 13).
Однако, надо обратить внимание, что такие действия, в соответствии с той же статьей 13, РСО совершает исключительно в случае, если указанные объекты «не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
Получается, что РСО приобретает обязанность по оснащению объекта ОПУ только в случае, если в некий установленный срок некие лица такую обязанность не исполнили. И что же это за лица?
Ответ на этот вопрос дает часть 5 статьи 13 Закона 261-ФЗ, устанавливающая: «собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию».
В соответствии с частью 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ ресурсоснабжающие организации «обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 — 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок».
То есть, законодатель возложил обязанность оснащения МКД общедомовыми приборами учета именно на собственников помещений в таких домах, при этом предусмотрел, что в случае если в силу безответственности или иных причин указанные собственники не исполнят указанную обязанность, тогда РСО может установить ОПУ.
Расчёт тарифов для мест общего пользования
В каждом доме имеются места, к которым имеют доступ все проживающие в доме жильцы. Это могут быть колясочные и другие подсобные помещения, лестничные клетки, коридоры и т.п.
В этих помещениях работает электрическое освещение, а в некоторые из них проведена и вода. Оплачивать за потребляемые в этих местах энергоресурсы должны все жильцы.
С (общ). = [П – П(инд.)] x Т
Этот порядок расчёта регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг за № 307.
При отсутствии общедомового счётчика расчёт оплаты за потреблённые в местах общего пользования ресурсы проводится по нормативам его потребления.
Причём с 2020 года полученная сумма будет умножаться на повышающий коэффициент 1,1.
То есть сумма к оплате увеличится на 10%, а с 2020 года эта она будет увеличиваться уже на 60%, за счёт умножения на коэффициент 1,6.
Предлагаем ознакомиться Как поступить в институт МВД
Разница в оплате при наличии общего счётчика весьма и без такового весьма существенна. Причём с явным перевесом в пользу ОДПУ.
ОДПУ — электроэнергия
Такие счетчики определяют не только расходы электричества, но говорят об электроэнергии, стоит указать на то, что получаемые значения будут применяться для последующего расчета и распределения по специальной формуле счетов на оплату для каждой квартиры, в том числе и на те, где никто не проживает, так как в подобном случае новый закон обязывает оплачивать ОДН по электроэнергии с 1 января 2022 года, хоть и раньше это было также обязательным.
Если говорить о том, что такое ОДПУ расшифровка будет необходима для правильного понимания данного термина. Аббревиатуру расшифровывают, как общедомовые приборы учета, представляющие собой специальные счетчики, позволяющие определять общий объем ресурсов, которые поступают на многоквартирный жилой дом.
Классификация общедомовых счетчиков тепла
Аппаратура для учета тепла хоть и выполняет одну и ту же функцию, но использует различные принципы работы, обладает своими конструктивными особенностями, требует соблюдения определенной специфики монтажа и обслуживания.
Поэтому самостоятельно подбирать общедомовой счетчик вы не просто не можете, а и не вправе. Только компетентные специалисты соответствующих организаций смогут точно определить, какой тип приборов оптимален в конкретных условиях, порекомендуют проверенную фирму-поставщика, рассчитают необходимое количество дополнительного оборудования.
Полезно знать, что в ЖКХ применяются такие типы счетчиков:
- тахометрические;
- электромагнитные;
- вихревые;
- ультразвуковые.
Тахометрические счетчики – самый простой бюджетный вариант. Они оснащены механическими водосчетчиками и тепловычислителем. Их стоимость существенно ниже других приборов учета. Главный недостаток такого оборудования – проблемная эксплуатация в условиях повышенной жесткости воды. Фильтр будет часто забиваться, а это закономерно ослабит напор теплоносителя: сомнительная выгода налицо. Поэтому тахометрические счетчики, как правило, выбирают для домов и квартир частного сектора. Огромным же преимуществом механики является отсутствие всевозможных электронных компонентов, что позволяет прибору функционировать даже длительное время в неблагоприятных условиях (влажность, сырость).
Порядок оформления и установки счетчика
Итак, в какой последовательности должно проходить оснащение системы отопления многоквартирного дома счётчиком, если он не был установлен сразу в ходе строительства.
Первым шагом должно быть проведено общедомовое собрание — его чаще всего организуют представители управляющей компании. На собрании принимается решение об установки прибора учета тепла и выбирается тип устройства. Затем представители жильцов дома или же УК обращаются в организацию, обладающую соответствующими полномочиями и занимающуюся поставкой и монтажом приборов учета тепловой энергии.
Далее работы осуществляются в следующем порядке:
- Составляется проект встраивания счетчика в систему отопления дома.
- Управляющая компания, изучив составленный проект, дает свое согласие на монтажные работы.
- Далее, в соответствии с проектом производится монтаж прибора в систему.
- После этого в обязательном порядке выполняется тестирование работы прибора с составлением документация от компании-установщика.
- В завершение вызывается представитель из теплоснабжающей компании, который опломбирует счетчик, составит акт для проведения его регистрации. И только после официальной постановки на учет прибор становится основой для дальнейших расчётов за потребленное домом тепло.
Если не будут проведены все перечисленные выше мероприятия, а счетчик не будет официально зарегистрирован, то его данные не будут считаться правомерными, и не будут указываться в квитанциях на оплату за отопление.
Согласование установки
Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.
Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.
Обязать к установке ОДПУ могут и компании, поставляющие ресурсы в дом.
Стоит изучить разницу в тарифах, отличающихся наличием и отсутствием ОДПУ. К собственникам, которые не установили приборы, будут применяться повышенный коэффициент по оплате. На данный момент он составляет 1,5. Говоря иными словами, стандартный норматив потребленного ресурса будет автоматически увеличен примерно на 60%.
Повышающие коэффициенты не будут использоваться в зданиях, где произвести установку приборов невозможно по какой-либо причине. Для освобождения от повышенного коэффициента данный фактор потребуется подтвердить специальными актами обследования. Если подобных документов предоставлено не было, расчет идет по повышенному тарифу.
Начисление платежей по стандартному тарифу осуществляется по следующему алгоритму. К сумме, начисленной по показаниям личного квартирного счетчика, плюсуется часть от суммы, которая была рассчитана по общему прибору. Речь идет о сумме, направленной на общие домовые нужды.
Расчет тарифов по услугам в общественных местах
К местам общественного пользования относятся следующие объекты:
- Подвальное помещение.
- Подъезд.
- Пролеты и лестничные площадки.
- Всевозможные кладовые.
Если речь идет о коммунальных квартирах, которые еще встречаются, то к данному перечню добавляются такие территории, как ванная, кухня и коридор. Говоря иными словами, это совершенно любое место, куда получают доступ все проживающие рядом собственники.
Подобные объекты, как известно, освещаются, отапливаются, а оплата распределяется на всех собственников. Расчеты по подобным «общественным» услугам осуществляются по специальной формуле с такими показателями, как:
- С (общ) – плата за предоставленную услугу в общественных местах.
- П – параметры общедомовых приборов.
- Т – актуальный для определенной области тариф на услуги.
- С (инд) – плата каждого жильца по индивидуальным счетчикам.
Формула вычисления выглядит так – объем предоставляемого ресурса делится на объем потребленного, зафиксированного в установленных счетчиках.
Высчитанный в процессе расчетов результат в киловаттах или в кубических метрах переводится в денежную сумму, которая должна быть оплачена всеми проживающими. Именно ее делят на всех владельцев жилых помещений.